Agile на рельсах

Как гибкая продуктовая разработка применяется в сфере железнодорожных перевозок

Гибкая разработка (Agile software development) – методология, которая уже более 20 лет помогает эффективно и быстро разрабатывать новые продукты в сфере ПО. Сейчас agile-подходы все шире применяются в разных сферах, в том числе в транспортной отрасли. Их используют не только при создании прикладных IT-решений, но и в работе над проектами по развитию клиентского сервиса. Сегодня мы расскажем о том, как принципы гибкой разработки применяются в «Первой грузовой компании» (ПГК). Своим опытом поделилась заместитель начальника управления рисков и внутреннего контроля компании Ольга Бабенчук.

«Каскадная модель» vs Agile: эволюция принципов

В software-разработке есть немало сложных задач, по которым разработчики пытаются максимально точно сформулировать исходные требования, спроектировать параметры будущего продукта и спрогнозировать сроки реализации. В 70-80-е годы XX века для их решения применяли «каскадную модель» разработки – Waterfall. Ее суть в том, что все стадии от анализа требований и проектирования до инсталляции и техподдержки продукта реализовывались строго последовательно, без параллельных процессов и тем более «перескоков» через стадию. Если заказчик в процессе давал новые вводные, то каждое новшество нужно было заново пропускать через весь «каскад». Сроки затягивались, бюджеты росли.

Так продолжалось до февраля 2001 года, когда семнадцать гуру американской школы программирования создали Agile Manifesto – документ, содержавший описание ценностей и принципов гибкой разработки ПО. Создатели Agile прописали 4 ключевые идеи, ломающие прежние приоритеты:

· люди и взаимодействие с ними важнее, чем процессы и инструменты;

· работающий продукт важнее, чем исчерпывающая документация и отчетность;

· сотрудничество с заказчиком важнее, чем согласование формальных условий контракта;

· готовность к изменениям важнее, чем следование первоначальному плану.

За минувшие 20 лет принципы agile успешно перекочевали из IT в разные бизнес-сферы. Крупнейшие мировые компании, творчески переосмыслив удачные идеи программистов, еще в 2010-е годы начали внедрять у себя agile-маркетинг и agile-менеджмент.

Применение Agile на практике

Строго говоря, Agile – это лишь «материнский» бренд, который определяет базовые ценности и принципы гибкой разработки. А внутри этого «семейства» есть разные подходы, такие как Scrum, Kanban, Extreme Programming (XP), OpenUP и другие. Какой из инструментов использовать – зависит от задач. Мы в ПГК чаще применяем Scrum. Он дает возможность корректировать требования, устранять отклонения от желаемого результата уже на ранних этапах разработки IT-продукта или проекта. Расскажем, как это работает в нашей компании.

Работа над проектом в Scrum разбивается на короткие спринты до 4 недель максимум. В команде задействовано до 10 человек. Куратором группы выступает product owner: он отвечает за взаимодействие с заказчиком и формирует бэклог продукта – перечень всех требований к продукту, которые в дальнейшем берет в работу команда разработчиков (developers). За тем, чтобы команда правильно применяла метод следит scrum-мастер: например, он контролирует, чтобы разработчики каждый день проводили встречи определённой продолжительности.

В команде нет иерархии, все равны и все вместе отвечают за результат. Даже начинающий специалист вносит свой вклад в развитие продукта наравне с остальными участниками команды и одновременно учится, набирается экспертизы у старших коллег.

Как происходит работа над самим продуктом по методу Scrum? Команда формирует бэклог спринта – список всех обязательств, которые она берет на себя на этот период, разделенный на задачи. После этого стартует сам спринт: за несколько недель напряженной работы в ходе ежедневных встреч вносятся необходимые корректировки в продуктовый бэклог. На выходе формируется инкремент – готовая к использованию часть продукта, с которой уже можно ознакомить заказчика. На специальной встрече команда демонстрирует, как работает готовый инкремент, отвечает на вопросы заказчика, а также обсуждает изменения и доработки, которые необходимо сделать на следующем спринте.

Scrum – тоже не догма: следуя принципам гибкости, мы применяем у себя agile-методы в комбинированном виде, подстраиваем их под специфику нашей компании. Например, в ПГК на первой и второй неделях спринта проводится контентная встреча – мероприятие, не предусмотренное классической моделью Scrum.

ПГК применяет agile-инструменты в разных направлениях – в коммерческой деятельности при разработке услуг для клиентов, в IT разработке внутренних и внешних продуктов и в производственных процессах. Есть несколько направлений, в рамках которых уже можно говорить о прямых или косвенных эффектах от применения гибкой продуктовой разработки.

Например, с недавних пор ПГК в своей работе использует инструмент под названием customer journey map (CJM) — «клиентский путь». Он позволяет разложить весь процесс оказания практически любых услуг (в нашем случае – грузоперевозок) на отдельные этапы – и, поставив себя на место клиента, понять, как можно оптимизировать взаимодействие с ним. Мы активно применяли Scrum при работе над проектом. На выходе – сократили количество документов, требуемых для подписания договора с заказчиком, с 9 штук всего до двух. А обработка заказов благодаря CJM ускорилась в 2-3 раза: теперь все заявки клиента на подачу вагонов подтверждаются в день поступления.

У ПГК есть ряд цифровых продуктов – это «Личный кабинет» для подачи заявок на перевозки и отслеживания всего процесса транспортировки, сервис для проверки качества вагонов. Мы запустили продукт под названием «Цифровой вагон», который позволяет выстраивать предиктивную аналитику на основании данных о состоянии колесных пар. Еще ряд проектов находится в разработке. Работа над всеми этими сервисами велась и ведется по методике Agile.

Отдельные элементы гибкой программной разработки используются в усовершенствовании системы SAP – благодаря этому мы получаем возможность снизить внутренние издержки компании (расходы на бухучет, маркетинг, управление персоналом и тп.). Кроме того, agile-фреймворки применяются в управлении процедурой инвентаризации и иных процессах компании.

Проекты, реализованные по методу Scrum, в ПГК выходят далеко за рамки IT. В качестве примера приведу разработку модуля инвентаризации. Работа над продуктом состояла не только из разработки удобного приложения и подготовки набора отчетов, но и включала изменение самого процесса проведения инвентаризации и учета. Команда занималась доработкой внутренней IT архитектуры, автоматизацией сложных расчетов, интеграцией модуля инвентаризации с модулями управления складскими запасами, ремонтов вагонов и РСБУ и МСФО учета. Помимо этого, мы изменяли систему документооборота, разрабатывали инструкции по работе с модулем и проводили обучение пользователей. То есть по завершению проекта – это был полностью готовый продукт, прошедший тестирование и встроенный в бизнес-процессы компании.

Прощай, Waterfall? Не все так просто, но будущее – за гибкостью

Гибкие методы не только повышают экономическую эффективность разработок ПО, но и позволяют совершенствовать стратегию развития компании в целом, развивать современное корпоративное управление. Мы в этом убедились на своем примере. Практика Agile просто немыслима без максимальной клиентоориентированности: наши IT-команды вникают в детали управления вагонным парком, ремонта вагонов. Проектная работа в спринтах формирует долгосрочные команды: выпустив продукт или сделав коммерческое предложение для клиента, ПГК сохраняет команду, которая занимается постоянным развитием этого продукта. Что еще очень важно – Scrum воспитывает компетенции будущих топ-менеджеров, формирует навыки самостоятельного принятия решений. Даже если генеральный директор захочет поменять что-то в процессе продуктовой разработки, ему придется это согласовать со всей командой.

Означает ли это, что «каскадную модель», просуществовавшую в мире разработки более полувека, пора забыть? Вовсе нет. Для эффективного управления некоторыми процессами централизация также важна. Например, в нашей сфере железнодорожных грузоперевозок: несмотря на всю гибкость в собственных разработках софта, мы вынуждены учитывать объективные «железные» ограничения. У ПГК более 100 тыс. вагонов: не имея под рукой централизованной системы, невозможно управлять таким огромным парком.

И все же, несмотря на объективные исторические ограничения, при разработке новых продуктов мы в наибольшей степени опираемся на agile-методы. Ведь сейчас главным конкурентным преимуществом становится умение приблизиться к клиенту, быстрее выдавать результат, постоянно совершенствовать процессы. Присоединяйтесь к нашей команде и создавайте новые продукты вместе с нами.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда