Как мы делаем сервис для маркетинга в мессенджерах: второй отчет и финстрип
Пару недель назад я выложил стартовый пост о нашем новом сервисе. Пришло время второго отчета. Остановились мы на том, что 26 октября я открыл регистрацию и сделал анонс в своих социальных сетях. Что произошло за ноябрь?
Первый реальный тест
Сервис с автоворонками — достаточно сложная штука. До его использования нужно дозреть (это решение примерно на уровне «начать учиться делать таргетированную рекламу» или «использовать сквозную аналитику в своем сайте»).
Сразу после открытия регистрации к нам пришло около 20 человек, но это были просто любопытствующие, проходящие мимо.
Стало понятно, что сами собой на текущем этапе клиенты не попрут =) Ок, нам нужна какая-то стратегия. Что делать-то, блин?
Несколько ребят из близкого круга достаточно давно сказали, что попробуют наш сервис. Надо сконвертировать хотя бы их!
Первые такие ребята — мы сами, сервис можно использовать для рекламы нашей биржи копирайтинга (мы же искренне верим, что эта механика крутая и выгодная). Чего нам не хватает для старта?
Нужна связь с пикселями и системами аналитики, чтобы можно было прокидывать туда конверсии. Тогда заработает автооптимизация рекламы и вот это вот все.
Сделали. Но в какой-то момент выяснилось, что наши мини-лендинги не отдают нормальных заголовков, чтобы ссылка красиво отображалась в ТГ и других системах. Оказалось, что технически мы не можем быстро исправить ситуацию. В итоге сделали Server Side Rendering для этих страниц и попутно за двое суток разобрались в кардинально новой для нас технологии.
К концу первой недели ноября все заработало, вот-вот мы начнем собирать свою тестовую коммерческую автоворонку!
Опытного таргетолога у нас нет, так что с конверсиями в итоге пришлось разбираться мне, но в понедельник вечером все заработало. Решили слить немного денег и посмотреть, как все сработает.
Программисты в это время занимались вопросами сохранения статистики на мини-лендингах и прокидыванием этой статы в подписки.
На первый реальный тест мы слили ровно 10 тысяч рублей. Настроили цель на конверсию в подписчика (клик по кнопке подписки на мини-лендинге), чтобы ИИ Фейсбука мог проявить себя в полной мере.
Всего было 157 кликов и 92 подписки (по 108 рублей за подписчика). Из них 83 активны до сих пор, то есть реальная цена подписчика — 120 рублей. Неплохо для первого прогона руками чертовски неопытного таргетолога (моими). Для реального публичного кейса результат пока маловат и жидковат.
К моему удивлению, со стороны сервиса все прошло гладко: не было больших багов, все сообщения уходили вовремя.
Первый реальный пользователь
Весь месяц мы общались с потенциальными пользователями в чате сервиса. 21 ноября один из близких ребят дозрел и начал первое реальное коммерческое использование нашего сервиса!
У него есть бизнес-хобби — клуб инвесторов. Ребята скидываются деньгами и потом совместно инвестируют в различные проекты. Механика автоворонок подошла идеально!
Потенциальные члены клуба попадают в бота и прогреваются, а реальные участники там же получают свою отдельную рассылку. В сервисе же устраивается и сбор денег для новой инвестиции.
Сейчас там уже больше сотни подписчиков, постепенно аудитория растет. К сожалению, у нас до сих пор не хватает некоторой статистики, чтобы можно было запустить мощную рекламу клуба и ускорить рост.
От первого пользователя мы получили большой вагон обратной связи. Я встал перед выбором: сделать счастливым одного этого человека или пилить сложные, двигающие вперед задачи? Решил, что мелочи нам все равно придется исправить, почему бы не сделать это раньше, чем планировалось?
Две с половиной недели мы потратили на допилку по замечаниям первого пользователя и сделали многие моменты на порядок удобнее. Дмитрий, спасибо!
Новый лендинг
Большую часть ноября мы спокойненько пилили сервис по своему плану, боролись с багами и вот это вот все. Но в конце месяца я выложил пост на vc.ru и понеслось!
Один из первых комментариев касался нашего внешнего вида. Он и правда был не очень.
Я воспринял этот совет, но думал заняться всякими красивостями уже перед проливом коммерческого трафика. Но уточнение от Андрея попало мне в самое сердечко!
В тот же день я пошел на Кворк присматривать дизайнера.
Но вечером Андрей написал мне в личку. Оказалось, у него есть студия (Югорские интернет-решения) и есть недогруженный дизайнер. Мне предложили отрисовать лендинг бесплатно (дизайнер же все равно на зарплате).
Я с радостью согласился! Лендос на мой вкус вышел отличный. Вполне возможно, что провисит он достаточно долго, я не вижу причин менять его в ближайшее время.
Было:
Стало:
Как выглядит новая морда можно посмотреть на главной сервиса.
Я терпеть не могу бесплатную работу, поэтому заслал немного денег на премию дизайнеру и бутылочку виски Андрею.
Андрей и Анна, большое спасибо, от души!
Итого, новый лендинг вместе с нашей версткой и натяжкой обошелся в 25 100 рублей.
Бизнес, стресс и путь
В комментариях к первому финстрипу меня несколько раз упрекнули: со стороны мое движение выглядит очень медленным, я расслаблен и поэтому у меня ничего не выйдет. Мол, бизнесмены так себя не ведут!
Я мог бы рассказать, что у меня еще два действующих бизнеса и есть другие дела, кроме развития сервиса. Но причина относительно медленного движения другая.
Примерно год назад я сформулировал и записал свои принципы в этом отношении.
В какой путь для своего бизнеса я верю?
- Я не гениальный бизнесмен и у меня нет единственно верного решения. Но у меня есть много небольших идей и постоянно появляются новые.
Другими словами, нужно как можно быстрее тестировать много разного. Это приблизит нас к большой цели. Запуск проекта WorkHard.Chat — как раз один из таких тестов. Попрет — углубимся, не попрет — придумаем что-то новое. - Есть китайская пословица: быстро — это медленно, но без перерывов. Это про нас. Частые небольшие шаги — наша стратегия.
Сложные и большие проекты разбиваем на мелкие шаги и двигаемся с доступной скоростью. - Самое важное — суметь держать такой темп в течение 5-6 лет подряд и не сдохнуть.
Во всей этой схеме я становлюсь слабым звеном (пока у нас микробизнес и еще какое-то время эта ситуация не изменится).
Неожиданный вывод и одна из самых важных частей плана — нужно максимально облегчить мою работу и жизнь, чтобы я мог сосредоточиться на важном и не сойти с дистанции по пути.
Для себя я разделил все на несколько областей:
- Физическое здоровье становится критично важным. Зачем мне бизнес с капитализацией и доходом, если будет весомый шанс не дожить до результатов?
Например, словить инфаркт или еще чего легче легкого же — постоянный стресс, все дела. Сердечные заболевания — первая причина смертности в мире в настоящий момент. А мне уже 35, и у моего отца был инфаркт в 55, у матери инсульт в 65. - Ментальное здоровье не менее важно, оно очень тесно переплетено с физическим. Стресс затрагивает очень многие процессы в организме.
Мне не нужен бизнес, если к моменту достижения цели я буду в невменяемом состоянии.
Пожалуй, управление стрессом — ключевой момент во всем этом. - Очень важно обеспечить себе «безбарьерную среду» для движения вперед — сформировать такие окружающие обстоятельства, чтобы они подталкивали и стимулировали двигаться быстрее, а не наоборот.
Что самое забавное, все три пункта программы безумно тесно переплетены между собой.
Именно по этим причинам мне очень важна и интересна тема снижения стресса и вообще, построение антистрессового бизнеса. Если эта тема вам интересна, обязательно отметьтесь в комментариях, я увижу это и продолжу в следующих отчетах.
North Star Metric и первые цифры
Для правильного развития любого сервиса крайне желательно завести основную метрику. И это не деньги.
Если ты во главу угла везде и всегда будешь ставить деньги, в какой-то момент ты перемонетизируешь аудиторию и потеряешь долгосрочные результаты.
У гроусхакеров эта метрика называется North Star Metric — Полярная звезда (в контексте «Путеводная звезда»).
Так вот, наша Путеводная звезда — количество отправленных через сервис сообщений. Если человек отправляет через нас много сообщений, он реально использует наш сервис и у него большая аудитория.
Вот цифры за ноябрь:
За месяц у нас 64 регистрации. На конец месяца реально используется 14 разных телеграм-ботов и 7 автоворонок.
Немного, но начало положено. Неплохо, учитывая что сервис все еще в стадии альфы, и мы не льем на него никакого трафика.
А сколько нужно сообщений, чтобы я был счастлив?
У нас есть достаточно громкий конкурент с заметным извне маркетингом. Его выручка по открытым базам составила около 30 млн за 2019 год (рост х2,5 год от года). В каком-то интервью их главный проговорился, что они отсылают до миллиона сообщений в некоторые дни. Вот и ориентир — хочу миллион в сутки (а точнее, 30 миллионов в месяц)! =)
Еще он проговорился, что у них около 2500 активных пользователей. Неясно, кого он имел в виду — платящих в моменте или всего. Если первое, то выходит, средний чек около тысячи в месяц, маловато =(
Достижения ноября и дальнейший план
Нам нужно достроить первую версию сервиса и запустить платный трафик. Так мы поймем, сумеем ли мы масштабироваться за счет рекламы.
Кажется, что сейчас сервис похож на прототип автомобиля: двигатель есть, колеса есть, сиденье есть и он даже едет. Но нет кузова, нет никакого комфорта, приборов, систем безопасности и прочего. Продавать такое рановато.
В прошлом выпуске были и вопросы про функционал с продвинутым анализом меня и рынка:
Верните мой 2005! Зачеркнуто. Развеем туман войны. Что нужно доделать перед проливом трафика?
- Сделано в ноябре. Продвинутая логика автоворонок (старт для нескольких групп пользователей, исключение нескольких групп пользователей, возможность настройки повторного прохождения автоворонки и т. д.).
- Старт рассылок и автоворонок по расписанию.
- Сделано в ноябре. Возможность использовать основной функционал с мобильного.
- Отправка сообщений в ВК (пока у нас только Телеграм).
- Возможность подписки одним кликом прямо в ВК (там не все так просто, надо делать свое приложение).
- Сделано в ноябре. Возможность отправлять картинки и файлы в переписке с пользователями, рассылках и автоворонках.
- Кнопки в автоворонках.
- Самая базовая статистика для пользователей. Возможно, задача разобьется на несколько версий.
- Сделано в ноябре. Хоть какой-то дашборд на главной сервиса.
- Вторая версия дашборда на главной сервиса, чтобы стало симпатично.
- Сделано в ноябре с превышением планируемого качества на порядок. Симпатичный лендинг.
- Справка.
- Сделано в ноябре. Импорт подписчиков из других сервисов.
- Первые статейные материалы для новичков.
- Первая интеграция с другими сервисами по API, чтобы через нас можно было отсылать триггерные и сервисные сообщения.
- Виджеты для внешних сайтов для подписки на бота в один клик.
- Принудительная подписка пользователей на сообщения сервиса в ТГ. Да, мы уроним первую конверсию (от кнопки регистрации до первых кликов внутри сервиса), но вырастим все последующие. Сбором имейлов же никто не возмущается?
- Хоть какой-то онбординг.
- Оттестированный биллинг и подключенная оплата (можно затянуть, т. к. сразу 500 подписчиков никто не наберет).
Хочется реализовать основные пункты плана в середине января и уже во второй половине января попробовать платный трафик. Наверняка, некоторые пункты мы не успеем реализовать, в этом нет ничего страшного. Будем доделывать уже с первыми пользователями внутри.
С начала декабря у меня появилась помощница, ответственная за рутину и маркетинг в новом сервисе. Посмотрим, удастся ли нам ускориться в этом плане.
Что с деньгами?
Расходы за ноябрь:
- программирование — 205 538 рублей;
- маркетинг (конкретно — дизайн, верстка и натяжка лендинга) — 25 100.
Итого за ноябрь вышло 230 438 рублей расходов.
А всего за 5 месяцев потрачено 853 505 рублей.
Кажется, первая версия сервиса обойдется примерно в полтора миллиона.
Буду рад вашим вопросам в комментариях, друзья!
А еще, я веду рассылку про бизнес в формате Телеграм-бота. Пока она работает на платформе конкурентов, но как только подключим ВК и реализуем кнопки, перетащим к нам.
Роста сервису!
Большое спасибо, коллега!
Раз уж меня упомянули, как первого пользователя, то могли бы и ссылку дать на бесплатного бота Клуба инвесторов, созданного на описываемом сервисе: https://t.me/dstsinvest_bot 😊
По материалам статьи подтверждаю - очень много сделали по моим личным запросам и обратной связи 🤝👍
Здесь есть определенные правила публикации, поэтому без ссылок=)) Но в комментах можно, теперь порядок!
Непонятно чем этот сервис отличается от десятков конкурентов на рынке, которые на нём уже многие годы и за счёт чего вы собираетесь нарабатывать базу клиентов.
Пока ничем. Мы в поиске своего УТП. Кажется, это дело не одного дня и даже не одного месяца.
Ну а кто ваш клиент?) Стратегия то есть? Мб стоит начать с позиционирования на какой-то сегмент ЦА (в прошлом посте писали про интеграцию с битриксом или чем там, вот тебе утп будет). Тупо налить ppc трафика — что-то подсказывает, что не сойдется юнит экономика.
Война план покажет. Пока чёткого понимания нет, есть только идеи. Будем тестировать разное.
В голове на эту тему не совсем пустота, но рассказывать пока рановато.
Механику автоворонок могут использовать очень разные люди - смм-спецы, мелкий бизнес (где владелец сам себе смм), сео-студии, интеграторы со всякими crm, ребята которые автоворонки под заказ строят, инфобизнес, арбитражники трафа, веб-магазинщики и тд.
Для всех нужно немного разное, но прямо сильных отличий нет. Посмотрим, до кого удастся проще достучаться и что будет конкретно для этой аудитории важно.
А может быть будем доходить до разной аудитории через близкие им кейсы (но тогда нужно много кейсов, но уже есть идеи где их взять). В общем, война план покажет.
Нам для операционной безубыточности нужно всего 100-150 заказчиков на начальных тарифах. Эта цель выглядит досягаемой.
Любишь ты лонгриды пописать, однако! Зато будто часа три лично пообщались :)
Ну если отчитываешься - отчитывайся нормально! Я так считаю =)
Мне нравится во всем наводить прозрачность. А без лонгридов хз как это сделать.
Плюс за системность рассказа, иногда себя узнаю в (не)поступках :)
Первый пользователь да еще с проф.взглядом - это прям супер, а для чего дизайн студии мессенджинг?
Дизайн-студии ни для чего =) (ну точнее там можно придумать разных механик, я же верю что мессенджеры всем нужны)
Ребята помогли с лендингом просто потому что хотели помочь интересному проекту. Оплата - это уже моя инициатива, терпеть не могу бесплатную работу.
для начала - хорошо 💕
Спасибо )) посмотрим, что будет дальше)
Алексей, а ты за судьбой leloo.ai следил/следишь? Я смотрел его от лица компании, в которой работал, вроде как у них очень обширный функционал, хорошая поддержка, сеилзы и пр; На ютубе их рекламы было море, сейчас вроде не видно. Вы от них отстроились как-то в плане фичей или утп?
Я слежу за ними краем глаза, за теми новостями, которые в публичном пространстве.
Кажется, основная отстройка от них очень простая. У них надо сразу оплатить 2400 евро. А у нас - можно начать бесплатно, а потом закидывать 50-100 рублей каждые сутки (биллинг будет считать каждого пользователя каждый день, так что хоть каждый день лицевой счёт пополняй).
Я не знаю, правильное ли это решение по тарифам с точки зрения владельца продукта. Но точно правильное с точки зрения максимизации конверсии. И кажется, что наше решение будет выглядеть сильно справедливее всех остальных. Везде нужно выкупать какой-то минимальный объем (например, если у тебя 700 подписчиков, все равно придётся каждый месяц платить за 1000).
А у нас - ежедневные копейки за каждого будут списываться с лицевого счета. За сегодня оплатил за 700, завтра за 710, послезавтра отписал часть и оплатил за 650.
Я думаю причина такой реакции на их цены в том, что ты привык работать с вебмастерами, и у тебя перед глазами автоматически появляется паттерн с личным кабинетом, куда можно закинуть баланс, после чего оттуда эти копеечки потихоньку списываются.
Наверное поэтому тут в комментах так много людей писали про ЦА - что малому бизнесу такая штука не нужна (им бы обычный таргет настроить), и что автоворонки - продвинутый инструмент для средних-больших маркетинговых отделов (не соло предпринимателям. Соло даже если это нужно - то как услуга, где за него все сделают/настроят/подключат, то есть "под ключ" (а тестировать спрос на это можно до запила своего продукта на чужом конструкторе, продавая саму услугу автоворонки под ключ).
Соответственно, там классическая история с инвойсами-бухгалтерами и пр.
То есть - они не свои копеечки вкладывают, им (в разумных пределах) все равно, сколько стоит сервис, им надо просто платежку отправить бухгатеру и все.
В РФ наверное с этим сложнее, так как ни у кого нет денег, но в Европе/США так.
*Не пытаюсь умничать, знаю как больно читать комменты, когда уже вложил деньги в rnd, максимально хочу помочь)
Большое спасибо за советы! На самом деле я примерно про это же иногда думаю. С разных сторон информация приходит и в мозгу оседает.
У меня абсолютно точно есть когнитивное искажение по тарифам (да и вообще в целом по необходимости такого сервиса для всех).
Посмотрим на первые продажи. Вполне возможно, что сделаем существенное повышение тарифов.
Вообще наверное стоит все свои мысли по отстройке собрать и в следующем выпуске изложить) ну или через один ))
Помниться попадался такой сервис русский, он как бот в мессенджерах работает но может и Реал как лендинг Пейдж быть- те пиши где угодно хоть с вк хоть со страницы сайта, удобно и универсально) правда не знаю что с ними сейчас.. в любом случае удачи проекту, читать всегда интересно)
Если увидишь какие-то интересные сервисы - пиши в личку ) всегда интересно посмотреть, чего конкуренты делают )
Алексей, такой сервис запилить дорогого стоит, удачи!
Спасибо! Мы будем стараться не разочаровать )
Алексей привет, всегда очень полезно и интересно тебя читать, хочется узнать про работу без стрессов больше, продолжай писать об этом дальше.
Принято, спасибо!
Вам однозначно нужно упаковать это в услугу под ключ. Самостоятельная настройка для 90% малого бизнеса - непосильная задача
Нее, это мимо нас. Это чужой бизнес, мне не интересный. Я вообще индивидуальный сервис очень не люблю.
Но вот подружиться с теми, кто такие услуги оказывает + сделать для них хорошие партнерские условия - это есть в плане. Спасибо за совет! Еще раз убедился что мой план не безнадежен =)