{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Рейсы в Грузию заполнены на 92%, вместо Москвы хабом стал Сочи: главное из интервью совладельца аэропорта Внуково Статьи редакции

Председатель совета директоров аэропорта и совладелец авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев рассказал РБК об адаптации рынка к ограничениям.

Виталий Ванцев во «Внуково», фото РБК
  • Внуково практически лишился транзитного пассажиропотока. Теперь он составляет примерно 10–15% от того, что было в 2019 году. Раньше было до 30–40% от всего пассажиропотока аэропорта: «Моё ощущение, что в ближайшие десять лет [ситуация не изменится]».

Мы строили аэропорты в логике, что это транзитные аэропорты. Помните такое красивое слово «хаб» («московский хаб»), которое произносилось как мантра с начала 2000-х? Хаб — это место, куда из одних точек прилетают и откуда в другие точки улетают. А теперь все московские аэропорты превратились в финальные аэропорты, откуда никуда уже не улетишь.

По большому счёту сегодня хабами, скорее, стали Минводы и Сочи. Туда проще и ближе долететь [из других российских городов] и оттуда проще долететь до Турции, Эмиратов или Египта. К тому же агломерации, в которых находятся эти два российских аэропорта, достаточно большие по населению — 10–15 млн человек (с учётом соседних регионов). Плюс на курорты на побережье Краснодарского края от Анапы до Сочи приезжает по 5–6 млн туристов в год, может, даже больше.

Виталий Ванцев, цитата по РБК
  • По сравнению с московскими аэропортами особое значение для транзита получит Новосибирск и Екатеринбург. Значительный рост покажет Владивосток, где «есть большой транзитный потенциал для соединения Юго-Восточной Азии и России».

Пассажиропоток и цены

  • За первые пять месяцев 2023 года пассажиропоток Внуково сократился по сравнению с январем—маем 2020 года почти на 11%, у Домодедово он вырос на 7%, а у Шереметьево — на 42%. Это связано с тем, что «Аэрофлот» изменил стратегию развития и решил часть парка «Победы» использовать в Шереметьево. Половина рейсов лоукостера с ноября 2022-го перешли туда из Внуково.
  • За 2023 год Внуково недосчитается порядка 3 млн пассажиров «Победы». 1,5 млн планируют заместить рейсами других авиакомпаний — Pegasus Airlines, Fly Arna и других, запустивших рейсы в Грузию.
  • В 2022 году пассажиропоток Внуково составил 16 млн человек, в 2023-м компания ориентируется на 14,5 млн.
  • Доля международных перелётов составит 60–65%, потому что внутреннее направление «менее развито». Дисбаланс вносит и закрытие аэропортов в Краснодаре, Ростове, Симферополе и Анапе. Внуково был основным аэропортом для полётов туда.
  • Раньше 15–20% рейсов бизнес-авиации приходилось на внутренние рейсы, остальные были международными. Теперь 60–70% — внутренние рейсы, оставшиеся 20–30% в зависимости от месяца — за границу.
  • Московские аэропорты — не только Внуково, но и Шереметьево и Домодедово — скорее всего, «никогда не адаптируются к запретам на полёты в Европу».
  • Без госсубсидий в 2023 году билеты на внутренних рейсах подорожают на 15–20%, а на международных — до 40%, оценил Ванцев: «Но не нужно к этому относиться так, что авиакомпании охреневшие, пользуются ситуацией. Со стороны это, может, так выглядит, но всё на самом деле иначе». Рост цен он объясняет увеличением затрат на техническое обслуживание самолётов.

Работа авиакомпании в условиях ограничений

  • Ванцев, как совладелец «Азимута», рассказал, что у авиакомпании есть склады запчастей, которые «позволяют ещё около года более-менее нормально существовать», после их нужно пополнять. Но всё подорожало.
  • «Святая обязанность» авиакомпании — продержать действующий флот самолётов Superjet до 2035 года. Потому что неизвестно, когда появится серийное производство Superjet New с российским двигателем ПД-8.
  • Главная проблема с импортозамещением — это ПО. За разработки зарубежных компаний платили «не такую большую абонентскую плату, и всех всё устраивало». Сейчас это тоже решаемая проблема, потому что «мы умеем сами писать софт». Сайты аэропортов и их структур специфичны, поэтому их писали с участием специалистов Внуково. Делать софт самим «немножко дороже, но не космические цифры — 100–200 млн рублей». Программами планируют пользоваться 10–15 лет.

Рейсы в Грузию

  • По данным на июль 2023-го, загрузка самолётов в Грузию — около 92%, поэтому решили открывать вторые рейсы [в сутки]. С 5 июля «Азимут» начал по два раза в день летать из Москвы в Тбилиси.
  • Georgian Airways открывает для российских пассажиров транзитные рейсы в Европу (Париж, Ницца и Рим) через Тбилиси. В итоге город станет четвёртым «хорошим транзитным узлом» — после Стамбула, Еревана и Баку: «Мы вместе с Georgian Airways пытаемся так сложить, чтобы стыковка была небольшая по времени, час-полтора».
  • Чем больше компании летают, тем ниже себестоимость их работы и ниже цены на билеты. Чем выше будет загрузка грузинский рейсов, тем ниже будут цены на них.
0
140 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Вечерний

Всм, в Краснодаре нет аэропорта?

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Скоро откроют. Скринь.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Nikolay

в геленджике построили новый, охуительный аэропорт
и он стоит в пыли, так и не запустили
сукабля

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Игорь Рейтер

Что есть, то есть.

Недавно ездил к друзьям из другой части центральной России. Цены на самолёте до Сочинского аэропорта стали в разы больше, чем были даже год назад из-за сверхзагруженности + потом ещё и высчитывать время до попутной ласточки и 5 часов на ней. Весёлое приключение, в общем.

В итоге пришлось двухэтажным купе ехать, там хотя бы цены демпингуются из-за обилия купешных мест и вагоны не всратые.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Karmanov

8 с половиной часов на допотопной Ласточке с одной розеткой на 20 человек, одним туалетом на несколько вагонов и без столиков у стульев из Сочи до Анапы, ага

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey

Смотри , как бы на телеги не пересели ! Ишь - аерапотрт яму подавай !! 😂

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.
московские аэропорты превратились в финальные аэропорты, откуда никуда уже не улетишь

Точно подмечено. Ни убавить, ни прибавить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Степан Немура

Можете себе представить во что превратилось питерское пулково. Оно находится за горизонтом событий практически для всех.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Монохромный Ретропанк

Да фигня полная. Из московских аэропортов много куда летят и сейчас. Тот же Ереван - два десятка рейсов в день, все забиты. Дубай, Турция, Израиль, Беларусь. Европа конечно закрыта, но всё же. Говорить "никуда не улетишь" - это перебор.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Rax034

Ага, помним мы, жители регионов это "великолепное" слово как"хаб".
Когда чтобы долететь из одного города в другой, между которыми 500 км, надо пролететь 2000, потому что лететь сначала до Москвы, а потом из неё обратно. Что итоге из часового рейса делает суточный, а из цены в 3-5к цену путёвки в Европу. 👌

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

видимо, не было достаточного числа пассажиров, чтобы гонять самолет между этими городами.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nikolay Vavilov

Именно, при этом у всех туроператоров ценообразование с учетом полета на чартере было такое, что:
1) либо лететь сначала до москвы, там терять пол-дня/день и лететь в пункт назначения
2) либо сразу на чартере из своего города в регионе.
в 1 случае цена была бы на несколько тысяч дешевле, которые ты бы проел в аэро/ потратил на ожидание.
Так что они привыкли к модели "да мы сейчас тут перетрем, сделаем монопольно в мск хаб, будем бабосы рубить")

Ответить
Развернуть ветку
Ann Zibert

В декабре летела из Тбилиси в Ереван (чтобы дальше добраться домой, в Сочи). Меня очень удивило, что мы вышли, а большинство пассажиров остались в самолете. Оказалось, что они летят в Москву. И оказалось, что все это время можно было летать Тбилиси-Ереван-Москва, не выходя из самолета. Наверное, и сейчас этот рейс пока актуален. Вдруг кто не знал – делюсь :)

Ответить
Развернуть ветку
Dee

Билет нужен или можно просто не выходить?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Хозяин

Надо идти дальше и вообще не сажать самолёт в Ереване. А в аэропорту вылета маркетить Ереван как "Москва Южный". В Европе так лоукостеры делают - заявляют что летают в какой-то город, а на самом деле там от аэропорта до города 150 километров добираться ещё.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никита Одинцов

Видел недавно, что таких рейсов много оказывается. Ни разу не летал на подобном.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Pavel S

Мне отец рассказывал, что в 80е годы летал на самолете с несколькими остановками - это было в порядке вещей

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Анти Космонавт
Теперь 60–70% — внутренние рейсы, оставшиеся 20–30%
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Фeдoтов

Эх, Вадим Д. опоздал.

Ответить
Развернуть ветку
Васильев А.

Бот немного сломался и не успел..

Ответить
Развернуть ветку
Dev
Делать софт самим «немножко дороже, но не космические цифры — 100–200 млн рублей»

это зп 10-ка разработчиков за год, с парой тройкой БА и СТО. За год это MVP на коленке в первом приближении. Вообще разработка подороже стоит, немножко на порядок, опять будет попытка на разрабах за копье вылезти :-)

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Пара разбитых ssj100 наймут мидлов вместо джунов

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Иванов

Я хз, я ещё пару лет назад бюджеты меньше 50-60кк рублей не видел. Это буквально мелкая софтинка на пару экранных форм. Что-то приличное - около 1ккк в год только ФОТ.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

каких десятка?
мидл разрабы 2 млн. руб в год, БА столько же.

Ответить
Развернуть ветку
Kain Ariott

Был в сочинском аэропорту, это целая история, он не справляется с потоком туристов

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Плахин

сейчас их в разы больше ,это вполне объяснимо

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov
Был в сочинском аэропорту, это целая история, он не справляется с потоком туристов

А говорят денег у людей нет...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Нина Александрова

Видимо Грузия, сама того не подозревая, стала туристической столицей россиян.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Баринов

Главное чтоб потом не думали как избавиться от этих туристов

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Русик Чебот

Как будто бы подозревали. Палки вставлять в колеса не стали, когда решили возобновить прямые рейсы

Ответить
Развернуть ветку
Рома Дмитриев
С 5 июля «Азимут» начал по два раза в день летать из Москвы в Тбилиси.
В итоге город станет четвёртым «хорошим транзитным узлом» — после Стамбула, Еревана и Баку

а свободные грузины просят все отменить к чертям, им это не нужно

Ответить
Развернуть ветку
Labeling
а свободные грузины просят все отменить к чертям, им это не нужно

Странно, а я думал они с удовольствием принимают участие в раздеребане воюющей страны из которой утекают как интеллектуальные и трудовые ресурсы, так и капиталы.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nikolay Vavilov

конечно не нужно, и нефть с бензином наши не нужны, поэтому и к санкциям не присоединяются, но в сми для соевых повестку европейскую вещают))

Ответить
Развернуть ветку
Carl Herr

Что же это будет что люди так в Грузию рванули

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov
Что же это будет что люди так в Грузию рванули

А ничего особенного. Возможно еще 1% мармеладок :)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny
московские аэропорты превратились в финальные аэропорты, откуда никуда уже не улетишь

Ну и супер, хоть поменьше будет сельских туристов в аэропорту и вообще в городе. Москва для москвичей.

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Для москвичей? А ничего что это столица и москву вся страна кормит?

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Хозяин

Похоже третью полосу в Шарике зря строили.

Ответить
Развернуть ветку
Святослав М.

пока что так ,за черной полосой идет белая

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Скоробогатов

Ну почему сразу зря,все равно когда то она пригодится

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leonid Bushuev

Как так то? Тут же говорили что у людей только на мороженку деньги есть.
А тут и перелеты открыли и люди летят.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

А вы цены на мороженое то видели? ;)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Каляев

"Московские аэропорты — не только Внуково, но и Шереметьево и Домодедово — скорее всего, «никогда не адаптируются к запретам на полёты в Европу».-ну в данном случае конечно тяжело это сделать

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

ну есть парадигма "везде будет Россия от Лиссабона до Владивостока"

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Раду

Удивительно что хабом стало Сочи

Ответить
Развернуть ветку
Ann Zibert

Кстати, я так и не нашла в статье, почему Сочи - хаб? Я вот не нашла ничего про это, а в авиасейлз билеты из Сочи в Тбилиси вижу только непрямые

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
BaiGuiKa

Золотой телёнок, раньше напрямую Москва - ЕС возили назаработаное, сейчас через союзников, а там сейчас 90% верни 10% вези куда хочешь, поэтому выгоднее или с концами или на родине вкладывать, хотя по итогу получится те-же 9 к 1 😁 истории всегда повторяются, так же как и люди всегда надеятся, а вдруг им повезёт, а повезёт на 200 лет вперёд расписан😎

Ответить
Развернуть ветку
Антон Большаков

То то я и смотрю что билеты Сочи-Махачкала-Сочи растут с каждым днем.... хотел улететь в начале месяца - 9 т.р. туда и обратно, сегодня уже 20 т.р.
Не нужон нам этот хаб...

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

сейчас вообще то сезон отпусков, да и в московском "хабе" такой же ценник был, если билет близко к дате вылета покупать. 7-9к в одну сторону с багажом

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Murat Oshroev

Новый удивительный мир: прямого рейса из Москвы в Лондон нет, а из Ирана - есть

Ответить
Развернуть ветку
George Parker

какое то сумасшествие .а зачем это все.

Ответить
Развернуть ветку
Поручик молчать

Кто-нибудь может объяснить, зачем в эту Грузию летать?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Фиктивный Аккаунт

Если Грузинские Авиалинии тоже подпадут под санкции, будет ли вариант с Арменией, Азербаджаном? Если они откажутся?

Ответить
Развернуть ветку
Veronica Baca

"По данным на июль 2023-го, загрузка самолётов в Грузию — около 92%,"-какой хороший показатель ,в Грузии действительно сейчас неплохо

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

Сейчас главный хаб это Ереван.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Шаманов

"За 2023 год Внуково недосчитается порядка 3 млн пассажиров «Победы»."-Внуково значительно страдает в этом году

Ответить
Развернуть ветку
Артём Васнецов

не сладко приходится российским аэропортам в нынешних реалиях

Ответить
Развернуть ветку
ЛораО

Мне нравиться (в переносном смысле). Легче всего сослаться на самолёты, переносы, аэропорты. А цены на билеты не пробовали регулировать и делать скидки?

Ответить
Развернуть ветку
Оля.РТ

Спасибо за интервью, очень интересно

Ответить
Развернуть ветку
137 комментариев
Раскрывать всегда