Оффбординг и точка + чек-лист с вопросами после расставания
Недавно мы рассказывали про онбординг, кратко: это помощь новому сотруднику быстрее адаптироваться на новом месте и влиться в новую должность. А что же такое оффбординг и как его провести?
Начнем с онбординга
Наверняка многие из вас сталкивались со стрессом в первые дни на новой работе: другой офис незнакомые люди, новые обязанности. Куча эмоций, переживаний и сомнений, с которыми сложно совладать: «а понравится ли мне?», «а как меня воспримут коллеги и руководство?», «а справлюсь ли я?».
В таких ситуациях легко поддаться панике и уйти в переживания. Поэтому поддержка новичка в компании должна быть взята за правило.
Чем мягче и последовательнее будет переход от стрессующего в первый день сотрудника до уверенной боевой единицы — тем лучше и для самой компании, и для сотрудника.
Что такое оффбординг?
Есть и другая сторона — оффбординг. Это когда надо расстаться с человеком. Сделать это безболезненно и с максимумом пользы для сотрудника, компании и заказчика.
Как-то все эту тему обходят, мол, работают у нас до пенсии, а потом в счастливую жизнь 👽
За 2023 год мы расстались по разным причинам с ~10 человек. Когда я стал руководителем и увольнял в первый раз – жутко нервничал. Как мы без него? А он без нас? Что люди-то скажут.
А сейчас понимаю, что это плюс и для компании, и для сотрудника. Особенно когда компания растет быстрыми темпами, некоторые не успевают перестроиться и стопорят развитие. Поговорите. Если с первого раза ничего не изменилось – расставайтесь.
Мы расстаемся без скандалов, обид и ругани. Четко передаем задачи и проекты. Для менеджеров составляем транзишн-план, для исполнителей организуем передачу проектов. В этом году стали практиковать прощальные сообщения от руководства в чате, а не просто удалять из чата.
Шаги по расставанию
Мы проводим беседу с сотрудником на которой разбираем:
- Его сильные стороны. Чем он был хорош.
- Причины расставания и что было не так.
- Какие дальнейшие шаги. Что нужно сделать. Как получить рекомендацию.
А в последний рабочий день отправляем опрос. Чтобы сотрудник выговорился, а мы свои точки для роста нащупали. Какие-то изменения внедряем. Например, добавили еще один удаленный день, разрешили полностью уйти на удаленный формат работы, договорились дробить отпуск.
Чтобы вы тоже могли улучшать свои процессы, делюсь списком вопросов:
1. Понимаешь ли ты причину своего увольнения? Согласен ли ты с этим решением?
2. Что, с твоей точки зрения, было неправильно? Как бы ты хотел это изменить?
3. Есть ли кто-то, кто тебя бесил? Чем?
4. Было ли что-то позитивное за всё время работы? Что запомнилось?
5. Ты чему-то научился новому? Например, справляться с каким-то ситуациями? Или какие-то технические навыки? Ты изменился? В лучшую сторону? Это пригодится?
6. Могут ли тебе в будущем понадобиться рекомендации от нас?
7. Кто из твоих коллег тебе помог и запомнился? Чем? Благодарен ли ты кому-то?
8. Будешь ли ты рекомендовать нас кому-то? Если нет — по какой причине?
9. Можешь ли ты порекомендовать нам кого-то на своё место?
10. Нужна ли тебе обратная связь по твоим сильным и слабым сторонам?
А вот и ссылочка на опрос: https://docs.google.com/document/d/1SRctk1zVbV8G05eglNrc0EpZeJF4aLmpO9iuHkg4aSQ/edit
Больше документов в боте: https://t.me/regulations_pyro_bot
Если у вас есть задача разработать сайт или мобильное приложение, то напишите в Телеграм, мы это обсудим: https://t.me/sashadzen
Заказать разработку сайта, веб-сервиса или мобильного приложения на нашем сайте: https://vk.cc/cuglQZ
Партнерская программа, где мы платим от 10 000 до 200 000 рублей за контакты тех, кому нужен дизайн или разработка: https://vk.cc/cuglXT
Телеграм-канал Саши Комбарова про управление агентством, проектами, людьми: https://t.me/sasha_kombarov
Телеграм-бот, который бесплатно выдает чек-листы, памятки и регламенты по управлению, маркетингу, аналитике, дизайну и разработке: https://t.me/regulations_pyro_bot
На конфе у Яндекса модные hr говорили, что нельзя говорить "уволить". Это токсично. Надо говорить "расстались".
Исправлять?
В Барнауле можно "выкидывать на мороз". Если сотрудник из Москвы-Питера, то только "расставаться".
А в Казани?)
Как в Барнауле, но с казанским акцентом.
әйдә, до свидания
Әйдә, исән бул!
Отшивать?)
Хорошая тема. Мы, кстати, думали на своём раёне запретить другим агентствам работать. С другим агентством из другого района начал работать, а тут бах и сайт упал, сам. Думать в след.раз будешь.
А что вы делаете, если сотрудник отказывается писать заявление на увольнение по собственному и идет на конфликт?
почему сразу "идёт на конфликт"?
У работодателя есть право уволить, и у сотрудника есть право не согласиться.
Нормальные переговоры, а как вы хотели
Предложить компенсацию в несколько окладов
Хороший вопрос, который тянет на отдельную статью))
Стараемся до этого не доводить, таких не было случаев
А какие способы используете, чтобы до этого не дошло? Предлагаете выплаты какие-то перед увольнением? За какое время до увольнения говорите сотруднику, что хотите, чтобы он уволился?
Или у вас с сотрудниками отношения не по трудовому договору?
Все чисто бело и по трудовому)
Ох уж эти модные названия. Обчыно это называется "выходное интервью")
Оффбординг это не только интервью)
Коротко:
• Знакомство нового сотрудника с организацией помогает ему адаптироваться на новом месте и влиться в новую должность.
• Прощание с старым сотрудником - это процесс увольнения сотрудника, который должен быть проведен с максимумом пользы для компании, сотрудника и заказчика. Растяните удовольствие, увольняя бездаря нахер.
• Увольнение сотрудников может быть полезным и весёлым для компании и сотрудника, особенно когда компания растет быстрыми темпами.
• При увольнении сотрудника проводится беседа, в которой разбираются его сильные стороны, причины увольнения и дальнейшие шаги.
Что за до используете?)
Если сотрудника увольняют, то скорее всего он не будет ходить довольным. Наверняка, он не согласен с таким решением. По этой причине, отвечать ни на какие опросы, большинство не захочет. Или ответит нецензурно :)
Всё написанное выше по своему опыту.
Нам отвечают, 50 на 50 где-то)
Строго, но справедливо. Если не успевают перестроится и это мешает компании в развитии наверно так и нужно поступать. Всё таки это бизнес. Если ты не займёшь нишу, её займёт кто-то другой и сотрудники в компании должны это понимать, что должны соответствовать уровню компании и оправдывать оказанное им доверие.
Все так, спасибо!)
Да не за что. Рад что мы на одной волне. И работающие сотрудники тоже должны быть)
Схема оффбординга выглядит оптимистично
Это хорошо или плохо?))
Да хорошо, конечно. Наверное, лучшее что можно сделать в такой ситуации
Понял, спасибо)
Надуманная затея от начала и до конца.. Даже если основание для увольнения было неконфликтным и объективно обусловленным (ликвидация подразделения например), уволенному работнику то это все зачем. Дороги разошлись. Если конфликтным вообще за гранью. Человека выгнали с места в которое он душу вкладывал и потом лезут с вопросами понимает ли он за что выгнали и будет ли он рекомендовать кого-либо в эту организацию. То есть сделали в отношении человека литературно выражаясь несправедливость и спрашиваете его о том, понял ли он что сделали и будет ли он рекомендовать другого человека на аналогичную несправедливость. Задавая подобные вопросы работодатель по выбору либо сам не понимает, что сделал, либо настаивает на том, чтобы уволенный его совесть успокоил. Я человек вообще-то мирный и вежливый, но в данном случае боюсь не сдержался бы (то что суть ответа была бы для работодателя обидной не обсуждается даже, вопрос в резкой форме или вежливой). Про людей более резких молчу. И почему на "ты".
Почему несправедливость?) Трудовые отношения вправе заканчивать обе стороны. Сотрудник может не удовлетворять требованиям, изменить свое отношение к работе, снизить эффективность, не соответствовать ожиданиям и тд и тп Ему об этом сообщают, рассказывают что не так.
Опрос необходим и работодателю, и сотруднику. Если сотрудник не запросит ОС, то как он ее получит?)
На «ты» — потому что мы так общаемся и всем комфортно)
У нас многие ребятки, которые сами ушли, либо мы с ним расстались поддерживают с нами отношения. Приходят на мероприятия. Есть кейс, когда сотрудник уволился, ушел в другую компанию и порекомендовал нас как подрядчиков)
Трудовые отношения — это не рабство или эксплуатация, как и не иждивение :)
В общем, не согласен с вашей точкой зрения)