Штрафы, ограничения и запреты: как регулировали рынок электросамокатов в Европе, США и Китае Статьи редакции
В начале июня власти Москвы и Санкт-Петербурга ввели ограничения для кикшеринг-сервисов из-за аварий с пешеходами. За рубежом этой проблеме уже четыре года — вот как её решали.
Регулирование рынка кикшеринга в России:
- 3 июня СК по Санкт-Петербургу пришёл в офисы стартапов Whoosh, Molnia, Bolt, Scoobee и Red Wheels по делу о травмировании детей после наезда электросамокатов.
- 7 июня обыски прошли у неназванного сервиса. Также спустя два дня провели обыски по уголовным делам в офисах Mangoo и Вusyfly.
- 9 июня в Санкт-Петербурге перестали работать все сервисы аренды электросамокатов.
- В этот же день власти Санкт-Петербурга и кикшеринги договорились о новых правилах. Максимальную скорость движения электросамокатов ограничили до 20 км/ч. И запретили ездить на Дворцовой и Сенатской площадях, на Малой Морской улице и других.
- 11 июня мэрия Москвы запретила новое правило для сервисов аренды: операторы смогут иметь у себя в парке не более 10 тысяч самокатов.
Похожие проблемы появлялись и на других рынках, где запускались кикшеринг-сервисы. Чтобы сократить количество аварий на дорогах, власти различных стран тоже ограничивали работу сервисов.
С чего всё началось в США
В 2017 году в Сан-Франциско появились стартапы Bird и Lime — они одни из первых в США запустили аренду электросамокатов через мобильное приложение.
Спустя год оба проекта стали «единорогами», а гендиректор транспортной платформы Populus.ai Регина Клоу заявила, что в Америке произошла «революция микробильности»:
В это время на дорогах выросло количество аварий с участием электросамокатов. Например, водитель самоката врезался в женщину, когда та гуляла с сыном на тротуаре в Лос-Анджелесе. Виновник аварии скрылся, а женщина получила сотрясение мозга. Пострадавшая написала письмо в Bird и попросила компанию найти водителя и заблокировать его в сервисе.
«Я уверена, они скажут, что не несут никакой ответственности за пользователей. Но если они знают, что это опасный продукт, разве это не жестоко с их стороны?» — говорила предпринимательница. Bird сообщила, что приняла «соответствующие меры», но отказалась раскрывать личность водителя.
В 2018 году основатель и генеральный директор Bird Трэвис Вандерзанден отметил, что понимает, что его компания работает в «серой» зоне. Он пытался лично договориться с властями, например, отправил в Санта-Монику 250 самокатов и написал мэру Теду Винтереру в LinkedIn.
Винтерер не поддержал предложение. Наоборот, прокуратура Санта-Моники подала иск к Bird: компанию обвинили в том, что она развивала бизнес без разрешения города и проигнорировала требования получить лицензии на работу и убрать самокаты с тротуаров.
Компания признала вину, согласилась получить лицензии и выплатила штраф в $300 тысяч.
Как регулировали кикшеринг-сервисы в других городах США:
- В мае 2018 года власти Сан-Франциско официально потребовали от Lime, Bird и Spin подать заявки в Муниципальное транспортное агенство на использование самокатов в городе. Работу кикшерингов временно остановили.
- В июле электросамокаты убрали с улиц Индианаполиса на время разработки законодательных норм. В августе та же ситуация произошла в Милуоки.
- В мае 2019 года в Нэшвилле впервые в ДТП погиб водитель самоката после столкновения с грузовиком. Спустя месяц мэр Дэвид Брили запретил кикшеринг.
На федеральном уровне в США рынок регулируют в рамках Закона о безопасности потребительских товаров. По нему электросамокаты приравняли к низкоскоростным велосипедам или двух- или трёхколёсным транспортным средствам — с полностью работающими педалями и электродвигателем мощностью менее 750 Вт.
Самокаты разрешено использовать на велосипедных дорожках, а на трассе среди автомобилей скорость ограничена 40 км/ч. Водители должны держаться ближе к обочине и соблюдать правила дорожного движения: двигаться по правой стороне в соответствии с сигналами светофоров и уступать прохожим.
В январе 2021 года законы каждого штата накладывали собственные ограничения на использование электросамокатов. Вот чем они отличались:
- Скоростными ограничениями (от 24 км/ч в Калифорнии до 48 км/ч во Флориде).
- Минимальным возрастом пользователей электросамокатов (от 12 лет в Мичигане до 16 лет в Неваде).
- Нормами использования на общих дорогах и тротуарах (нельзя ездить по обочине в Вашингтоне, запрещено выезжать на дороги в Пенсильвании).
В нескольких штатах для вождения потребуется получить водительскую лицензию (как для легковых автомобилей): например, в Алабаме, Калифорнии и на Аляске. В Северной Каролине самокат придётся зарегистрировать как транспортное средство.
Регулирование в Европе
Франция
Во Франции в 2019 году электросамокаты и подобные им устройства отнесли к новому классу «личных моторизованных средств передвижения». Для водителей ввели следующие ограничения:
- Запретили ездить детям до восьми лет.
- Детей до 12 лет обязали надевать шлем во время поездки.
- Скорость ограничили до 25 км/ч. За превышение — штраф €1500.
- Водителям запретили возить пассажиров и ездить в наушниках. Также нельзя выезжать на тротуары, по ним можно вести самокаты только руками и рядом, иначе грозит штраф €135.
- На самокате должны быть самокате гудок, передние и задние фары, а на водителе — светоотражающая одежда.
Германия
С июня 2019 года власти Германии официально разрешили ездить на электросамокатах вне тротуаров при условиях:
- Скорость не должна превышать 20 км/ч.
- Самокат нужно оборудовать передними и задними фарами, боковыми отражателями, тормозами и звонком (или другим сигнальным устройством).
- Максимальные габариты самоката: ширина, общая высота и длина — не более 70, 140 и 200 см соответственно. Масса без водителя — не более 55 кг.
Испания
Похожие ограничения приняли власти Испании. Электросамокатам со скоростью до 25 км/ч разрешили ездить по велодорожкам и улицам, где скорость движения транспорта ограничена 30 км/ч.
Водителям запретили выезжать на тротуары, перемещаться по междугородним дорогам, автомагистралям, объездным путям и городским тоннелям.
Электросамокаты в январе 2021 года в Испании официально признали транспортными средствами, водителей обязали соблюдать национальные законы о дорожном движении. Также запретили использовать телефон на ходу или вести в состоянии алкогольного или наркотического опьянения — за это грозит штраф в €200.
Для управления самокатом с максимальной скоростью до 45 км/ч потребуются права категории AM, которые обычно оформляют для езды на мопеде. Получить их можно с 15 лет.
Чехия
Ещё в 2019 году в Чехии можно было использовать электросамокаты на тротуарах и велодорожках на скорости до 25 км/ч. На более мощном электрическом транспорте в пешеходные зоны заезжать было нельзя. В 2020 году электросамокаты запретили использовать в пешеходных зонах в центре Праги. Теперь в стране действуют следующие правила:
- Нельзя заезжать на тротуары, можно ехать рядом с ними или по велодорожкам.
- В вечернее и ночное время нужна одежда со светоотражателями.
- Необходим шлем, если водителю меньше 18 лет.
- Водителям нужно соблюдать ПДД для велосипедистов.
Эстония и Латвия
Первые ограничения рынка электросамокатов в Эстонии появились в январе 2021 года — власти потребовали от водителей соблюдать скоростной лимит в 25 км/ч, а также использовать фары в условиях плохой видимости. В Латвии аналогичный закон приняли в мае.
Контроль в Китае
В 2014-2015 годах в Китае стали популярными велошеринг-сервисы Ofo и Mobike. Пользователи брали велосипеды в аренду через мобильное приложение. Из-за загруженности дорог клиенты шерингов ездили по тротуарам, которые превращались в беспорядочные стоянки.
В 2017 году китайские власти ввели ограничения на их использование: запретили движение на тротуарах в микрорайонах и по улицам с жилыми домами. В коммерческих парках и зонах появились знаки запрета для пользователей шерингов.
С октября 2018 года правительство Китая требует от владельцев электровелосипедов и самокатов пройти регистрацию в Дорожной полиции, чтобы получить номерной знак. Транспорт можно зарегистрировать, если соблюдены требования:
- Максимальная скорость велосипеда или самоката — 15 км/ч.
- Масса не должна превышать 55 кг.
- Транспорт использует литиевую батарею.
- Обладает мощностью в пределах 400 Вт и 48 В.
В мае 2020 года в Китае началась кампания «Один шлем, один ремень», в рамках которой правительство страны потребовало от водителей электросамокатов носить шлем во время поездок с 1 июня.
Это спровоцировало дефицит и резкий рост цен на шлемы: за месяц они подорожали с 30 юаней (около $4) до 80 юаней (около $11).
В других странах мира
Австралия
Помимо США, Европы и Китая, с проблемой популярности электросамокатов столкнулось и правительство Австралии. В 2020 году Национальная транспортная комиссия порекомендовала ограничить скорость самокатов до 10 км/ч среди пешеходов и разрешить разгоняться до 25 км/ч на дорогах и полосах для велосипедистов.
Каждый из штатов страны отреагировал на предложение по-разному.
- Во всех штатах самокаты разрешили использовать на тротуарах и велодорожках на скорости не более 10-25 км/ч.
- В штате Южная Австралия вождение электросамокатов ограничили велодорожками на скорости до 15 км/ч.
- В Новом Южном Уэльсе законодатели разрешили кататься только на частных территориях.
Перу
В апреле 2019 года правительство Перу запретило использовать электрические самокаты на тротуарах. В январе 2021 года аналогичное ограничение ввели власти Сингапура.
Новая Зеландия
В Новой Зеландии разрешили ездить по пешеходным и велосипедным дорожкам, а также по дорогам общего пользования. Закон позволяет использовать кикшеринг-сервисы с 14 лет при скоростном ограничении в 20 км/ч.
Великобритания
Власти Великобритании с лета 2020 года проводят эксперименты по прокату электрических самокатов в разных регионах страны. Пока законодатели не выработали единой позиции.
Таким образом, пользоваться кикшерингом в Великобритании можно либо на частных территориях, либо в экспериментальных зонах, которые будут поддерживаться на государственном уровне до конца марта 2022 года.
И везде запрещено ездить на тротуарах. Что и требовалось доказать. А у нас страна дикарей, дорвавшихся до модных игрушек и игнорирующих безопасность свою и окружающих. А также прикормленных чинуш, которым заносят бабло все эти прокатные сервисы.
У нас, к сожалению, и культура вождения совсем другая. А вот с ней, с этой самой культурой вождения, никто ничего делать не хочет. Дали бы у нас 500 евро штрафа за превышение на 20км/ч например или за непропуск на зебре - ох круто было бы. И с самокатами стало бы все логичнее
вам в гибдд нужно идти работать - будете оргазмировать непрерывно
К счастью у меня другая профессия, в которой я очень не плох, и в которой нет необходимости постоянно брать взятки и быть абсолютным мудаком.
А описанным мной должно не ГИБДД заниматься, вроде как, а законодатели и МВД. ГИБДД - это исполнители.
Про тротуары, тут палка о двух концах.
Запретить тротуар, вылетит такая стая подростков на проезжую - и статистика смертности поползет очень стремительно.
Этим летом у нас таких детишек стало хватать. Трафик на дороге, в микрорайоне где наша контора, низкий, они облюбовали проезжую часть - это просто беспредел, могут ехать хоть поперек.
Честно говоря я не вижу никакого оптимального решения.
Комментарий недоступен
Не это не вариант
Место для покатушек - это значит тотальный запрет, всего остального.
Да и как это организовать, как регулировать толпу -которая приедет в одно место, как они доберутся до туда, еще больше проблем.
Да и как остановить подростка, у которого одни гормоны бушуют, ему на запреты пох.
Наверное штрафы солидные только решат проблему.
Уж что, а деньги я думаю наш народ любит считать.
Комментарий недоступен
Резюмируя : не только у нас законотворчеством занимаются люди, предназначенные для работы дворником, а много где.
Наоборот, вместо того, чтобы скопировать правила уже имеющиеся в других странах, надо сначала было закошмарить все конторы, а теперь сидеть с умным видом рожать новые законы.
Комментарий недоступен
А чё там не так? Везде вроде все одно и то же, 55 кг лимит веса, 20-30 кмч лимит скорости. Шлем тоже лишним не будет, погугли фотки Silvername после того как он наебнулся с электросамоката.
Ткни, покажи, что не нравится, давай обсудим
вот, например, забавное законодательное ограничение
Флорида штат пенсионеров, они старенькие, им уже все равно.
В чём забава?
Погугли фотки какого - нибудь рандома после того, как он навернулся на ровном месте.
Мой пятилетний внук с ободранными после обычного самоката коленями вполне разумно отказался кататься на электрическом.
Говорит:
- Я тут всё имущество и деревья кругом могу поломать(((
Я когда увидел, что есть самокаты с мощностью 1.5 кВт и максимальной скоростью 80 км/ч (80, Карл!) пролил чай себе на яйца
(хорошо, что уже чай сейчас допил)
https://green-wheel.me/catalog/elektrosamokaty/dualtron/elektrosamokat_dualtron_x_51ah
DUALTRON в зависимости от модели можно и до 100-110 км/ч разогнать. Вопрос только в безопасности водителя на такой скорости.
Я лучше на мотаке так разгонюсь в полном экире -)
Чувак, у меня 6киловатт в пике и я разгонял сидя до 84 (экип базовый надет ну и разгонял чисто для галочки). Будут ограничения скорости в 25 у нас - будет грустно. Потом хрен продашь его)
Ну вы же 84 не на тротуаре?
По ровной дороге) по тротуару я максимально медленный. Права 10 лет и стаж почти такой же.
Ну по ПДД сейчас это ж мопед.
Я за регулирование в-общем, детали уже нужно обсуждать - где, сколько, как. Просто сейчас это реально же просто серая зона совсем - (
PS. Как раз собираюсь брать на неделе, который до 45 - мне хватит)) А все выше - 'докатаю' на мотаке))
Про Китай не верно смешать велосипеды, байки и самокаты, к ним абсолютно разные требования в эксплуатауции в общем, так еще и в каждом городе (даже в отдельных районах) разные требования, тк устанавливаются они местным правительством. Как пример, в Пекине можно спокойно на велосипеде или эл.байке ехать по дороге, в Шэньчжэне же при встречи с полицией часто просят перейти на тротуар
История про шеринги велосипедов тут скорее для того, чтобы показать, как сервисы аренды впервые стали проблемой в Китае. Региональные отличия в регулировании есть, да, поэтому мы указали только базовые требования к электросамокатам на общегосударственном уровне.
Да, с появлением здесь шеринга велосипедов, их стало огромное количество, по тратуару нельзя было пройти и проехать. Вообще в Китае электросамокаты не особо популярный вид транспорта. Их нельзя брать в метро, а что бы люди оставляли свой на улице, такого не видел. По этому обычно на них двигаюются в пределах микрорайона. И еще здесь очень сильный фактор, что при дтп, и нанесению человеку увечий, нарушитель оплачивает пострадавшему лечение, а медицина здесь дорогая, и компинсирует зарплату на период, пока пострадавший не может работать. Люди чаще передвигаются на электроскутерах.
Как будто кто-то из наших законодателей осел в Калифорнии
Комментарий удален модератором