«Квестбол» — сервис квест-экскурсий
В отличие от квестов в локациях (то, что называется esсape room), число которым тысячи и тысячи по всем городам России, квесты по городам значительно меньше распространены. Хотя именно с них начинался выход игр из недр компьютеров в реальную жизнь.
В России это были ночные поисковые игры Encounter (2002) и «Дозор» (2005). В них по-прежнему играют. Не поверите, людям за 30, а они как в ранние 2000-е лезут в коллекторы канализации или на крыши заброшенных промцехов, чтобы добыть артефакты. Бывают погибшие. Стремновато, да?
Игры в реальном городском ландшафте по определению масштабнее квестов в локациях вроде «Выйди из комнаты» уже хотя бы длиной маршрута, размахом пространств и возможностью зацепить множество культурных, исторических легендарных тем. Конечно, это игры не для тонкопалых интровертов, нависших над клавиатурой. Это игры для людей динамичных. И да, это командные игры.
15 лет не прошли даром. Теперь все городские игры получили поддержку мобильных компьютерных и навигационных сервисов. Появился целый новый жанр квест-экскурсий.
Запуск
И всё-таки игр в реальной городской среде маловато. Есть несколько переросших своё экскурсионное детство сервисов типа «Квестпланеты» или «Ходилки-Бродилки». Есть реально игровой «Квестери». И есть много свободного места на рынке. Из этого мы исходили, когда зимой 2017 года начали конструировать свой сервис городских квест-экскурсий «Квестбол».
Нам показалось правильным отказаться от привязки игроков к сервису «Квестбол» к онлайну. В реальных городских условиях качество связи может оказаться невысоким и тогда наша игра будет непредсказуемо прерываться. Кроме того, не в России, но в других странах, интернет-роуминг бывает довольно дорогим. Это было бы серьезным ограничивающим фактором для продвижения нашей будущей игры.
Мы предпочли дать игрокам скачать нашу игру в свои мобильные устройства в условиях стационарной качественной связи (дома, в отеле, в открытой wi-fi зоне). А уж играть независимо от качества связи, в офлайне.
Мы выбрали своей целевой аудиторией молодежь и подростков. Людей, которые только осваивают город как среду обитания. Мы так же подумали, что для совсем молодых игроков в «Квестбол» могут стать хорошими партнёрами взрослые сопровождающие. Родители? Да хоть бабушки или дедушки!
Отсюда возникли базовые параметры (ограничения) сервиса:
- безопасный маршрут без экстрима;
- легко определяемое (знаковое в городе) место старта игры;
- разумное количество познавательной информации (не перебрать!);
- небольшая продолжительность прогулки (не перебрать!);
- ролевой характер;
- помощь в ориентации в городе (наличие плана города);
- возможность сетевого пиара и шеринга для игроков (+ селфи!);
- необходимость «наземного» поощрения игроков.
Первый квест мы начали писать по родному городу – Йошкар-Оле. Нужно было убедиться, что даже в таком скромном, лишенном глубокой историчности и особой легендарики городке, как наш, можно заварить славную игровую интригу. Мы подумали: сможем в Йошкар-Оле — сможем везде. Да и быстрее стартуем — за недельку управимся.
Но написание квеста заняло почти два месяца. Как позднее оказалось, в нашем случае это стало прямо-таки технологическим темпом: один квест в месяц. Объясню: проектируя продолжительность квест-экскурсии в 3–4 часа с длиной маршрута 4–5 км, мы смогли вместить в один квест 25–28 станций (так мы назвали этапы игры и точки маршрута).
А поскольку для старта игры в России мы сочли необходимым иметь по паре квестов в главных туристических городах: Москве, Петербурге, Сочи и Казани, — то нам и понадобилось 8 квестов. И только их написание заняло почти год.
С самого начала разработки сервиса мы хотели сделать его максимально художественно привлекательным. Попросту красивым! И мы решили весь его нарисовать руками. Всё, что возможно, кроме конкретных видов городских ландшафтов на станциях квестов (они должны быть максимально узнаваемыми), мы нарисовали! Заставки квестов, персонажей игры, лендинг и человечков на нем, кнопки, легендарные пейзажи знаменитых городов — мы нарисовали всё. И это тоже потребовало месяцы работы.
В апреле 2018 года сервис городских квест-экскурсий «Квестбол» был в целом готов. Мы запустили в работу сайт kvestball.ru и выложили приложения на App Store и Google Play Market.
Сервис
Итак, наша игра квест-экскурсии «Квестбол» проходит как пешеходная (редко велосипедная) прогулка в реальной городской среде, в центральных районах городов, преимущественно в пешеходных зонах и парках. Она предназначена для самой широкой аудитории: от мала до велика. Мы не ставим возрастных ограничений. Лишь бы игрокам хватало культурного бэкграунда для разгадки наших загадок.
В самом начале квест-экскурсии мы назначаем игрокам роли, ставим задачу на игру и миссию, которую нужно реализовать. Игроки проходят по 20-30 станциям квест-экскурсии (в разных городах по-разному). На каждой станции им задается вопрос, контекстуально или напрямую связанный с этим местом в городе. И предлагается на выбор четыре варианта ответа. Один из них правильный (принцип викторины).
За правильный ответ игроки получают баллы. Баллы суммируются и в конце игры определяют место игроков в рейтинге на Доске почета нашего сайта. И превращаются в скидки в кафе или ресторане на финальной станции квеста. В двух городах такие договоренности с рестораторами уже достигнуты.
С самой первой станции и до конца приложение показывает игроками статистику игры и метафору прогресса игры в виде постепенно проявляющегося пазла со знаковой для игры картинкой.
В финале игроки могут сделать селфи, опубликовать его и расшерить по друзьям.
Продвижение
Поскольку мы не берём денег за игру в России, то и рекламный бюджет у нас максимально скромный. Аккуратное SEO, немного SMM.
Кроме того, мы предложили двум «наземным» кафе обслужить наших игроков по окончании квест-экскурсий. Бонусы к счету в зависимости от набранных в квесте баллов стали призом. А кафе мы выбрали с развитой собственной SMM-работой, то есть с большими группами в соцсетях.
Монетизация
На первом этапе работы мы не ставим себе цели продавать нашу игру. Небольшой инвестиционный капитал позволяет нам развиваться без этого. Хотя платежная система в приложение встроена, и возможность сделать донаты у игроков есть.
Планы
Проект наш, безусловно, коммерческий. Но с самого начала мы поставили себе стратегическую задачу выходить с нашей игрой за пределы России. Для начала — в Европу. Где объём туристического трафика превосходит российский на два порядка (подбираясь к 3,5 миллиардам ночевок в отелях в год), а города в целом намного более приспособлены для пеших прогулок.
Мы отметили для себя, что средиземноморские побережья Испании, Франции и Италии — главные машины по обслуживанию туртрафика в Евпропе. Прожариваясь на пляжах, туристы ночуют там чуть меньше полумиллиарда ночей в каждом случае (471 млн в Испании, 431 млн во Франции, 425 млн в Италии). Вот среди них мы и рассчитываем получить целевую аудиторию.
Поэтому мы решили на российском рынке не брать плату за игру. Рассматриваем Россию как тренировочную площадку. Здесь мы оттачиваем приложение и саму игру с одной стороны. И осваиваем методы интернет-маркетинга с другой.
Без стафа. И без закладок:-) Вопросы - викторины.
Комментарий удален модератором
Это типа как вк квест был)
Вк квест? Где посмотреть?
Vk.com/wall31370604_25007
Спасибо
Читаю
Хорошая, богоугодная отстройка.
По Дарвину?
Комментарий удален модератором
1. Знаете, "сетевой маркетинг" и "интернет-маркетинг" - это разные вещи ;).
2. Художественный стиль очень сомнительный. Если вы ориентируесь на молодежь, то почему иллюстрации как из советских журналов? При этом в худших традициях - soviet стиль мне обычно заходит.
3. В интерфейсе смешивается вот этот лубочный стилек на кнопках, разношерстные иллюстрации и фотографии. Выглядит как минимум странно.
4. В квестах важна стилистическая целостность, погружение игрока в ситуацию, саспенс и все такое. У вас тексты такие же лубочные, как и иллюстрации. Такое ощущение, что советскому писателю сказали писать для "этой вот молодежи, с айфонами и сэлфи".
5. Судя по скринам, в игре как минимум две софт-валюты: баллы и очки. Зачем?
Спасибо за такой подробный разбор.
1. Уууппс... Исправил.
2. Здорово, что Вы увидели именно то, что мы хотели нарисовать: Именно так, как в журнале "Пионер" и хотелось. В "худших" традициях советского стиля. Другое дело, насколько оправдан выбор такой эстетики... Вам вот не пришлось:-( Будем слушать еще мнения.
3. Есть такое дело. В некоторых соотношениях сами ищем больше гармонии (вот прямо сейчас ищем, рисуем). В некоторых - нет места для маневра. Скажем, фотки конкретных городских пейзажей должны быть узнаваемы. Ну вот как тут порисуешь?...
4. Про текстовую лубочность Вы первый, кто сказал. Ценное, хотя и частное, мнение. Бывали и похвалы... Теперь задумаюсь: не слишком ли "по-дедушковски" пишем. Кстати, пишут-то именно "дедушки".
5. Где-то, похоже, вкралась описка. Валюта, конечно, одна. Буду очень благодарен, если покажете, где косяк.
2. Смотрите, вот здесь классный soviet стиль (ретрофутуризм, но они все отрицают): http://2061.su/konkursy/devushka-s-zemli/. Он крутой. А у вас - нет.
3. Ну либо фотки, либо "наброски". Наброски могут быть узнаваемыми.
4. Может сценариста и редактора все-таки? ;) Советские журналистские штампы так себе смотрятся.
5. http://prntscr.com/jzzei6 вот например. Но вообще, просто по проекту пробежаться по всем экранам и все поправить ;)
5. Ошибка в приложении. Спасибо. Поставили задачу программистам. Обоим:-) Спасибо!
4. Ох надо бы. Но нам ведь на первых порах пришлось эту часть самим, на коленке. Как объяснишь, "что надо"? Теперь зато удобно показывать, "как не надо".
2. А вот манера рисования.... Тем не менее, спасибо за внимание:-) Тут есть о чем понесоглашаться. Ретрофутуризм - наш ответ стимпанку. Мы попытались сами манеру поискать. Пока вот так получилось. Еще порисуем.
2. Без арт-дирекшена такие поиски... ну вы и сами видите ;)
В качестве референса - сходите вот сюда: https://farolero.world/cities. Говорят, у них офигенные интерактивные экскурсии по городу. Сюжет, интрига, погружение - все такое.
З.Ы. Сам не ходил ;).
Фаролеро - оч круто! У них ночные квесты в городе ведут актеры. Очень здорово. Но другой формат.