{"id":13589,"url":"\/distributions\/13589\/click?bit=1&hash=3720b6943809baeceb4eeb125e52cc65148e8077ec6a583fabe968afcbb9a827","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442 \u2116134 \u2014 \u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c \u0434\u043e\u043b\u044e \u0432 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043e\u043c \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"b7711d0c-b7a0-5c9e-ac9d-819edff2cdfc","isPaidAndBannersEnabled":false}

Профессия менеджер по продукту: как устроиться и сколько можно заработать Статьи редакции

Менеджеры по продукту и их работодатели — об обязанностях, начале карьеры, обучении и навыках, необходимых для продвижения.

Зачем нужен менеджер по продукту

Менеджер по продукту занимается полным циклом разработки — от анализа рынка и создания первого прототипа до продаж. Словом, он руководит командой разнопрофильных специалистов, которые на разных этапах подключаются к созданию и продвижению продукта.

Единого стандарта профессиональных требований к менеджеру по продукту пока не сложилось — у каждой компании свои пожелания. Обычно в обязанности этого сотрудника входят:

  1. Анализ конкурентной среды и потребительского спроса.

  2. Разработка стратегии позиционирования и продвижения.

  3. Создание ценовой стратегии.

  4. Руководство процессом создания, тестирования и доработки продукта.

  5. Управление жизненным циклом продукта.
  6. Поиск инвесторов (опционально).

Изначально в ИТ-отрасли под продуктом понималось мобильное приложение или онлайн-сервис. Сейчас это понятие расширилось до отдельных направлений и блоков услуг внутри компаний, которыми управляют продакт-менеджеры.

И таких специалистов нанимают бизнесы, которые традиционно считались далёкими от ИТ — например, в банковской или телекоммуникационной сфере.

Требования работодателей

Все опрошенные vc.ru эксперты отмечают, что на этой должности работодатели предпочитают видеть сотрудников с минимальным опытом работы на одной из стадий разработки и продвижения продукта.

По данным пресс-службы HeadHunter, работодатели практически в равной степени предпочитают сотрудников с опытом работы от одного до трёх лет и от трёх до шести лет.

Без опыта к нам можно устроиться на позицию консультанта контактного центра, чтобы досконально разобраться в наших пользователях, вырасти до руководителя и потом стать продакт-менеджером.

Михаил Сорокин

Некоторых руководителей интересуют предпринимательские таланты кандидатов.

По словам продакт-менеджера онлайн-агрегатора цветочных салонов Flowwow Антона Ельникова, для его руководителя была важна именно предпринимательская жилка в сочетании с отсутствием опыта работы в крупных компаниях с отлаженными процессами. Раньше Ельников занимался продажами рекламы в ИД «Комитет», и этот опыт ему пригодился на новой должности.

Кроме того, работодатели обращают внимание на личностные качества соискателей: креативность, тайм-менеджмент, умение управлять командой, коммуникабельность.

По словам ведущего продюсера направления «Бизнес и управление» онлайн-школы «Нетология» Натальи Гарахановой, большинство работающих продакт-менеджеров перешли из смежных профессий, и у них есть слабые стороны, которые нуждаются в развитии.

  • Разработчикам часто не хватает гибких навыков (soft skills);

  • Маркетологам и специалистам по продажам нужно развивать технические навыки;

  • Финансовым аналитикам следует больше работать с тем, чтобы продукт был интуитивно понятным для пользователя;

  • Дизайнерам стоит подтягивать финансы и бизнес-моделирование.

Образование

Программ высшего образования по продакт-менеджменту пока тоже нет.

Большинство работодателей отдают предпочтение соискателям с образованием в сфере ИТ и маркетинга. Порядка 80% кандидатов на позицию продакт-менеджера имеют техническое образование, остальные — маркетологи, экономисты, специалисты по связям с общественностью.

Мария Епифанова

Но в этой нише развиваются специализированные курсы как от онлайн-школ («Нетология», Skillbox), практикующих экспертов (Олег Якубенков, Аркадий Морейнис), так и от крупных ИТ-компаний (Mail.ru Group, «Яндекс»).

В апреле 2019 года Mail.ru Group анонсировала бесплатный курс «Академия продуктовых менеджеров» для специалистов с минимальным опытом работы.

Было подано более 5000 заявок, то есть конкурс составил почти 100 человек на место. Уровень претендентов мы оцениваем как высокий

Анна Артамонова

Стажировки для продакт-менеджеров также широко не распространены. «Ещё год назад стажировок, кажется, не было, а сейчас они начинают появляться, например, такая практика возникла у «Авито», говорит директор по продукту N1.RU Екатерина Снегирёва.

В апреле 2019 года «Авито» предлагал такую стажировку студентам третьего-четвёртого курсов технических вузов. Она оплачивалась, и уровень заработной платы составил 40 тысяч рублей.

Заработная плата

По данным HeadHunter, в большинстве вакансий на должность менеджера по продукту с указанной зарплатой, она превышает 90 тысяч рублей в месяц.

«Менеджер по продукту с опытом от двух лет может рассчитывать на фиксированную часть от 130 до 150 тысяч рублей в месяц (без вычета налогов), а также получать бонусы, выстроенные на индивидуальных KPI», — рассказывает Мария Епифанова.

При этом у 70% соответствующих вакансий на HeadHunter зарплата не указана.

«Мы перенимаем западный опыт, где ни одна крупная компания не раскрывает информацию о заработной плате. Зарплаты зависят от умений конкретного сотрудника, и менеджеры одного отдела могут иметь разницу в доходе до 100 тысяч рублей», — поясняет Екатерина Снегирёва.

Лучшие условия для продакт-менеджеров предлагают в крупных компаниях. «Сильно мешают гиганты ИТ-отрасли собирающие с рынка толковых ребят и делающих их придатками "одной маленькой кнопки"» , — добавляет Михаил Сорокин. Диапазон зарплат менеджеров по продукту в Mail.ru Group раскрыть отказались.

Карьерные перспективы

Представители отрасли хорошо оценивают перспективы профессии: в ближайшее время она будет развиваться и дальше — не только в ИТ, но и в других отраслях. Кроме того, квалифицированный продакт-менеджер из России может продолжить карьеру на Западе.

На рынке труда очень высокий уровень конкуренции, большое количество работодателей борются за опытных и драйвовых продакт-менеджеров. Кандидат, находясь в активном поиске работы, имеет минимум три предложения о работе.


Мария Епифанова

В то же время собственники малого и среднего бизнеса не всегда понимают, чем им может быть полезен продуктовый менеджер и какого уровня специалист им нужен. С другой стороны, при найме руководители не всегда могут оценить качество и реальные результаты работы кандидата.

Екатерина Снегирёва

На рынке в мире, и в частности на Западе, как правило, в компаниях работает больше сотрудников, и те задачи, которые у нас выполняет один менеджер, там выполняют четыре. Поэтому, в отличие от российской практики, там продакт-менеджеры очень узкоспециализированные.

Наталья Гараханова
0
57 комментариев
Написать комментарий...
Денис Бурков

У нас в провинции вообще таких вакансий по пальцам пересчитать...

Ответить
Развернуть ветку
Anton B.

В провинции вообще нормальных вакансий по пальцам пересчитать)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Илья Фирсов

а что мешает поискать удаленно не в провинции? а там если пойдет, то и переехать из провинции?!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Shami Omar

В провинции часто названия вакансий не совпадают с реальной работой...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Егор Кузнецов

Понимать пользователей, свой рынок, своих конкурентов.
Говорить "Нет" всему ненужному и нужному в пользу необходимого.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Палий

Самый ценный навык - доставлять продукт до пользователей. И исходя из этого продакт менеджеру крайне важно помнить, что создать фичу, и доставить её до пользователей — это разные процессы.

Детальнее здесь - https://brammels.com/career/who-is-product-manager/

В книге Intercom "Growth Handbook" эта проблема очень хорошо описана. В ней акцентируется внимание, что на этапе роста, команде критически важно сместить свое внимание с метрики Acquisition на метрику Activation. То есть работать над тем, чтобы до 100% привлеченных пользователей донести ценность продукта.

И в тех продуктах над которыми я сейчас работаю тоже стоит эта проблема. Построить правильный путь пользователя в продукте, сложнее чем получить траффик.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Шаповалова
Автор

Я думаю, что предпринимательские задатки и способность управлять командой

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Щукин

Самый ценный навык - грамотно превращать гипотезы в эксперименты и очень быстро их проверять. Очень. Быстро.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

А где проходите? Тоже ищу курсы, чтобы начать обучение. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Илья Фирсов

если не секрет, какое обучение - бесплатное или за деньги? и если за деньги - стоит оно своих денег или ...

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

Умение не распыляться, а держать фокус. Следующая стадия - правильно выбирать фокус. Всё остальное - набор базовых атрибутов, причём каждый из которых важен конечно, но который можно компенсировать командой.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Tuleninov

Эмпатия к клиентам, чтобы чётко понимать для кого и что делается в конечном итоге и постоянно жить своей темой, т.к. мозг может выдать интересные решения в любое время, если он не заполнен другими отвлекающими мыслями.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Евдокимов

А где именно проходите?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Так там же платное обучение. Как можно не пройти на финальном этапе?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alex Okara

« опционально- поиск инвестора».
Фактически, анализируя перспективы по этому направлению я пришёл к мнению, что кредит дешевле, чем продажа доли. Поддерживаю авторов статьи и в том, что менеджер по продукту работает на стыке и разработки и продаж и маркетинга. Не уверен, что я бы мог получить в учебных способах то, когда несколько миллионов потратил на разработку приложений для CRM.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Забавно получается- обучения нету, т.е. должен органично вырасти либо из сотрудника тех. компании либо из разработчика). В идеале это кто свое приложение разработал и сумел на нем заработать)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Без мотивационных постеров на стенке продактом не стать, видимо...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Щукин

Без мотивационных постеров, бывает, и с кровати не встать! ;)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Puzin

„Product Owner“ и „Product Manager“ — разные роли. Не смешивайте.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Шаповалова
Автор

Для работодателей они сливаются

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Targarien

Поправьте меня, если я не прав, но вроде как с конца 2016 года рынок продактов не просел. В статье указывается, что продакт с 2-3 года опыта получает 130-150К до вычета НДФЛ. У меня диссонанс. Либо мне так везет, либо рынок реально просел, а я не знаю. Но в 2016 году можно было в легкую получить 130К чистыми абсолютно нулевому продакту, но с опытом, скажем, в интернет-маркетинге. И в 2017 ситуация не поменялась, проводили ресечь, совсем джуны (0-1,5 года) получали 110-140 чистыми. Людей же с 3 года опыта продактом сейчас цифрой в 150 не заманишь, не?

Ответить
Развернуть ветку
Rashid Mukharlyamov

Как продакт менеджер (отвечающий за доход по продукту) может стоить всего 110-140?

Как может джун (опыт 0 - 1.5 года) отвечать за доход по продукту? Полтора года это аналитик, тестер, техпис, менеджер/администратор. Но продакт?!

Как размыта профессия!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Yan Varskii

Где джунов по 110-140К берут?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Светлана Шаповалова
Автор

Популярность профессии и правда растет, но о зарплате начинающих специалистов в 110-140К я не слышала)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Yan Kazachkov

Речь про Дефолт-сити конечно же?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Шапошников

Если что, я в поиске по данной позиции в КБТ.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Что такое КБТ?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Andrey Atmashkin

Начинал продактом году в 2002 и работал им в ИТ дистрибуции 10 лет, занимаясь в основном железом. Сейчас это больше про софт конечно. По сути, это предпрениматель внутри компани, задача которого консолидировать все возможные ресурсы для максимально эффективной работы направления. Продажники здесь — лучшие кореша. Маркетинг делает бомбы, логистика обеспечивает процесс. Видел компании, где института продакт менеджеров нет. Есть тупо закупщики, отдельно маркетинг и сам по себе сейл. Там любой новый бренд фактически обречен. Он никому не нужен просто. А продакт двигает свой бренд/направление. Да, этому нигде не учат. Да, в разных компаних разное понимание этой должности и почти всегда можно научится чему-то новому. В какой-то момент я понял, что уперся в потолок и пошел на MBA. Помогло.
Лучшие продакты приходят из продаж и закупок конечно. Причем, как было написано в статье, для каждого профиля есть над чем работать. И у многих продактов в этом плане есть слабые места, а значит регулярное обучение шутка необходимая.
У меня много коллеги и абсолюное большинство из них очень крутые ребята. По прошествии времени почти все запустили свои бизнесы, я том числе. В принципе, у тебя складывается полное понимание "как это работает", а в какой-то момент, будучи больше вовлечен в процессы ты начинаешь понимать в бизнесе больше собственников. Дальше уже вопрос, как конвертировать такой опыт. И выход из зоны комфорта помогает ))

Ответить
Развернуть ветку
Zeneva Cashmere

Кроме курсов нагуглила программу доп образования в вышке https://busedu.hse.ru/catalog/182758224.html

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 57 комментариев
null