{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

B2B-кейс: как за 4 месяца выстроить систему управления продажами в CRM и получить +5,7 млн к выручке и 12 новых клиентов

Всем привет! Я Виолетта, нейроблогер Комплето. Рассказываю про бизнес и маркетинг в B2B.

В этот раз я к вам с кейсом о том, как команда Комплето за 4 месяца привела оптовому поставщику продуктов питания 12 новых клиентов и прибавила к выручке 5,7 млн руб.

Внутри история о о важности грамотного анализа бизнес-задач, эффективности CRM-системы, грамотно разработанных воронках первичных и повторных продаж.

Все четко и по делу. Поехали!

Содержание

О клиенте и проекте

В этот раз в Комплето обратился оптовый поставщик продуктов питания. Работая на рынке более 10 лет, он стал официальным дистрибьютором ряда крупнейших заводов-производителей.

Целевая аудитория Клиента — дистрибьюторы, оптовые покупатели, сетевой ритейл (от 3-х торговых точек), отели и гостиницы. Соответственно, лица, принимающие решения, — собственники и специалисты по закупкам. Так как это опт, присутствует нижний порог отгрузки — 100 тыс. руб.

Продажи Клиентом осуществлялись только оффлайн, а источники лидов — холодные звонки и «сарафанное радио». Не было сайта или посадочной страницы, на которые можно бы было вести целевой трафик.

Изменившаяся рыночная ситуация привела к желанию масштабироваться и привести дополнительный поток покупателей через выход в онлайн. Также требовалась автоматизация бизнес-процессов, чтобы снизить влияние «человеческого фактора», оптимизировать процесс продажи и работу сотрудников.

Собственно, перейдем к задачам.

Задачи

  1. Запустить оптовые продажи в сети и привлекать целевой трафик.
  2. Систематизировать и автоматизировать процесс обработки лидов так, чтобы минимизировать % отвала потенциальных клиентов на пути к сделке.
  3. Выстроить управляемую систему повторных продаж.

Действия

Что было сделано командой Комплето для достижения поставленных целей?

1. Проведен анализ задач Клиента и подготовлена стратегия электронного маркетинга

Оптимальным решением для старта продвижения стал MVP-проект: создание посадочной страницы, запуск на нее рекламной кампании в РСЯ и настройка email-рассылок.

2. Внедрена CRM-система

В процессе реализации плана возникла необходимость учета получаемых лидов, и для подобной детализации бизнеса было решено внедрить CRM-систему (Битрикс24).

Это позволило:

  • минимизировать потери лидов на пути к сделке;
  • уже в начале работы настроить автоматическую отправку пула уведомлений, упрощающих процесс взаимодействия с клиентом. Например, подтверждение принятия заявки;
  • квалифицировать поступающие лиды на MQL (требующих дополнительного прогрева и еще не готовых к покупке) и SQL (предрасположенных к совершению сделки).

3. Разработана двухуровневая воронка продаж и система отчетов для специалистов по продажам

1. Выбрали двухуровневую воронку продаж.

Предпочтение отдали не классической воронке продаж, где учитываются только сделки, а двухуровневой, где есть воронка «лиды», которая перетекает в «сделку».

Воронка «лиды» включила следующие этапы:

  • заявка получена;
  • заявка обработана;
  • квалифицированный или нет этот лид;
  • если неквалифицированный, то по какой причине (после он передается отделу маркетинга для прогрева, а также корректируются рекламные кампании, если они принесли «физиков» или мелких оптовиков, которые не являются ЦА Клиента);
  • квалифицированный лид далее переходит в сделку.

Воронка «сделка» состоит из:

  • отправка коммерческого предложения;
  • заключение договора;
  • произведена поставка.

После первой поставки клиент переходит в воронку повторных продаж.

Решение обосновано тем, что, во-первых, цикл сделки в случае Клиента весьма продолжительный, и необходимо было понимать, квалифицированный лид или нет поступает в результате рекламных активностей трафик.

Во-вторых, построение системы повторных продаж особенно важно для B2B-сферы: подобный подход позволяет уменьшить потерю клиентов и сделать взаимодействие с ними более функциональным и взаимовыгодным, не упустив ничего важного.

В результате Клиент получил легко оцифровываемую систему маркетинга: в CRM видно, какие рекламные каналы и активности приносят наибольший результат в короткие сроки (быстрая продажа) и в более долгой перспективе (сделка с большим чеком и последующие допродажи).

Благодаря этому уже через 3 месяца со старта работ была проведена оценка эффективности рекламных кампаний, и часть из них в итоге скорректировали.

2. Добавили обязательные для заполнения дополнительные поля с целью осуществления допродаж и повторных продаж.

Для более эффективного управления процессом продажи были настроены обязательные к заполнению дополнительные поля: целевая аудитория клиента, география работы, объемы потребления (заказа), тип бизнеса (розничный магазин, сеть, дистрибьютор и т.д.).

В частности, от совокупности этих факторов зависит периодичность заказа.

3. Настроили автозадачи с чек-листами.

Так как для сотрудников компании процесс работы в CRM стал новым, был настроен функционал постановки автозадач, к каждой из которых прикладывался чек-лист с указанием, что и как именно на данном этапе необходимо сделать.

Это позволило сократить сроки обучения работников, а также быстрее адаптировать новых сотрудников.

4. Выстроили отчет по эффективности.

Для того, чтобы связать правильность действий сотрудников и результат их работы.

Пример подобного отчета

Отчет по эффективности позволяет смотреть количество задач, находящихся в работе, сколько их выполнено и сколько появилось новых, а также % просроченных задач.

Эти данные необходимы для построения схемы мотивации сотрудников, выставления kpi и, при необходимости, внесения изменения в процессы и продажи и связанные автозадачи.

В частности, для стимулирования обучению работы с CRM был введен kpi по просроченным задачам.

5. И отчет по отсрочкам оплат и задолженностям.

Это позволило, опять же, скорректировать kpi и осуществлять более грамотное финансовое планирование.

А отчет по задолженностям предоставил возможность контролировать показатели без подключения бухгалтерии.

В результате эффективность сотрудника измеряется как по конверсии из лида в сделку, так и по задачам (в том числе, просроченным). Эти kpi плавающие, и работник может в любой момент посмотреть выполняемость своих показателей в системе.

4. Создана отдельная воронка и система отчетов для торговых представителей

Для торговых представителей также была реализована система автозадач со всеми необходимыми инструкциями.

1. В сделках добавили воронку «холодная продажа».

Так как самым активным способом продажи у Клиента ранее были холодные звонки, осуществляемые торговыми представителями, под это разработали свою воронку продаж со следующими этапами:

  • звонок;
  • встреча;
  • заключение договора;
  • продажи.

2. Создали отчет, позволяющий определить эффективность менеджеров холодных продаж.

Для этого был создан отчет, где отображается, сколько сотрудник завел компаний, контактов, создал сделок за нужный период, а также каков % заполнения сделки:

Пример такого отчета

Он позволяет увидеть, насколько грамотно и добросовестно работник ведет CRM, справляется с процессами и своими обязанностями.

С учетом того, что для торговых представителей основной показатель активности — проведенные с потенциальными клиентами встречи, наши специалисты создали отчет по количеству переданных образцов товаров. Для подтверждения передачи образца в сделку на этапе «встреча» необходимо прикрепить фото.

Это позволило максимально полно и объективно оценивать результативность работы торговых представителей, которые, кстати, стали совершать больше звонков и проводить встреч.

5. Проведена работа с оценкой удовлетворенности Заказчиков

Для того, чтобы Клиент смог оценивать уровень удовлетворенности своих Заказчиков (NPS) от взаимодействия с сотрудниками, был внедрен соответствующий отчет:

Изображение из архива автора

Впоследствии полученные данные позволили привязать достижение определенного показателя NPS заказчика к мотивации сотрудников.

Кроме того, после первого заказа покупателям приходил опрос с просьбой оценить сотрудничество по трем базовым показателям (доставка заказа, целостность/надежность упаковки, релевантные сроки годности продукции).

В результате Клиент смог оперативно выявлять негатив и внедрил правила его обработки для сохранения заказчиков.

6. Нивелирована возможности потери сделки

Ранее такая проблема у Клиента наблюдалась, и часто: не менее 15% сделок «растворялось».

Теперь без поставленной задачи сотрудник не может закрыть сделку, значит, она не потеряется и попадет в воронку повторных продаж.

На практике это выглядит так: даже при неуспешном выполнении целевого действия на каком-либо этапе воронки (например, при недозвоне) нельзя выйти из экрана сделки, пока не будет поставлена следующая задача (повторный звонок).

Такая схема работы позволила про потерянные сделки забыть.

7. Создана управляемая история повторных продаж и допродаж

Получить вторую и последующие сделки — одна из основных целей работы B2B-компании.

Если до внедрения CRM менеджеры и торговые представители в буквальном смысле сидели и ждали, когда же к ним обратятся вновь, то с внедрением автоматизации процесс был налажен: сотрудникам ставилась задача на повторную продажу, и Заказчик не терялся.

Изображение из архива автора

По текущим клиентам мы также настроили роботов так, чтобы после продажи сделка автоматически уходила в воронку повторных продаж. В случае же потери клиента также автоматически ставится задача с целью разобраться в причине ухода.

Изображение из архива автора

8. Побороты возникшие трудности

В ходе работы было выявлено, что некоторые менеджеры брали в работу большое количество лидов, но конверсия в сделку была низкой.

Такие данные видно в отчете о продажах, а именно об эффективности работы конкретного менеджера.

Пример данного отчета, показывающий, на какому этапе идет «просадка» у конкретного сотрудника

В результате была пересмотрена система мотивации сотрудников и актуализированы используемые скрипты.

Скажу честно, не все сотрудники позитивно восприняли переход на новую схему работы.

Поэтому поначалу в активном тестировании процессов приняла участие группа инициативных менеджеров.

Когда на второй месяц работы в CRM они получили 3-х новых заказчиков, а специалисты с нашей стороны связали показатели заполняемости CRM, конверсионности, выполнения задач с результатами работы в единый прозрачный механизм, присоединились и оставшиеся скептики.

Все эти действия в совокупности привели к тому, что за 4 месяца Клиент только на Интернет-заказах заработал 5,7 млн руб. и получил

  • управляемую историю повторных и допродаж;
  • прозрачную систему оценки деятельности сотрудников с разными схемами работы и аналитики эффективности маркетинговых активностей;
  • динамически изменяемые релевантные данные для принятия важных управленческих решений;
  • пул инсайтов для дальнейшего масштабирования своего бизнеса.

А приятным бонусом стало повышение узнаваемости компании среди целевой аудитории.

Результаты

На изображении представлена общая воронка продаж компании за определенный период

Саммари

  • Важно не только привлекать целевой трафик, но и грамотно его обрабатывать

Оптимальнее всего под такие задачи подходит CRM-система: с ее помощью можно оцифровать все важные бизнес-процессы так, чтобы ни один лид не потерялся, увидеть, какие активности приносят результат, выстроить управляемую систему продаж.

  • Если привлечение клиентов ведется по разным схемам, необходимы разные воронки продаж и соответствующие отчеты

Как в данном случае, когда есть работа с входящим трафиком (менеджеры по продажам) и с исходящим (торговые представители), а также повторные продажи по текущим клиентам.

Инсайт: если текущий клиент оставляет заявку на сайте, значит, в цепочке повторной продажи что-то пошло не так, и ведущему данного клиента менеджеру есть, над чем задуматься. Если такое явление массовое, то процесс повторных продаж необходимо в срочном порядке оптимизировать.

  • На повторные продажи нужно и можно влиять

Особенно в B2B и с учетом текущей рыночной ситуации. Поэтому отдельная воронка повторных продаж — не прихоть, а необходимость, если нацелены на сотрудничество «вдолгую».

  • Удовлетворенность клиента — залог успешного взаимовыгодного сотрудничества

Ее необходимо измерять, оценивать и учиться работать с негативом так, чтобы не только сохранять заказчика, но и получать инсайты для дальнейшего улучшения качества продукта/сервиса.

  • К нововведениям проще привыкнуть, когда виден результат

Поэтому новые схемы работы лучше внедрять шаг за шагом, не забывая о полезных инструкциях для сотрудников.

  • Прорывные решения — те, что принимаются на основе актуальных данных

Именно поэтому важно регулярно анализировать происходящие процессы и своевременно внедрять изменения.

Тем, кто планирует внедрение CRM-системы, предлагаю воспользоваться бесплатным чек-листом, который облегчит эту задачу и поможет максимально комфортно автоматизировать необходимые процессы.

Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.

А если хотите обсудить свой проект — я только за!

До связи!

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Станислав Гладких
Не было сайта или посадочной страницы, на которые можно бы было вести целевой трафик.

Не понимаю, как в наше время можно заниматься какой-то деятельностью без сайта или лендинга...

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

Если это тот кейс, который я думаю.

Я бы добавил еще такой атрибут как Новопосит.

Самое сложное было - это переубедить людей пересесть с экселея и блокнота, на Digital инструменты))))

Но если честно, я до сих пор удивлен, что колбаса покупается оптом через интернет)

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта из Комплето
Автор

Сама удивляюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Пономаренко

Спасибо большое, очень интересно!)

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта из Комплето
Автор

рада, что полезно)

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Фомина

Проделана объемная работа за такой короткий срок! Очень Интересно было прочитать кейс😌

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта из Комплето
Автор

Спасибо огромное за то, что оценили!

Ответить
Развернуть ветку
Neuromarket (Алексей)

И сколько времени нужно, чтобы внедрить СРМ систему?

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта из Комплето
Автор

Все зависит от целей, которые бизнес ставит перед CRM-системой. Внедрить CRM можно и за 2 недели, и за 6 месяцев. Если рассматривать полное внедрение «под ключ», где есть автоматизация бизнес-процессов, автоматизация воронок продаж, аналитика и маркетинг, то среднее время 2-3 месяца. Но опять же все зависит от объема работы. Например, нужно ли переносить архив или нет, нужно ли переезжать с одной CRM на другу и много других нюансов.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Как, по вашему мнению, правильно выстроить воронку продаж?

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта из Комплето
Автор

Есть несколько «общих» правил при проектировании воронки (воронок) продаж. Но опять же все зависит от бизнес-процессов бизнеса. Как правило, они достаточно индивидуальны. Но если говорим в общем и целом, то идентифицируйте основные этапы, через которые проходит клиент от первого контакта до заключения сделки. Например: «Контакт», «Предложение», «Переговоры», «Заключение сделки».

Определите четкие критерии, по которым клиент переходит с одного этапа на другой. Например, для перехода с этапа «Контакт» на этап «Предложение» может потребоваться заполнение определенной формы или проведение телефонного разговора. Таким образом, у вас получится некий скелет будущей воронки. И на этот скелет уже добавляется автоматизация, интеграция со средствами коммуникации и все прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Макаров

А как вы поняли, что оптимальным решением для старта продвижения является MVP-проект?

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта из Комплето
Автор

Есть такой термин «уровень развития Digital» в компании и отрасли. Данный клиент был на начальном уровне: несмотря на то, что CRM уже была, ей никто не пользовался. Поэтому первоначально нужно было обучить людей CRM-воронкам/задачам/полям, так как без UTM-меток было непонятно, какие РК более эффективные с точки зрения продаж и релевантных кампаний согласно ЦА. А если работать без CRM, то заявки терялись бы.

К тому же, у заказчика был ряд ограничений по отгрузке продукции: сроки/минимальный объем.

То есть УТП с точки зрения сервиса проигрывало, поэтому решили начать с MVP-проекта, чтобы понять, а вообще сколько возможно получать заказов из сети.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Курсан

Нужно ли создать разные воронки продаж для разных типов клиентов (онлайн/офлайн)?

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта из Комплето
Автор

Создание разных воронок продаж для разных типов клиентов (например, онлайн и офлайн) может быть полезным в определенных случаях, особенно если эти клиенты различаются поведением (онлайн и офлайн) и покупательскими привычками. Что следует учитывать при принятии решения о необходимости создания разных воронок продаж:

1. Различия в поведении клиентов.
2. Различные каналы привлечения.
3. Уникальные потребности и ожидания от вашего продукта или услуги.
4. Интеграция с разными системами. Например, для онлайн-продаж мы подключаем интернет-магазин, а для розничной торговли систему управления складом.

Однако, не всегда необходимо создавать полностью раздельные воронки продаж для онлайн и офлайн клиентов. Иногда достаточно адаптировать существующую воронку, добавив специфические этапы или действия для разных типов клиентов. Важно провести анализ потребностей вашей компании и клиентской базы, чтобы принять оптимальное решение по созданию или адаптации воронок продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Nik Belyackov

Битрикс24 сейчас хоть стабильно работает и без глюков? А то несколько лет назад была у меня на фирме, так в итоге на другую перешли.

Ответить
Развернуть ветку
Виолетта из Комплето
Автор

Битрикс24 последние годы активно работают над устранением ошибок, вносят запросы пользователей на разработку различных дополнительных модулей и стараются улучшить функционал.

Конечно, как и в работе любой другой системы бывают временные сбои, без этого никуда) Но они быстро решаются и не носят «разрушающий» характер.

Ответить
Развернуть ветку
Денис

И какой эффект получил клиент от взаимодействия с вами?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

В самом начале написано
"за 4 месяца привела оптовому поставщику продуктов питания 12 новых клиентов и прибавила к выручке 5,7 млн руб."

Ответить
Развернуть ветку
Ольга

А вы оценивали эффективность добавления дополнительных полей?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

Не очень понятный вопрос. Это информация нужна для понимания своей ЦА, какие сегменты приходят по тем или иным креативам...

Ответить
Развернуть ветку
Alko

А к менеджерам, которые брали в работу большое количество лидов, но плохо продавали, меры были приняты?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

Это текущий этап, вначале нужно было мотивировать менеджер работать в CRM. Тут метод жесткого кнута не сработает.

Ответить
Развернуть ветку
Арчи Шарипов
Поэтому новые схемы работы лучше внедрять шаг за шагом, не забывая о полезных инструкциях для сотрудников.

А какие полезные инструкции вы имеете в виду?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

Шаблоны писем, шаблоны ответов в мессенджер, шаблоны КП, шаблоны договоров, снятие NPS при первом заказе.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Артамонов

А каким образом 15% сделок у клиента «растворялось»?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

На листочке, блокноте и т.д....

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артём Елисов

Есть аналогичные, как комлексные, так и по отдельным инструментам...

Ответить
Развернуть ветку
Igor Bushe

У клиента свой отдел продаж, или продажники удаленно работают?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

свой, оффлайн

Ответить
Развернуть ветку
павел борисов

Я думал, что сейчас многие компании изначально продвигаются в интернете, а, оказывается, еще и "динозавров" хватает.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

их много. Причем даже в сегмент Digital с 0,5 млрд оборотом в год)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Мерещенко

А какие CRM системы кроме Битрикса вы можете посоветовать? Или альтернатив нет?

Ответить
Развернуть ветку
Артём Елисов

Тут скорее зависит от задачи. В принципе если только для ОП и подразумеваются только разовые продажи AMO достаточно. Но я например фанат Б24, так как, он помогает все отделы объединить в одну экосистему.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Мерещенко

Понятно

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда