Бриф — это бесполезная трата времени. Есть другой способ вытащить смыслы из заказчика. Статья 1/6
Интервью. Часть 1 (вы здесь)
Интервью. Часть 2
Интервью. Часть 3
Интервью. Часть 4
Интервью. Часть 5
Интервью. Часть 6
Привет дизайнерам, прототипировщикам, лендологам и всем тем, кто создаёт сайты.
Это первая часть материала про то, как вытащить из заказчика твёрдые смыслы для сайта, а не абстрактную чушь про лучшее качество и сроки. Всего будет 6 статей. Каждый день я буду публиковать новые части, поэтому подпишитесь, чтобы не пропустить.
Для тех, кто прочтёт все 6 статей — подарю доступ к файлу «200 вопросов для интервью».
Начну с заявления: бриф — бесполезная трата времени, причём как вашего, так и заказчика. Рекомендую раз и навсегда от него отказаться.
Все заказчики хотят получить сайт, который будет конвертить. И каким бы ты крутым дизайнером не был, сколько бы ты не знал конверсионных фишек, как бы круто ты не владел словом, отправил бриф — забудь про высокую конверсию.
Чтобы сделать сайт продающим, надо вникнуть в продукт клиента. И не поверхностно, а очень глубоко. Чтобы знать всё, вплоть до мелочей: из чего собран продукт, какие материалы, болтики, винтики, где производится, кем, когда и т.д. Сделать это можно лишь одним способом, о котором сейчас и пойдёт речь.
В начале своего пути создания сайтов я скачал какой-то бриф, где было около 30 вопросов. Отправлял клиентам и получал обратно примерно следующее:
Вопрос: чем отличается ваш продукт от конкурентов? Опишите максимально подробно.
Ответ клиента: у нас выше качество, доставляем быстрее, выглядит у нас всё лучше, мы с любовью делаем свой товар. У нас аккуратные сотрудники. А у конкурентов вообще не так.
Сплошная вода. И такие ответы на каждый вопрос.
Но с высокой вероятностью за этим кроется что-то уникальное, крутое, необычное. То, что поможет сделать сайт с вау-эффектом в смысловом плане.
Заказчик не может раскрыть все детали самостоятельно, ему кажется, что всё очевидно и все всё понимают. Кроме того, заполнение брифа энергозатратно. Появляются сомнения, а так ли вообще надо делать. Как итог — краткие невнятные ответы.
Но тогда как вытащить смыслы из заказчика? Нужно готовиться и проводить интервью, а не прятаться за вордовским файлом. Я понимаю, что многие стесняются, переживают, не любят общение, но без этого никак. Берите себя в руки и звоните.
Напрашивается вопрос: «Ну и чё? Позвоню я ему и он мне тоже самое ответит».
Да, верно. Так и будет. Но для того, чтобы докопаться до сути нужна лопата. Берёшь за черенок и ...
Шучу :)
Лопата в этом случае — метафора. В следующей статье я расскажу, что это за «лопата» и как ей пользоваться.
Подписывайся, ссылка ниже.
Если дочитал до конца, то возможно, тебе интересно, кто это написал.
Меня зовут Сергей Фобэско. В создании сайтов я с 2019 года. За это время я поработал с селебами, государством и крупными компаниями. Среди них: Михаил Дашкиев (основатель БМ, Фокуса), Артем Овечкин (основатель Викиум), Никас Сафронов (российский художник), Мой Бизнес (государственное агентство поддержки предпринимателей).
Пишу про смысловой дизайн на своем канале в Telegram
Автор говорит, что в ответах на брифы одна вода, а сам во всей своей первой статье кроме самопиара и воды ничего не оставил. Найс👍
но ведь заинтриговал?;)
Вообще, идеальный механизм работы с брифом, это не "посылать" его клиенту, а заполнить его исполнителю самостоятельно по результатам созвона-устного брифа с клиентом
1. Созвонились, спросили голосом все вопросы
2. Заполнили сами бриф
3. Отправили клиенту на согласование - а вдруг вы его где-то не так поняли, или неверно передали смысл.
4. Клиент бриф одобрил
Профит!
Но такой путь намного сложнее, гораздо проще отправить бриф и пусть заказчик сам отвечает за свой результат.
Огонь! Ваш метод хорош, но не идеален) Есть еще более глубокая методика. В следующих статьях раскрою более детально.
Да в диалоге и живой беседе получается сделать развитие клиента. Часто клиент обращается с узкой задачей - уже решением. На его взгляд все просто - нужно забить гвоздь - значит ему нужен молоток. Значит нужно найти, кто дешевле ударит по гвоздю. Но на самом деле, его задача шире - он делает ремонт в квартире (условно) и его задача сделать весь ремонт дешевле, а полученная конфигурация должна быть удобной. Это все предложит партнер (если он проактивный) если у партнера-подрядчика будет возможность пообщаться шире о задаче заказчика
Интервью, созвоны, зум — самые действенные на сегодня способы. Ждём продолжения статьи!
С регистрацией)
Задонатил сам себе на успокоительное
Проблема не в брифе, а его общеупотребительном формате и подготовке. Посылать надо не только универсальные открытые вопросв, но и закрытые вопросы из предметной области. Тема подготовки умных брифов это хороший стартап. Я пробовал составить бриф для заказа сценариев квестов. Это около 60 интерактивных экранов с древовидной иерархией. Вполне интересный движок просматривался. Кому интересно двинуть эту тему готов участвовать посильно. А если прикрутить туда нейросеть то и достаточно инновационно может получиться.
3 года опыта это прям уровень гуру)) и кого-то переклинило на слове "смысл"...
Жигули, привет. Ну, во-первых, 4.
Во-вторых, можешь зайти на канал и посмотреть мой бэкграунт. Потом вернуться и извиниться. Аххаха.
Никогда не пользуюсь брифами, это как послали на хутор бабочек ловить. Типа сиди ковыряйся в 1000 вопросах и сам решай что тебе нужно...
С регистрацией!
Ну да, ведь решать, что тебе нужно, должен кто-то другой.
На 100% согласен
Автор попал в самую точку! Я тоже некоторое время назад отказался от брифов. Получается, что заказчик уже постарался и ты ему должен что-то сделать из того что он написал, а с другой стороны материала для работы ноль. Остаётся писать как всегда: «Быстро. Качественно. Надежно.»
Борис, с первым днём на VC
Все так и есть)
Перешел на канал, понравилось как пишешь, ну и что пишешь... Подписался. Побольше бы самоиронии, а то что людей раздражает пиар... ну это привычно) За интригу отдельный респект. Сработало, как по мне)
Спасибо, Роман) Приятно.
Основная задача дизайнера – понимание заказчика, его основных проблем. Этого можно достигнуть только через живое общение, прощупать "клиента", задать встречные вопросы, понять вообще на какой волне готов работать заказчик. Удивлен, что кто-то практикует формат исключительно письменных брифингов. Эффективность решения сложных задач в таком формате будет близка к нулю! Сначала обсуждение, понимание болей, а уж потом уточняющие брифы.
Кайф!!!
Интересное начало! Жду продолжение
Завтра будет)
Сергей. Очень крутая интрига и в целом ход мыслей очень понравился. Брифы прошлый век, но чем заменить их мы ломали голову долгое время. Как результат на интуитивном уровне мы пришли к тому, что вы описываете (прочитал все три статьи на одном дыхании). Подписался на канал, буду черпать пользу лопатой 😅.
С уважением, агентство «Дело» deloagency.com
Я прям представляю, Мой Бизнес такой : "о, этот чувак поработал с Викиумом, БМ и Сафроновым, ему можно доверять!"
Хорошее у тебя воображение.
классно конечно, а можно сразу купить Вашу ментальную карту брифинга в миро, а не ждать все 6 статей, хотя конечно хотелось бы их прочесть :)
Она бесплатная. Я ничего не продаю. Во второй статье (https://vc.ru/design/588509-lopata-dlya-intervyu-kak-sozdat-smyslovoy-dizayn-sayta-statya-1-6) я описал почему я не скину ее сразу
Так все работает, если ты сам созваниваешься и брифуешь клиента, предварительно изучив тематику.
Но реалии таковы, если ты делаешь это сам, то:
1) Ты работаешь один или в лучшем случае ты + еще 1-2 удаленщика. Смысла это обсуждать нет вообще.
2) Клиент настолько жир, что ты сам брифуешь и уделяешь максимум своего ресурса. А уже потом подключаешь команду.
В остальных 90% случаев, у тебя есть кто-то, кому надо делегировать эту задачу. А значит повесить первый созвон с уже горячим лидом/ или внесшим предоплату клиентом на другое лицо, которое должно очень быстро и корректно врубаться в чужую задачу и процессы и не просрать "доверие/ экспертизу".
Если у этого человека нет предварительного письменного брифа или хотя бы вводных данных - то вероятность, что он выполнит свою задачу качественно не такая уж и высокая. К сожалению, не всегда внутренний сотрудник может в ходе первого общения с предпринимателем так же ловко жонглировать словами и терминами как ты сам. Поэтому предварительный бриф нужен.
Как заказчик без брифа вообще не работаю, он здорово экономит время. Главное, чтобы бриф был нормальным, а не водичка-вода, как в дипломе во времена моего студенчества)
Комментарий удален модератором