Право на возврат: смогут ли поправки в закон защитить нас от цифровых мошенников?
С 25 июля 2024 года в России банки будут обязаны возвращать клиентам похищенные мошенническим путем деньги в течение 30 дней после заявления.
И не важно: похитили средства без ведома владельца или с добровольного согласия, но под влиянием.
Центробанк внедрит новые меры безопасности. Он будет отслеживать подозрительные операции. Если деньги переводят на счет из базы дропперов, банк будет приостанавливать или отменять их.
Клиенты получат уведомление от банка. Человека предупредят о подозрительной операции. Он сможет быстро отреагировать и сохранить свой капитал.
Если же пользователь все-таки переведет средства мошенникам, то тут банк сможет снять с себя ответственность.
Но как будут работать поправки на практике никто не знает. Там целая куча юридических тонкостей и нюансов.
Но тенденция положительная, согласитесь?
Аж 91% россиян сталкивался с попытками мошенничества в прошлом году (исследование НАФИ и “Ингосстраха”). Чаще всего нам звонят ”представители банков" или "правоохранительных органов"(73%). Предлагают заработать на “инвестициях и крипте”(63%).
Схемы и способы киберпреступников становятся более изощренными. На “темную сторону” небезуспешно пытаются переманить искусственный интеллект.
Надеюсь, что с нововведениями банки больше не смогут отпираться. А пока система выстроена по принципу: “сам дурак!”.
И люди вынуждены обращаться в суд. Зачастую только на уровне кассационной, то есть третьей, инстанции удовлетворяются такие иски. И то, не всегда. Получается, что человека лишился денег и банк такой: “Сорян!”
¯\_(ツ)_/¯
Вспомнился случай из практики
Обратилась к нам женщина в возрасте, потерявшая сына. У него был вклад в одном крупном банке России на сумму порядка 5 000 000 ₽. Там она получила выписку по счёту, продемонстрировав копию свидетельства о смерти.
Спустя полгода, вступив в наследство, женщина вернулась в банк снимать деньги. А их нет.
На месте происходит разбирательство, пригласили руководителя отделения, который: “Извините, но по нашим данным, денежные средства были сняты ввиду закрытия вклада”.
Можно представить, состояние человека: потеряла единственного сына, так ещё и такая неприятная ситуация.
Сотрудники нашей компании помогли женщине возбудить уголовное дело по п."б" ч. 4 ст. 158 УК РФ “кража, совершенная в особо крупном размере”. Проводились следственные действия с сотрудниками, операторами, руководством банка. Было подготовлено исковое заявление в суд.
Причём интересно, что на первом допросе менеджер дал одни были показания. А на втором заявил, что : “я клиента предупреждал”. Позже сотрудника, совершившего нелегальный перевод, все же нашли. Денежные средства были возвращены.
Возникает вопрос: почему человек, работающий во внутренней структуре, так легко получил доступ к личным данным человека, пусть даже умершего, и спокойно перевёл деньги.
Если распутывать цепь, там, возможно, и служба безопасности замешана, и айтишники, локальное руководство. Увидели, что человек скончался, мама у него старушка, можем 5 мультов у него увести. С кем нужно поделимся.
Как показала ситуация, банки никакие внутренние расследования не проводят. И заявление, как правило, они не удовлетворяют. Проще откреститься.
Уверен, если же у банка будет безусловная обязанность вернуть утраченные деньги, то сотрудников будут подбирать более щепетильно, более качественно выстраивать систему безопасности.
Изначально мы готовили нашу клиентку к тому, что положительное решение, возможно, получим только в 3 инстанции. Чтобы клиент понимал, что судебные тяжбы, скорее всего, будут не быстрыми.
Надеюсь, что нововведение в закон, поможет избежать жертвам мошеннических действий, вот таких неприятных ситуаций, сберечь нервы и время. Ведь
Что я могу порекомендовать?
Напомню 2 неуникальных правила.
Не ленитесь лишний раз перезвонить “пострадавшему в ДТП” родственнику.
Если звонят из “службы безопасности” попросите, чтобы прислали официальное уведомление на ваш адрес.
Если названивают фейковые полицейские, предложите им вызвать вас повесткой.
Если деньги вы все же перевели злоумышленникам, то сразу необходимо предупредить банк, чтобы операцию приостановили, и написать заявление.
В некоторых случаях необходима помощь юриста. Не все банки могут сиюминутно отозвать платёж. Если “физик физику” перевёл деньги, то здесь ситуацию разрешит только суд. А это, как мы знаем, проблематично.
Будьте бдительны и осторожны
Поделитесь в комментариях, сталкивались ли вы с мошенничеством?
как только закон вступит в силу, то сразу же, подчеркиваю, в первый же день будет провернута обратная схема с двумя дропами: один дроп переводит другому 500 000 рублей, второй их снимает, первый пишет заявление на возврат - "помогите мошенники", получает через 30 дней возврат, хозяин схемы кладет в карман миллион, платит дропам по 50 тыс. каждому и идёт в следующий банк.
почему 500 тыс а не миллион сразу - потому что под 600 сработает лимит по 115 фз, а этого дропам нужно избежать.
Спасибо за мнение, время покажет, как будет работать нововведение в закон.
Ну для таких схем есть УК и статья «мошенничество»
Только не миллион, а 500к
А ловко ты это придумал, я даже сначала и не понял
Данный закон - глупость и популизм. Проблема лежит в плоскости доверчивости и неграмотности населения, её невозможно решить, повесив ответственность и расходы на банк. Это всё равно что запретить магазинам продавать яйца дороже чем 40 рублей - они не снизят цены, нет, просто яйца исчезнут с полок.
Так и тут - банки не будут на любой чих возвращать сочный кэш, они просто обрубят переводы физикам, сами думайте хорошо это или плохо.Теперь для продажи личной машины придётся подключать онлайн кассу, регистрировать ип и платить налог с продажи как автосалон, пример утрированный но идея понятна.
Согласен, с неграмотностью населения тоже следует работать. Многие знакомые, знаю из личного опыта, самостоятельно учат своих престарелых родителей, что код на обороте карты никому нельзя говорить, к примеру.
Но с тем, что закон - глупость, не согласен. Как минимум потому, что банки задумаются, как улучшить систему безопасности. А вообще, в законе много нюансов и тонкостей.
В США не менее доверчивое население и обманывают его разные мошенники, кардеры таскают у них с карточек деньги, но банки без каких то проблем возвращают деньги. Отчасти это делает людей еще более беспечными.
Когда уже всех кого можно обчистили наивных, введут закон, все делается вовремя, как всегда
Наверное, еще не всех) Тут вот нейросети появились, сейчас мошенничества уже стало больше. Поэтому, пусть работают, придумывают, как защитить наши сбережения.
Мне в этом решении видится следующая логика:
Банкам всю дорогу было пофиг на мошенников – писали стандартные отписки в духе "сотрудник банка никогда не..."
И тут на них решили повесить издержки за мошенничество, мб это заставит их шевелиться и развивать безопасность.
И в то же время воображение уже рисует схемы, как сейчас начнут инсценировать факты мошенничества с целью поиметь банк
Согласен, хотелось бы, чтобы этот закон заставил банки шевелиться. Конечно, разные схемы обхода не исключены.
я уже описал такую схему выше комментарием, потому что это очевидная дыра.
Это же Россия, закон что дышло
Как-то я продавал наушники на авито и почему то перевел денег мошенникам)
Это как так у вас получилось?)
А я как-то попалась на удочку, когда искала работу. Сумма деняк была небольшая, но все же неприятно. Они таки: вы нам подходите как работник, нужно только внести депозит, что вы точно никуда не уйдете от нас. Типа гарантия. Ну я и перевела, наивная душа. Потом так обидно было) Это все случилось, когда расцвет цифрового мошенничества только начинался.
Неприятно. Как сейчас модно говорить: заплатила за опыт. Нормальные работодатели не берут никакие депозиты)
Только сегодня слышал про историю как мужик банкротился. Мошенники на него оформили кредит. Суд установил, что подпись не его на кредитном договоре, но все равно обязал выплатить деньги банку. Пришлось банкротится
Рано сдался, надо было в высшую инстанцию подавать, аппеляции там, всё такое.
Да уж, неприятная история.
посмотрим - посмотрим)) мне так 40 тыс даже по заявлению не вернули(
Печально
Давно пора, никогда не понимал почему за действия мошенников отвечает не банк а физ лицо. Особенно когда берут кредит на человека. Обманули банк, так почему человек должен выплачивать кредит за то что банк лоханулся
Ситуации бывают разные) Внимательным нужно быть и "физику", и банку.
Я первое время отвечал мошенникам "Вечер в хату". Потом попросил популярного ассистента, который живёт в браузере и умных колонках, включить определитель номера и не беру трубку — заколебали, право слово.
А в соцсетях/мессенджерах на сообщения "Привет! Есть минутка?" звоню другу по телефону: "Тебя взломали, меняй пароль, включай двухфакторную идентификацию".
Все правильно. Ограничить контакт с мошенниками - лучшая защита. А еще надоедают звонки "с предложениями банка" и "одобрили кредит для вас"
"Если же пользователь все-таки переведет средства мошенникам, то тут банк сможет снять с себя ответственность."
Вот это интересный момент. Почему бы банку не заявлять, что раз перевел - то сам и виноват, мы не при делах
Здесь это и имеется в виду. Если человек после уведомления банка о подозрительной операции деньги переведет, то уже получается, что "сам дурак". Предупреждали же.
Звонили мне как-то из "полиции". Я им — повесткой вызывайте. Они мне целое шоу устроили с "руководством" и "как вы смеете разговаривать с представителем власти". Но повестки нет до сих пор)
А ко мне теряли интерес, когда на вопрос сколько там у вас денег примерно я говорил, что около миллиарда было. Не верили, начинали гнать типа че это я им вру и в конце концов трубку бросали.
Им бы награду за неумелый спектакль)
Был у меня случай. До зарплаты оставался косарь. Прихожу на работу, открываю приложение банка, а денег нет. Я тут же позвонила в банк, побежала в отделение и написала заявление. Косарь ренули в итоге. Но навязали страховку за тыща 200. Все равно осталась в минусе, получается
Хорошо, что вернули деньги. Многим приходится ходить по судам. Конечно, из-за тысячи....овчинка выделки не стоит)
Очень актуально. Хоть и появились всякие определители на телефоне, все равно бывает, что звонят. Ситуации с мошенничеством с нейросетью вообще страшно.
Да, надо быть очень внимательным, чтобы не попасть в лапы мошенникам. Все хитрее и хитрее у них способы.
Надеюсь банки будут поответственнее. И хотелось бы, чтобы для старшего поколения была более доступна информация о мошенничестве, и как себя вести, столкнувшись с ним.
Да, согласен с вами полностью.
Неужели... В современном цифровом мире мошенничество становится все более изощренным, и такие изменения в законодательстве необходимы были давно
Да, было бы неплохо принять их раньше)
Банк из своего кармана стал обязан возвращать похищенные деньги или ему возместит ущерб профильное ведомство?
Было бы логично, чтобы банку возвращали затраты на возврат похищенных средств по мере нахождения оных профильным ведомством ИЛИ за счет профильного ведомства в случае отсутствия успеха в поисках.
Плюс интересно почему вообще статья подразумевает, что БАНК должен проводить РАССЛЕДОВАНИЯ?
Где банк и где расследования?
Конечно обязан, ведь мы, грубо говоря, передаем банку на хранение свои деньги. Если система безопасности плохая, то кто должен отвечать? Не исключаю, что также и граждане сами виноваты, когда переводят деньги мошенникам. Но все же.
Плюс интересно почему вообще статья подразумевает, что БАНК должен проводить РАССЛЕДОВАНИЯ?Есть такое понятие как "внутренние расследование в компании". Служебные проверки. Именно это имелось в виду в статье. А не то, что вы подумали.
Ахахахахахахаха, для любителя аналогий есть неплохой вариант, когда потери профильное ведомство компенсирует: у меня стырили миллион, я иду в ментовку и требую вернуть мне мой лям. Далее пусть ищут вора если хотят, если не хотят - пусть не ищут, мне пох вообще, не мои проблемы. Завтра "проебланю" еще пару лямов раз такая халява.
Дополню: это здорово, что клиентам будут возвращаться похищенные средства.
Но если снова крайним остается банк, то это ни что иное как популизм и очередное перекладывание ответственности
Все мы хоть раз в жизни были жертвами мошенников, то, что нас в этом плане защищает закон прекрасно, но, то, что его не приняли раньше огорчает)
Да, было бы неплохо, чтобы такие поправки приняли немного раньше.
Адовенько, конечно. Теперь любой перевод по карте это не перевод, пока не истечёт 30 дней. Только кэш, только хардкор.
Открыли ящик Пандоры по сути.
Поживем - увидим)
"...не важно: похитили средства без ведома владельца или с добровольного согласия, но под влиянием."
"...Если же пользователь все-таки переведет средства мошенникам, то тут банк сможет снять с себя ответственность."
На мой взгляд - взаимоисключающие вещи. Если деньги уже у мошенников, значит пользователь их ему перевёл. А если он не перевёл, так что тогда возвращать собираются?
Пока человек не потерял деньги, - нет потерпевшего.
Деньги человек может перевести как под влиянием добровольно , а также он даже может и не знать, что его только что обокрали.
"...Если же пользователь все-таки переведет средства мошенникам, то тут банк сможет снять с себя ответственность."Здесь речь идет о том, что прежде чем банк переведет средства, проверит, а не мошеннический ли это счет. Отправит пользователю сообщение с предупреждением. Если же этот пользователь все-таки захочет перевести средства, то тут уже банк снимет с себя ответственность.
Если деньги уже у мошенников, значит пользователь их ему перевёл. А если он не перевёл, так что тогда возвращать собираются?Пока человек не потерял деньги, - нет потерпевшего.
Повторюсь, деньги не всегда списывают с карты с разрешения владельца. Вот для таких случаев, в частности, и ввели такие нововведения, ибо банк должен укреплять систему безопасности.
Поэтому не вижу здесь ничего взаимоисключающего)
Херня в том, что банк может показать логи или какие-то доки (в общем система выдает вердикт: это сделал клиент), по которым вроде как клиент сам все проделал, однако вон в самой статье вполне себе случай, когда клиент вообще ни с кем не взаимодействовал, но деньги со счета утекли. Если в таких случаях в судах банк будет в более уязвимом положении, он уж как-то постарается сделать свои процессы более устойчивыми ко всяким махинациям. А так в этом нет резона, пусть клиенты по судам мотаются и чета там доказывают, если докажут - ладно, вернем бабосы и может быть начнет собственное расследование и будем пинать компетентные органы, но не раньше.
Не очень то верится в эффективность закона на практике.
Время покажет, как на деле будет все работать
Комментарий удален модератором
Моё имхо, мент должен не просвещать бабку, а ловить мошенника, который совершал преступление прямо на его глазах. Поймал? Вообще какие-то действия предпринял к поимке?
Если бабка будет знать, как с преступностью бороться, так нафига тогда полиция? Может бабку заодно карате учить, чтоб она от налётчиков отбивалась?
Комментарий удален модератором