{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Безответственная служба поддержки ОЗОН, скрытые потери на рекламе и возвратах: Темная сторона маркетплейсов

Начну с того, что долгое время мы считали службу поддержки продавцов ОЗОН эталоном. Несмотря на весь лившийся негатив в сетях и на VC в частности, за последние 4 года наша работа с поддержкой ОЗОНа всегда строилась на отношении WIN-WIN. Это значит, что мы понимали правила игры, а поддержка помогала в тех случаях, когда ситуация была или не описана в регламенте или требовала его разъяснения.

К тому же статус Премиум давал возможность объяснить ситуацию один раз по телефону, а не вести долгую переписку. Иногда вопрос решался быстрее в группе поддержки в заблокированной сейчас соцсети. Но ответ можно было получить всегда.

Однако, последние несколько месяцев какой-то "эффективный менеджер" приложил все усилия для развала поддержки и превращения ее в ненужный рудимент. И это печально.

И все таки пишем здесь в надежде, что там еще остались люди, которым важна компания и они могут повлиять на решение проблем.

Реклама и отказы

Проблема первая. Одним из рекламных инструментов продвижения для продавцов является Продвижение в поиске. Этот инструмент по словам маркетплейса позволяет увеличить показы товара в результатах поиска ОЗОНа, однако условия продвижения очень непрозрачные (слова и места показа выбирает сам маркетплейс, а продавец может только наблюдать как тают его деньги) одним из плюсом является, что оплата происходит только при заказе товара.

Стоимость продвижения устанавливается в процентах от стоимости товара, что сразу накладывает на ограничения в продвижении дорогостоящих товаров, так как отдавать проценты в размере 20/30/40 можно только при сумасшедшей маржинальности, особенно учитывая факт, что комиссии маркетплейса, налоги, доставку, упаковку (мы работаем по FBS и отгружаем со своего склада) никто не отменял.

Однако, камнем преткновения стали пункты, которые не сильно афишируются (мы не нашли их в официальной документации)

Официальный ответ службы поддержки ОЗОН выглядит так

Это значит, что если клиент отменяет заказ и делает заказ повторно, с вас списывается комиссия независимо от того как и кто совершил заказ.

В нашем случае мы попали на очень "странного клиента", который разместил заказ на сумму 21365 руб. Мы отгрузили этот заказ. ОЗОН списывает с нас 2460 рублей за этот заказ. Проходит 2 дня и клиент отменяет заказ, при этом, размещая новый заказ на ту же позицию. Мы также его отгружаем, проходит несколько дней и клиент снова отменяет заказ, делая новый заказ. Итого мы получаем 3 заказа за короткий период за которые у нас списана комиссия на 7380 рублей. Это помимо стоимости транспортировки возврата (а город доставки, там прямо скажем не близкий, Петропавловск-Камчатский) . И потери товарного вида трех товаров. Мы упаковываем свои товары достаточно бережно, но упавших сверху шкаф или гиря делают свое дело.

Но это не самое главное. Третий заказ этого клиента ОЗОН отменяет сам, из-за того, что не нашел якобы этот товар на своем складе. Но комиссию за продвижение никто не отменял ))))

Мы составили обращения 25891346, 27187765, 26294924

По основному обращению 25891346 ответа нет с 23 мая!!! Оно просто висит в статусе в работе. В остальных обращениях нам просто присылают стандартные ответы не связанные с нами.

Апогеем всего это шабаша и рекламной вакханалии явился тот факт, что клиент делает четвертый и пятый заказы, попутно отказываясь от еще одного заказа на другую позицию.

Мы психанули, сняли все товары из продвижения с продажи и больше ставить в обозримом будущем не будем. Заказы этого клиента отменяем несмотря ни на какие потери. Служба поддержки молчит уже 50 дней. Новые обращение не создаются. Возрат потерянного ОЗОНом товара так и не состоялся.

Итог: Мы проверили еще несколько товаров из своего ассортимента и выяснили другие такие же странности с отменами и повторными заказами на товары в продвижении в поиске. В связи с этим у нас сложилось очень предвзятое отношение к методу продвижения в поиске, и мы не рекомендуем его использование для селлеров. И обращаем внимание других участников, чтобы они проверили отчетность и начисления.

Данный алгоритм очень уязвим для фродовых заказов. Потери иногда становятся несопоставимы с прибылью, что вынуждает убирать товары, которые имеют реальную цену и ценность. А в условиях сильной волатильности рубля, сложностей импорта и доставки такие ситуации вынуждают перенаправлять трафик на другие площадки.

Возвраты

Проблема вторая. Возвраты со стороны клиентов.

Оказалось, что этот вопрос лежит в квазиправовом пространстве со стороны ОЗОНа. Дело в том, что в официальном регламенте для продавцов рассматриваются все моменты по доставке и сохранности груза только до момента передачи клиенту.

В случае же если клиент отказался в момент передачи или оформил не дай бог возврат. Никакой ответственности ОЗОН за сохранность груза при возврате не несет. Вообще. Никак. Совсем.

Итак рассмотрим частный случай. Вы отправляете товар клиенту по модели FBS в полной сохранности. Если вы не первый год работаете с маркеплейсами, то наверняка вы озаботились фото/видеофиксацией упаковки и наклейки этикетки таким образом, чтобы даже подслеповатый сотрудник поддержки мог во всех ракурсах рассмотреть номер отправления. Однако, с введением нового регламента ОЗОН по работе с FBS и ответами службы поддержки это все профанация. Так как при возврате товар, ОЗОН вправе хоть кувалдой разбить его и ему ничего не будет.

В нашем частном случае, обращение 26521224 клиент получил полностью упакованный и промаркированный товар. Заявил его к возврату и прислал фото для одобрения (ну этот тоже профанация, так как селлер вообще не влияет на эти возвраты), но форма зачем-то такая есть.

По поводу того, что в этой форме есть хоть какой-то арбитраж и повторно подать заявку покупателю нельзя согласно регламенту?! Ха. Можно, и мы проходили это.

На фото у возврата сохранен товарный вид (он не вскрывался даже) и ничего не предвещало беды. Но, мы не учли того, что в ОЗОНу совершенно наплевать на этот товар. Он только берет деньги за его возврат (хотя это уже факт оказания услуги и ГК РФ Статья 887 об этом как бы намекает)

Так мы получили сломанный и поврежденный товар (его "немного" придавили шкафом /сарказм/). Отдельная боль это наклейка возвратных этикеток куда попало и как попало на все товары, перемотка скотчем, а не упаковка в пакет или хотя бы стреч пленку. Конечно, мы можем заложить потерю каждого этого товара в цену. Но процент возвратов и подмен за последние несколько месяцев растет, так, что в какой-то момент мы будем вынуждены либо играть в сильное завышение цен, либо просто убирать товар с продажи.

После долгих прений с поддержкой с шаблонными ответами, нам наконец дал разъяснения сотрудник, хотя бы слышавший о нормах права. И это радует уже.

Но внимательно изучив регламенты и ссылки мы поняли, что это просто копипаст студента юридической академии (шутка). Все ссылки и регламенты приведены в хаотичном порядке и не отвечают на поставленный вопрос. Информация об ответственности маркетплейса ОЗОН за сохранность товара при транспортировке и хранении товаров при возврате не проработаны иен внесены в регламент договора. Фактически вопрос ответственности возложен на продавца, однако услуга транспортировки и хранения является навязанной.

Касательно правовой базы – тема отдельной статьи. Но это совершенно другая история.

Итак, при возврате товара покупателю ОЗОН не несет никакой ответственности за его порчу и повреждения. Оказывая услугу Продавцу и взимая с него комиссию за возврат товара, он заключает договор. Действие договора в соответствии с п. 3.4. Приложения №2 к Договору прекращается с момента возврата товара. Иное в соглашении не предусмотрено. Таким образом Продавец вправе требовать возмещения убытка за оказанную услугу ОЗОН, которая не соответствует требованиям заключенного соглашения.

Если будет интересно продолжу рассуждать про работу ОЗОН дальше с конкретными примерами. Благо их накопилось много. Цель этой статьи ДОСТУЧАТЬСЯ до службы поддержки и предупредить других продавцов о подводных камнях.

Спасибо за внимание. Ссылок на мой телеграмм канал и донаты не будет )))

Всем селлерам успешных продаж.

Для хейтеров и "особо умных" есть, к сожалению, универсальный ответ службы поддержки ОЗОНа, которым закрываются теперь все споры.

0
78 комментариев
Написать комментарий...
Old Car Raffle
что клиент делает четвертый и пятый заказы

1. Это не клиент.
2. Озон ничего делать не будет. Им наплевать.

И вообще селлерам давно пора нарулить свой маркетплейс и послать этих доромоедов WB OZON ЯМ, выиграют все.

Ответить
Развернуть ветку
арнольд чреззаборногузадирищен

невероятно но факт
чтобы на новый рынок привлечь клиентов нужно
1) дохера бабла
2) очень оперативно решать вопросы клиентов которые приносят деньги

озон выбрал путь №2. и он увы за счет продавца

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Илья Фомин
Автор

1. Мы не можем утверждать и опровергать это, так как у нас нет достаточной информации. У нас есть предположения, но они бездоказательны.
2. Тут спорно. Если бы мы в это верили, то смыла статьи-обращения просто бы не было.

А вот собственный МП это спорно, инструменты продажи и так есть. Тот же ЯМаркет (витрина), прайс ру или другие агрегаторы. Но маркетплейсы берут количеством ПВЗ и удобством для клиента.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Евгений Б

Нам иногда колпачки от флаконов на возврат приходили без всего и озон ничего не возмещал ссылаясь на то, что это нужно учитывать, я уже не говорю, что товар возвращается весь мятый, порванный и т.д. и озон плевать на это, а фишка заключается в том, что мы даже этот товар не можем продать как бу тк он не входит в раздел где можно продавать как бу.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Именно поэтому я и написал. Мне надоело молчать и переписываться с ботами. Думал здесь есть возможность найти людей. Но здесь тоже роботы. (((

Очень сочувствую вам. Когда болеешь всей душой за свой товар, всегда неприятно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Фоксик

Вообще ощущение по работе с маркетами такое. Если у тебя какой косяк, то тебя в задний проход нефритовым стерженем без вазилина поимеют.
Если косяк со стороны маркетплейса, то понять и простить, у них лапки. А если не нравится работать, то не работайте.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Да это так. Как только маркетплейс косячит и задерживает оплату, теряет заказ и не выплачивает комиссию, у него сгорает склад, болеет персонал - это форс-мажор и у меня лапки. А как только затык на их стороне - смотри регламент.
Думаю стоит обратиться к депутатам и ввести регулирование работы маркетплейсов в рамках законов РФ. Чтобы как с блогерами ввели правила. Иначе получается вакханалия.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Фомин
Автор

И для всех кто прочитал статью и комментарии. Внимание! Набрали воздуха?

На прошлой неделе этот же клиент сделал 7 и 8 заказ с отменой.

Служба поддержки включила режим молчания.

Делаем выводы — сняли с продажи все товары с возвратами и отменами.

Ответить
Развернуть ветку
Ann Sh

Оболдеть можно! ((( А я жалуюсь на свои 3 одинаковых заказа. Знаете в чем разница, помимо товара и стоимости? У меня в эти периоды были включены ТРАФАРЕТЫ. А не продвижение в поиске,как у вас.. Повторяющийся алгоритм - это уже мошенничество. Вопрос в том, кто за этим стоит.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Мария

Я лично буду перестраивать весь наш бизнес , максимально уходя от этих помоек на прямые продажи

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Никто не мешает делать этот этап параллельно - вопрос в затратах на продвижение и удобство покупателя. Несколько лет назад большое исследование в Америке выяснило, что покупатели не видят товар, если его нет на Амазоне. То есть Амазон стал скорее поисковиком товаров. Если тебя нет на Амазоне - тебя нет в Интернете.

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

Не будет у Вас прямых продаж, забудьте.
Споткнётесь на шаге "Реклама" - и вернётесь на площадки.

Всё вышесказанное - УВЫ (((

Ответить
Развернуть ветку
Александр Владимирович

1.Фиктивные сделки , заказы от ПВЗ , доказательства у нас были, предоставляли , но Озон решил иначе, конечно же .
2. Ничего кроме изменений в договоре делать не будут . Будут подчищать договор основываясь на судебной практике для минимизации расходов. В пользу продавцов изменений не будет). Лучше вольют в блогеров ,чтобы освободившиеся места занимали другие продавцы. Будут рассказывать про миллион за месяц и т.д и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Тут есть конечность и уникальность продуктов. Если ассортимент будет представлен условным садоводом, то и покупатели будут выбирать только по цене. Озон отличался от WB именно ассортиментом.
Я разговаривал с Яндексом, они очень хотят наступить на пятки и сосредоточиться на премиуме и эксклюзиве. И вдруг получиться. Тогда «эффективные менеджеры» ОЗОНА вылетят как пробки из бутылки.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Нинзя

Чувак, просто прими, что на маркетплейсах все подряд продавать не получится. Крупногабарит, хрупки - только если наценка от 150%, а такую нишу еще поискать нужно, только если производить самому, как вариант. Ищи что другое продавать, это тебе мой непрошенный совет.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

За совет, я как вежливый человек , скажу спасибо.
Но просто напомню, что, чувак, я занимаюсь бизнесом 25 лет, и знаю какие товары продаются, а какие нет.
Чувак, мы пережили кризисы 2008 и 2015 года. Так что, бро, вопрос не в том что прикольно торговать легкой и маленькой дешевкой с наценкой 500%, а в том, что, брат, бизнес состоит из информации, знаний и умений. А еще есть правила игры, и когда кто-то «путает берега» я предупреждаю об этом. Просто так.

Ответить
Развернуть ветку
Мария

Может когда то маркеплейсы и были неплохой идеей. Но сейчас это кабала для продавца. Не важно насколько ты хорошо, твою работу обо* раздолбают украдут

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Ну тут всегда вопрос насколько ты построишь диалог - заинтересован МП в тебе как в продавец или на твое место придет другой с другой ценой и меньшей проблемой. Есть же еще ОЗОН Глобал - где проблемы не у продавца, а у покупателя ОЗОН ))

Ответить
Развернуть ветку
Мария

На текущий момент спастись в озоне можно только от подмены и то если снимать упаковку сдачу в пвз и получение. На каждом этапе можно снять как то не так и пролететь. А в wildberries не только можно раздолбать товар но и вообще вернуть пустую коробку и НИЧЕГО не будет

Ответить
Развернуть ветку
Фоксик

Так на озоне похоже тоже. Тут были статьи, как пропадает часть товара. Озон предлагает продавать, как б/у. И компенсирует в лучшем случае часть

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Илья Фомин
Автор

Про WB можно отдельный пост написать. Возможно стоит. Съемка ничего не дает при частичном повреждении. То есть если у повреждения коробки, внутри раздавили, сломали - видео не доказывает ничего. Отказ сразу

Ответить
Развернуть ветку
Maksim K

Ну смотрите, тут интересно:
1. Если это стабильно одни и те же клиенты - то запросите у Озона их данные, по закону вам их должны передать. И уже можно через суд признать действия злоупотреблением со стороны клиента и возложить на него убытки, а если данные не дадут то на озон.
Но также есть путь о признании услуг неоказанными/отказ от услуги, т.к этого нет в договоре и связных документах(а суд в кабинет селлера не зайдёт), соответственно там есть несколько векторов для рассмотрения существа услуги и того, что является её выполнением, в наложении на то, что Озон ещё и ваш комиссионер.
2. Тут всё же только в суд, т.к судебная практика то как раз обратная, и там вся ответственность на Маркете, если вы соблюли требования к упаковке и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

1. Ну тут фантазии. Никто мне ничего не предоставит. 152 ФЗ в действии.
Действия клиента в рамках ГК, хочу размещаю заказ, хочу отменяю. В WB вообще нельзя отменить заказ, например и ничего, работают.

2. Да суд, но практика хороша, когда у тебя есть лишнее время и готовая юридическая компания. Судебная практика групповых исков у нас как бы хромает. А частный арбитраж, ну такое )))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ozon Business

Здравствуйте, Илья! Условия списания при использовании «Продвижения в поиске‎» всегда были доступны в Базе знаний, основном источнике информации для продавцов на нашей площадке: ozon.ru/t/Rz85QZd
Поэтому называть их не сильно афишируемыми не очень корректно.
Да, при отмене сумму за продвижение списываем — считаем это логичным, ведь инструмент выполнил свою работу и покупатель оформил заказ.

Что касается случаев с возвратами, которые побывали у покупателя — в правилах действительно указали, что в случае повреждений не компенсируем их стоимость, в отличие от подмененных товаров и случаев с отсутствием товара/части товара. Не можем быть уверены, что после фотографии для заявки покупатель вернул товар в том же виде, поэтому ответственность на себя не берем.
Пока правила именно такие, но за обратной связью следим — обязательно сообщим, если придумаем решение для подобных случаев

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Вот именно об этом я и написал. Есть правила и регламенты, они охватывают 90% всех случаев. Поддержка нужна именно тогда, когда правила не описывают проблему, так как имеют исключения. И вот старая поддержка была «ламповая» и четкая. А новая, отвечает стандартами фразами chat gpt.

Завтра вам отвечу по пунктам. Ну честно, лучше не отвечать никак, чем ответить так как сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Итак, объясняю. Ваша база знаний не является регламентом. Это просто текст. И самое главное он не соответствует оферте, договору. Просто посмотрите и сравните что написано там и в оферте. Это раз.

Регламент, это не закон. Это правила, которое позволяет вам работать в 99% случаев. Изменение этих правил происходит под воздействием внешних факторов. Именно их я и привел. Однако, система поддержки здесь не сработала.

Причины:
1. Вы передали поддержку по скриптам на аутсорсинг. Однако выход из первого уровня на второй не проработали. То есть тот кто строил поддержку по образу Гугла, не проработал варианты перехода задачи/тикета. Из-за этого круговая оборона наемников отбрасывает вас назад к WB и Яндексу

2. Вы убрали телефонную поддержку, вместо того, чтобы сделать её дорогой, но продуктивной.

3. Вы уволили людей, которые работали в соцсетях. Таким образом, перекрыли каналы диалога с селлерами. Теперь, считая, что вы по отчетам обрабатываете много обращений, вы рисуете отчеты о том что поддержка эффективна.
Это два!

Ну рассказы про капитализацию и рост продаж, когда импорт сократился на 40%, количество закрытых ИП и ООО имеет «отрицательный рост» ну такое себе.

Особенно с учетом роста инфляции, сокращения инвестиций и стагнации в торговле.

Берите и решайте проблему! Будьте морским лайнером, а не бабкой на базаре.

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

Илья Фомин - это не "разговор с Яндексом", это те самые "сказки в пользу бедных". Они Вам лапши навешают сколько угодно, у них ею склады забиты :)

Погуглите в яндексе ближайшие основные цели ЯМ-а. Они их не скрывают:

Цель № 1:
Довести объём собственных товаров на площадке до 25%, используя полученные метрики по продажам наиболее популярных SKU (постепенно выдавив их продавцов временным демпингом).

Цель № 2:
Довести до максимума объём своих товаров из группы FMCG/CPG (селлеров ширпотреба - туда же, куда и в п.1).

Цель № 3:
Оставить на площадке только селлеров, торгующих "балластом" (редкопериодический и импульсный спрос, престиж, уникальные товары). Остальное продавать самим.

Вообще, любой МП стремится в долгосрочной перспективе к одной и той же цели, у них даже шаги одинаковые:
- максимальный набор селлеров,
- максимальное наполнение каталога,
- постепенный отбор рынка в свою пользу.

Амазон давно идёт по этому пути. И, если бы ему постоянно не давали по рукам контролирующие органы, уже добился бы конечной цели - подмять по максимуму под себя онлайн-ритейл.
Но, в отличии от России, он связан как законодательно, так и прецедентно (когда суды выносят решение не в его пользу, но основываются не на законе [которого ещё нет], а на обстоятельствах). Периодические оборотные штрафы достаточно сильно охлаждают пыл. На время, к сожалению.

Как известно, сейчас у нас рассматривается вариант законодательных актов, по которым МП не будут иметь права торговать своими товарами. Но, скорее всего, они не пройдут - слишком много структур вложилось в маркетплейсы, завалят обсуждение и не доведут даже до первого чтения.

А если всё-таки примут - ЯМ закроется первым.

Ответить
Развернуть ветку
Kit

По-моему бред, какой им смысл торговать своим товаром и нести за него ответственность, заморачиваться с его поставками итд, если проще быть посредником и предоставлять всякие услуги, доить продавцов. Как я понял они пытаются затащить всех крупных производителей, после чего смогут уже диктовать свои правила, так как вся дистрибьюция будет уничтожена. Аптеки, магазины, итд начнут схлопываться, так как производители демеингуют цены, и они уже сравнялись с офлайном, а то и ниже.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Books 4 Life

ЯМ, чтобы выйти на более-менее похожий охват как у того же озона, нужно сначала сделать что-то с ускорением модерации товаров, потом с поддержкой (которая ещё что-то решает и не шлёт шаблоны туда-сюда, правда медленно) и ещё кучи всего. Пока что оно для большинства ниш мертвее-мëртвого, ибо очень долго.

А так - цель не тупо свой товар, а как у озона сделать максимум FBO, попутно пихая туда всех.

Ответить
Развернуть ветку
Ann Sh

Спасибо, что поделились информацией, на многое открылись глаза. Если надумаете про коллективный иск, пишите.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Анна, коллективный иск у нас это беда, а не счастье. Суды оооочень не любят коллективные иски. Это просто из практики.

А вот что касается информации, то для этого и написал. Чтобы другие были осторожны с рекламными настройками.
Формально 21 день озон может брать с вас деньги просто так. Доказать, что этот клиент является фейком можно только получив данные по статистике от самого Озона. А это уже 152 ФЗ. И никотине даст.

Моя частное предложение, основано на том факте, что есть ПВЗ Озона, которому нужны обороты. Заказы дают возможность из набрать. Но это только предположение.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
арнольд чреззаборногузадирищен
В случае же если клиент отказался в момент передачи или оформил не дай бог возврат. Никакой ответственности ОЗОН за сохранность груза при возврате не несет. Вообще. Никак. Совсем.

вот это конечно верх наглости. слышал от продавцов что если от товара клиент отказывается в пвз по причине сломано то озон считает такой возврат побывавшим у клиента и продавцу водит по губам с компенсацией

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фомин
Автор

Именно это они и подтвердили в комментариях выше.

Ответить
Развернуть ветку
Продвижение в Telegram

Познавательная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
it com

Вот как ещё OZON гасит селлеров: https://vc.ru/u/1036515-it-com/809858

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда