В какие проекты инвестировал ФРИИ за 6 лет и что думают о смене модели на рынке Статьи редакции
«То, как ФРИИ делал акселератор, — это бенчмарк» — мнения представителей РВК, Altair Capital, TMT Investments.
19 февраля 2019 года Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) объявил, что меняет свою инвестиционную модель и завершает фазу активного инвестирования, переходя к модели «фонда бесконечного цикла».
Фонд планирует сосредоточиться на поддержке портфельных стартапов, чтобы потом их продать и инвестировать в новые проекты на ранних стадиях. К концу года ФРИИ планирует проинвестировать до 40 компаний, открыть новые акселерационные программы предпринимателей и довести капитализацию портфеля до 30 млрд, а стоимость принадлежащих долей до 8,2 млрд.
Сейчас в портфеле ФРИИ, по собственным данным, более 350 действующих ИТ-стартапов. Их суммарную капитализацию фонд оценивает в 20 млрд рублей, а стоимость принадлежащих ему долей — в 5,5 млрд рублей.
Новая модель работы предполагает закрытие нескольких направлений и сокращение части сотрудников. В штате ФРИИ и дочерних структур работают более 150 сотрудников, в рамках изменений фонд планирует сократить около 30 человек.
Редакция vc.ru опросила венчурных инвесторов о том, почему ФРИИ поменяла свою модель, какие проекты фонда кажутся им самыми перспективными, а также составила подборку самых известных и крупных инвестиций ФРИИ.
Насколько это распространённое явление — когда венчурный фонд меняет инвестиционную модель?
Как изменения во ФРИИ повлияют на российский венчурный рынок?
Как вы считаете, почему фонд решил изменить инвестиционную модель?
Может ли это служить признаком финансовых проблем в организации?
Какие проекты из наборов акселератора кажутся вам наиболее перспективными?
На что повлиял и что изменил фонд за всё время существования, какова его значимость?
Известные и самые крупные по объёму инвестиций проекты ФРИИ
VisionLabs
Деятельность: разработка ПО в области компьютерного зрения и машинного обучения.
Инвестиции ФРИИ: предпосевные, в размере 980 тысяч рублей в 2014 году, фонд получил 2,2% компании.
В 2016 году венчурный фонд Sistema VC купил 25% VisionLabs за 350 млн рублей, долю ФРИИ удалось продать в 28 раз дороже первоначальных инвестиций — примерно за 27 млн рублей. Капитализация компании в 2016 году выросла до 1,4 млрд рублей.
Также в 2016 году VisionLabs сотрудничала с Google и Facebook, разработав для них open-source проект в области компьютерного зрения. По данным «Контур.Фокус», в 2016 году выручка ООО «ВижнЛабс» составила 83,8 млн рублей, а чистая прибыль — 50,7 млн рублей. В 2017 году «Сбербанк» купил 25,07% VisionLabs, сумма инвестиций не разглашалась.
Деятельность: онлайн-сервис для корпоративного медицинского обслуживания, объединяющий клиники с HR-сервисом и документооборотом.
Инвестиции ФРИИ: предпосевные, в размере 2,1 млн рублей в сентябре 2016 года, фонд получил долю в 7%. Оценка компании составила 30 млн рублей.
По данным ФРИИ, за три месяца в Акселераторе команда заключила договоры на 12 млн рублей, а база обслуживаемых клиентов выросла в десять раз. В 2017 году BestDoctor привлёк 32 млн рублей от группы частных инвесторов и фонда Addventure и заключил контракты с AIM Tech и Ostrovok. В 2018 году BestDoctor вышла из портфеля ФРИИ.
Чистая выручка компании в 2017 году составила 10 млн рублей, оборот — 30 млн рублей. В первом квартале 2018 года выручка увеличилась до 15 млн рублей, сервис планировал выйти на безубыточность до конца 2018 года.
Promobot
Деятельность: робототехника и когнитивные технологии на базе нейронных сетей.
Инвестиции ФРИИ: 150 млн рублей в обмен на 15,5% компании.
По итогам 2016 года Promobot отчиталась о выручке в 37,1 млн рублей и прибыли в 483 тысячи рублей, а в 2017 году выручка увеличилась до 68,2 млн рублей, а чистая прибыль до 1,29 млн рублей.
Летом 2018 года компания заключила контракт на поставку 2800 роботов американской компании Intellitronix на $56 млн. Она станет эксклюзивным дистрибьютором роботов.
За 2018 год компания произвела 150 роботов. В ноябре 2018 года Promobot получила кредит на 50 млн рублей от «МСП банка», а в декабре 2018 года привлекла 400 млн рублей от российской корпорации МСП и международного итальянского фонда Micro Capital Sarl — по 200 млн рублей от каждой.
«Кнопка жизни»
Деятельность: система мониторинга и экстренного вызова помощи в виде услуги и устройств для детей, пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья.
Инвестиции ФРИИ: 45,5 млн рублей в 2014 году.
В октябре 2017 года «Кнопка жизни» запустила бренд носимой электроники Aimoto. В октябре 2018 года число пользователей превысило 300 тысяч человек, компания заключила контракты с Disney и стартапом «Сбербанка» DocDoc.
В данных за 2017 год ФРИИ указал, что «Кнопка жизни» стал одним из крупнейших по выручке стартапов в портфеле — 240 млн рублей.
«Инфобис»
Деятельность: разработчик системы учёта и контроля над ходом сельскохозяйственных работ «Агросигнал».
Инвестиции ФРИИ: 100 млн рублей в октябре 2017 года. Фонд получил 30% компании.
ФРИИ оценивает российский рынок обслуживания и обновления сельхозоборудования в 115,1 млрд рублей. Согласно расчётам фонда, к 2021 году «Агросигнал» может занять 20% рынка и нарастить доходы до 700 млн рублей.
Систему уже используют более 150 хозяйств, компания обрабатывает данные с более чем 2 млн га земли. В 2018 году «Инфобис» планировал начать зарубежную экспансию и выйти на рынок Казахстана и ближнего зарубежья. Перспективными для себя рынками компания считает страны Южной Америки и Африки.
Cinemood
Деятельность: разработчик семейных мини-кинотеатров — детских проекторов-кубиков.
Инвестиции ФРИИ: 150 млн рублей в январе 2017 года в обмен на около 28% компании, 60 млн рублей в декабре 2018 года.
Благодаря инвестициям компания запустила массовое производство кубиков, по итогам 2017 года выручка российского юрлица ООО «Мультикубик» увеличилась до 188 млн рублей, тогда как в 2016 составляла 6 млн рублей. Cinemood заключила партнёрство с онлайн-кинотеатром ivi, Disney и «Мульт» и выпускает совместные проекторы.
В 2018 году на платформе Cinemood OS контент увеличился до 500 мультфильмов, 60 тысяч фильмов и 120 телеканалов, появились озученные диафильмы, а на базе американского продукта Cinemood White запущены Disney, Netflix, Amazon Prime и AmebaTV.
В декабре 2018 года Cinemood во втором раунде инвестиций привлекла 263 млн рублей, из которых 140 млн рублей — от российско-белорусского фонда RBF Ventures.
Компания стала одной из крупнейших по выручке стартапов в портфеле ФРИИ — 207 млн рублей за 2017 год.
Деятельность: проект по изучению иностранных языков.
Инвестиции ФРИИ: проект получил $450 тысяч в 2014 году. Всего ФРИИ инвестировала 17 млн 400 тысяч рублей, сообщили vc.ru представители фонда.
В январе 2016 года стартап стал резидентом акселератора 500 Startups и привлёк $125 тысяч. Сервис заявил о выручке в $1,3 млн за 2015 год, аудитория приложения составляла 2,5 млн пользователей. Основными рынками Easy Ten на тот момент были Россия и Бразилия.
BFG-soft
Деятельность: облачная платформа для управления бизнес-процессами в машиностроении.
Инвестиции ФРИИ: 125 млн рублей в декабре 2016 года.
По оценке ФРИИ, российский рынок решений по управлению производственными бизнес-процессами только в машиностроении составит 50–70 млрд рублей в ближайшие несколько лет. Сейчас около 13 тысяч российских компаний нуждаются в подобных решениях, отметили в фонде.
Antilatency
Деятельность: разработчик VR- и AR-систем.
Инвестиции ФРИИ: 120 млн рублей в мае 2017 года, фонд получил долю в 22,5%. Компания была оценена в более чем 533 млн рублей.
Antilatency — разработчик системы позиционного трекинга, которая отслеживает положение объектов и отдельных ключевых точек тела пользователя. Каждый трекер отслеживает собственную позицию в пространстве. Система позволяет предугадать координаты носителя, что уменьшает задержку в прорисовке изображения и снижает риск головокружения и дезориентации пользователя.
Antilatency формирует зону трекинга любого размера и формы, интегрируется с AR/VR, робототехникой, дронами и IoT, поддерживает многопользовательский режим.
В 2017 году в Antilatency фонд «Сколково» инвестировал $1 млн. В 2019 году на выставке CES компания показала готовое устройство и собирает предзаказы. Продажи системы планируется начать в марте 2019 года.
Data Matrix
Деятельность: разработчик системы обработки клинических исследований.
Инвестиции ФРИИ: 150 млн рублей в декабре 2016 года.
По оценке фонда, к 2020 году общий объём мирового рынка ПО для клинических исследований составит 384 млрд рублей.
Стартап предлагает услуги по обработке данных и биостатистике и разрабатывает облачное ПО для клинических исследований. Среди клиентов Data Matrix — российская Evalar, британская GlaxoSmithKline, швейцарская Novartis и другие компании, говорится на сайте проекта.
Выручка Data Matrix в 2017 году превысила 400 млн рублей. В ноябре 2018 года стартап заключил договор со шведской компанией Cereno Scientific на проведение клинических исследований лекарств для лечения тромбоза. «Речь идёт о миллионах евро», сообщили представители Data Matrix.
Talkbank
Деятельность: виртуальный банковский сервис c технологиями искусственного интеллекта, который работает в мессенджерах.
Инвестиции ФРИИ: в 2016 году предпосевные инвестиции в размере 2,1 млн рублей в обмен на долю в 7%, в октябре 2017 года — посевные в размере 66 млн рублей. Оценка компании — 350 млн рублей. Сделка прошла при участии краудинвестинговой площадки StartTrack и сообщества венчурных инвесторов VentureClub.
В мае 2017 года сервис Talkbank стал одним из финалистов международного конкурса стартапов Seedstars. В октябре 2018 года Talkbank запустил виртуальные карты с возможностью оплачивать покупки с помощью Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay через мессенджеры. В январе 2019 года сервис запустился в Facebook Messenger.
Pharmznanie
Деятельность: стартап для обучения фармацевтов.
Инвестиции ФРИИ: 119,8 млн рублей. Осенью 2017 года фонд инвестировал 19,8 млн рублей, увеличив долю в компании до 15%, в декабре 2018 года стартап получил ещё 100 млн рублей.
По собственным данным, на Pharmznanie регулярно проходят обучение свыше 60 тысяч провизоров и фармацевтов из 10,5 тысяч российских аптек. Стоимость курса для одного человека в среднем составляет 5500 рублей. Маркетплейсом PharmMarket пользуются более десяти крупных фармацевтических компаний и более двух тысяч точек аптечных продаж.
Инвестиции должны пойти на дальнейшее масштабирование на российском рынке, а также на экспансию в США и Европу. В 2017 году выручка Pharmznanie по направлению «образование» составила 23 млн рублей, в 2018 году этот сегмент принёс более 60 млн рублей. Pharmznanie занимает 16% рынка цифрового медицинского образования в России и планирует довести долю до 25%.
Stafory
Деятельность: сервис для подбора персонала с помощью рекрутеров и голосовой робот-рекрутер «Вера».
Инвестиции ФРИИ: 67,1 млн рублей. В феврале 2016 года Stafory прошёл отбор в акселератор и получил от фонда 2,1 млн рублей в обмен на 7% в проекте. В сентябре 2016 года фонд инвестировал 15 млн рублей, в августе 2017 года — 50 млн рублей.
Полученные средства компания использует на доработку продукта, продвижение на рынке США, который ФРИИ оценивал примерно в $20 млрд в год, рекламу «Веры» и новые технологии, например, на интервью с увольняющимися сотрудниками и отслеживание адаптации новых работников.
В декабре 2018 года сервис привлёк ещё 226 млн рублей, которые предоставил ФРИИ и гендиректор петербургского Кировского завода Георгий Семененко.
Среди своих клиентов Stafory называет входящую в X5 Retail Group торговую сеть «Пятёрочка», «М.Видео», «Альфа-банк», SPSR и другие компании. На маркетплейсе Stafory представлены более 600 частных рекрутеров и свыше 260 кадровых агентств.
По данным «Контур.Фокус», ФРИИ принадлежит 40,01% Stafory, а Семененко — 7,1%, однако из-за условий инвестиций в реестре отражены нефинальные доли инвесторов.
Ubic
Деятельность: сервис анализа и фильтрации трафика.
Инвестиции ФРИИ: 50 млн рублей в 2016 году. Доля ФРИИ в Ubic — 31,7%.
В 2018 году ФРИИ и «Российская венчурной компания» вложили ещё 115 млн рублей. По подсчетам «Ведомостей», ФРИИ в сделке вложил около 100 млн рублей.
В сентябре 2017 года Роскомнадзор назвал Ubic одним из одиннадцати сервисов, рекомендованным для блокировки запрещенных ресурсов. Выручка Ubic в 2017 году составила «чуть меньше 100 млн рублей», пишет «Ведомости».
Один из партнеров Ubic — МТС. В 2018 году оператор запустил сервис «Родительского контроля», который анализирует активность устройства ребенка и даёт рекомендации родителям.
ФРИИ в 2017 году назвал Ubic одним из крупных по выручке фонда — около 100 млн рублей.
Flowwow
Деятельность: агрегатор цветочных магазинов.
Инвестиции ФРИИ: в 2014 году на стадии предпосевных инвестиций вложено 1,4 млн рублей, ещё 4 млн рублей от профильного бизнес-ангела Станислава Котомкина.
К 2015 году Flowwow расширился до 2000 городов России. ФРИИ называет Flowwow одним из крупнейших проектов по выручке по данным за 2017 год — 290 млн рублей.
Playkey
Деятельность: облачная платформа для удалённого запуска игр, которая позволяет запускать современные игры на маломощных компьютерах. Стоимость подписки — 1 рубль за минуту игры.
Инвестиции ФРИИ: $2,8 млн в 2017 году.
В конце 2017 года компания вышла на ICO и выпустила свою криптовалюту — Playkey собрала $10,5 млн, чтобы выйти на зарубежные рынки. К концу 2017 года у компании было около 100 тысяч пользователей, оплачивающих подписку.
В 2016 году выручка превысила $500 тысяч, а в 2017 году «увеличилась на 300%», сообщил сооснователь Егор Гурьев. В разговоре с РБК он уточнил, что показатель «больше $1 млн, но меньше $10 млн».
Babadu
Деятельность: интернет-магазин детских товаров.
Инвестиции ФРИИ: магазин получил 110 млн рублей в 2014 году, став самой крупной на тот момент инвестицией ФРИИ.
Сделка с ФРИИ была структурирована на Кипре, так как у Babadu уже проходил первый раунд инвестиций от Target Ventures, который оценивался «в несколько миллионов долларов». В октябре 2014 года ФРИИ перевела Babadu в российское правовое поле.
В марте 2017 года банк «Санкт-Петербург» инвестировал в Babadu 200 млн рублей и получил 40% компании. В июле 2018 года конкурирующий магазин «Нильс» стал собственником Babadu.
Возможная причина продажи — финансовые проблемы Babadu: в 2018 году к компании было подано 28 исков на сумму 16,3 млн рублей. В августе 2018 года поступил иск о банкротстве Babadu.
Материал подготовлен при участии Никиты Евдокимова.
Хорошим вопросом инвесторам был бы, инвестировали ли они сами в какие-либо проекты ФРИИ и в принципе что они думают о ФРИИ как соинвесторе.
Ну на этом можно официально признать факт отсутствия венчурного инвестирования в России.
Единственное интересное решение из всего этого хлама - это Вижнлабс, из которого он в итоге вышел с хорошей прибылью. Все остальное вызывает большие сомнения, особенно Промобот, но хоть сотни млн $ не грохает во все это
Комментарий недоступен
Сомневаюсь в этом, т.к. в конце года она не могла найти 50 млн рублей. Это очень странно для компании, которая имеет твердый контракт на 50 млн $ Это странно даже для РФ
«В ноябре 2018 года Promobot получила кредит на 50 млн рублей от «МСП банка», а в декабре 2018 года привлекла 400 млн рублей от российской корпорации МСП и международного итальянского фонда Micro Capital Sarl — по 200 млн рублей от каждой».
Не могла, но таки смогла.
Не ну классно. Изначально ВЭБ планировал инвестировать 450 млн в Промобот и получить там долю, а после "подписания" контракта на овер 50 млн $ решил денег не давать просто так, а через свой карманный банк МСП выдать кредит под 6,5 %
Это выглядит не просто странно, абсурдно. К тому же, не читал ни разу новостей о заинтересованности венчурных частных фондов к этой компании. Вот их французского конкурента купил СофтБанк японский, Гришин Роботикс вкладывает десятки миллионов в повозки-дроны и прочую робото-хрень вообще не генерирующую пока ничего (у некоторых даже готового продукта нет), но Компанией с "контрактом" на 50 млн $ почему-то никто не интересуется. Удивительно
Я лишь ответил на комментарий про «не смогла поднять деньги» — не более того.
Возможно вы правы! Но, если компания РЕАЛЬНО имеет такие контракты, то зачем ей венчурный фонд которому нужно отдать долю? Действительно экономически будет более правильно прокредитоваться!
Инициатива задержки инвестирования была от ВЭБа, а не от компании, поэтому компании пришлось занимать деньги под %
Рынок Startup реально очень сложный и то, что ребята реально двигаются, я считаю это круто!! Молодцы!
ну стоит отдать должное - Промобот нашли все же схему монетизации в рамках своих технологий. Не смогли сделать конкурента для бостонДайнамикс, ну хотяб просто аттракцион сделали для выставок, главное чтоб зарабатывали.
У проекта "Промобот" изначально не было цели сделать конкурента для роботов Бостон Дайнемикс, скорее конкурента для роботов типа Furo-D и других промороботов. Что, в принципе, у них вполне получилось. И, кстати, не подскажете, как монетизируются роботы Бостон Дайнемикс, если вы в курсе?
монетизируются через продажу технологий.
Вот что писали в 2016-м году:
«На продажу разработчика роботов выставил холдинг Alphabet, куда входит Google. В качестве причины такого шага указывается, что Boston Dynamics не сможет в течение ближайшего времени выпустить конкурентный продукт на рынок, следовательно, она не будет приносить прибыль».
https://naked-science.ru/article/media/v-google-reshili-prodat-boston
Пока вроде ничего не изменилось, а разработки по заказу DARPA так и не были внедрены (несмотря на всю зрелищность их демонстраций).
Есть другая информация? Пока выходит, что (внезапно) «убогий» промобот более коммерчески перспективен, чем офигенные высокотехнологичные роботы, которые умеют перешагивать через препятствия. С точки зрения развития инженерной мысли, Boston Dynamics действительно делают бесценную работу, но пока речь скорее о фундаментальных разработках. Кстати, поэтому их в принципе не стоит сравнивать с Промоботом — компании просто делают разные вещи.
Как написал Валентин, Бостон Дайнемикс - это все-таки очень крутой НИОКР, имеющий целью разработку технологий. Что у них получается. Вот бизнес-ценность этих технологий пока не раскрыта. Возможно, это все в будущем. А Промобот - это простые технологии (уже известные и обкатанные) с намного более понятной бизнес-ценностью.
Да ладно, у Stafory, например, тоже есть перспективы.
перспективы есть у любой идеи, но есть еще реальный рынок, где например, есть Skillaz. И это только 1 варик в РФ, не говоря уже о других рынках
Можно подумать, что у Вижнлабс нет конкурентов в России и по всему миру. У всех они есть, если идея рабочая, обычно десяток компаний сразу стартует по горячей теме, удача к любому может повернуться.
Есть, но они уже интегрированы в решения по всему миру. Я не представляю, что может интегрировать Стафори. Это просто сервис по подбору кадров, ничем принципиально не отличающийся от множества подобных решений. Пример я уже привел. Хотя ФРИИ может его продвигать в госконторы местные, используя не совсем рыночные механизмы конкуренции. Тогда да, это хорошая инвестиция
Как раз сервисные компании, какие бы они ни были, привлекательнее компаний, просто продающих технологии. Сервисные компании накапливают данные и пользователей, создают репутацию. Продуктовые, вроде VisionLabs, просто торгуют SDK, который меняется на конкурентов на раз, а то и просто как запасной вариант используется, параллельно с другими.
Если следовать такой логике, то привлекательнее всего ритейл, т.к. он генерирует чистую выручку в любом случае. Но это логика не всегда работает.
Компании, которые генерируют технологии, можно разом продать за очень много денег крупным игрокам.
Я спорить больше не буду. Посмотрим, возможно я неправ, вполне допускаю такую мысль
ФРИИ? Спасибо, но нет.
Проходил 14й аксель ФРИИ, для нас, как для чисто инженерной команды, без компетенций по продажам было супер полезно и просто взорвало мозг. За 3 месяца получили 7 клиентов по 10к$.
Заупокойное поминание ФРИИ)
Промобот - это робот Борис?
Просто заметка на полях для тех, кто любит считать объемы инвестиций по изменениям долей в ЕГРЮЛ: не забывайте, что даже в одном раунде разные фонды могут входить на разных условиях. Например, если один фонд – инвестор предыдущего раунда, у него может быть право на вложение денег по сниженной оценке. Тогда его доля будет выше при меньших, чем кажется по ЕГРЮЛ, вложениях. Разумеется, подобная сделка может произойти только при согласии всех сторон – но такие ситуации на венчурном рынке часто встречаются.
Разоблачение Flowwow 2!
Для магазинов:
Комиссия.
На ресурсе работать без завышения цен бессмысленно(уходите в небольшой минус, в лучшем случае в ноль), при этом якобы запрещено завышать цены, хотя за этим никто не следит. С каждым годом людей понимающих недобросовестность ресурса все больше и больше, за счет этого заказов меньше и меньше, в связи с чем политика ресурса по отношению к магазинам все абсурдней, а именно выросла комиссия с магазина до 30%, все риски окончательно перевели на магазины, вся здоровая конкуренция убилась проектами как "лайм", "привилегированная..." и т. д. Т. е. теперь, чтобы продавать, помимо комиссии (20-30%) вы должны еще и платить 70-150 тыс. чтобы вам давали больше заказов.
Риски и убытки.
Все риски на вас, ресурс при первой же проблеме "бежит в кусты" и под удар попадаете вы или клиент.
Если заказ за наличные, а клиент отказался от него после доставки или вовсе не вышел на связь, то это за ваш счет(доставка туда и обратно), а сам будет утверждать, что это нормальная практика и магазин берет на себя все риски. При этом, если заказ был оплачен, то они спишут с клиента цену одной доставки(в одну сторону), так как Flowwow курьеров за людей не считает и думает, что они обязаны за мизерные суммы ездить двойной путь. А что самое главное, даже в этой ситуации, от списавшейся с клиента одной доставки они возьмут комиссию! Т. е. заказ не состоялся, все риски на магазине, курьер за свой счет едет обратно в магазин, но хапнуть мы не забудем. При этом, в случае отказа магазином от заказа(цветы не того тона что хочет клиент, магазин не успевает доставить или просто хочет отказаться от заказа) все риски вновь падают на магазин и его штрафуют с причиной, что ресурс тратит на привлечение каждого клиента якобы около 1000р и из-за отказа они их теряют.
Лицемерие данного ресурса начинается как раз с этого. Когда риски падают на вас, то они никак вам не возмещают их, да еще и могут заработать с этого, а когда риски падают на них они опять-таки заставляют платить вас(600-700р). При этом, то что курьер делает двойную доставку за свой счет их не касается, а то что они привлекают клиентов за 1000р нас должно обязательно касаться. Двойные стандарты, лицемерие.
Правила ресурса.
Правила ресурса пишутся под конкретную ситуацию и в нужный момент опираться не на что, так как они мгновенно корректируются в пользу ресурса, чтобы ничего не возможно было доказать. Вероятно в связи с этим так быстро исчезают переписки в диалогах и любые иные доказательства. И даже в случае, если вы к примеру сделаете скриншот и сможете отстоять свою позицию, вам дадут приблизительно такие ответы: "если вы не хотите работать с нами, то мы можем скрыть ваш магазин", "решение уже принято, в случае вопросов и предложений можете писать нам на электронную почту" и прочий бред. Это все на что способен ресурс Flowwow.
Доставка.
Запущенная горе доставка, в которой по неизменным принципам данного ресурса все риски падают на курьера и магазин. Даже с учетом отказа от комиссии ресурсом с собственных доставок, они так же не надежны как и сам ресурс. Так курьер который взял доставку может даже об этом не знать, приехать не вовремя, при дополнительном ожидании или делая доп поездку с этим же букетом на другой адрес, будет называть любые суммы которые придут ему в голову, а ответ Flowwow на все это остается неизменным:"решайте данный вопрос с курьером".
Переводы денег.
Наверное единственная ответственная зона для Flowwow, с которой они также не справляются, даже с учетом прописанных ими же правилами, о том что выведенные с сайта финансовые средства, зачислятся вам на рс через семь рабочих дней, когда вполне возможно это делать уже на 3й день, после разморозки. Но видимо финансовые средства находящиеся на балансе ресурса используются для дополнительного заработка проходя через финансовые организации, которые готовы платить по 18% от общей суммы положенной им на счета даже на 1 ночь, а суммы как понимаете там очень даже не маленькие.
Итого, вся суть Flowwow заключается в: Продавайте покупателям что хотите(веник, цветы, конфеты, алкоголь и т. д.)и как хотите, главное делайте это через нас и чтобы клиент не возмущался. Это основное и единственное негласное ограничение ресурса, так как продав даже свежий, хороший, полностью соотв заказу букет, в случае возникновения недовольства со стороны клиента, вы понесете все риски и убытки. Однако продав клиенту к примеру веник вместо букета, но не получив никакой реакции от клиента, к вам не будет никаких претензий. Единственная причина по которой Flowwow до сих пор работает это отсутствие достойных конкурентов. Единственный конкурент который подавал надежды стать конкурентом это Flawery, но из-за недалекого руководства которое хочет угодить всем в любой ситуации и не удобного использования выпадает из конкуренции.