Счастье не купишь: результаты исследования клиентского опыта в московских автосалонах
«Лаборатория клиентских впечатлений» ещё до пандемии успела пройтись по автосалонам Москвы, чтобы оценить опыт клиентов при покупке машины. Делимся выдержкой из исследования.
Онлайн-продажи автомобилей бренды начали тестировать только в конце прошлого года, но широкого распространения это до сих пор не получило. В пандемию многие автодилеры открыли онлайн-шоурумы, но не уверены, что услуга будет востребована, когда режим самоизоляции снимут. В такой ситуации и с неутешительным прогнозом на 2020 год (эксперты предсказывают падение российского авторынка на 50%) автодилерам важно бережно относиться к каждому клиенту и доводить его до покупки. Как показало исследование «Лаборатории», компаниям в этой сфере нужно серьёзно поработать, чтобы не терять клиентов.
О методике исследования
Клиентский опыт, или CX (customer experience) — это впечатления, которые остаются у клиентов от взаимодействия с компанией. Впечатления трудно оценить по какой-то шкале, но делать это нужно — иначе не понять, как их улучшить. Методика «Лаборатории клиентских впечатлений» позволяет измерить CX, не прибегая к опросам после покупки и обобщённым оценкам на их основе. Мы уже показывали результаты исследований по своей методике на vc.ru:
рейтинг служб доставки для интернет-магазинов;
презентация методики на примере ипотечных предложений банков.
Итак, удобнее всего оценивать процесс взаимодействия клиента и компании, разложив его на этапы по карте пути клиента (CJM, или customer journey map). Выбирая автомобиль, клиент проходит такие этапы (это один из возможных вариантов CJM, взятый нами для исследования):
Выбор автомобиля на сайте:
1.1. Выбор автомобиля в конфигураторе.
1.2. Выбор автомобиля в наличии.
1.3. Сравнение нескольких комплектаций.
1.4. Изучение кредитных условий и предварительный расчёт кредита.
1.5. Оценка автомобиля по программе «Трейд-ин».
Заявка на тест-драйв:
2.1. Запись через сайт на желаемую дату.
2.2. Подтверждение записи на тест-драйв.
- Посещение салона дилера:
3.1. Общение с менеджером по выбранному автомобилю.
3.2. Консультация по кредиту, страхованию, трейд-ину и итоговой стоимости автомобиля.
3.3. Тест-драйв автомобиля.
Каждый этап пути клиента мы оцениваем по одной или нескольким метрикам, выбранным в зависимости от специфики бизнеса. В этом исследовании использованы такие метрики:
Простота взаимодействия — отсутствие лишних операций и потери времени клиентом. Если необходимы лишние действия, то оценка снижается.
- Прозрачность процесса — насколько клиент понимает, что и для чего он делает, какие и когда будут дальнейшие шаги, без необходимости много читать или обращаться к менеджерам компании.
- Персонализация — в какой мере автодилер использует информацию о клиенте, которая уже известна или становится известна в процессе.
- Скорость реакции — время реакции автодилера на действия и запросы пользователя и его соответствие ожиданиям клиента.
Определившись с метриками, мы проходим путь клиента и выявляем важные характеристики процесса его взаимодействия с компанией, а затем оцениваем каждую по шкале от -10 до 10:
-10, если обнаруживается проблема, которую клиент не может самостоятельно решить, и после которой либо открыто выражает негатив, либо молча уходит;
-5, если есть проблемы, с которыми клиент может справиться сам или с помощью компании;
- 0, если проблем не возникает;
- 5, если помимо хорошо организованного процесса клиент получает что-то ещё (например, автодилер к расчёту кредита на машину прилагает контакты сотрудника, который его провёл, чтобы ему можно было задать вопросы — вроде бы мелочь и очевидный момент, а так принято делать только в одной компании из пяти);
- 10, если у компании получается вызвать вау-эффект.
Оценку каждого шага в рамках этапа считаем как среднее арифметическое из оценок его метрик. Оценка этапа в целом — среднее из оценок всех шагов.
Оценки по метрикам покажут слабые места бизнес-процессов, из-за которых клиенты «отваливаются», не дойдя до сделки, или не возвращаются к сотрудничеству в следующий раз. Так можно составить список задач для улучшения клиентского опыта и расставить их в порядке приоритетности.
Результаты CX-исследования автодилеров в Москве
Исходим из бюджета на покупку машины в 1,5 млн рублей. Мы выбрали пять популярных автомобильных марок в этом ценовом сегменте (Toyota, Mitsubishi, Renault, KIA, Suzuki) и пять крупных дилерских сетей в Москве, где они продаются:
Major Auto
- АВИЛОН
- АвтоГЕРМЕС
- АвтоСпецЦентр
- Автомир
В январе-марте 2020 года мы исследовали опыт взаимодействия клиента и дилера на всех этапах клиентского пути (CJM) — от выбора автомобиля на сайте до тест-драйва в салоне. В ходе исследования были выявлены 207 характеристик процесса взаимодействия, повлиявших на финальную оценку. В статье приводим только некоторые из них.
Этап первый. Выбор автомобиля на сайте
На первом шаге CJM оценивали процесс выбора автомобиля только по одной метрике — простота взаимодействия. Оценка снижалась, если от клиента требовались лишние действия.
Выбор автомобиля в конфигураторе
«Собрать» нужный автомобиль в конфигураторе получилось только на двух из пяти сайтах автодилеров — в АВИЛОНе и АвтоГЕРМЕСе.
Выбор автомобиля в наличии
На сайте АвтоГЕРМЕСа есть поиск с фильтрами по основным параметрам — версия, привод, двигатель, цвет. Видно, сколько автомобилей есть в наличии, их можно сортировать по цене:
У АвтоСпецЦентра фильтров поиска больше. Тут можно выбрать дилерский салон и даже обивку сидений. Но нельзя узнать стоимость — для этого нужно оставить заявку (имя и телефон) в форме заказа автомобиля «Получить спеццену»:
Поиск по автомобилям в наличии на сайте АвтоСпецЦентра
В Автомире нет фильтров по цвету, дилерскому салону и сортировки по цене. Из поиска нельзя перейти на страницу с описанием конкретного автомобиля, чтобы рассчитать кредит со страховкой и узнать подробности:
Поиск по автомобилям в наличии на сайте Автомира
АвтоСпецЦентр предлагает отправить выбранную комплектацию на почту, но в письме приходит ссылка на прайс-лист со всеми моделями KIA Sportage:
В письме от АвтоСпецЦентра нужно заново разбираться с параметрами и ценами всех моделей
Кстати, о прайсах. У всех дилеров проблемы с файлами прейскурантов на все комплектации — это PDF-файлы с мелким шрифтом и непонятными различиями в опциях:
Сравнение нескольких комплектаций
На этом шаге выгодно отличается АВИЛОН — на сайте можно сравнить не только комплектации выбранного автомобиля, но и другие модели Mitsubishi:
Сравнение автомобилей на сайте АВИЛОНа. Можно смотреть только отличия моделей
В АвтоГЕРМЕСе сравнить можно только две комплектации одной модели.
Изучение кредитных условий и предварительный расчет кредита
На сайтах всех дилеров нет удобного и наглядного сравнения кредитных программ. Условия программ кредитования нужно изучать в отдельных вкладках и на разных страницах:
На странице расчёта кредита Major Auto нужно выбрать одну из кредитных программ
В Major Auto и АвтоГЕРМЕСе при переходе к анкете на одобрение кредита со страницы выбранного автомобиля автоматически рассчитывается кредит на него. Так без лишних действий можно узнать условия покупки нужной модели и комплектации:
Чтобы условия покупки применились ко всем просматриваемым автомобилям, в Major Auto можно сохранить условия с первоначальным взносом, сроком кредита и ежемесячным платежом
У других автодилеров расчёт кредита организован неудобно:
Оценка автомобиля по программе «Трейд-ин»
С оценкой автомобиля по трейд-ину онлайн не справился ни один дилер. У Major Auto, АвтоГЕРМЕСа и АвтоСпецЦентра есть страницы «онлайн-оценка» и «экспресс-оценка» — это формы обратной связи. После их заполнения менеджер связывается с клиентом и просит для оценки привезти автомобиль в салон:
Страница онлайн-оценки автомобиля по трейд-ину на сайте Major Auto
Расстановка сил по итогам выбора автомобиля на сайте:
Major Auto: -1,8/10
АвтоГЕРМЕС: -2,0/10
АВИЛОН: -2,9/10
АвтоСпецЦентр: -3,8/10
Автомир: -4,4/10
Этап второй. Заявка на тест-драйв
Второй этап оценивали по четырём метрикам — простота взаимодействия, скорость реакции, прозрачность процесса и персонализация. Запись на тест-драйв через сайт по идеальному сценарию должна проходить в два шага и занимать минимум времени:
Оформление заявки на тест-драйв со страницы выбранного автомобиля с указанием даты и времени.
- Подтверждение записи менеджером.
Запись через сайт на желаемую дату
Оставить заявку на тест-драйв можно на сайтах четырёх из пяти автодилеров.
Подтверждение записи на тест-драйв
Больше всего проблем у дилеров на этом шаге с персонализацией.
В заявках на тест-драйв Major Auto, АВИЛОНа и АвтоГЕРМЕСа мы указали имя, модель автомобиля, желаемые время и дату посещения салона. При подтверждении записи по телефону эти данные пришлось повторить сначала операторам, а потом менеджерам по продажам. Только в АвтоСпецЦентре не уточняли имя и модель машины для тест-драйва:
Из АВИЛОНа позвонили дважды: сначала сотрудник, который не знал данных в заявке, и через пять минут менеджер, который был в курсе всего
При подтверждении записи письмом в АвтоГЕРМЕСе повторно запросили указанный в заявке номер телефона и пригласили на тест-драйв в неудобное время:
В заявке мы указали желаемое время тест-драйва — 18:00, но в салон в письме нас пригласили к 12:30; после по телефону забронировали время на 16:00-17:00.
По метрике «Прозрачность процесса» положительно выделяются Major Auto и Автомир:
после подтверждения тест-драйва по телефону менеджер Major Auto отправил в смс свои контакты вместе с датой, временем тест-драйва и адресом дилерского салона;
- в Автомире сразу предупредили, что на тест-драйве будет автомобиль с максимальной комплектацией — мы были к этому готовы, когда приехали в салон.
А вот у АВИЛОНа с прозрачностью проблемы. За день до посещения салона менеджер предупредил, что его заменит другой сотрудник, но не отправил его данные — имя и контакты. В салоне мы не знали, к кому обратиться, в итоге нас отправили к свободному менеджеру.
Лучше всех со вторым этапом справились Major Auto и Автомир, хуже всех — АвтоГЕРМЕС:
Major Auto: -1,7/10
Автомир: -2,1/10
АвтоСпецЦентр: -2,3/10
АВИЛОН: -2,9/10
АвтоГЕРМЕС: -3,5/10
Этап третий. Посещение салона дилера
На третьем этапе CJM оценивали:
насколько доступно менеджеры объясняют стоимость автомобиля, разницу между моделями и комплектациями, а также необходимость дополнительного оборудования;
насколько прозрачно менеджеры рассчитывают кредит, рассрочку, страхование, предварительную оценку по трейд-ину и стоимость автомобиля в зависимости от разных вариантов оплаты;
насколько быстро и легко проходит тест-драйв.
Метрики оценки на этом этапе те же — простота взаимодействия, скорость реакции, прозрачность процесса и персонализация.
Общение с менеджером по выбранному автомобилю
В этом вопросе положительно выделяются только Автомир и АвтоГЕРМЕС:
в Автомире менеджер уточнил, для чего нужен автомобиль, и предложил другую модель — более подходящую под цель покупки машины, при этом объяснил, какие параметры в новой модели отвечают нужным запросам;
в Автогермесе менеджер предложил сначала пройти тест-драйв — во время поездки рассказал про машину и позже в салоне объяснил разницу в комплектациях.
Общие проблемы с простотой взаимодействия и прозрачностью процесса, из-за которых оценка снижалась:
1. Менеджеры представляют различия между комплектациями и прайсы в неудобном виде — с мелким шрифтом и громоздкими таблицами.
2. Сложно выбрать цвет автомобиля. Менеджеры предлагают определиться с цветом по маленьким образцам:
Трудно представить, как машина будет выглядеть в цвете — менеджеры показывают только маленькие картинки в каталогах
Консультация по кредиту, страхованию, трейд-ину и итоговой стоимости автомобиля
Лучше всех с задачей справился Major Auto:
менеджер понятно объяснил, как на итоговую стоимость автомобиля влияет страхование, кредит и трейд-ин:
Сразу известны цены на комплектации «комфорт» и «классик» и скидка по кредиту и программе «Трейд-ин» — 150 000 рублей
перед тем как проводить нас к специалистам по кредиту, трейд-ину и дополнительным параметрам, менеджер уточнял, свободны ли они, и сам передавал коллегам данные — выбранную нами комплектацию и её цену;
- расчёты по страхованию, кредиту и трейд-ину специалисты распечатывали сразу со своими контактами, чтобы можно было связаться с ними напрямую;
- в салоне сразу посчитали стоимость обязательного дополнительного оборудования (коврики, защита картера и др.), другие дилеры включают его в расчёт уже после предоплаты за автомобиль.
АВИЛОН, АвтоГЕРМЕС, АвтоСпецЦентр и Автомир отличились непрозрачностью процесса:
менеджеры называют цифры по кредиту, страхованию и трейд-ину, но не могут объяснить, как они влияют на итоговую стоимость:
В Автомире условия кредита меняются в зависимости от суммы первоначального взноса
в АвтоГЕРМЕСе менеджер отказался рассказать условия кредита, страхования и трейд-ина и попросил сначала определиться с комплектацией автомобиля;
в АвтоСпецЦентре менеджер не смог просто объяснить, от чего зависит стоимость — долго рассказывал и фиксировал примеры на листе с расчётами, разобраться с ним позже вряд ли получится:
Расчет стоимости автомобиля в АвтоСпецЦентре
Общая проблема дилеров в расчётах — скрытые расходы. Менеджеры не говорили о комиссиях за оплату наличными и других неявных платежах, пока мы сами не спрашивали.
Тест-драйв автомобиля
На тест-драйвы автомобилей мы приезжали по предварительной записи ко времени, но всегда довольно долго ждали, когда подготовят документы и машину для пробной поездки.
В АВИЛОНе менеджер по продажам отказал нам в тест-драйве из-за пробок. Менеджер кредитного отдела нашел другого сотрудника — в итоге тест-драйв провели на парковке возле салона.
В АвтоСпецЦентр на тест-драйв мы приезжали дважды, но так его и не прошли: утром не успели и договорились с менеджером на вечер. Когда приехали во второй раз, оказалось, что машина на длительном тест-драйве и будет только через неделю — менеджер забыл нас об этом предупредить и не предложил записаться на другой день.
Результаты оценки посещения салонов
Major Auto: -1,1/10
Автомир: -2,2/10
АвтоСпецЦентр: -2,6/10
АВИЛОН: -3,6/10
АвтоГЕРМЕС: -4,6/10
Итоговые оценки автодилеров
Многие годы российские автодилеры развивались в условиях повышенного спроса, когда клиенты были готовы вносить предоплату и месяцами ждать автомобиль. В таких условиях можно было не задумываться о качестве клиентского сервиса. Клиенты не были в восторге от общения с сотрудниками автосалона, но радовались самим автомобилям. В нынешних условиях падения спроса автосалонам нужно срочно перестраивать свою работу, чтобы не терять и без того немногочисленных клиентов. И потенциал для улучшений у них большой.
Как говорится хуже автодилера только драг дилеры – те заставляют еще и искать товар самим.)
на прошлой неделе, когда покупал автомобиль, убедился, что онлайн это не работает. Ну, то есть, забронировать и даже купить можно, но - чисто по прайсу. Максимум - со скидкой от производителя. При личном же визите в салон - все как всегда, минус 7-15%
Покупка авто это не последняя фаза сделки, еще есть: ТО, гарантия. И вот тут оценка может очень сильно измениться...
Андрей, согласен, что после покупки ещё много интересного ждёт покупателя. Но если он не дошел до покупки машины в конкретном автосалоне, то дальнейшие преимущества этого салона он скорее всего не узнает.
Это вы ещё б/у автомобиль не покупали из трейд-ин..
И не продавали в car price.
Кстати, когда покупал Lifan X60, был приятно удивлён и работой менеджеров, и операторами и сервисом, даже кофе молотый сами принесли, отлично. Не ожидал от дилеров китайцев. Хотя машина, конечно, частенько на сервис ездит, мелкие всякие поломки на 3-ий год дают о себе знать (за 3 года всего 18 поездок в сервис). С другой стороны, что можно ожидать от авто за миллион. XD