«Непорядочное поведение»: почему расходятся «Яндекс» и «Сбербанк», что успели сделать и что ждёт «Маркет» и «Деньги» Статьи редакции
«Яндекс.Маркет» вернётся к «Яндексу» и продолжит расти, а бренд «Яндекс.Деньги» перестанет существовать после того, как перейдёт «Сбербанку», считают аналитики.
В июне «Яндекс» и «Сбербанк» могут объявить о прекращении сотрудничества по двум совместным предприятиям — «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет», пишет The Bell со ссылкой на источники.
«Яндекс» выкупит долю «Сбербанка» в «Яндекс.Маркете», куда входит маркетплейс «Беру» и сервис «Суперчек», а «Сбербанк» — долю ИТ-компании в «Яндекс.Деньгах».
Первый зампред правления «Сбербанка» Лев Хасис в разговоре с «Ведомостями» подтвердил, что «Сбербанк» ведёт с «Яндексом» консультации о реструктуризации долей в совместных предприятиях. Глава «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков в разговоре с сотрудниками компании заявил, что допускает новые договорённости между акционерами, пишет РБК.
Гришаков пояснил, что в условиях пандемии Covid-19 ситуация в мире сильно поменялась, и компании стремятся увеличить скорость принятия решений — один из важных факторов успешного развития. Закрывать «Беру» или выделять маркетплейс из «Яндекс.Маркета» не планируется, подчеркнул он.
Решение о разделении бизнесов уже принято, идёт финальное оформление договорённостей и скоро об этом будет объявлено официально, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Яндексу».
Инвестиции банка в «Яндекс.Маркет» составили 30 млрд рублей, партнёрам принадлежит по 45% площадки, ещё 10% — менеджменту. «Яндексу» придётся заплатить за долю «Сбербанка» рыночную стоимость. В апреле аналитики Sberbank CIB и UBS оценивали всю компанию в 90-96 млрд рублей.
«Сбербанк» получит 25% долю компании в «Яндекс.Деньгах» к имеющимся 75%. После прекращения партнёрства «Яндекс» сможет заниматься финтех-проектами — ранее компанию ограничивали условия сотрудничества с банком.
Причиной расхождения после восьми лет совместной работы могло стать «непорядочное отношение» со стороны «Сбербанка», который начал развивать свою экосистему сервисов с Mail.ru Group, прямым конкурентом «Яндекса».
Что вместе сделали «Яндекс» и «Сбербанк»
«Яндекс.Деньги»
В 2012 году «Сбербанк» купил 75% акций платёжной системы «Яндекс.Деньги» — из-за изменений законодательной базы. Закон «О национальной платежной системе» обязал все платежные сервисы работать либо в статусе небанковской кредитной организации, либо с банком-партнёром. «Яндекс» планировал купить банк для работы платежной системы, но переговоры прошли неуспешно.
У «Яндекса» сохранялся блокирующий пакет 25% плюс одна акция. Сделку закрыли в начале 2013 года.
Среди запущенных сервисов на базе «Яндекс.Деньги»:
- пластиковые банковские карты.
- платёжный провайдер «Яндекс.Касса».
- сервис микроинвестиций Yammi.
- конструктор платёжных форм «Яндекс.Платёжка».
По данным исследовательского центра MARC, с 2017 года «Яндекс.Касса» — самый популярный платёжный провайдер в России, к 2019 году его доля на рынке составила 37,6% (31,7% в конце 2017 года). К апрелю 2020 года с «Яндекс.Кассой» работали больше 120 тысяч онлайн-площадок.
По данным аналитической компании Mediascope, «Яндекс.Деньги» — второй по популярности платежный онлайн-сервис среди россиян: — его обгоняет «Сбербанк.Онлайн». В 2019 году сервисом «Сбербанка» хотя бы раз воспользовались 83% россиян, а «Яндекс.Деньгами» — 53%.
Совместное предприятие «Яндекс.Маркет» и «Сбербанк»
В 2017 году компании начали строить предприятие на базе «Яндекс.Маркета»: банк выкупил 45% вновь выпущенных акций «Яндекс.Маркета» за 30 млрд рублей при общей оценке компании в 60 млрд рублей.
45% осталось у «Яндекса», ещё 10% акций (по 5% от каждой из сторон) были переданы в опционный фонд для команды «Яндекс.Маркета». Глава «Сбербанка» Герман Греф заявлял, что считает сделку крайне значимой для всего рынка и планирует создать на базе «Яндекс.Маркета» «российский Amazon».
Первым крупным проектом стал маркетплейс «Беру»: сервис начал работу в мае 2018 года, в октябре вышел из бета-теста. В мае 2019 года выручка «Беру» достигла 1 млрд рублей в месяц, а в первом квартале 2020 года — 4 млрд рублей в месяц. Ежедневная аудитория — около 1 млн человек.
В ноябре 2018 года начал работу маркетплейс Bringly — на нём можно было купить товары от зарубежных продавцов из Турции, Европы и США. 2 декабря 2019 года Bringly перестал принимать заказы: компания решила сосредоточиться на развитии маркетплейса «Беру».
В апреле 2019 года «Яндекс.Маркет» начал развивать свою сеть постаматов под брендом BoxBot. К концу 2019 года «Яндекс.Маркет» рассчитывал нарастить сеть до 600 постаматов, к концу 2024 года — до примерно 4000.
С весны 2019 года «Яндекс.Маркет» тестировал приложение «Суперчек». Сервис позволяет сравнивать цены в магазинах «Пятёрочка», «Магнит», «Азбука вкуса», самостоятельно сканировать и оплачивать товары через приложение без кассы, а также составлять список покупок, получать по чеку кэшбек.
«Суперчек» был заморожен в апреле 2020 года — из-за условий «экономической турбулентности». По собственным данным, аудитория сервиса с момента запуска — 700 тысяч пользователей.
«Яндекс.Маркет» также развивает решения для бизнеса — систему аналитики онлайн-торговли «Яндекс.Маркет Аналитика», а также агрегатор служб доставки для интернет-магазинов «Яндекс.Доставка».
Среди примеров прямой интеграции компаний на «Беру» — возможность оплачивать покупки на «Беру» бонусами «Спасибо», объединять аккаунты «Яндекса» и «Сбербанк ID», а также покупать товары в кредит на сумму от 3500 до 250 000 рублей сроком от трёх до 36 месяцев.
Из 30 млрд рублей инвестиций «Яндекс.Маркет» потратил «не очень существенную долю», рассказывал гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков в интервью Forbes в июле 2019 года. По его словам, деньги тратились на несколько направлений: маркетинг (привлечение аудитории), технологии (разработчики) и инфраструктуру (логистические комплексы и постаматы).
По итогам 2019 года выручка СП «Яндекса» и «Сбербанка» выросла на 145% по сравнению с 2018 годом, общую выручку компания не раскрывает. Основной причиной роста выручки стал «Беру» — товарооборот вырос на 236% до 4 млрд в месяц по сравнению с прошлым годом.
По данным аналитического агентства Data Insight, «Беру» — самый быстрорастущий российский интернет-магазин: оборот площадки за 2019 год вырос на 691% до 23,1 млрд рублей. Маркетплейс занял 12 место по обороту среди крупнейших интернет-магазинов.
В апреле «Яндекс.Маркет» объявила финансовые результаты первого квартала 2020 года:
- Выручка группы компаний выросла на 65% по сравнению с первым кварталом 2019 года.
- Выручка сервиса «Яндекс.Маркет» выросла на 27% по сравнению с первым кварталом 2019 года. Общий оценочный оборот площадки за первый квартал 2020 года составил почти 60 млрд рублей.
- Товарооборот маркетплейса Беру вырос на 183% по сравнению с первым кварталом 2019 года.
По данным The Bell, в апреле 2020 года аналитики оценивали стоимость «Яндекс.Маркета» в 90-96 млрд рублей.
По словам главы «Яндекс.Маркета» Максима Гришакова, в мае 2020 года «Яндекс.Маркет» показал 40% роста выручки по сравнению с маем 2019 года, а оборот «Беру» вырос в четыре раза.
Что могло повлиять на отношения «Сбербанка» и «Яндекса»
Конфликт руководства
Осенью 2018 года источники The Bell и «Ведомостей» сообщили, что «Сбербанк» ведёт переговоры о покупке 30% «Яндекса» и права вето по ключевым вопросам. В мае 2019 года Греф опроверг интерес банка к покупке интернет-компании.
В июле 2019 года The Bell со ссылкой на пять источников сообщил, что партнёры обсуждают возможность разрыва сотрудничества в «Яндекс.Маркете». Среди причин собеседники издания называли стремление «Сбербанка» получить больше операционного контроля и невыполнение «Беру» поставленных KPI на первый год работы.
Компании опровергли слухи: Лев Хасис и Греф заявили, что между компаниями сложились «очень добрые, партнёрские отношения», а глава «Маркета» Максим Гришаков в разговоре с Forbes заметил, что «Беру» выполняет KPI.
The Financial Times также писало о спорах и проблемах с контролем бизнеса в «Яндекс.Маркете» — по данным источников издания, «Сбербанк всё время пытается перетянуть одеяло на себя», а у партнёров возникли разногласия по поводу менеджемнта, целей по росту проекта и других вопросов. Публикацию топ-менеджеры «Сбербанка» также опровергли.
Источник «Ведомостей» в «Яндексе» считает, что у компаний не получилось найти «звёздную команду топ-менеджеров», которая смогла бы разработать эффективную бизнес-стратегию развития «Яндекс.Маркета» для обоих партнёров.
Партнёрства с конкурентами
Собеседники «Ведомостей» считают, что разлад произошёл из-за «непорядочного поведения» топ-менеджеров «Сбербанка» по отношению к партнёрству и партнёрствами с другими компаниями.
По словам топ-менеджеров «Яндекса» в разговоре с «Ведомостями», они расценивают проект совместного предприятия «Сбербанка» и Mail.ru Group нарушением договорённостей.
На отношения могли повлиять как различия в корпоративном мышлении компаний, так и заключение партнёрств с конкурентами «Яндекса», рассказал vc.ru управляющий партнёр Data Insight Борис Овчинников.
Ещё одна причина сложных отношений «Яндекса» и «Сбербанка» — возросшая конкуренция на рынке электронной торговли, считает председатель совета Торгово-промышленной палаты по развитию электронной коммерции Алексей Федоров.
По его мнению, если два года назад открыть маркетплейс было «легко и просто», то сейчас конкуренция возросла, так как маркетплейсы появились у многих крупных компаний. Из-за этого выросли бюджеты на развитие и продвижение маркетплейсов, отмечает Федоров.
«Сбербанк» мог быть недоволен развитием «Беру» по показателям, а партнёрства с другими компаниями ни при чем, рассказал vc.ru аналитик «Райффайзенбанка» Сергей Либин.
Где «Сбербанк» конкурирует с «Яндексом»
«Сбербанк» начал строить собственную экосистему сервисов в 2018 году.
По мнению «Ведомостей», покупка не менее 30% «Яндекса» нужна была для создания экосистемы «Сбербанка» — а после того, как сделка не состоялась, банк начал искать альтернативные способы построить экосистему — в том числе, за счет конкурирующих с «Яндексом» сервисов.
«Сбербанк» и Mail.ru Group
«Сбербанк» с июля 2019 года развивает совместное предприятие с Mail.ru Group в сфере фудтеха и такси: партнеры планируют инвестировать деньги и активы на общую сумму 64 млрд рублей, весь проект оценивают в 100 млрд рублей.
Изначально в предприятие вошли доли Mail.ru Group в сервисах Delivery Club (100%) и «Ситимобил» (22,69%), со стороны «Сбербанка — 35% доля компании «Фудплекс», которую банк развивает с Rambler Group.
К лету 2020 года предприятие докупило контроль над каршерингом YouDrive и сервис экспресс-доставки продуктов «Самокат» (долю 75,6%).
В декабре 2019 года глава «Сбербанка» Герман Греф допустил сотрудничество банка с Alibaba через совместное предприятие с Mail.ru Group.
«Ситимобил» конкурирует с «Яндекс.Такси», сервис доставки еды Delivery Club — с «Яндекс.Едой», YouDrive — с «Яндекс.Драйвом», Alibaba (AliExpress и Tmall) с «Беру», а «Самокат» — с «Яндекс.Лавкой».
«Сбербанк» и Rambler
В апреле 2019 года «Сбербанк» и Rambler Group объявили о сделке: банк приобрёл 46,5% онлайн-бизнеса холдинга, в экосистему «Сбербанка» вошли digital-проекты и сервисы Rambler Group. Источники РБК и «Коммерсанта» оценивали её в 9-11 млрд рублей.
Среди конкурирующих с «Яндексом» сервисов «Сбербанк» получил доступ к:
- К онлайн-кинотеатру Okko — конкурент «Кинопоиску» от «Яндекса».
- Поисковой системе и медийно-сервисному проекту Rambler.ru, который включает в себя «Погоду», «Поиск» и другие сервисы, аналогичные портальным сервисам «Яндекса».
- Сервису по продаже билетов «Рамблер/Касса» — конкурент «Яндекс.Афише». В апреле 2020 года Rambler Group добилась частичного запрета на использование слова «Афиша» в сервисах «Яндекса» и МТС. Это решение должно утвердить Роспатент.
«Сбербанк» и Cognitive Technologies
В ноябре 2019 года «Сбербанк» и российская Cognitive Technologies объявили о создании компании Cognitive Pilot для развития беспилотных технологий. 30% компании достанется «Сбербанку», остальные 70% — основателям и менеджменту Сognitive Technologies.
Cognitive Pilot разрабатывает системы беспилотного управления транспортом и промышленными устройствами. Разработки компании планируют использовать в сфере транспорта, сельского хозяйства, компьютерного зрения и искусственного интеллекта. Среди клиентов компании — РЖД, агропромышленный холдинг «Русагро», южнокорейская Hyundai Mobis.
«Яндекс» также развивает беспилотный транспорт — на базе «Яндекс.Такси» было разработано уже четыре поколения беспилотников, а также собственные лидары.
«Сбербанк» и Ozon
В июле 2019 года The Bell сообщил, что «Сбербанк» рассматривает покупку Ozon или Avito. Представители банка и компаний отказались от комментариев.
В апреле 2020 года «Сбербанк» предоставил Ozon заём в размере 6 млрд рублей на развитие операционной деятельности и усиления логистических мощностей. Операционная структура Ozon ООО «Интернет решения» перешла в залог Sberbank Investments до исполнения обязательств по договору, писал «Коммерсант».
«Домклик»
В 2017 году «Сбербанк» запустил сервис для онлайн-оформления ипотеки, на котором в дальнейшем появились функции поиска, продажи, покупки и аренды недвижимости.
«Яндекс» развивает сервис объявлений об аренде и продаже недвижимости «Яндекс.Недвижимость» с 2010 года.
Что будет с «Беру», «Маркетом» и «Деньгами»
По информации источника «Ведомостей», после разрыва отношений бренд «Яндекс.Деньги» перестанет существовать, а «Сбербанк» получит технологические и продуктовые наработки проекта.
Материал подготовлен при участии Кати Грановской.
Не хотел бы я оказаться в таком положении)
По итогам этого фото rb должен выпустить фильм про 30 выдающихся женщин в российской экономике.
Ну что за комментики в стиле TJournal?! Тут важнейшая новость, а постят какую-то херь...
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
между Грефом и Воложем? да уж, так себе положение
Акции протеста против расизма
Надпись над головой должна быть - "Яндекс"
Патриархат опять угнетает женщин
Обидка
Сбербанк и mail.ru ужасное сочетание. Это когда 2 гвна встретились. Яндекс деньги очень жалко. Если раньше Сбер там был не особо заметен, то сейчас повылазят их любимые закидоны.
Яндекс чем лучше?
Сбербанк и кто угодно плохое сочетание, если их топ менеджеры будут создавать несогласованные экосистемы в толпе конкурентов, постоянно гадя на тех и других. Как раз с 2016-17 в Сбербанке и сидят утырки, неспособные доводить ничего начатого до конца, как и вся Россия сидит на коротких деньгах и если что-то не окупается за 3 года, то менеджеры считают это недостойным говном.
Во всех маркетплейсах одни и те же товары. Клиентам все равно где покупать, а спрос то не резиновый. Конкурировать можно либо ценой, либо сервисом. И тут начинается самое интересное.
Ни у одного из игроков нет полноценной экосистемы, поэтому цену сбросить не удастся. Только демпинговать - тут у Сбера явное преимущество по деньгам. Если покупать, то особо и некого. Утконос? X5? М.Видео – как вариант, но там явное различие в ментальности. Сбер скорее будет свой СберМаркет прокачивать. Там «эффективные менеджеры», может и запустят, но вот с развитием продукта у них проблемы. https://medium.com/ivanodigital/23b42d84db3a Лучше всех с Беру переманить и привлечь качественного CPO.
Яндексу ничего не останется, как искать деньги. Объединиться с АФК Система? У тех есть Ozon и Детский Мир. Партнерство с Алибабой – поздняк. Альфа? Те на ладан дышат. Гипотетически, могут с X5 запартнерится. Можно сходить к Рыбакову, Мордашову и т.п. но уж больно много денег требуется. Сейчас кризис. Зажмут. Пойти в ВТБ – возможный сценарий. Там ребята ушлые, Сбербанк на их фоне покажется ангелом. Да и решение будут затягивать, так что деньги могут и закончатся.
Интересно будет понаблюдать. В любом случае, без наличия экосистемы, продуктовой стратегии и CPO конкурировать бессмысленно.
Что под ней понимается? Склады есть у всех, собственные пункты выдачи - у WB и Ozon, последние (вроде) ещё и в сторонние доставляют, как Беру. Свои курьеры - опять у WB и Ozon
По мне, экосистемы нет только у Беру))
На осень 2019 у Яндекса на балансе компании лежало 110 млрд кэша и долгов 0. Сейчас скорее всего больше. Так что могут и сами, если захотят.
Не обошлось без «надо им нормального продакта»
Только теперь он «качественный CPO”)))
😆😆
"Яндексу ничего не останется, как искать деньги. Объединиться с АФК Система?" - АФК система в долгах, после наезда.
Деньги есть у Яндекса. Есть ли умения?
Ровно год назад Олег Тиньков предложил Яндексу создать объединённую компанию. По мне - это был бы успех.
Для Тинькова да, а Яндексу это зачем?
Немного акций Тинькова таки стоит прикупить.
Как вариант. Тинькофф просел сильно в кризис, а вкладывать в Яндекст достаточно стремно. Движухи много, деньги тратят, но нет ни стратегии, ни системного продхода, ни Продактов.
яндексу нужен Яндекс.Банк с технологиями на уровне тинькова. и сильнее кантачить с хуавеем, пока у тех проблемы с гуглом. хонор 30 про + с алисой - настоящий Яндекс.Телефон.
поржал про хуавей. у тех не с гуглом проблемы, а с тем, что хана им. трамп их уже прикапывает, а вы предлагаете с прокаженным лобызаться...
Банк нужен. От китаесев бежать как от огня. Это говно
Я даже обрадовался новости, может сделают из яндекс.маркета что-то человеческое. Кстати на ряду с Мейл.ру Груп, Сбербанк, чую уже успел получить клеймо «так себе партнера»
Там столько жалоб на бардак и доставку, что на человеческое рассчитывать не приходится. Не думаю, что это проблемы из-за Сбербанка. Скорее из-за менджмента в целом. Яндекс никогда не был в нём силён. (Разве что покойный Сегалович был хорош для своего времени.)
Переживаю за Яндекс Кассу
Я.касса отстой, сбер пусть заберет ее и похерет, вмем будет лучше от этого!
Блин, у меня все счета арестованы в банках, а через Яндекс.Деньги мне удаётся проводить деньги без налогового вычета. Начинает пахнуть жареным...
И где держать монету? В крипте? Скоро тоже станет незаконной... Инвестиции?)) Отнимут всё...
Надеюсь за мной не выехали)
Да-да, я тоже поднапрегся:))
ВЭБ. Мани?
все будет ок) не удаляй счет в ЯД
Тут многие не поняли, но Яндекс в гораздо более выгодном положении. Менеджмент Сбера лоханулся по полной.
Ну по мне так беру в отстающих...
Успешных шагов менеджмента Яндекса не видно.
Жаль Яндекс.Деньги
Лучше бы они (Яндекс) купили базу и ИС РокетБанк, сели на контроль Тинькофф или Райф и было круто
Я это предсказывал еще в 2019!
https://roem.ru/05-12-2019/280992/beru-logistika/#comment-291891
У вас личная жизнь вообще есть? Я ваши сообщения и на тж вижу и тут в каждой новости практически))
Кто-нибудь может объяснить: зачем пользоваться Яндекс.Деньгами, если уже подключен Сбер.Онлайн?
непричём🤦♂️
А он не подключен.
Исправил, извините. Получилось это случайно, но не поверите же :)
Что бы не светиться
Яндексзакладки делать
Всё, к чему прикасается сбер своей золотой акцией - превращается в ...
Яндекс просирает все как обычно. За ЯД обидно теперь сбер превратит их в свою обычную корпоративную хту
Пора уже, снять сериал про взаимоотношения Яндекса и Сбербанка закрученный сюжет, бесконечные повороты.
Алишер через друга Оскара не смог купить немного Воложа на выгодных первому условиях. Мейл и так контролировался через залоговые акции Мегафона.
Дело было не в бобине
Кое-кто сидел в кабине
Кто может объяснить, зачем надо было создавать «Беру», если уже был Я.Маркет? Получается, конкурировали сами с собой.
Маркет это каталог цен и магазинов. Беру - маркетплейс, ссылку на который (неожиданно) оказалось удобно показывать первой на маркете
Маркетинг, и, кстати, это разве не разные сервисы?
Немного не понял.
Рублей. Поправил.
Отлично. Отжали у меня 300р за карту Ведьмака и закрылись.)))))))))))))))))
Неплохая многоходовчка.
А известно кому достанется ЯндексКасса?
ну она принадлежит Деньгам. Скорее всего с ними и останется
Просто сбербанк на народные деньги решил залезть везде где только можно и назвать это модно по заморски - экосистема.
По русски такая система по-другому называется.
:popcorn:
Нееееет......
Было ожидаемое с учетом, как в прошлом году яндекс в обход яндекс денег создал дебетовые и кредитки с другими банками.
Интересно, что будет с деньгами, что за сервис будет или вообще закрою и т.д.
А в целом сбер да не красиво поступал, начиная сотрудничество с парямыми конкурентами. У сбера много денег и пора сбер законодательно уже ограничивать или иначе это выйдет и в более сильную монополию на других рынках. Пора вводить доп налог на подобные банки.
А у Яндекса мало денег? Он так же заваливает рынок деньгами, копируя (что, возможно, хуже, чем купить) успешные бизнесы
деньги не закроют а будет скорее всего ребрендинг и платежная система останется
Про 100% продажу ЯДеньги Сберу скорее всего свистёж. Нет выгоды Яндексу отдавать свою версию ГуглПэй.
не свистеж
Наконец-то яндекс понял, что сбер это дно.Я уже давно отделался от сбера. И так легко стало
О, так вот почему теперь Яндекс.Деньги по-моему ни с одной карты нельзя пополнить без комиссии.
в мобильном приложении можно с любой карты карты без комиссии пополнить счет
Продам Ка я акции грефа)
Вопрос откуда они в портфеле взялись. 😂
Идеально. Надо выучить, буду козырять.🙄