Что получил «Сбербанк» от сделки с Rambler Group

Статистика полученных активов и причины для интеграции двух компаний.

Обновлено 29 октября 2020-го: «Сбер» выкупил долю Александра Мамута и стал единственным владельцем Rambler Group. Также банк получил кинотеатр «Художественный».
Rambler Group
Rambler Group

Вечером 23 апреля «Сбербанк» и Rambler Group Александра Мамута объявили о сделке: банк купит 46,5% в онлайн-бизнесе холдинга. Digital-продукты и сервисы Rambler Group будут интегрированы в экосистему банка.

За стратегическое развитие будет отвечать cовет директоров, в который войдут по 3 представителя от «Сбербанка» и Rambler Group и 1 представитель от Era Capital. Генеральным директором компании предполагается назначить Рафаэля Абрамяна, который сейчас является членом управляющего комитета Rambler Group. О номинантах в состав cовета директоров будет сообщено позже.

Лев Хасис, первый заместитель председателя правления «Сбербанка» в интервью «Газета.ru»

Сейчас в Rambler Group входят онлайн-кинотеатр Okko, поисковик и почтовый сервис Rambler.ru, издания «Газета.ru», «Лента.ру», информационное агентство RNS, развлекательное издание «Афиша», спортивное издание «Чемпионат.com», сервис по онлайн-продаже билетов «Рамблер/Касса» и другие, менее крупные проекты. По данным самой компании, ее ежемесячная аудитория составляет 54 млн человек.

Что получил «Сбербанк» от сделки с Rambler Group

Сети кинотеатров «Синема парк», «Формула кино» и издательская группа «Азбука-Аттикус», также входящие в Rambler Group, остались у Мамута и не участвуют в соглашении. Стороны планируют закрыть сделку в третьем квартале 2019 года после одобрения ФАС. Сумма соглашения официально не называется, но источники «Коммерсанта» и РБК говорят об 11 млрд рублей.

Интерактивная <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frambler-co.ru%2Fdownload.php%3Fmdl%3DMediakit%26amp%3Bid%3D1%26amp%3Bfld%3Dpdf_kit%26amp%3Bf%3D27dad8e2c0a98f9eae8ccdbb7e0f7788&postId=65491" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">карта проектов</a> Rambler&amp;Co, которая  не обновлялась с января 2016 года Rambler Group
Интерактивная карта проектов Rambler&Co, которая не обновлялась с января 2016 года Rambler Group

Зачем компаниям сделка

«Сбербанк» хочет создать на базе компании лидера российского рынка медиа и развлечений. Сделка позволит повысить лояльность клиентов, а также продолжает направление стратегии 2020 года Германа Грефа, считает аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов. Глава «Сбербанка» хочет превратить банк в технологическую компанию, а активы Rambler Group помогут стать полноценной интернет-компанией.

Цифровыми ресурсами медиахолдинга Rambler Group ежедневно пользуется более 9 млн россиян. Мы рады обогатить экосистему «Сбербанка» уникальным сочетанием кино, контента, новостей и других сервисов. Уверен, что наше партнерство позволит задать на российском медиарынке новую планку как с точки зрения качества контента и форматов его потребления, так и уровня используемых технологий.

Герман Греф, глава «Сбербанка»

В 2014 году Rambler Group взяла кредит в банке «Открытие», чтобы выкупить долю компании у владельца «Норникеля» Владимира Потанина. 100% долей Rambler & Co были переданы в залог банку до 31 марта 2020 года.

В 2017 году «Открытие» перешло под контроль ЦБ, после чего его проблемные долги были переданы банку «Траст». По словам главы банка «Траст» Александра Соколова, долг Rambler Group составляет «миллиарды рублей».

Источники «Ведомостей» считают, что общая сумма кредита превышает 10 млрд рублей. Сделка со «Сбербанком» позволит погасить задолженность и потратить оставшиеся деньги на развитие компании. Основной приоритет для инвестиций «Сбербанка» — развитие онлайн-кинотеатра Okko, считают собеседники РБК.

Нашим клиентам будут предложены эксклюзивные программы лояльности и подписки, контент с ограниченным прокатом, с приоритетным доступом, а также эксклюзивный. Пользователи наших совместных продуктов будут получать предложения и сервисы, максимально приближенные к их предпочтениям. Наши усилия и инвестиции будут направлены на технологическое и продуктовое развитие Оkko, с целью создания лучшего клиентского опыта.

Лев Хасис, первый заместитель председателя правления «Сбербанка»

Совокупная пользовательская база компаний превышает 100 млн человек, что позволит точнее таргетировать рекламу на площадках, считает член управляющего комитета Rambler Group Рафаэль Абрамян.
Развивать планируется как онлайн-площадки, так и офлайн-кинотеатры, которые в том или ином виде будут интегрированы в экосистему «Сбербанка».

Приоритетным направлением для сотрудничества является в первую очередь онлайн-среда, поскольку она позволяет наиболее полно реализовать синергии в части продуктов и взаимного обогащения массивов клиентских данных. В то же время, взаимодействие будет распространяться и на офлайн-кинотеатры. Мы обсуждаем разные варианты их участия в проекте, в том числе интеграцию продуктов, связанных с кинотеатрами, в экосистему «Сбербанка», применение офлайн-данных для обогащения профиля пользователей или использовании помещений кинотеатров для продвижения продуктов «Сбербанка» в офлайне.

Рафаэль Абрамян, член управляющего комитета Rambler Group

Показатели основных активов Rambler Group

Методики подсчета аудитории: Rambler Group не раскрывает показатели аудитории отдельных проектов. Редакция vc.ru собрала данные измерителей Mediascope и «Яндекс.Радар». Mediascope показывает аудиторию в возрасте 12-64 лет в городах с населением более 100 тысяч человек по состоянию на февраль 2019 года. Данные «Яндекс.Радара» — за март 2019 года, сервис использует данные «Метрики» и других сервисов «Яндекса». Показатель кросс-девайс связывает все устройства и браузеры пользователя, общая статистика считает каждый браузер отдельно.

Онлайн-сервисы

Okko

  • Второй по выручке онлайн-кинотеатр после ivi с долей на рынке 19%. Предоставляет фильмы по тематическим и пакетным подпискам. Есть возможность оформить аренду на 48 часов или купить навсегда. Стоимость подписки — от 99 рублей за артхаус до 599 рублей за сериалы «Амедиатеки». Компания зарабатывает только на подписке, на сервисе нет рекламы.
  • Среднемесячная аудитория в 2018 году — 1,83 млн человек. По данным «Коммерсанта», у Okko около 400 тысяч платящих подписчиков в месяц. Компания эту информацию не подтверждает.
  • Выручка за 2018 год — 2,5 млрд рублей, получил ли сервис прибыль, в компании не раскрывают. По данным «Контур.Фокус», чистый убыток ООО «Окко» в 2017 году составил 22,2 млн рублей.

Rambler.ru

  • Поисковая система и медийно-сервисный проект, который включает в себя «Погоду», «Недвижимость», «Поиск» и другие сервисы.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 4,769 млн с десктопа и 4,09 млн с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 27 млн, общее — 46,5 млн.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. Входит в ООО «Рамблер интернет холдинг», чья выручка за 2017 год составила 2,5 млрд рублей, чистая прибыль — 116,8 млн рублей по данным «Контур.Фокуса».

«Рамблер/Касса»

  • Сервис покупки билетов в кино, театры, на концерты и спортивные мероприятия, работает в более чем 90 городах России.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 635,5 тысячи с десктопа и 439,6 тысячи с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 1,9 млн, общее —2,9 млн.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. Входит в ООО «Рамблер интернет холдинг», чья выручка за 2017 год составила 2,5 млрд рублей, чистая прибыль — 116,8 млн рублей по данным «Контур.Фокуса».

LiveJournal

  • Блог-платформа и социальная сеть.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 7,69 млн с десктопа и 4,09 млн с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 19,5 млн, общее — 32,5 млн.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. Входит в ООО «Рамблер групп» , чья выручка за 2017 год составила 955,8 млн рублей, чистый убыток — 81,14 млн рублей по данным «Контур.Фокуса».

Рекламное агентство «Индекс 20»

  • Размещение рекламы на площадках, принадлежащих «Рамблеру».
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. По данным «Контур.Фокус» выручка «Индекс 20» за 2017 год — 1,69 млрд рублей, чистый убыток — 229,4 млн рублей.

Онлайн-издания

Lenta.ru

  • Новостное издание.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 4,7 млн с десктопа и 5,3 млн с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару» — кросс-девайс: 23,1 млн, общее — 38,1 млн.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. По данным «Контур.Фокус» выручка ООО «Лента.ру» за 2017 год — 704,6 млн рублей. Чистая прибыль — 19,83 млн рублей.

Motor.ru

  • Автомобильное издание, ответвление Lenta.ru.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 257,5 тысячи с десктопа и 214,9 тысячи с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару» — кросс-девайс: 1,4 млн, общее — 1,9 млн.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. Входит в ООО «Лента.ру», чья выручка за 2017 год составила 704,6 млн рублей, чистая прибыль — 19,83 млн рублей.

«Газета.ру»

  • Общественно-политическое интернет-издание, основанное в 1998 году.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 5,4 млн с десктопа и 1,98 млн с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 22,6 млн, общее — 38,1 млн.
  • Выручка за 2017 год составила 477,13 млн рублей, чистый убыток — 12,7 млн рублей против прибыли 23,63 млн рублей годом ранее по данным «Контур.Фокуса».

«Афиша»

  • Издание о городских событиях и сфере развлечений, также с 1999 по 2015 года — бумажный журнал. Также в «Афишу» входят «Афиша Daily», «Афиша.Рестораны», агрегирующее заведения и тематические новости, «Афиша.Квесты», музыкальный фестиваль «Пикник Афиши» и другие подразделения.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 1,48 млн с десктопа и 1,15 млн с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 4,8 млн, общее — 6,9 млн.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. По данным «Контур.Фокус», выручка ООО «Компания Афиша» в 2017 году составила 511,5 млн рублей, чистый убыток — 126,53 млн рублей.

«Чемпионат.com»

  • Спортивное издание, публикующее новости, результаты матчей, аналитические материалы, онлайн-трансляции и другой тематический контент.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 1,78 млн с десктопа и 1,2 млн с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 8,8 млн, общее — 14 млн.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. Входит в ООО «Рамблер групп», чья выручка за 2017 год составила 955,8 млн рублей, чистый убыток — 81,14 млн рублей по данным «Контур.Фокуса».

RNS

  • Информационное агентство.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 302 тысячи c десктопа. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 588 тысяч, общее — 761 тысяча.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. Входит в ООО «Рамблер групп», чья выручка за 2017 год составила 955,8 млн рублей, чистый убыток — 81,14 млн рублей по данным «Контур.Фокуса».

Ferra.ru

  • Издание о потребительской электронике.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 406,7 тысячи c десктопа. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 1,1 млн, общее — 1,5 млн.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. Входит в ООО «Рамблер групп», чья выручка за 2017 год составила 955,8 млн рублей, чистый убыток — 81,14 млн рублей по данным «Контур.Фокуса».

«Секрет фирмы»

  • Интернет-журнал о бизнесе.
  • Ежемесячная аудитория. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 260 тысяч, общее — 368 тысяч. В Mediascope нет данных с ноября 2018 года.
  • Компания не раскрывает финансовые показатели. Входит в ООО «Рамблер групп», чья выручка за 2017 год составила 955,8 млн рублей, чистый убыток — 81,14 млн рублей по данным «Контур.Фокуса».

Eda.ru

  • Кулинарный сайт с рецептами, блогами и видеоуроками.
  • Ежемесячная аудитория. По данным Mediascope — 898,3 тысячи с десктопа и 817,9 тысячи с мобильных устройств. По «Яндекс.Радару»: кросс-девайс — 6,1 млн, общее — 8,6 млн.
  • Финансовые показатели не раскрываются.

Что о сделке и перспективах Rambler Group говорят аналитики

Оценка бизнеса в рамках сделки выглядит очень оптимистичной. Возможно, «Сбербанк» рассчитывает окупить вложения не только посредством роста стоимости доли в бизнесе, но и посредством упрочнения положения компании на рынке благодаря своим вложениям.

Интерес Rambler Group в сделке очевиден. По моим оценкам, холдингу с учётом большого количества портфельных компаний в инвестиционной стадии было сложно обслуживать долги, и сейчас бизнес может получить новый импульс для развития.

Интерес «Сбербанка» — в диверсификации и наращивании экосистемы по аналогии с такими сервисами, как «Яндекс.Плюс», Amazon Prime или Apple. Экосистема должна позволить бизнесу лучше конкурировать с более технологичными конкурентами, продавать услуги по более высокой цене: например, брать более высокие комиссии, предлагать ниже ставки по вкладам и тому подобное.

Тимур Нигматуллин, начальник отдела глобальных исследований «Открытие Брокер»

Что инвестиции «Сбербанка» могут дать Rambler Group?

По условиям сделки будет рефинансирована задолженность Rambler Group. Это позволит оптимизировать финансовый профиль компании. Кроме того, предполагаются инвестиции в развитие онлайн-кинотеатра Okko. Приход такого акционера как «Сбербанк» открывает перед Rambler возможности финансирования различных проектов на выгодных условиях. Также Rambler Group получает в лице банка крупного заказчика и позволит кооперироваться с ним в интернет-проектах.

Что от сделки может получить «Сбербанк»?

«Сбербанк» благодаря приобретению интернет-бизнеса может сделать важный шаг в направлении создания полноценной экосистемы для клиентов — совокупности продуктов и услуг из различных областей, объединённых вокруг одной организации. Такая экосистема может объединять в себе традиционный онлайн-банкинг, инвестиции, программы лояльности, сервис рекомендаций, обучения, новостей, консультаций и другие элементы, например, сервис покупки авиабилетов, билетов в кино, театр или заказа еды.

Банковский бизнес с классическим набором услуг и стандартными удаленными решениями для клиентов сегодня стоит перед необходимостью дальнейшей эволюции. Сделка с Rambler Group открывает перед крупнейшим банком страны новые возможности, это колоссальные объемы данных об интересах, увлечениях аудитории, необходимые для формирования точных индивидуальных рекомендаций, это доступ к информационным ресурсам с активным трафиком, таким как «Лента.ру» и «Газета.ру», это технологии и кадры, которые могут помочь «Сбербанку» повысить свою роль на интернет-рынке и повысить свою капитализацию.

Чей бизнес теперь пересекается с интересами «Сбербанка»? Стоит ли этим компаниям ожидать усиления конкуренции со стороны проектов Rambler?

Какого-либо конфликта интересов, связанного с этой сделкой, мы не видим. У «Яндекса» уже сложившаяся экосистема, она построена вокруг поисковика, а «Рамблер» — это в большей степени новостной ресурс. При этом для выведения компании на уровень «Яндекса» и формирования вокруг приобретённых активов потребуется ещё немало инвестиций и времени.

Сергей Дейнека, финансовый аналитик «БКС Премьер»

Материал подготовлен при участии Альберта Хабибрахимова.

2424
30 комментариев

Только сам собрался сделать пост, как Евгений Делюгин меня немного опредил =)

Собрав в одну кучу данные, у меня получилось следующее.

Государство в лице Сбербанка продолжает активные действия по контролю над крупнейшими сервисами как онлайн, так и офлайн. Помимо недавно (пере)запущенных на пару с яндексом "Беру", "bringly.ru" и "Маркет" сейчас практически отхватили больше половины готового "Рамблера": gazeta.ru, lenta.ru, афиша.ру, lifejournal - всё это теперь контроллирует Сбербанк.
Кроме прочего "Сбербанку" пренадлежит "Золотая акция" в вездесущем "яндексе" (впоминаем новые подслушивающие колонки "яндекса").
К слову, вторая "половина" интернета пренадлежит "МФ технологии" - mail.ru (Вконтакте и Одноклассники) , основная часть которых контроллируется государственными Газпромом и Ростехом.

Напомню, что "Газпром-медиа" владеет: НТВ, ТНТ, 2х2, Пятница, Матч ТВ, Супер, ТВ3, Ред Медия(авто плюс), Авторадио, Эхо Москвы, Юмор FM, Радио NRJ, Детское радио, Comedy Radio, Romantika (Москва), Relax FM, Like FM (Москва), Радио Зенит, Панорама ТВ, 7 дней, ruTube и некоторыми другими.

С одной стороны, эта тенденция мне нравится. Но с другой - как бы не получилось как в поликлинике (случилось мне приболеть весной): кричили-кричали, что делают свои Линуксы, а по факту там стоит (пиратская?) винда; новомодная онлайн-регистрация не работает; никто ничего не знает; и - не лечат.

ПС. Буквально минуту назад мне звонил Ростелеком и сообщил, что они объединились с Теле2. Куда ни плюнь - всё наполовину государственное.

14
Ответить

С одной стороны, эта тенденция мне нравится.а по факту там стоит (пиратская?) винда; новомодная онлайн-регистрация не работает; никто ничего не знает; и - не лечат.

Вы правда не понимаете? Что государственное, значит ничейное, в лучшем случае у семи нянь дитя...
Так все и будет, вместо увеличения собираемости налогов - национализации прибыли, государство руками сбера национализирует убытки скупая весь неликвид.

Грефа давно пора расстрелять как врага народа, который раскручивает маховик вывода денег за рубеж.

Отнимая у людей экономическую инициативу, государство отнимает и ответственность, скоро во всех без исключения проблемах, люди РЕЗОННО будут винить государство, ждать когда же оно наконец рухнет.
Вроде 1991 не так давно был, а все уже забыли чем заканчивается государство в экономике.

19
Ответить

Золотая акция лишь защищает от передачи Яндекса под контроль иностранцев. У mail.ru тоже есть механизм защиты.

Ответить

Несладко придется iVi с конкурентом за которым стоит Сбербанк ((

4
Ответить

У Иви на главной странице напоминание об покупке платной подписки за баллы СпасибоСбера. Ну будет сейчас такое и на Окко, не вижу никаких проблем.

Ответить