{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Клиентский опыт в детской медицине

Примеры впечатляющего customer experience и антипримеры — «Лаборатория клиентских впечатлений» делится выдержками из февральского исследования опыта клиентов детских медцентров Москвы, а также интересной статистикой о новом направлении CX — patient experience (опыте пациента).

О методике исследования

Клиентский опыт, или CX (customer experience) — это впечатления, которые получают клиенты от взаимодействия с компанией, проходя путь от принятия решения о покупке до совершённой сделки. Впечатления трудно оценить по какой-то шкале, но делать это нужно — иначе сложно управлять улучшением CX. Самый распространённый сейчас способ измерения клиентского опыта — замер индекса потребительской лояльности NPS, который показывает готовность клиента к повторной покупке или рекомендации компании друзьям. У NPS есть существенный минус — он даёт ответ на вопрос, лояльны ли клиенты, но не позволяет определить причины, которые повлияли на степень их лояльности.

«Лаборатория клиентских впечатлений» разработала методику измерения CX без замера NPS. Мы уже подробно рассказывали о ней и показывали результаты исследований на vc.ru:

  • рейтинг служб доставки для интернет-магазинов;
  • презентация методики на примере ипотечных предложений банков;
  • выдержка из исследования московских автодилеров;
  • рейтинг сервисов финансового учета для малого бизнеса.

Для оценки CX мы проходим путь клиента (CJM) и выявляем важные характеристики процесса взаимодействия с компанией, а затем вычисляем индекс клиентских впечатлений iCX — разницу между долями драйверов и барьеров в общем количестве ситуаций на пути клиента, вызывающих позитивные и негативные эмоции, нормированную на шкалу от -10 до +10, где:

  • -10 — клиент сталкивается только с барьерами, которые усложняют его движение по CJM;
  • 0 — барьеры и драйверы уравновешивают друг друга или отсутствуют вообще;
  • +10 — клиент сталкивается только с драйверами, которые упрощают его движение по CJM.

Для CX-исследования мы отправили родителей с детьми в несколько московских медцентров:

  • Здоровое поколение
  • Мать и дитя
  • Рассвет
  • СМ-клиника
  • Фэнтези
  • Чайка
  • DocDeti

Для исследования были выбраны такие процессы:

  1. Запись на сайте, по телефону, в мессенджерах

  2. Посещение клиники (приём педиатра, сдача анализа крови)
  3. Использование личного кабинета пациента после посещения

Впечатляющий сервис и раздражающий диджитал: примеры и антипримеры

1. Запись на сайте, по телефону, в мессенджерах

В клиниках «Здоровое поколение», «Мать и дитя», «Рассвет» и «Фэнтези» нет возможности записаться на приём через сайт. Можно оставить заявку на запись, после чего перезванивает администратор и уточняет детали. При этом форма заявки на обратный звонок называется «Записаться на приём».

Чтобы оставить заявку на сайте клиники «Фэнтези», каждый раз нужно вносить одни и те же данные ребёнка и родителя

Из «Мать и дитя» и «Фэнтези» перезванивают через минуту после оформления заявки, в остальных мы ждали звонка 30-50 минут.

В «Здоровом поколении» и «СМ-Клинике» нельзя записаться на приём в чате на сайте или в мессенджерах, другие используют Вотсап или Телеграм.

Чатбот предлагает обратиться за консультацией к себе же

У некоторых клиник не подписан бизнес-аккаунт в Вотсапе — это усложняет поиск переписки среди всех чатов.

В названии чатбота указано расположение клиники, но её название есть только на логотипе

СМС-уведомления — боль многих компаний, но в рамках исследования удалось найти хороший пример: в сообщении клиники «Чайка» содержится вся необходимая перед приёмом информация, даже номер кабинета врача, чтобы не стоять в очереди на ресепшене.

Напоминание о приёме в «Чайке»

В чём проблемы других уведомлений:

  • при записи приходит смс, в котором указаны только дата и время приёма — это неудобно, особенно если записывать ребёнка или двоих/троих к разным врачам;
  • часто в уведомлениях не хватает информации об адресе клиники, вариантах отмены или переноса записи и т.д.;
  • в сообщениях присутствуют сокращённые ссылки, ведущие непонятно куда;
  • в тексте есть лишние пробелы (или, наоборот, для сокращения количества символов в смс, пробелов не хватает), неправильные склонения, лишние или недостающие знаки препинания.
Уведомления о записи на приём в детских клиниках

2. Посещение клиники

В клинике DocDeti есть навигация по цветным линиям — взрослому необязательно запоминать номер кабинета врача, а ребёнку интересно совершить путешествие по нужной линии.

В многоэтажных клиниках по пути к врачу вполне реально забыть номер кабинета — в DocDeti нашли красивое решение проблемы

В DocDeti и «Чайке» не просят надевать бахилы

Это же просто гениально!

В клинике «Фэнтези» есть многоразовые бахилы трёх размеров — при желании их можно даже купить

В «Фэнтези», кроме детского уголка, есть аниматор, который играет с детьми — это удобно, когда нужно отвести к врачу одного ребёнка, а второго не с кем оставить.

Аниматор в игровой зоне клиники «Фэнтези»

В «Фэнтези» и DocDeti после приёма ребёнку дарят подарок-поощрение. В «Фэнтези» после сдачи анализа дают медаль, в «Чайке» — маленькую шоколадку. Стоматолог в DocDeti дарит пациенту воздушный шарик в подарок за посещение — надувает его при ребёнке стоматологическим компрессором.

Ребёнок сам выбирает подарок за поход к врачу

3. Использование личного кабинета пациента после посещения

При регистрации личного кабинета не у всех клиник понятно, чьи данные вводить — ребёнка (у которого может не быть номера телефона и почты) или родителя.

Регистрация не везде проходит быстро и удобно и часто требует ввести данные, которые клинике уже известны:

  • в клинике «Рассвет» необходимо указать электронную почту, телефон, ФИО родителя и ребёнка, а также код верификации для загрузки данных из медицинской карты (его сообщают в клинике);
  • в «Фэнтези» можно завести личный кабинет по номеру телефона, после чего необходимо ввести ФИО и дату рождения ребёнка и указать код активации (он приходит в смс после посещения врача);
  • в «Чайке» для регистрации необходимо указать ФИО и дату рождения родителя, номер телефона и электронную почту, после чего можно добавить сведения о ребёнке, и подтянутся данные из медицинской карты.

В клиниках «Мать и дитя» и DocDeti войти в личный кабинет можно по номеру телефона, который был указан при записи на приём, и коду из смс — ребёнок и данные из его медкарты загружаются автоматически.

Профиль в личном кабинете обычно называется по ФИО родителя или ребёнка, но у «СМ-Клиники» — по номеру медкарты и дате рождения пациента

У некоторых медцентров в личном кабинете отображаются не все данные о приёмах:

В личном кабинете клиники «Здоровое поколение» нам не удалось зарегистрироваться, потому что не работает reCAPTCHA (ошибка «неверный домен ключа»)

Только в личных кабинетах «Фэнтези» и DocDeti есть полное заключение врача (результаты осмотра, диагноз и рекомендации), но при этом не отображаются результаты анализов (они приходят на электронную почту). Записаться на приём к врачу в личном кабинете, не вводя данные родителя и ребёнка, которые после первого визита и так уже известны, в этих клиниках нельзя (а в остальных, наоборот, можно).

От client к patient experience

Опыт пациента (PX) уже складывается как отдельное направление CX — опыт, получаемый от каждого взаимодействия потребителя медицинских услуг с клиникой.

Данные Digital Health Consumer Survey 2019 (Accenture)

Медцентрам стоит переосмыслить взаимодействие с клиентами и обратить больше внимания на цифровые каналы: COVID-19 вывел диджитал на передний план во многих отраслях, и тем, кому удастся совместить высокую клиентоориентированность в офлайне с отличной коммуникацией в онлайне, легче будет удерживать существующих клиентов и привлекать новых.

67%
пациентов говорят, что один случай плохого сервиса негативно скажется на их лояльности к клинике (данные Talkdesk, ноябрь 2020)

Резюме исследования клиентского опыта в детских клиниках Москвы

Мы увидели, что детские клиники уделяют большое внимание клиентскому опыту детей и их родителей при посещении медцентров — понимая, что CX влияет на желание прийти в клинику ещё раз или порекомендовать её друзьям, они соревнуются друг с другом на предмет того, кто больше впечатлит клиентов. На этом этапе у всех объектов исследования больше драйверов, чем барьеров — в клиниках есть классные игровые зоны и даже аниматоры для детей, VR-очки для сдачи анализов, стоматологи на приёме включают любимые мультики пациента и т.д.

Позитивные впечатления о посещении клиники распространяются и на мнение клиентов о качестве медицинского обслуживания. Несмотря на то, что в основном в частные детские клиники водят здоровых детей и часто у родителей нет возможности оценить квалификацию врача, они готовы рекомендовать клинику, потому что им понравился опыт посещения.

С повсеместным развитием интернет-сервисов клиенты ждут от медицинских центров удобные интерфейсы онлайн-записи и медкарты, где хранятся рекомендации врача, результаты анализов и история посещений. Исследование показало, что проблемы на этих отрезках клиентского пути есть у всех клиник, и барьеров больше, чем драйверов — например, нет возможности записаться на приём онлайн, приходят смс-уведомления, перегруженные информацией (или наоборот — неинформативные), а в личном кабинете отображается неполное заключение врача.

По итогам исследования мы рассчитали индекс клиентских впечатлений:

Рейтинг детских клиник по показателю iCX (он может принимать значение от -10, если на пути у клиента только барьеры, до +10, если на пути у клиента только драйверы)

Это исследование — хороший пример того, как компании уделяют много внимания некоторым отрезкам CJM, но упускают из виду, что для клиента важны все его шаги, от записи к врачу до обращения к результатам приёма. К примеру, барьеры на этапе онлайн-записи приводят к тому, что часть клиентов не дойдёт до посещения клиники и не получит позитивный опыт, а неполноценный личный кабинет становится причиной, по которой клиент может не обратиться в клинику в следующий раз.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Салко

Надо это исследование давать региональным клиникам, чтобы понимали как бывает. А еще лучше бы такое дать министерству здравоохранения вместе с бюджетом на внедрение (немедленное внедрение).

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Кстати, интересно, что с онлайн-частью в московских государственных клиниках как раз лучше, чем с офлайном.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Gorbacheva

Добрый день, подскажите, как можно с вами связаться?

Ответить
Развернуть ветку
Клиника доктора Шишонина

Спасибо. Очень интересная статья.

Ответить
Развернуть ветку
Olesya Knyazheva

А почему не взяли в анализ детские центры Медси и Будь здоров?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

У «Медси» и «Будь здоров» нет отдельных сайтов для детского направления. Мы брали исключительно детские клиники или те, у которых детское направление выделено в полноценное отдельное.

Ответить
Развернуть ветку
Wilgelm Volman

Докдети лучшие

Ответить
Развернуть ветку
Мария Алиханова

О да, вот эти смс-ки, где "напоминаем, вы записаны сегодня к врачу на 10:00" - это вообще боль. А кто записан, к какому врачу? А если детей больше одного? А если взрослые тоже записываются? А если у тебя вообще собака или кот?

Ответить
Развернуть ветку
Maria Efremova

Так и приходят смс:
Мария, вы записаны дата время доктор адрес тлф как добраться

Мария, ваш ребенок Вася записан....

Мария, ваш ребёнок Петя записан...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Мария, у вас в «Фэнтези» смски приходят с указанием имени ребенка. Это удобно, но не у всех клиник так, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Olesya Knyazheva

И это очень неудобно, скажу я вам как мама грудного ребенка. Вот этот обратный звонок, который поступит непонятно когда, надо говорить голосом (а в это воемя малыш спит на руках). И надо сразу же выбрать из предложенных опций посещения. А ведь надо с папой согласовать, когда ему будет удобно нас отвезти. В общем, это такой барьер на уровне «лучше воспользуюсь клиникой с нормальной записью через приложение»

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Согласен с вами! Точно в такой ситуации оказались с женой, в том числе и поэтому решили сделать это исследование.

Ответить
Развернуть ветку
Chu ma

О, наша Чайка и наша доктор Ирина Сошкина ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Мсье Риддлер

О, я лид разработки одного из описанных кабинетов, буду рад выслушать самые бесячие ситуации в регистрациях и записях на приём. Тут на самом деле не мы такие, много всякого ненужного и абсурдного требуется устаревшими и убогими МИСками.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

С радостью расскажем. Можем в Зуме, например, поговорить про это.

Ответить
Развернуть ветку
Демфира Гришина

Сколько посещений было в каждую клинику? Или это исследование на основе 1 посещения 1 человеком?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Демфира, мы не стали указывать в статье, сколько раз в какой клинике были, так как рассматриваем те аспекты процесса, которые одинаковы при всех посещениях. Например, тексты смс-уведомлений сотрудники не пишут каждый раз вручную, отсутствие онлайн-записи и удобного личного кабинета не зависит от количества посещений.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Efremova

потому что - 1 визит 1 "тайного покупателя" в 1 клинику. :))))

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

А какие критерии оценки у вас были по барьерам и драйверам? Почему не похвалили навигацию у Рассвета? Ведь она не в пример лучше чем у всех остальных. Что касается онлайн записи, то это просто затыкание времени в расписании. И весьма неэффективно. Так как практически каждый случай уникален по своему (разное кол-во времени требуется на прием в различных случаях). Пациенты часто путают время, специализации докторов. Чтобы исключить холостые визиты, не превратить поездку с ребенком с другого конца города в просто потерянное время, наконец исключить простаивание кабинета, необходимо предварительно собрать анамнез, предупредить о том, какие документы могут понадобиться, какие анализы нужно сдать перед визитом к конкретному специалисту и т.д. и т.п. Все это делает грамотный и подготовленный администратор клиники.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Efremova

Алексей, не понятно из "исследования":
1. Какие конкретно "барьеры" и "драйверы" вы считали? Можно увидеть список?
2. Подробнее о системе оценки в баллах?
3.
- Посещение клиники (приём педиатра, сдача анализа крови) - где описание методологии оценки? приема врача? самого забора анализа? системы управления поведением ребенка?
- Использование личного кабинета пациента после посещения

4. Почему на сайтах УМНЫХ клиник типа Рассвета или Фэнтези не реализована на 100% ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ. Потому, что пациенты в 90% случаев не могут записаться адекватно. А для Р и Ф - клиник персонифицированной доказательной медицины (не только на вывесках, но в реальной практике) очень важна настоящая забота о пациенте. Для того, чтобы пациент получил именно ту помощь, которая ему в его конкретных обстоятельствах необходима, нужно записать его именно к тому специалисту, на такое количество времени, которое соответствует клинической ситуации. Пример: родители записывают ребенка к хирургу-проктологу на 1 час. Затыкают собой дыру в расписании. Приезжают "насухую" (без обсуждения своих запросов и обстоятельств с клиникой) с другого конца Москвы на прием и выясняется, что ребенок - с РАС, невербальный, ему нужен совместный прием детского психиатра и гастроэнтеролога, а не проктолога. Да еще и не просто гастро, определенного врача, который специализируется на решении проблем с энкопрезом у детей и подростков с РАС. А такой совместный прием можно будет организвать только через 3 дня и в особенное, удобное для конкретного ребенка, время. И тд и тп. Аналогично - даже по таким простым поводам, как взятие крови из вены. Специально обученный администратор при получении заявки должен выяснить, есть ли у семьи особенные пожелания и обстоятельства, которые нужно учесть при записи. При тупой онлайн записи через сайт этого соблюсти невозможно.

5. По поводу сообщений о записи. Вот вы привели примеры. Вы ж понимаете, что писать номер кабинета нужно только в огромных клиниках, с длинными коридорами, несколькими этажами, с разными ресепшнами. Зачем, например, бутиковой Фэнтези, где одна зона ожидания приема, 1 ресеп и администраторы лично провожают каждую семью в нужный кабинет, это писать? Смешно

6. По поводу навигации - аналогично. У вас есть претензии к навигации в Рассвете? С зайками и прочими зверями на кабинетах?

7. Регистрация в ЛК. Опять-таки, семья в которой 4-ро детей. И все - лечатся в 1й клинике. Вы понимаете, что регистрируется 1 личный кабинет (на законного представителя, которому должны быть предоставлены доступы к мед данным его детей) с возможностью подключить туда семейные профили - его самого, если он лечится там же и его детей - всех 4х. Это тоже не учтено.

В общем, интересная ПОПЫТКА исследования. Которая, к сожалению, не прозрачна. Вы б опросили реальных пациентов каждой клиники, как они пользуются теми или иными опциями, как их оценивают. Применили б продуктовый подход. И отталкиваясь от этих ожиданий провели бы исследование

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Мария, благодарю за столь подробные комментарии. В первом предложении мы написали, что делимся выдержками из исследования. Именно поэтому и не планировали публиковать все детали исследования в самой статье или в комментариях к нет. Пожалуйста, не обижайтесь, что клиника «Фэнтези» оказалась не на первом месте. Как мы и указали в статье, видно, что вы уделяете много внимания всем этапам посещения клиники, вызывая много положительных эмоций у детей и родителей. Это прекрасно. Далеко не в каждом бизнесе можно увидеть такую картину. А ваши слова про запись на приём как раз и подтверждают выводы статьи о том, что перечисленные клиники ещё не пришли к пониманию важности этого вопроса для клиентов. Буквально лет десять назад банки считали, что их услуги слишком сложные для клиентов и «тупой онлайн», как вы его называете, никогда не заменит встречу с менеджером в отделении банка. Но жизнь показала, что многим клиентам отделения вообще не нужны и даже сложные банковские продукты можно использовать онлайн. Понимаю описанные вами сложности при онлайн-записи. Думаю, нам стоит написать отдельную статью с разбором удачных решений подобных задач. Подписывайтесь на сообщество «Клиентский опыт», чтобы её не пропустить.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Efremova

Обижаться можно лишь на то, что вы не ответили ни на один вопрос ))))
из п 1, 2 и 3.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Efremova

отличные вопросы! мы с вами прям синхронно практически выступили про одно и то же. Ждем ответов от автором текста :)

Ответить
Развернуть ветку
Maria Efremova

1. Вообще не понятно,.что вы считаете барьерами и драйверами, присваивая цифры.Какие конкретно показатели учитываются?Перечислите все, пожалуйста. я так понимаю, максимум их 16 )))2. Зачем вы сравниваете несравнимое?Зачем, например, маленькой бутиковой клинике Фэнтези указывать номер кабинета в смс? Там 6 кабинетов, из которых 3 специализированных. Одна общая зона ожидания в холле, там же игровая. И личный контроль администраторов, которые провожают каждого пациента в нужный кабинет. Но понятно, что в многоэтажной многофилиальной Чайке с длиннющими коридорами, где пациенты сидят вне зоны видимости администраторов на лавках под кабинетами, это имеет смысл. Равно как и навигация. В Рассвете навигация нужна. Там 3 этажа. И она не хуже, чем в других клиниках. Лучше, чем в Чайке или Док дети, по крайней мере, точно3. Онлайн запись на прием - не просто не нужна, а вредна. Особенно в премиальных клиниках, где средняя стоимость амбулаторного визита - 6000 руб. Потому что пациент (особенно первичный) в 90% случаев неверно записывает сам себя. Не к тому врачу, который специализируется на конкретной проблеме. Не на то кол-во времени, которое необходимо. Без того, чтобы до встречи со специалистом сделать необходимые для приема обследования. Без учета нюансов: допустим, ребенок с РАС с жалобами на ЖКТ. Нет смысла записываться к любому гастроэнтерологу. Нужен конкретный, кто специализируется на этой проблеме у детей с такими особенностями. Да еще и в рамках совместного приема с психиатром. и тп и тд. То есть, самостоятельная запись на прием для клиники - это заполнение дыр в расписании. А для пациентов - очень часто обернётся выброшенными на ветер деньгами за несостоятельный прием и потраченным на езду в клинику временем. Нормальную, грамотную, необходимую для конкретного пациента с конкретной клинической ситуацией запись могут сделать специально обученные предварительному сбору анамнеза администраторы. И только тогда пациент будет маршрутизирован правильно. И его медицинская проблема будет решена в кратчайшие сроки с минимальным количеством визитов. Но вы это даже не пытаетесь учитывать. А еюклиники, чьямиссия - качественная помощь пациентам - Рассвет или Фэнтези - отлично это понимают.4. Разумеется, личный кабинет пациента-ребёнка ВСЕГДА привязан к мобильному телефону/почте законного представителя несовершеннолетних - к родителю/опекуну. Разумеется, внутри нормального лк надо указывать фио и дату рождения ребёнка - детей может быть много. Плюс лечится сам взрослый. Это значит - в ЛК должен быть нормальный семейный профиль. 5. Вы не оценили, раз уж вас волнует диджитализация, реально важные для пациентов вещи: оформление документов онлайн заранее, оплата онлайн, онлайн консультации с врачами.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда