(function(w, d, id) { var a = d.querySelector('#volvo-article'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); if (a && b) a.style.display = 'block';}(window, document, 137185));

Превратил обман в публичную компанию за $20 млрд: в чём обвиняют производителя электрогрузовиков Nikola и его основателя Материал редакции

Американский стартап хотел конкурировать с Tesla, предложив «революционный» водородный транспорт. Но акционер заподозрил гендиректора Тревора Милтона во лжи: у Nikola не оказалось никаких технологий.

В закладки
Слушать
Тревор Милтон на фоне грузовиков Nikola Forbes

Технологии Nikola: грузовики на водороде и «революционный» аккумулятор

Тревор Милтон основал Nikola в 2014 году, и пару лет компания работала в «стелс-режиме».

В 2016 году стартап анонсировал производство электрогрузовиков на аккумуляторах. Спустя полгода Nikola заявила, что займётся производством грузовиков с «экологически чистым» двигателем на топливных элементах, а не аккумуляторах, как у Tesla Semi.

По мнению Nikola, водород лучше подходит для грузовых фур, так как заменяет дешёвым топливом тяжёлую батарею. Она снижает рентабельность и грузоподъёмность грузовиков.

Милтон утверждал, что Nikola снизила стоимость производства килограмма водорода с $14–16 до $2,5 по сравнению с аналогами. Компания разработала технологию на солнечной энергии: вода расщепляется на кислород и водород, тот поступает в топливный элемент, который генерирует ток для электродвигателя.

Недорогой водород призван сэкономить расходы транспортных компаний — обычно они тратят много денег не на грузовики, а на топливо. К тому же на заправку водородом уходило бы меньше времени, чем на зарядку, и дальность хода могла увеличиться.

Прототип первого грузовика Nikola

На этом предположении строилась бизнес-модель Nikola — продавать грузовики с водородным двигателем подороже, но снизить расходы на топливо и техобслуживание.

Компания планировала построить свой завод в Аризоне и сеть заправочных станций по аналогии с Tesla Supercharger. К 2020 году планировали открыть 50 водородных станций, в 2019-м прогноз увеличили до 700.

Тогда же Nikola анонсировала «революционный» аккумулятор для тягачей. Благодаря нему грузовики Nikola смогут проехать около 1600 км на одном заряде с полной нагрузкой, утверждала компания. Возможный пробег Tesla Semi — около 800 км.

Одновременно масса машины уменьшилась на 2,3 тонны.

Прототип грузовика Nikola One представили в мае 2016 года. Тогда же Милтон раскрыл данные по предзаказам: 7000 на $2,3 млрд.

Через год Nikola анонсировала запуск подразделения Nikola Energy для хранения солнечной энергии (по аналогии с Tesla Energy) и подразделения по производству гидроциклов Nikola Powersports, купив стартап Free Form Factory.

В 2019-м было несколько анонсов: водородный багги, гидроцикл, тягачи Nikola Two и Nikola Tre, созданные совместно с CNH Industrial.

Фирма отказалась от полностью водородного прототипа Nikola One. Two и Tre питают и водородные топливные элементы, и аккумуляторы. Компания задумала выпустить 12 тысяч грузовиков к 2024 году.

Модель Nikola Tre. Nikola обещала, что автопилот в грузовиках «готов к четвёртому и даже пятому уровням автономности»

Ещё Nikola успела повоевать с Tesla. В мае 2018 года она подала в суд на компанию Маска, обвинив её в нарушении патентов на дизайн кабины. Сумма иска — $2 млрд. К сентябрю 2020 года судебное разбирательство продолжается.

Tesla представила свой грузовик в 2017 году

Nikola вышла на биржу: с большими партнёрами и без выпущенных продуктов

Nikola получила $250 млн и создала совместное предприятие с CNH Industrial (Iveco и FPT Industrial) — для разработки силовых установок и интеграции технологий грузовика Iveco S-Way в Nikola Tre.

Также Nikola привлекла $230 млн от Bosch и Hanwha:

  • Bosch помогает в разработке топливных элементов и аккумуляторов.
  • Hanwha поставляет солнечные модули для выработки водорода.

Среди партнеров Nikola — пивоваренная компания Anheuser-Busch с заказом на 800 грузовиков на сумму около $370 млн.

4 июня 2020 года Nikola провела IPO, завершив обратное слияние с VectolQ (занимается обменом акций, покупкой активов). Компания заявляла, что потенциальный объём предварительных заказов увеличился до $10 млрд и выход на прибыль ожидается к 2021 году.

В ходе сделки Nikola оценили в $3,3 млрд, рыночная капитализация объединенной компании составила около $13 млрд.

9 июня 2020 года стоимость акций Nikola резко выросла после того, как Милтон анонсировал приём заказов на Badger и пообещал представить «реально работающий пикап, а не фейк для шоу» в 2020 году. Стартап догнал по капитализации Ford и FCA. На момент закрытия торгов капитализация Ford составила $28,794 млрд против $28,775 млрд Nikola.

Nikola — оранжевым, Ford — чёрным

Что пошло не так

В августе Nikola отчиталась о доходе в $36 тысяч за второй квартал 2020 года. Эти деньги стартап получил, продав солнечные батареи основателю Милтону. Убытки Nikola за это время составили $86,64 млн. На фоне отчетности акции компаний подешевели на 18%.

8 сентября 2020 года с Nikola заключила партнёрство General Motors: автопроизводитель будет поставлять электробатареи и топливные элементы для грузовиков Nikola и займётся производством пикапа Nikola Badger — в обмен GM получила акции на $2 млрд и место в совете директоров Nikola.

Nikola Badger

10 сентября Hinderburg Research, один из акционеров Nikola Motor, обвинила стартап в мошенничестве и опубликовала разоблачающий отчёт.

Акционер рассказала о якобы собранных записях разговоров, фотографиях, переписке, которые доказывают: Милтон врал о технологиях и активах компании.

Например, Hinderburg Research утверждает:

  • Утверждения Милтона, что стартапу удалось снизить стоимость производства водорода на 81% оказались ложными, под давлением СМИ глава Nikola признался, что стартап пока не производил водород.
  • Рекламный ролик 2018 года с движущимся Nikola One на самом деле обман — машину отбуксировали на холм, чтобы она на холостом ходу съехала на дорогу. Поэтому она и ехала бесшумно.
  • Заявления о собственной газовой скважине Nikola не проверить — в документах она не упоминается, информация о ней удалена с сайта.
  • «Революционные» аккумуляторы Nikola не производила, а хотела купить технологию у другой компании, но у той её не было. Зная это, Милтон продолжал заявлять о работе над уникальной батареей, на деле же аккумуляторы поставляет GM.
  • Не существует и солнечных панелей на крыше штаб-квартиры, вырабатывающих энергию по собственной технологии Nikola, — их нет на аэроснимках и в сообщениях СМИ.
  • Bosch, производитель грузовиков Nikola Tre, заявила, что не выпустила ни одного грузовика — хотя Милтон в подкасте в июле 2020 года говорил о «пяти единицах, которые прямо сегодня сойдут с конвейера в Германии».
  • Nikola самостоятельно не производит ни один ключевой компонент грузовиков — она их закупает или лицензирует у других компаний.
  • Партнёры Nikola постепенно выходят из компании: Worthington, Bosch и ValueAct продали все свои акции Nikola летом 2020 года после IPO. Эти акции купили физлица-инвесторы с платформы Robinhood.
  • Сам Милтон обналичил $70 млн после IPO и уменьшил период, в течение которого не мог продавать свои акции после выхода на биржу, — с 1 года до 180 дней.

Обвинения стали предметом расследований Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Милтон же назвал их ложью и обвинил Hindenburg Research в спекуляции акциями — так как у неё открыта короткая позиция на бирже. После выхода публикации цена акций Nikola Motor упала на 13%.

Спустя несколько дней Nikola подтвердила, что грузовик Nikola One в проморолике 2018 года не мог ехать самостоятельно. Тем не менее у него были настоящие и рабочие коробка передач, аккумуляторы, гидроусилитель руля.

Однако ключевые технологии — рабочий водородный топливный элемент и привод — Nikola не упомянула. Более того, стартап объяснил: в ролике не утверждается, что машина едет самостоятельно. В описании к видео сказано, что грузовик находится «в движении», а не «едет самостоятельно» или «едет с помощью двигателя».

Тот самый видеоролик

Прототип Nikola One стартап решил не дорабатывать — он помог привлечь Bosch и Iveco в качестве партнёров и переключиться на работу над Nikola Two.

21 сентября Тревор Милтон покинул совет директоров Nikola Motor. На фоне новости акции компании упали на 22,2% и продолжают падение. С июня их стоимость снизилась более чем в три раза — с $79 до $25. Капитализация Nikola к 23 сентября составляет $9,6 млрд.

Что ждёт Nikola

К сентябрю 2020 года компания не выпустила ни одного автомобиля. Теперь состояние Nikola связано с успехом Nikola Two, Badger и других проектов, за которые отвечают партнёры.

Если компания сдержит обещания и выпустит пикап и грузовики, шумиха вокруг Nikola One и скандал с обвинениями постепенно улягутся, считает Ars Technica.

Формат сделки с GM подразумевает, что Nikola сможет как минимум выпустить Badger, так как в пикапе используются уже рабочие аккумуляторы GM Ultium, а не «революционная», но так и не представленная батарея Nikola.

GM возьмет на себя производство машин, сертификацию, проверку, а также станет эксклюзивным поставщиком водородных топливных элементов тяжёлых грузовиков Nikola. Фактически, задачами Nikola остаются только развитие своего бренда и его продвижение.

{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043c\u043e\u0431\u0438\u043b\u0438","nikola"], "comments": 39, "likes": 48, "favorites": 32, "is_advertisement": false, "subsite_label": "transport", "id": 160950, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 24 Sep 2020 18:32:16 +0300", "is_special": false }
(function(w, d, id) { var h = 5000; var a = d.querySelector('#volvo-head'); var b = d.querySelector('[data-content-id="'+id+'"]'); var i = []; if (a && b) { a.style.display = 'block'; startSlideShow(); } var c = 0; var id = 0; function startSlideShow() { i = [].slice.call(a.querySelectorAll('.volvo-head__text span')); nextSlide(); }; function changeSlide() { var p = c; c += 1; if (c >= i.length) { c = 0; } if (i[p]) { i[p].classList.remove('volvo-head__active'); } if (i[c]) { i[c].classList.add('volvo-head__active'); } }; function nextSlide() { id = setTimeout(function() { var a = d.querySelector('#volvo-head'); if (a) { changeSlide(); nextSlide(); } }, h); }; }(window, document, 137185));
SEO
Эффект от SEO есть, клиента — нет: часть вторая
История о том, как мы работали, выкладываясь на максимум, но все равно чуть не потеряли клиента.
Объявление на vc.ru
0
39 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
25

Самое прекрасное в статье - это кутеж за счет мамкиных инвесторов "партнёры Nikola продали все свои акции Nikola летом 2020 года после IPO. Эти акции купили физлица-инвесторы с платформы Robinhood."

Ответить
4

Fake it if you never make it. И главное, не забудь в процессе обналичить 70 миллионов.

Ответить
1

Теперь понятно , что за Робин Гуд. )) 

Ответить
24

у бедных отнимает, богатым отдаёт :)

Ответить
1

Не понимаю, почему Илон Маск не мог сделать пикап с подобным дизайном. Это же охриненно.

Ответить
10

Ну так это же практически вылитый Raptor. 

Ответить
5

Вероятно, GMC sierra. Там же GM вкалывает, зачем изобретать ещё один велосипед?

Ответить
2

Потому что все будут говорить про необычный дизайн и акции сделают +600%, изи. А стандартный дизайн - зачем?

Ответить
4

Интересная бизнес-модель.

Ответить
1

Вчера BP обьявила, что выходит из проекта с NKLA по строительству водородных станций. Т.е. и здесь все. Остается вопрос, зачем все это нужно было GM. Зная детали сделки (а по некоторой информации из $2 млрд оплата была только $800 млн), можно предположить, действительно ли они останутся в выгоде после государственных дотаций.

"Эти акции купили физлица-инвесторы с платформы Robinhood."

Зачем в неплохой статье дешевая желтизна?

Ответить
1

думаю что у GM мотивация простая - прилипнуть куда то где речь идет об электромобилях, сделать они их могут, а вот продать нет, им нужен бренд похожего направления как Tesla - чтобы был яркий, секси. сами они такой не сделают, а тут вот более менее.
по крайней мере интернет хомячки у николы боевые, на реддите они рвут на части всех критиков. и думаю это бесплатно:)

Ответить
3

А помоему зачетный МММ, весьма в духе времени. Предлагаю в следующий раз этому мужику начать производство звездолетов-там динамить инвесторов можно десятилетиями

Ответить
0

он именно сделал очень грамотно. успех Теслы уже был очевиден и тут появилась "вторая" компания. а типа если ты не можешь громко войти в первую компанию на сильно растущем рынке - то войди хотя бы во вторую и все равно заработаешь - по этой логике вот эти крупные инвесторы туда набились.

ну это как не знаю например криптовалюты альтернативные - когда биткойн подорожал так что его не купишь, то более бедные люди скупали альткойны, потому что хотелось хоть как то влезть в растущую тему криптовалют.
тогда ведь тоже многие люди подняли денег просто так - просто сделал криптовалюту и вот тебе уже напихали денег полную коробочку. а потом тяни время.
какая нибудь универсаблокчейн - ни одного обещания не выполнили, уже и забыли про них все. а денег им напихали нормально.

Ответить
2

Что все было сделано очень грамотно, я не секунды не сомневался

Ответить
0

кстати и обманутых особо не будет. по крайней мере никто квартиры не продавал ради НКЛА не то что МММ.
попали в основном всякие ритейл инвесторы которым грех жаловаться на жизнь - раз у них есть денег для инвестиций через приложения, знач лишние)

Ответить
0

да вот насчет квартир то я и не уверен...

Ответить
0

думаете в николу инвестировали с продажей квартир? это все таки больше наша русская забава мне кажется.
в сша той же у этих людей тупо нет квартир которые можно продать))
а если вдруг есть то на ней три обратные ипотеки висят из которых все высосано)

Ответить
0

насчет николы не знаю но в форекс да

Ответить
0

мы наверное о разном с вами. 
смотрите я говорил про ритейл инвесторов николы. а это не русские в массе своей.  в россии и не знают про нее массы людей. 
то есть это скорее американцы. 
а американцы не продают квартиры и не играют на форексе (они не умеют т.к. курс их валюты к доллару стабилен)

Ответить
2

По честному, пацанам из робингуда сочувствую, кто купил на хайах. И вообще кто начал из-за хайпа вбухивать $ в акции всяких Тесла, Зум не зная как это все работает... Сам был в таком же положении когда купил Биткойн по 18к и Риппл по 1$. Держитесь✊

Ответить
3

Вероятно так оно работает с начала 20 века...
А с приходом ИТ - отбор денег стал как никогда легче.

Ответить
2

Действительно, как это работает?

Эта никогда раньше не видимая связка трудно вообразимых вещей: жадности (быстро и много зарабатывать) + лени (ничего не делать ) + глупости (всё понятно и просто).

Загадка ну минимум на миллион.

Ответить
0

тут знаете в чем загадка на самом деле - и это без иронии и сарказма. 
понятно что жадность лень глупость, но вопрос в том что сейчас информация историческая намного более доступна, все случаи когда инвесторы теряли деньги вполне доступны тоже, но люди все равно продолжают "жрать кактус".

и вот это правда странно. то есть все вот эти разводы, мошенничества - до сих пор работают.
да что тут говорить неделю назад на виси была статья парня которому позвонили из банка и сказали перевести все деньги на безопасный счет - он пошел и перевел, потом написал статью на виси.

то есть получается жадность, лень, глупость и одновременно еще и абсолютная невозможность посмотреть в инете инфу о том как это бывает?

Ответить
2

Worthington, Bosch и ValueAct продали все свои акции Nikola летом 2020 года после IPO. Эти акции купили физлица-инвесторы с платформы Robinhood.

Отлично. То есть ребята фактически стали соучастниками всей этой авантюры.

Ответить
0

Вообще-то так работает финансовый рынок. Сначала в компанию входят крупные инвесторы, потом объявляется IPO, на котором крупные инвесторы продают свои пакеты мелким. И тут нет ничего чернушного - это мировая практика.

Ответить
0

Да, НО тут очевидно участие компаний в скаме, про который они знали

Ответить
1

красиво

Ответить
0

Скиньте пожалуйста информацию о том как провести ИПО. Есть идея инновационного продукта.

Ответить
1

IPO просто так не проведешь. Поэтому они нашли компанию, которая уже была на бирже, но испытывала проблемы, и провели с ней слияние. Вот  так компания-пустышка Nikola оказалась на бирже.

Ответить
0

Какие банки помогали им делать ИПО ?

Ответить
0

Хаха)

Ответить
0

Да там уже на этапе имени было все понятно. Зачем Никола? Что за куйня?
Заходишь в салон, а тебе: "Слева автомбиль от Tesla, а справа от Nikola."

Ответить
0

fear of missing out. по этой же причине люди покупали подряд любые криптовалюты - биткойн дорогой а купить что-то надо:)
вроде как и выглядит это неправильно, но с другой стороны смотрите, трамплин в жизнь для парня и его семьи - я так понимаю сильного мошенничества там нет, как они верно сказали весь обман был до айпио, а сейчас когда айпио то вроде как уже производство все на дженерал моторс. то есть свои деньги он собрал а дальше какая разница уже.

я бы за него порадовался)

Ответить
0

Никола Тесла потому что, загугли.

Ответить

Комментарии

null