{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

«Вас ожидает белый беспилотник»: тест-драйв нового автономного такси «Яндекса» — на этот раз без водителя Статьи редакции

Но пока ещё с инженером на пассажирском сидении.

Два года назад «Яндекс» запустил тестирование бесплатного беспилотного такси в Иннополисе. Город до сих пор остаётся единственным местом в России, где можно воспользоваться услугами автономного транспорта. В компании говорят, за два года машины «Яндекса» совершили уже более 10 тысяч поездок.

В отличие от тестовых поездок в Москве и Энн-Арбор (США), в Иннополисе проверяется не только работа технологий автономного управления, но и сценарии взаимодействия с реальными пользователями: как заказать поездку, как выбрать точку посадки и высадки, как взаимодействовать с машиной во время поездки и так далее.

Я уже ездил на беспилотных машинах «Яндекса». Один раз по московским улицам около штаб-квартиры компании — с водителем за рулём, который подстраховывал в непредвиденных ситуациях. Второй раз — на загородном полигоне компании, без водителя за рулём, но и без неожиданных ситуаций, создаваемых другими машинами и пешеходами.

Беспилотник «Яндекса» предыдущего поколения

В этот раз в Иннополисе я впервые проехал на беспилотнике по городским дорогам и без водителя за рулём. И машина на этот раз другая — вместо Toyota Prius новая Hyundai Sonata.

Как заказать поездку на беспилотнике

Автономное такси доступно тем, кто записался на участие в тестировании через Telegram-чат. Для них в приложении «Яндекс.Go» активируется функция заказа поездок на беспилотниках.

Машины работают с 6:30 утра до 22 часов с небольшим перерывом на обед, во время которого из них выкачивают логи поездок, а в дежурство заступает новая смена инженеров.

Сам процесс вызова «беспилотника» мало чем отличается от заказа обычного такси. В приложении «Яндекс.Go» с активированным доступом к беспилотникам на карте появляются точки посадки, в которые может подъехать машина.

Выбираем точку и один из предложенных адресов — территория для перемещения на автономном такси ограничена границами Иннополиса.

Вместо названия модели автомобиля — лаконичное «белый беспилотник»

Все поездки бесплатные — ограничения в законодательстве не позволяют брать плату за услуги автономного транспорта.

Вас ожидает беспилотник

Приложение говорит, что машина уже ждёт на остановке около жилого квартала на Спортивной улице. Подхожу к нему сзади и испытываю секундный восторг — на мгновение показалось, что в салоне вообще никого нет. Такая иллюзия складывается из-за того, что инженера, сидящего на переднем пассажирском кресле, скрывают перегородка и массивная спинка его кресла.

Автомобиль — Hyundai Sonata, на базе которой собирается новое, четвёртое поколение беспилотников «Яндекса», представленное в начале лета практически в разгар пандемии. Оно примечательно тем, что впервые ИТ-компания разработала машину совместно с автопроизводителем — предыдущие поколения строились на основе Toyota Prius и без участия автокомпании.

Изменения в новом поколении беспилотников заметны и без пристального изучения — все крепления для наружных блоков, проводка и прочие вмешательства в экстерьер машины теперь скрыты от посторонних глаз пластиковыми кожухами, «обтекающими» автомобиль (сравните с Toyota Prius).

У машины есть имя

Над автомобильными арками передних колёс установлены вытянутые белые блоки, повторяющие силуэт машины и датчиков одновременно. В каждом из них находится лидар, радар и камера. Такое расположение помогает лучше «видеть» пешеходов и транспорт в условиях ограниченного бокового обзора — например, при выезде из двора с припаркованными вдоль дороги автомобилями.

На месте логотипа Hyundai в решетке радиатора спереди — блок из ещё одного лидара и камеры.

Передний лидар специально установлен под углом, чтобы лучше сканировать пространство непосредственно перед автомобилем.

Короб на крыше, в котором собрано вспомогательное оборудование и датчики, получил новую форму с чёрными вставками.

Появились выступы для радаров, которые «смотрят» назад.

Все камеры, которые раньше располагались по периметру короба, переместились наверх — в специальный постамент, который одновременно служит платформой для ещё одного лидара. В конце 2019 года «Яндекс» рассказывал о разработке собственных лидаров и камер, но Sonata, которую я тестировал, была оборудована датчиками и сторонних производителей.

К лобовому стеклу ближе к водителю приклеен модуль с датчиками.

Сажусь на заднее правое кресло. В интерьере, в отличие от экстерьера, не так много деталей говорит о том, что машиной управляют алгоритмы (помимо, конечно, отсутствия человека на водительском кресле): два iPad Pro, водительское кресло без подголовника для лучшего обзора на вращающийся сам по себе руль и зелёная кнопка в подстаканнике рядом с инженером. Вот, пожалуй, и всё, что отличает интерьер беспилотника от обычного такси класса «Комфорт».

Один планшет в специальном кожухе с логотипом Yandex установлен для пассажиров на задних креслах машины. До начала поездки на нём показываются маршрут, предполагаемая длительность и кнопка «Поехали». После отправления планшет отображает визуализацию движения беспилотника в реальном времени.

Второй планшет установлен прямо поверх экрана штатного бортового компьютера. Он, как и пассажирский экран, показывает визуализацию движения, но в нём есть и специальное сервисное меню для инженеров, с помощью которого они могут «управлять» беспилотником: назначать новые маршруты, изменять текущую поездку и так далее.

Нигде в поле зрения я не увидел «красной» кнопки, как в Prius, которая отключает алгоритмы от управления автомобилем. По словам инженера, сидящего на переднем кресле, в Sonata она скрыта с центральной консоли и почти не используется, так как машина может самостоятельно реагировать на внештатные ситуации. Что ж, проверим.

«Зелёная» кнопка инженера

Поехали

Иннополис в разгар рабочего дня кажется пустым и просторным городом с идеальными широкими дорогами, простыми перекрёстками и редкими автомобилями, проезжающими по улицам, часть из которых — это другие беспилотники «Яндекса». «Почти как на полигоне», — поспешно подумал я в начале поездки.

Автомобиль включает левый поворотник и плавно трогается с места. По сравнению с беспилотным Prius Sonata, плавнее набирает скорость — довольно незаметно мы уже едем на скорости в 40 км в час, без рывков и шума повышенных оборотов. В «Яндексе» говорят, что это заслуга совместной работы команды с инженерами Hyundai — автомобиль получает более точные команды от компьютера.

Впереди в нашем ряду остановилась беспилотная Toyota Prius, за ней — машина дорожной службы и знак объезда. По визуализации на iPad видно, что Sonata заранее распознала преграду — на схеме появились два серых прямоугольника, иллюстрирующих автомобили, поэтому машина сразу занимает левый ряд, проезжает работников и приближается к пешеходному переходу, к которому быстрым шагом движется пешеход.

Машина лишь слегка сбрасывает скорость, понимая, что человек довольно быстро перейдёт дорогу и полной остановки не потребуется. Первая минута поездки проходит практически в идеальных условиях, но тут перед кругом дорогу решил перебежать рабочий. Беспилотник не дёргается — лишь немного сбрасывает скорость и поворачивает точно по разметке.

Сразу отмечаю важность наличия визуализации в салоне беспилотника. Это не просто iPad для развлечения пассажиров в пути — по нему я понимаю, что видит машина и что планирует делать.

Видит машина явно лучше меня. Подъезжаем к следующему пешеходному переходу, и Sonata почему-то останавливается. Через секунду на пешеходный переход выходит человек, которого я не видел из-за кустов вдоль дороги и довольно крутого подъёма перед зеброй. Это преимущество лидара, расположенного на крыше машины, — он помогает заглядывать туда, куда не может посмотреть водитель седана.

Местные пешеходы настолько привыкли к машинам без водителей за рулём, что даже не обращают внимания на них

Если бы мне нужно было дать характеристику стилю вождения беспилотника «Яндекса», то она звучала бы так: отличник, слишком аккуратный, чересчур осторожный. Этот «водитель» не будет рисковать и лучше дважды перестрахуется перед манёвром. Вот, например, приближаемся к рабочим, которые что-то делают в непосредственной близости к дороге. Машина на всякий случай занимает левый ряд. Вдруг что.

Ещё черед минуту оказываемся у круга, на котором почему-то припарковался «Камаз», полностью перекрыв обзор на перекрёсток. В такой ситуации аккуратный водитель сбавляет скорость, чтобы медленно выехать на перекрёсток, убедиться, что за грузовиком не скрывается опасность, и потом продолжить движение. Так же поступает и беспилотник.

К такой манере езды быстро привыкаешь и начинаешь чувствовать себя в безопасности уже через несколько минут. Ещё через десять минут хочется откинуться назад на спинку кресла и просто смотреть, как работают алгоритмы. Конечно, большую роль играет и то, что это не Москва с безумным трафиком и бесконечными неожиданностями на дорогах.

Разворачиваемся прямо перед носом другого беспилотника.

Плавный поворот без сбрасывания скорости и в рамках разметки.

За время поездки инженер несколько раз добавлял новые маршруты машине, чтобы продлить поездку по компактному Иннополису. Наконец, Sonata заезжает в карман на автобусную остановку, чтобы высадить меня. Практически на повороте машина почему-то сбрасывает скорость. «Побоялась, что подрежет», — сказал инструктор, указывая на быстро приближающийся сзади кроссовер. Пожалуй, это единственный момент за всю поездку, когда я не понял, чего испугался беспилотник. Но ему виднее — у меня на затылке глаз нет.

Почти приехали

После поездки на беспилотнике я сел в каршеринг, чтобы отправиться в аэропорт, и по пути проехал Иннополис практически тем же маршрутом, что и Sonata, встретив описанные выше «неожиданности»: «Камаз», рабочие, ремонт и пешеходы. Однако в этот раз я даже не придавал им никакого значения.

Причина в том, что в машине с водителем за рулём мы не видим странностей на дороге. Ни для кого ведь не будет сюрпризом, что водители могут нарушать правила, пешеходы перебегать дорогу в неожиданных местах, а ремонтные работы принуждать пересекать сплошную линию. Это повседневная реальностью, в которой мы как-то научились ездить.

Но в салоне беспилотника каждое такое отклонение от идеального устройства мира привлекает пристальное внимание: «А поймёт ли алгоритм, что сейчас будет?», «А что он будет делать с этой ситуацией». Сейчас алгоритмы похожи на новичка на дороге, который сначала из-за своей неуверенности ездит медленно и осторожно.

Он уже научился справляться с движением в маленьком городе и типичными для любых дорог сюрпризами. Осталось впустить его в поток большого города с плотным движением, чтобы он набрался смелости, подвинул настройку «наглости» чуть ближе в сторону жёлтой зоны — и через пару лет из него может получиться хороший водитель.

0
438 комментариев
Написать комментарий...
Jiko

Статья интересная, отлично будет когда введут беспилотники. Обширная сеть 5G для создания единой системы - машины, дорожные камеры и т.д. И все будет работать. Единственный момент, как будет решаться этический вопрос. Беспилотник сбил прохожего, который выбежал на дорогу в последний момент или заранее и тормозного пути все равно не хватило. То кто виноват? Компания который этот беспилотник выпустила? Пассажир? Пострадавший?

Или же вычислительных мощностей будет хватать, про считать и свернуть на обочину повредив машину, но оставив в живых прохожего и слегка ушибив пассажира? Кто будет в приоритете?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

Да нет такой дилеммы. Ее придумали. В ПДД написано, что если человек выскочил на дорогу, нужно предпринять экстренное торможение. В ПДД ничего не написано о том, что если выскочила старушка и ребенок, то нужно сбивать старушку, или съезжать с дороги в пропасть и убивать водителя. Все предельно просто и однозначно: предпринять экстренное торможение - всё. Причем робот оценит ситуацию и нажмет тормоз в разы быстрее, чем человек. Не хватило тормозного пути - ок, дпс и эксперты будут разбираться, что там этот пешеход делал, с какой скоростью ехал автомобиль, где начинался тормозной след и тому подобное - все это предельно понятные и прозрачные процедуры, и в них тоже нет никакой "дилемы"

Ответить
Развернуть ветку
Jiko

Понятно, что нет такого, но если появляется такое, человек либо идёт в лобовое или сворачивает или тормозит в зависимости от ситуации. И чтобы он не сделал за последствия так же несет ответственность только он. А в данном случае кто? Производитель вряд ли, если это не будет массовым, но и того кто сидел тоже не получиться обвинить, так как он сидел и ждал когда его довезут, тогда получается тот кто выбежал?

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

ищите ответы в ПДД) там все однозначно, и на любую ситуацию есть единственно возможное действие. Нарушать ПДД робот не будет - потому что а зачем? Да, возможно он собьет выбежавшую на проезжую часть старушку, вместо того чтобы делать опасный вираж через встречку - но именно так в ПДД и написано: "предпринять экстренное торможение" 

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

"ищите ответы в ПДД) там все однозначно, и на любую ситуацию есть единственно возможное действие. Нарушать ПДД робот не будет - потому что а зачем?"
кстати, да, найдите в ПДД, что надо делать, если четыре автомобиля приехали к равнозначному перекрёстку с четырёх сторон одновременно и всем надо прямо.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

и тут мы плавно, но неумолимо переходим к пресловутым законам робототехники, которые, будучи корректно имплементированы, обяжут такие машины в определенных случаях нарушать пдд

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

ну уж нарушать пдд вроде ни к чему, там почти всё вполне правильно регулируется

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

например автопилоту в данный момент нужно или просто дальше ехать прямо и сбить человека на дороге, переходящей ее в неположеном месте или выполнить любое возможное физически действие, позволяющее избежать столкновения но нарушающее пдд. например резкое аварийное торможение с последующим въезжанием ему в зад другой машины. или выруливание на встречку и столкновение с другой машиной или даже примитивная подача звукового сигнала в зоне запрещающей его подачу. как поведет себя водитель в данной ситуации понятно. он наплюет на пдд и будет спасать жизнь идиота, выбежавшего под колеса. а вот как поведет себя бездушный робот? не начнет ли вдруг математически считать ценность жизни двух пассажиров внутри себя выше ценности одной жизни того идиота на дороге? ведь 2 будет больше чем 1 по мнению его математического аппарата.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

суровая правда в том, что в данном случае надо соблюдать ПДД (т.е. тупо тормозить). все эти манёвры приводят только к дополнительным жертвам. А на маленьках собачках и кошечках и тормозить, увы, не надо, т.к. менять жизнь кошки на жизнь людей совсем уж нерационально.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

Въезжающий в зад при экстренном торможении - и сейчас нарушитель (несоблюдение безопасной дистанции). И управлять авто будет четкий алгоритм, а не приблуда вдруг решившая посчитать ценность жизни или бросить жребий.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

въезжающий в зад, да, нарушитель. но мы говорим не о видении ситуации с его точки зрения. а с точки зрения впереди идущего робота, которому сейчас нужно экстренно тормозить перед пешеходом на дороге но этим же создать дтп, подвергая опасности тех, кто сейчас внутри него сидит. что ему делать? какими правилами руководствоваться принимая решение?

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

Будет действовать по заложенному алгоритму, как в ПДД. Применит экстренное торможение. Если сзади влетит авто и прибьет пассажиров - то посадят его водителя. Так как беспилотник не будет нарушать скоростной режим и будет соблюдать безопасную дистанцию, даже если в теории удар и случится, то не критичный.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

ну ок. а как по вашему поступят два робота, которым чтобы разъехаться нужно или устно договариваться или немножко нарушить пдд? свяжутся по блютузу друг с другом и совместно "кинут монетку"?

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

1. До выпуска роботов на свободные дороги, база возможных ситуаций серьезно расширится и разработчики доработают алгоритмы и порядок взаимодействия.
2. Закон не на камнях выбит, поэтому и ПДД, и ГК и УК тоже доработают.
3. По совсем уж нестандартным ситуациям будет копится судебная практика, и потом Верховный суд будет выпускать свои разъяснения. Плюс по ходу времени и нового опыта будут дорабатывать законы. Как и сейчас их регулярно дорабатывают и дописывают, так как сразу все предусмотреть невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

как раз тот момент когда на дорогах останутся только роботы смущает меньше. больше смущает переходный период, когда на дорогах будут миллионы роботов и миллионы водителей.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

Опаснее на дорогах будут водители, а убитые/травмированные граждане - это убытки для экономики и снижение налогооблагаемой базы, поэтому:
1. Правительства начнут субсидировать производство/продажу беспилотников + стимулировать покупателей.
2. Промышленность переориентируется на массовое производство беспилотников, и производство обычных автомобилей будет дорожать + расти их себестоимость и цена продажи соответственно
3. По закону увеличат количество поводов, по которым человек лишается прав, например нарушение ПДД более 3-х раз в течение года (причем любого пункта), причем не важно, сотрудник вынес штраф или камера на дороге.
В итоге за относительно короткий период водителей станет в разы меньше. Да и в целом кол-во личных автомобилей в разы сократится

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

на красивую утопию похоже. реальная жизнь обычно сильно прозаичнее

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Смольный

То есть полагаете, что смертей на дороге в переходный период будет больше чем сейчас?
И в чем утопия? Авто с рулем останется только у очень богатых людей и в деревнях, так как там и нет такого ущерба от авто.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

смертей - не знаю. а дтп точно больше станет. вопрос в длительности этого периода. если это (например утопично) 1-2 года, можно и потерпеть. но ведь это будет по идее лет 20-30. а вот уже вопрос - что меньшее из двух зол. как вариант, не начинать эксперимент пока на 200% не появится уверенности в спокойной имплементации таких машин в общий поток. ведь сейчас иногда водители принимают решение зная (догадываясь) как поведет себя другой кожаный водитель. робот поведет себя по другому и водитель не будет этого ожидать. т.е. другими словами робот должен себя вести не просто как дотошный блюститель пдд, а немного умнее и дальновиднее.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

простите, а где вы видели такой перекресток?

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

В замкадье, конечно, где ж ещё такое увидишь...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров
кстати, да, найдите в ПДД, что надо делать, если четыре автомобиля приехали к равнозначному перекрёстку с четырёх сторон одновременно и всем надо прямо.

Странно, что этот вопрос вообще возник. В этом случае у каждого из четырех автомобилей есть ровно один разрешенный маневр - поворот направо. Как только его выполнит любой из автомобилей (или сразу несколько), вся проблема улетучится.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Почему только направо? Прямо тоже не запрещено. В ПДД даже написано, что надо делать :)

Ответить
Развернуть ветку
435 комментариев
Раскрывать всегда