Что мешает нам руководить людьми?
Проверьте, насколько вы созрели, чтобы управлять командой.
Представьте руководителя, который стесняется напоминать о дедлайнах или требовать результатов. Ему неловко беспокоить человека, хотя этот человек — сотрудник компании, его подчиненный, и у него есть вполне конкретные обязанности.
Или наоборот, руководитель слишком жёсткий и постоянно все контролирует. А сотрудник хочет, чтобы его хвалили, и как ребёнок обижается, если это не происходит.
Почему в обоих случаях страдает коммуникация? Американский психолог Эрик Бёрн обнаружил, что в каждый момент времени мы воспринимаем, чувствуем и действуем из определенной роли или эго-состояния. Эти состояния называются родитель, ребёнок и взрослый — и они диктуют, как руководители и подчинённые взаимодействуют друг с другом.
Как это — быть ребёнком?
Когда мы находимся в роли ребёнка, на поведение влияют те самые детские эмоции. Вспомните, как ведет себя ребёнок, как он радуется, грустит, фантазирует или мечтает.
Распознать эго-состояние ребёнка можно по вербальным и невербальным признакам. В речи это будут эмоциональные восклицания, а в поведении — спонтанные движения и реакции. Детской становится и интонация — жалобной, ноющей, сердитой или упрямой. Также человек может смотреть немного снизу вверх.
А родитель — он какой?
Эго-состояние родителя — это модель поведения, которую мы получили в наследство от тех, кто нас растил. В роли родителя хочется заботиться о других, но в этом же состоянии мы можем быть слишком критичны к себе и окружающим.
Как же говорит родитель? Часто оценочными и запрещающими фразами. Если это состояние критикующего родителя, то голос может звучать надменно или даже насмешливо. Или наоборот сострадательно, если родитель заботливый.
Взрослый значит зрелый
В отличие от ребёнка и родителя, эго-состояние взрослого не окрашено эмоциями. Это значит, что мы рационально оцениваем ситуации, мыслим логически и действуем сознательно. При этом мы не импульсивны, как ребёнок, и не следуем какому-то выученному правилу, как привык родитель.
Взрослый может действовать конструктивно и в своих интересах, договариваться, не спорить, выдерживать критику и в то же время мыслить нестандартно. В роли взрослого мы можем усмирить жесткого родителя или, наоборот, разбудить его, чтобы защитить ребёнка.
Зрелый человек гибко использует разные формы поведения в зависимости от обстоятельств и целей. Например, если руководителю нужно обозначить границы и указать дедлайны, то будет полезно на время включить родителя.
Но в большинстве случаев эффективный диалог получается тогда, когда руководители общаются с сотрудниками на равных, как взрослые.
Как наши эго-состояния отражаются на работе
Когда руководитель — родитель
Иногда руководитель слишком переживает за подчиненных. Постоянно уточняет, как у них настроение, со всем ли они справляются. Берет на себя часть задач, чтобы позаботиться о сотрудниках. Из-за такой гиперопеки очень просто выгореть.
Чаще всего руководитель в такой роли ожидает благодарности и заботы в ответ. Но сотрудники получают сигнал от родительской фигуры и реагируют как дети. Начинают капризничать, вредничать и просить еще больше.
Когда руководитель — ребёнок
Другая крайность — это когда новый руководитель абсолютно во всем советуется с сотрудниками, выносит любые вопросы на общее обсуждение, пытается завоевать авторитет и сойти за своего. В этот момент он действует из роли ребёнка.
Неудивительно, что подчинённый в ответ примеряет роль родителя. Сомневается в компетенциях руководителя, своевольничает и даже конфликтует с ним.
Когда руководитель — взрослый
Чтобы выстроить надежные деловые отношения, нужна опора, уверенность в себе и спокойствие. В этом как раз помогает роль взрослого. Попробуйте продумать ее под себя и свои конкретные задачи.
- Представьте, как вы будете рассуждать, принимать решения, аргументировать, хвалить или делать замечания.
- Помните, что вас не случайно выбрали на вашу должность. Это значит, что вы ей уже соответствуете.
- Вы имеете право на строгость, если она поможет процессу. Также вы можете вежливо аргументировать и поддерживать, когда считаете нужным.
- И самое главное, не бойтесь ошибаться и извлекайте пользу даже из промахов.
Идеи, о которых вы сейчас прочитали, вошли в наш курс «Достаточно хороший руководитель». Это семидневная образовательная программа, где практикующие психологи обучают начинающих управленцев:
- справляться с высокой ответственностью;
- мотивировать коллег;
- строить нетоксичную культуру в команде;
- определять свои ценности и точки опоры.
ну тут главное чувствовать эту тонкую грань, работа работой, дружба дружбой и никаких обид и т.п.
История с Берном, конечно, довольно негибкая и устарелая, поскольку это уж слишком крупные мазки, реальная коммуникация гораздо сложнее анализируется. В 1 диалоге люди могут менять состояние сотню раз, имхо куда информативнее более глубокий анализ мотивов, темперамента, жизненной ситуации человека. Это как теория поколений: вроде бы угадываешь сходство в практике, но есть уйма факторов, не вписывающихся в конкретную концепцию.
С прикладной точки зрения еще очень интересно как происходят трансакции между 2 людьми в разных состояниях, что в результате таких трансакций получается.
А также, для руководителей полезно знать алгоритм перевода сотрудника в состояние взрослого.
Спасибо за содержательный фидбек! Заставили задуматься
Оооо, курс без цены где нужно оставить свой телефон и кто-то будет зачем-то мне звонить... Как это прекрасно!
Руководить, ничего не мешает
Руководить так, что бы в результате получилось что-то хорошее? Я хрен его знает
Навеяло)
Комментарий недоступен
главная печаль жизни,что нужно быть взрослым даже если внутри себя так не ощущаешь
Иногда для руководителя уместно принимать роль «родителя». Например, когда нужно обозначить границы в общении с сотрудниками, указать дедлайны и потребовать ответственного исполнения задач
Класс!!
🙌
Спасибо, отличная статья. Можно провести аналогию не только с рабочими отношениями. Действительно, позиция ребенка крайне изматывает других, ведь нужно о нем заботиться.
Спасибо вам) Интересно, про какие отношения подумали вы?
Кажется, на любое поведение всегда влияют те или иные эмоции, если у человека всё в порядке с эмоциональным интеллектом. А решения, принимаемые с использованием только рационального или только иррационального, в большинстве случаев неэффективны в любых сферах жизни.
Руководить нужно процессами, людей лидировать
Простой и действенный способ научиться руководить и организовывать: взять цыплят и вывести из них куриц. А потом организовать, чтобы они стабильно несли яйца.
Если будете экономить на корме, они будут мало нести. Начнете давать сверх обычного - выйдите в минуса, корм тоже стоит денег. Стресс, плохое окружение, конфликты внутри группы, температура - все влияет. Один сезон и вы уже готовы руководить небольшим офисом)))) Там тоже куриц хватает, обстановка будет привычной.
Но с реальным офисом сложнее, там кроме куриц еще бывают гадюки, козлы, бараны, львы и ослы. 🤣
опыт начинающего руководителя продолжает быть для меня одновременно одним из самых ужасающих и вдохновляющих в жизни) спасибо за статью, есть над чем задуматься.
Вообще у вас в профиле как будто кто-то не дописал предложение до конца.
Можно вас попросить прислать скриншотом, что вы имеете в виду?
Спасибо! Так работает ваш блокировщик рекламы
Потому что у вас ссылка сокращенная а не прямая) их блокировщик блочит да.
Сделайте обычную и сразу больше людей кликать начнут) метрика все равно покажет переход с виси
Ого, большое спасибо за информацию 🙏
Потому что блокировать bit.ly это дикая дичь.
Ну так не я же это придумал
Оно само так настроено было
Хотя в целом удобно
Ясно
Хоть бы цифры какие-то привели. Откуда вы это всё вытянули?
Может какая-то статистика.
Это из теории трансактного анализа, в нее можно углубиться в книге психолога Эрика Берна «Игры, в которые играют люди»