Рисков много, окупаемость далеко: руководитель и не давший денег инвестор объясняют, почему закрылся стартап golama Статьи редакции
«Операционно мы всё делали правильно».
14 января 2020 года сервис доставки продуктов из магазинов golama объявил о закрытии. Представитель компании рассказал, что главная причина закрытия — недостаток финансирования.
Сервис доставлял товары по Москве из магазинов «Лента», «Азбука Вкуса», Metro, «ВкусВилл», «Твой дом», Iqos и других. На сайте компании говорилось, что среднее время доставки — 90 минут.
Согласно данным «Infoline-Аналитики», по обороту golama занимала третье место на рынке сервисов доставки продуктов по итогам девяти месяцев 2019 года, а лидером был сервис iGooods:
- iGooods — 1,8 млрд рублей и более 450 тысяч заказов.
- «СберМаркет» — 1,4 млрд и более 300 тысяч заказов.
- Golama — 900 млн рублей и 300 тысяч заказов.
Генеральный директор golama Андрей Толмачёв и старший управляющий директор фонда VEB Ventures Вероника Фидлер ответили на вопросы vc.ru о закрытии проекта.
Комментарии Андрея Толмачёва
Как проходило закрытие?
Мы испробовали все очевидные и неочевидные решения, завершили переговоры со всеми возможными фондами и компаниями — потенциальными партнёрами.
Когда есть решение, нет смысла долго готовить его анонсирование. Сотрудникам было объявлено о закрытии во вторник (14 января 2020 года — vc.ru) в начале рабочего дня. Сразу же началась подготовка к корректному завершению трудовых отношений.
Что больше повлияло на закрытие сервиса — внутренние или внешние причины? Какие?
Масштабирование сервиса требует больших инвестиций, и до определённого момента подобные проекты доставки являются дотационными. Основная причина — сложность получения дополнительных инвестиций.
Весь 2019 год проект golama искал финансирование. Мы успешно подписали предварительное соглашение с VEB Ventures, но они могли выступать только соинвестором.
На что ушли ранее инвестированные деньги? И чего именно не хватило, чтобы достроить успешную модель? В чём была проблема?
Доставка в ритейле становится рентабельной на большом масштабе. Мы достигли операционной рентабельности по доставке из гипермаркетов, были близки к рентабельности по доставке от магазинов у дома, но в целом проект оставался инвестиционным. Траты на масштабирование делятся примерно поровну: на операционные расходы, маркетинг и доставку.
Операционно мы всё делали правильно, это подтверждает постоянный рост лояльных клиентов. Не хватило как раз инвестиций для увеличения срока и достижения необходимого масштаба.
Комментарии Вероники Фидлер
Что изначально вас привлекло в проекте Golama?
- Успешные подобные бизнес-модели на Западе, например, Instacart (американский сервис, который доставляет продукты в США и Канаде — vc.ru).
- Текущие тенденции на российском рынке по трансформации бизнес-моделей гипермаркетов.
- Высокие опережающие темпы роста компании, эффективное управление инвестициями и lean-подход — команда добилась сопоставимых показателей с основными игроками на рынке за счёт меньших инвестиций.
- Предпринимательский опыт основателей проекта (его основал Евгений Львов, сооснователь агрегатора такси «Везёт» — vc.ru), которые смогли привлечь в свой предыдущий бизнес по такси более $100 млн от институциональных инвесторов.
Вы оценили риски вложения в сервис как крайне высокие. Почему? Что указывало на то, что вкладываться опасно?
На сегодняшний день бизнес убыточен и будет планово убыточным в ближайшее время из-за больших трат на маркетинг. Риск того, что окупаемость будет значительно отложена, очень высокий: плановая безубыточность может случиться через два года, а может и через пять.
Кроме того, крупные стратеги уже приобрели активы в этом сегменте (например, в 2019 году «Сбербанк» стал акционером сервиса Instamart — vc.ru). После анализа мы решили, что сценарий нашего выхода также неочевиден.
Поэтому отлагательным условием участия в проекте было привлечение соинвестора и стратегического инвестора. Это могло бы дать возможность повысить рентабельность и обеспечить наш выход.
Можете подробнее рассказать, почему согласились инвестировать 500 млн рублей только при наличии соинвестора?
Разделение финансовых рисков — общепринятая практика на рынке прямых инвестиций и венчурного капитала. Мы понимали, что для качественного рывка и завоевания существенной доли рынка компании необходимо плечо к нашим инвестициям 1:1 или 1:2.
Кроме того, как я сказала выше, мы хотели видеть стратега уже на входе в сделку. Им мог быть соинвестор.
Вы помогали найти соинвестора Golama? Как думаете, почему сервису не удалось его найти?
Мы вели переговоры с теми, кто заинтересован в построении целой экосистемы на основе своих активов: инвестиционными фондами, крупнейшими государственными банками и такими гигантами, как сеть Metro. Также мы привлекали крупных стратегических инвесторов.
Принятие решений в таких громоздких структурах занимает месяцы. Очевидно, эти инвесторы, как и мы, понимали рискованность данной бизнес-модели в настоящий момент на локальном рынке.
Респект фонду за комментарий
Все делали правильно, сделали возможное и невозможное, а потом объявили о закрытии. Ну может быть что-то всё-таки делали не правильно? Да не, бред какой-то. Айда новый прожект, да?
главная причина закрытия — недостаток финансирования"Запредельная" четкость ответа. Проект вроде как деньги должен приносить, а не наоборот. Если он сосёт их без перерыва и конца этому не видно - может это не причина, а следствие?
Вы по диагонали читаете?
Мы достигли операционной рентабельности по доставке из гипермаркетов, были близки к рентабельности по доставке от магазинов у домаПри масштабировании уменьшаются косты, растёт рентабельность, увеличивается фин. результат, в итоге через N лет компания выходит на прибыль.
Мы понимали, что для качественного рывка и завоевания существенной доли рынка компании необходимо плечо к нашим инвестициям 1:1 или 1:2.Но по построенной фин. модели необходим определённый объём выручки. Чтобы его достичь, нужно масштабироваться, нужно больше инвестиций. И как написала инвестор:
Любой проект сначала должен понести затраты на запуск. И даже если Unit-экономика сходится, это ещё не значит, что компания прибыльная. Т.к. общий P&L убыточен из-за наличия управленческой команды в офисе, которая улучшает операционные процессы.
Вы расписали как это устроено у любой фирмы, но, согласитесь, не все существующие фирмы закрываются одним днем? Значит, все-таки где-то они налажали. А они продолжают гнуть как они законы физики ломали ради прибыли. Т.е. либо это лапша на уши, либо они сами не понимают где косяк. Они же всё сделали правильно! ©
А почему вы не рассматриваете вариант, что начальство чем дальше тем больше понимало, что если инвестиций не будет, закроются. Видимо в один день настал момент, когда наличности осталось на выплату зарплат и на расчёт при увольнении по сокращению. До этого надеялись на чудо - второго инвестора
Этак закрытие любого проекта можно оправдать такой логикой.
Вот были бы мы раз этак в 10 больше - вот тут все бы и завертелось!
По той же схеме якобы не дотянул до нужного масштаба WebVan .
Во первых этот необходимый масштаб должен был как бы расссчиатн еще ДО начала.
Вот это у них что такое? Я не совсем понял
Мы достигли операционной рентабельности по доставке из гипермаркетов, были близки к рентабельности по доставке от магазинов у домаВы как это поняли? То что они выделили этот тип доставки отдельно от маркетинга и прочих затрат?Грубо говря включили туда бензин и зарплату курьеров??
Это они понимали как "операционную рентабельность"?
Никакого масштаба для спасения этой халабудины не хватило бы!
Тяжелые изъяны имеет сама "бизнес-модель" в условиях РФ.
Те кто живет в провиции далеко от магазинов недостаточно состоятельны.
Также они разнесены на огромные расстояния.
Также нет понимания "предпочтительных магазинов" т.к. асссортимент всех сетей очень близок.
В США совершенно другие условия по части проживания большинства и схемы автомобилизации. И то скорее всего Инстамарт очень успешен лишь в крупных агломерациях.Там где население пореже уже проблемы.
Но там хотя бы есть эти 100-200млн обеспеченных людей, которым ехать до ближайшего(или их предпочтительного) магазина 20-30 минут, с учетом времени на сборы и выход их дома. И даже там инстамарт жрет деньги.
А у нас где эти люди? Где они их нашли разрабатывая эту идею?
Совершенно бесссмысленная затея была изначально.
ошибочное мнение.
Перед стартом всей юнит экономики неизвестно.
Целевые цифры которые нужны по фин модели придумать не сложно. Сложно их достичь и уже причин недостижения может быть две - команда и рынок.
Он не это имел ввиду, а то, что уже вся юнит экономика была известна. А по существу искать инвестиции только на маркетинг, или инвестиции на покрытие операционных расходов заведомо плохая позиция проекта по отношению к Инвесторам. Почему нельзя было просто заморозить инвестиции и попробовать достичь максимальной кост эффективности операционных расходов. Дальше было бы видно. Из статьи понятно, что кассовый разрыв был чудовищный. Поправьте меня если это не так. Или сделали специально такое объявление, для того, что бы войти в состав конкурента?
Уже перешли в плоскость "домыслов")
Я вычитал что доходы больше расходов становятся только на бОльшом объеме. Однако понятно, что говорить, что "нихера не получилось", редко кто станет.
Аналогичный пример - выращивание картошки. Если выращивать на участке, то стоить она будет дорого, а эффективность достигается от какого то объема. В их случае это может быть кол-во курьеров, оборот в каждом магазине (доп скидки), LTV клиентов получше...
Такие проекты делаются четко под "инвестора" и красиво по быстрому срубить бобла на хайпе. Они думают что они первые и самые умные, но такие проекты до вас ещё 10 лет назад делали и они никогда не были успешными. Тема было подоить инвесторские раунды, на модной теме бегающих мальчиков и девочек с сумками.
Вряд ли на российском рынке уживется несколько крупных доставщиков, вот и решили не лезть в битву со сбером. Интересно, продастся ли igoods кому-то или будут стараться конкурировать
Будем конкурировать :)
"плановая безубыточность может случиться через два года, а может и через пять."
А может и через двадцать пять. Плановая)
экономика России
расцветает каждый год
расцветает, расветает
... да никак не рассветёт
А причем тут "экономика РФ".
Просто инвесторы не хотели лезть в конкуренцию с тем же Яндексом без особых конкурентных преимуществ.
Более того в Рф осталось не так много продовольственных сетей.
Сделает свою доставку Мордашев - уйдет лента, Х5 и Магнит тоже могут сделать свое. ( Магнит - сомневаюсь, у них ассортимент сильно ограничен, но это в Питере)
И... окажется что продукты поставлять не от кого . (Точнее никто не заплатит за это %)
речь в цитате о госвложениях, т.е. никак не о конкретной компании, а рынке в целом. прибыли есть, а инвестиций нет. видать, климат питерский подвёл LOL
Зависть, злость, ущербность... Все переплелось в вашем сообщении. Инвестиций частных в России очень много, но идут они, в основном, на свой бизнес.
То есть госвложения должны быть направлены на службы доставки ?
Так пожалуйста - "квазигос" сбер купил инстамарт.
Я понимаю что вас хотелось написать о кризисных явнениях в экономике.... но кейс golama вообще не про это.
А про то, что конкурировать с яндексом с одной стороны и перекресток-доставка с другой сложно и рискованно.... и инвесторы это понимают
А вообще все эти сервисы нормальные? Все время хочу попробовать, но каждый раз начинаю читать отзывы и судя по App Store - половина пятизвездочных купленные, иногда даже не парятся и постят одно и тоже. А все остальные про тухлое, замену без согласования или вообще некоторых товаров нет, курьера не поймать или время доставки срывается. У кого нибудь был опыт? Расскажите?
Комментарий недоступен
Хоспадя, а картошка обо что помялась?
Об картошку, очевидно же
Igoods норм. Правда, не всегда есть все, что представлено, т.е. либо на сайте недоступно, либо уже при сборке нет в магазине.
Попробуйте лучше напрямую через магазин заказать. Мне кажется сейчас везде есть доставка. Причем субъективно могу сказать, что овощи и мясо через доставку более свежие. Наверное потому, что несколько дней до этого не лежали на прилавке.
Ну и магазины знают, что будет в наличии на день доставки и могут заранее предложить замену либо перенести на другой день.
Периодически заказываю через Igoods. Всем доволен.
Тоже хочу попробовать, да смысла не вижу. Хотел бы честный отзыв и анализ закупок
Жаль. По сервису проект не уступал конкурентам, а то и был лучше. Не только по себе знаю, да и по сторонним отзывам, что проблем с ними возникало меньше, чем у того же Instamart.
С темой доставки продуктов знаком не понаслышке. Мы в 2013 году разрабатывали похожий сервис. Но параллельно шел Instamart с хорошими инвесторами. Мы так и не смогли выйти на рынок, так как договоренность была только с одним магазином, да и рынок не особо был готов, а деньги закончились. На самом деле сфера доставки продуктов очень трудоемкая, с огромным количеством подводных камней, и без хорошей финансовой поддержки там делать нечего.
Эх, а стоило то пару месяцев потерпеть и глядишь бы все взлетело...
Отлично
А как комментарий удалить?) Я тестировал отправку на vc и не посмотрел в какую запись написал и отправил случайно.
Очень жаль, что закрылся хороший сервис. Скорее всего закрылся, потому что конкурировать со Сбермаркетом в долгую бессмысленно.
а речь идет о 300 млн. хоть и российских.
Жаль! Очень хороший был сервис, по-крайней мере на старте. Потом началась какая-то чехарда с баллами, бонусами, но все равно дело свое делали качественно.
А я был активным пользователем, очень жаль(
Комментарий недоступен
Офигеть, на что такие бабки тратятся?