{"id":7683,"title":"\u041a\u0430\u043a \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438 \u0441\u043b\u0430\u0431\u044b\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430 \u0432 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0435\u0433\u0438\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=7683&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/303922-korotko-servis-dlya-analiza-investicionnogo-portfelya&placeBit=1&hash=9949277ba20bce980299ffc9707868bf0a4e8244a0a0603096cd0d81905cdd42","isPaidAndBannersEnabled":false}
Будущее
Kirill Bychkov

Цифровой прорыв в России: недостаток кадров, устаревшее образование и хакатоны как катализаторы инноваций

О том, как в России идет цифровая трансформация и почему именно хакатоны помогают эффективнее внедрять инновации, рассказывает Юлия Карло, бренд-дизайнер в «Гринатоме» и победительница прошлого сезона конкурса «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Для успешного внедрения ИТ-инноваций российским компаниям уже сегодня остро нужны специалисты, чьи компетенции соответствуют современным запросам на рынке. На помощь приходят хакатоны, которые позволяют бизнесу тестировать свои бизнесы-гипотезы гораздо выгоднее и быстрее, чем самостоятельно и с нуля разрабатывать ИТ-продукт.

От электронных архивов к цифровой трансформации

Цифровая трансформация стала хайпом несколько лет назад, однако в среде технических специалистов о трансформации говорят уже не первое десятилетие. Впрочем, этот термин не всегда означал одно и то же. Долгое время под трансформацией подразумевался перевод в цифровую форму (оцифровка) традиционных документов и хранение электронных данных: электронные архивы, базы данных и каталоги клиентов уже давно стали привычной частью практически всех организаций. Все это тоже про трансформацию, однако в современном мире она воспринимается гораздо шире.

Цифровая трансформация сегодня — это не столько про технологии, сколько про реорганизацию бизнеса в целом, создание новой бизнес-модели, способной эффективно работать и развиваться в условиях цифровой экономики. Цифровая трансформация предполагает интеграцию диджитал-технологий во все аспекты бизнес-деятельности, в организационную культуру и принципы создания новых продуктов и услуг.

Россия позже крупнейших западных экономик встала на путь цифровой трансформации. Однако уже сейчас можно говорить о существенных изменениях. Так, по данным исследования консалтингового агентства KMDA в 2020 году, почти две трети российских компаний считают цифровую трансформацию необходимым процессом для существования бизнеса в современных условиях, почти половина обследованных компаний — уже находится в процессе цифровой трансформации.

Аналогичные данные по государственным компаниям приводит Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). По словам директора по развитию Фонда Евгения Борисова, доля государственных компаний, реализующих стратегии цифровой трансформации, в 2020 году увеличилась до 48 %. В качестве наиболее востребованных направлений Борисов выделил цифровизацию бизнес-процессов, управление на основе данных, управление клиентским опытом, управление ценностью продуктов и услуг.

По оценкам Аналитического центра при правительстве РФ, до 85 % крупнейших организаций в 2020 году использовали ИТ-решения, основанные на искусственном интеллекте. При этом постепенно происходит усложнение моделей ИИ, формирование комплексных решений и сетей интеллектуальных объектов.

Кадры решают все

Существует мнение, что суть цифровой трансформации в изменении технологий: стоит поставить побольше компьютеров, купить роботов и умные программы — и все само изменится. На самом деле, чтобы успевать адаптироваться к развивающимся технологиям компания должна быть достаточно гибкой и способной изменяться. Залогом успешной трансформации является эффективная организационная культура. Никакая идеально внедренная технология не позволит получить результат пока компания остается костной, закрытой для креативных решений и инноваций, и пока сотрудники не готовы работать в новой среде.

По данным опросов консалтингового агентства KMDA, большинство руководителей и работников компаний понимают ключевую роль персонала в реализации стратегий цифровой трансформации: почти две трети опрошенных отметили компетенции и знания людей в качестве одного из факторов успеха трансформации, 46 % опрошенных — наличие в компании культуры для внедрения изменений.

Развитие человеческого капитала и компетенций, формирование цифровой культуры в качестве приоритета трансформации выделяют только в каждой пятой компании. Такая существенная недооценка этих направлений развития может значительно повлиять на инновационный потенциал и конкурентоспособность компаний в долгосрочной перспективе.

Руководитель центра цифровой трансформации Strategy Partners Антон Точин отмечает, что нехватку компетенций и кадров в качестве барьера для цифровой трансформации по опросам выделяют около 60 % компаний. Дефицит кадров для цифровой экономики в России вызван, по словам директора Института дополнительного образования Университета Иннополис Марии Образцовой, существенным разрывом между формируемыми в процессе обучения компетенциями и реальными потребностями бизнеса, запоздалым включением новых технологий в образовательные программы и неспособностью образовательной системы динамично адаптироваться под потребности изменяющейся экономики.

Аналогичные проблемы характерны и для других стран. По оценке экспертов Всемирного экономического форума, представленным в исследовании The Future of Jobs 2020, к 2025 году 85 млн рабочих мест будет сокращено вследствие автоматизации труда, в то время как 97 млн высококвалифицированных рабочих мест будет создано для работы с новыми технологиями. Такие существенные изменения потребуют переквалификации не менее 40 % работников.

Одним из возможных решений существующих проблем с недостаточностью кадров, разрывом между образованием и реальной экономикой, могут стать инновационные хабы и хакатоны. Площадки для совместных экспериментов позволяют крупным компаниям получить внешний взгляд и возможные решения для своих задач, а молодым специалистам — представления о реальных проблемах экономики, возможность разработки продуктов, которые будут востребованы бизнесом.

Тысячи участников, готовых решить вашу проблему

Благодаря возрастающей роли ИТ в повседневной жизни хакатоны становятся с каждым годом все популярнее. Хакатоны — это марафоны изобретений, где участники придумывают и воплощают в жизнь идеи для приложений, веб-сайтов, роботов и многого другого. Сегодня — это самая популярная форма соревнования по командному программированию. Крупные хакатоны собирают до нескольких тысяч участников соревнований. Возможность попробовать свои силы доступна и новичкам, и опытным программистам, желающим попробовать что-то новое. Впрочем, начиналось все иначе.

Первые соревнования по командному программированию возникли вместе с интернетом, когда в 1977 году Ассоциация вычислительной техники (Association for Computing Machinery, ACM) провела первую Международную студенческую олимпиаду по программированию (ICPC). Участникам соревнования предлагалось в команде написать компьютерные программы для решения поставленных организаторами задач. Развитие сетей связи позволили упростить возможности для развития таких соревнований и привлечения участников со всего мира.

Слово «хакатон» (hackathon, от англ. hacker и marathon) впервые появилось в июне 1999 года: так назвали свою встречу 10 разработчиков свободно распространяемой операционной системы OpenBSD, прилетевшие из разных стран в канадский город Калгари. В результате недели совместной работы в одном доме участники встречи первыми полностью интегрировали в операционную систему наборы протоколов IPv6 и IPSEC.

IPv6 (англ. Internet Protocol version 6) — обновленная версия интернет-протокола (IP), на базе которого построена сеть Интернет.

IPsec (сокращение от IP Security) — набор протоколов для обеспечения защиты данных, передаваемых по межсетевому протоколу IP. Позволяет осуществлять подтверждение подлинности (аутентификацию), проверку целостности и/или шифрование IP-пакетов.

Неделю спустя мероприятие под названием «The Hackathon» было проведено на конференции для java-разработчиков JavaOne, организованной компанией Sun Microsystems. Организаторы предложили участникам написать приложения для карманного персонального компьютера Palm V. В результате были созданы приложения, которые с использованием инфракрасного порта позволили нарисовать любой рисунок и передать его на другое устройство, найти и запустить соединения с другими устройствами Palm и даже шифровать и направлять на другие устройства сообщения.

В современном мире ежегодно проводятся сотни хакатонов. Все они предполагают ограниченное время (чаще всего от 24 до 48 часов), в течение которого команды должны интенсивно работать над проектом. При этом соревнования могут существенно различаться по составу участников, установленных ограничений по задачам, используемым технологиям или призовому фонду. Многие хакатоны сосредоточены на технологических проектах (разработка программного обеспечения, мобильных приложения), другие — собирают исследователей в самых разных сферах: от проектов по анализу данных или редактированию «Википедии» до психологических или социологических экспериментов. Например, американская финансовая компания проводила хакатон, во время которого команды должны были выявить предпочтения миллениалов для оптимизации банковских сервисов, а Facebook ежегодно проводит хакатоны для своих сотрудников, на которых они могут отвлечься от повседневных задач и в командах поработать над перспективными технологиями. Кстати, именно на таком хакатоне было придумано приложение Hyperlapse, позволяющее снимать ускоренное видео для Instagram.

В тоже время самые крупные международные хакатоны предполагают возможность открытого участия для любых команд. Количество участников на таких хакатонах может составлять несколько тысяч. А самое большое количество участников, работающих одновременно — 3 245 конкурсантов — было зафиксировано на хакатоне «Цифровой прорыв» в Казани в 2019 году.

Один из самых масштабных международных хакатонов AngelHack начинался с небольшого локального соревнования при поддержке компании Adobe. За прошедшие годы компания организовала более 550 хакатонов, которые прошли в более чем 400 городах по всему миру, а также в дистанционном формате. Сообщество разработчиков, дизайнеров и предпринимателей, которое сформировалось в результате проведения хакатона, превышает 200 тысяч профессионалов.

Крупнейший в Европе хакатон Junction является одним из главных событий в мире ИТ и проводится в Хельсинки с 2015 года некоммерческим объединением волонтёров. За пять лет на хакатоне было реализовано более 1 500 проектов, а участие в нем приняло более 10 000 человек из 107 стран мира. Участникам соревнования предлагается решать задачи, поставленные реальными компаниями, в разные годы это были такие компании как Uber, Finnair, Spotify, Microsoft, Европейское космическое агентство и многие другие.

Даже самая глупая идея может со временем оказаться успешным проектом, поэтому Junction проводит также мини-хакатон Stupid Hack, на котором вместо того, чтобы решать реальные бизнес-задачи, команды соревнуются в придумывании и реализации самых глупых идей.

Для более серьезных разработок есть серия мероприятий, которые проводятся под эгидой Международной лиги студенческих хакатонов (MLH), объединяющей более 65 тыс. студентов со всего мира. Лига ежегодно организует более 200 различных хакатонов на базе университетов-участников, которые позволяют решать самые разные практические задачи: от образования и здравоохранения до разработки ИИ и систем распределенного реестра (блокчейна).

Еще одна возможность поработать над реальными проектами — ежегодный хакатон HackZurich. Преимуществом участия в конкурсе является не только комбинированный формат, который позволяет работать как очно, так и в дистанционном формате, но и возможность побороться за призы от конкретных компаний. Партнеры хакатона ставят задачу и лучший проект по решению их задачи получит денежную премию от компании, а возможно и предложение о сотрудничестве.

Для тех участников, которые уже закончили университет и открыли свою компанию, тоже есть свои конкурсы. Например, на ежегодной технологической конференции TechCrunch Disrupt проводится серия хакатонов, а для стартапов устраивается соревнование в формате питч-сессии, победитель которого получает денежный приз в размере 100 000 долларов. В соревновании в разные годы участвовали такие компании как Trello, Mint, Dropbox и Yammer.

Самым масштабным в России остается «Цифровой прорыв», который включает в себя большую серию региональных хакатонов, победители которых участвуют во всероссийском финале. В 2020 году общее количество участников различных хакатонов «Цифрового прорыва» превысило 45,5 тысяч человек из 85 регионов России, а по результатам конкурса были созданы 1 222 прикладных ИТ-решения. Стоит отметить, что все разработанные решения были созданы в результате работы над реальными задачами (кейсами), сформированными представителями бизнеса и органами государственной власти.

В 2021 году конкурс продолжает развиваться. В этом году конкурс пройдет в гибридном формате: постановка задачи, работа с экспертами и защита решений будет проходить в онлайн-формате, но в регионах будут организованы коворкинговые пространства, в которых команды смогут поработать очно. Дистанционный формат помимо прочего позволяет изменить порядок проведения хакатонов — на смену региональным отборам приходят тематические хакатоны. Объявленные темы охватывают все направления экономики и социальной сферы, включая такие направления как образование и развитие кадров, сельское хозяйство и фудтех, умные города и многие другие.

«Цифровой прорыв», как и аналогичные международные проекты, вырос из формата соревнования. Сегодня — это единая площадка, которая создает возможности для взаимодействия между государством, бизнесом, образовательными организациями и специалистами в области цифровой экономики. Площадка не только позволяет решать практические задачи, но также помогает развивать созданные во время конкурса проекты, обеспечивает рекрутинг лучших кадров для работы в крупных компаниях и органах власти, формирует единое ИТ-коммьюнити, которое продолжает существовать и после завершения конкурса.

Создание комьюнити, нацеленного на развитие цифровой экономики, поддержка и развитие специалистов и объединение задач и интересов всех участников может позволить преодолеть тот кадровый дефицит, который остается ключевым ограничением для эффективной цифровой трансформации.

{ "author_name": "Kirill Bychkov", "author_type": "self", "tags": ["\u0445\u0430\u043a\u0430\u0442\u043e\u043d","\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438_\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0433\u043e","\u0440\u0435\u043a\u0440\u0443\u0442\u0438\u043d\u0433","\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u044b","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441","technology","recruitment","recruiting","it","innovation","hackathon","future","business"], "comments": 7, "likes": 14, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 253324, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 01 Jun 2021 17:19:13 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Мне вот это понравилось:

"Одним из возможных решений существующих проблем с недостаточностью кадров, разрывом между образованием и реальной экономикой, могут стать инновационные хабы и хакатоны."

То есть, имеется огромная дыра в системе образования, и её прикрывают листом подорожника в виде соревнований среди тех, кому повезло с родителями, оплатившими репетиторов и обучение, чтобы получить вменяемые знания. "Я просто похлопаю" (с)

2

Создание единого ITкомьюнити -это важно

1

Комментарий удален

"проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей" - это шутка такая штоле?

0

Оксюморон 

0

Точно, хакатонов мало - вот и нашли основную проблему экономики

0

Цифровой надрыв...

0

и цифровая мазь вишневского.

0
Читать все 7 комментариев
Почему индексные фонды стали популярными. Рассказывает персональный брокер
Здоровый сон взрослого человека — это засыпать за 15 минут и не вставать ночью попить и пописать

Послушала на днях 2х-часовое выступление «Здоровый сон» врача-невролога, сомнолога Елены Царевой. Самые важные поинты 1 минуту чтения:

Adobe представила веб-версии Photoshop и Illustrator с ограниченными возможностями для совместной работы Статьи редакции

Пользователи смогут вместе работать над проектом, не открывая и не скачивая десктопные приложения. Подписка Creative Cloud для просмотра не нужна.

«2ГИС» представил обновлённый навигатор с мини-картой на экране, данными о камерах и парковках Статьи редакции

Его уже подключил «Ситимобил».

Обновлённый интерфейс навигатора  «2ГИС»
Как программист-интроверт стал СЕО стартапа, сделал MVP за один месяц и заработал 12 млн за год – история Revvy

SaaS-сервис Revvy, который помогает бизнесу общаться с клиентами и умеет «перехватывать» негатив.

Пример позитивного отзыва и “перехвата” негатива
Как имиджевый проект о безопасном вождении привлёк лиды и расширил маркетинговую воронку страховой компании

А игра с виртуальной фарфоровой статуэткой помогла 6,5 тысячам водителей не превышать скорость.

Волна «Кальмара»: как бренды прокатились на тренде и какие выводы можно сделать маркетологам

С выхода южнокорейского сериала «Игра в кальмара» прошёл месяц. Шумиха вокруг него утихает, и можно подводить итоги.

Что означает выражение «цена на нефть»

Что есть «мировые цены на нефть», о которых говорится в СМИ, где они формируются и почему нефтяные бенчмарки зачастую не являются в строгом смысле ценами на нефть.

На OZON.ru для оплаты предлагаются чужие банковские карты

Сегодня вечером я разместил заказ на OZON.ru, перешел к оплате и обнаружил сохраненную карту, чему я несколько удивился, т.к. обычно их нигде не сохраняю. Тем не менее, я ввёл CVV код и перешел к подтверждению платежа. Но push и смс от банка упорно не приходили. Я вернулся на шаг назад и понял, что OZON предлагает оплатить мой заказ неизвестной…

null