Артемий Лебедев и опасные заблуждения о товарных знаках: разбираемся в деле «Афиши». «Рамблер» против «Яндекса»
В недавнем выпуске новостей отец русского дизайна прошёлся по спору между «Яндексом» и «Рамблером» за товарный знак «Афиша». Давайте разберёмся, где ошибся Лебедев и почему предпринимателям опасно слушать такие советы.
Предыстория. «Рамблеру» с 2003 года принадлежит товарный знак «Афиша». В 2019 году Роспатент зарегистрировал товарный знак «Яндекс. Афиша» на те же виды деятельности, что уже были заняты знаком «Рамблера». «Рамблеру» это ожидаемо не понравилось и они пошли в Палату по патентным спорам, чтобы аннулировать регистрацию знака «Яндекс.Афиша».
Лебедев встал на сторону «Яндекса»:
Не скажет. Я — патентный поверенный РФ №2151 и я скажу, что вот эта история про «общеупотребимое слово нельзя зарегистрировать как товарный знак» — это одно из самых опасных и в то же время самых распространенных заблуждений, которое выливается многим предпринимателям в сотни тысяч рублей штрафов и компенсаций.
Давайте разберемся, как работает «общеупотребимость» на самом деле.
Открываем п.1 ст. 1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений… вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида».
Это значит, что нельзя зарегистрировать товарный знак «Шаурма» на шаурму, а вот зарегистрировать название «Шаурма» как бренд веб-студии — вполне себе можно. Товарные знаки защищаются не сами по себе, а в отношении конкретных товаров и услуг. Если название указывает на сам товар, то в регистрации откажут, а если не указывает, то зарегистрируют. «Белая ромашка» на цветы — откажут, «Белая ромашка» на кафе — зарегистрируют.
Про словарные слова Лебедев тоже не прав. Если бы Роспатент регистрировал бы только абсолютно выдуманные новые слова типа «Яндекс» или «Инстаграм», то товарных знаков в России регистрировали бы не по 60 000 каждый год, а раз так в десять меньше. За последние три года работы через меня прошло больше тысячи товарных знаков, и большая часть названий — это обычные слова вроде «Серебряная скважина» (доставка воды) или «Волшебные детки» (магазин детской одежды).
Если раньше не было детского садика «Хоровод», то это название зарегистрируют как товарный знак для услуг детских садов. Если не было ресторана «Каштан», значит зарегистрируют «Каштан» на услуги общепита. И не важно, есть эти слова в словаре или нет, главное, чтобы они не указывали на свои же товары и услуги и не были уже кем-то заняты.
Ровно та же история и с «Афишей».По словарю «афиша» — это объявление о спектакле, концерте или фильме. Получается, что зарегистрировать слово «афиша» на товары «объявления» и однородные им товары и услуги нельзя. Но вот зарегистрировать слово «Афиша» как название журнала или веб-сервиса вполне себе можно. Именно это и сделал «Рамблер».
Дальше Артемий показывает обложку журнала Афиша и говорит, мол, на самом деле журнал назывался не «Афиша», а «Афиша на две недели в Москве».
Окей, открываем Реестр товарных знаков Роспатента и ищем знак «Афиша».
Товарный знак «Афиша» был зарегистрирован еще в 2001 году издательским домом «Коммерсант». Никаких «двух недель в Москве» тут нет.
«Рамблер» в 1998 году запустил сайт afisha.ru и в 2003 году выкупил у Коммерсанта права на товарный знак «Афиша». По сей день знак принадлежит ООО «Компания Афиша», которая входит в состав «Рамблера». Именно поэтому, когда Роспатент в 2019 году зарегистрировал «Яндекс.Афиша», «Рамблер» пошел в Палату по патентным спорам за аннулированием этого товарного знака.
Законны. Палата по патентным спорам в итоге согласилась с «Рамблером» и вынесла решение, которым «Яндекс.Афише» прекратили охрану товаров и услуг, занятых «Афишей» «Рамблера».
Я соглашусь с Лебедевым только в одном — последний год юристы «Рамблера» то и дело попадают в новостные сводки по каким-то странноватым поводам. Чего стоит только дело NGINX, когда «Рамблер» попытался безуспешно засудить программистов, работавших в компании бог знает сколько лет назад. Но в споре по товарному знаку юристы «Рамблера» поступили вполне логично.
Проведу аналогию: представьте, что вы зарегистрировали товарный знак «Глашатай» и запустили свой веб-сервис. Развиваете его пятнадцать лет, а потом приходит «Яндекс» и подает заявку «Яндекс.Глашатай». Эксперты Роспатента с большим пиететом относятся к заявкам крупных компаний — в итоге товарный знак регистрируют, несмотря на то, что должны были отказать. Вряд ли бы вы обрадовались такому решению Роспатента. Вот и «Рамблер» не оценил — пошел в Палату по патентным спорам и Палата с ним согласилась.
Да, «Яндекс» теперь хочет обжаловать решение Палаты в суде, но это не значит, что суд удовлетворит требования «Яндекса». По сути весь спор сведется к тому, что суд будет выяснять, в каких случаях слово «афиша» указывает на товары и услуги, а в каких — нет. И учитывая, что Палата по патентным спорам уже вынесла достаточно обоснованное решение, шансов у «Яндекса» прямо скажем немного. Но спор намечается очень неоднозначный и оттого вдвойне интересный.
К сожалению, миф «если слово словарное, значит кто угодно может использовать его в своем бизнесе» очень распространен. Именно в это заблуждение и попал Лебедев, именно из-за этого заблуждения несколько тысяч предпринимателей каждый год попадают в разбирательства из-за товарных знаков.
Например, открывает человек детский магазин. Как назвать? Да называет его не долго думая «Детский мир». Общеупотребимое же название, вроде как. А потом выясняется, что «Детский мир» — это зарегистрированный товарный знак, который принадлежит тому самому ОАО «Детский мир» с 1985 года. Дальше начинаются претензии, суды, штрафы и компенсации.
Ответственность за нарушение чужого товарного знака — от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ. Конечно, миллионы в таких делах взыскивают не часто, но 500-700 тысяч рублей взыскать вполне могут. Поэтому если название компании более оригинально, чем «Ремонт обуви» для ремонта обуви или «Автосервис» для автосервисов, лучше заранее посоветоваться с патентным поверенным и выяснить, можно ли использовать выбранное название в бизнесе или нельзя.
Поверенный проверит название по официальным базам Роспатента, посмотрит зарегистрированные знаки и поданные заявки и даст отчет. Это надежнее, чем полагаться на слова блогера про «общеупотребимые названия» и «словарные слова».
Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии, частные вопросы по именно вашей ситуации (споры, проверка названия по базам Роспатента) — пишите мне в личку, в телеграм @bchlf или ВКонтакте.
Если товарные знаки вам пока что не актуальны, но показалась полезной сама публикация — заходите ко мне в Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.
Мои прошлые публикации на vc.ru о товарных знаках:
- Товарные знаки для тех, кто ведёт бизнес в интернете: защищаем домен, управляем отзывами и контролируем конкурентов
- Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России.
- Что недоговаривают юристы при регистрации товарных знаков.
- Как вести бизнес без регистрации товарного знака и не загреметь в суд.
- Как продавцы франшиз манипулируют подменой понятий.
В таких спорных делах часто доходит до того, что ВЦИОМ проводит опрос, чтобы помочь суду дать взвешенный ответ на какие-то субъективные вопросы. Давайте проведем свой:
В целом, ничего нового, Тёмыч опять подорвался на непроверенной новости. а вообще полезненько, да
Татьяныч — популист. В его стиле нести чушь, подедрживаемую массами и переобуваться в полёте
Дед вообще чёто испортился. Началось всё с частыми перепостами самого себя. Я многие годы читаю его блог (как свежак, так и сильно углубляясь в прошлые записи на много лет назад). Поэтому сразу прочухал его кризис.
Потом начались глупые отмазки типа "нет ничего лучше повтора хорошего поста". Ну-ну. Но ок, кому-то может и будет интересен rerun (хотя все люди всего мира ненавидят рераны и повторы развлекательного контента, отсюда неприязнь к баянам), кто реально не видел его старых записей.
Но потом всё чаще начал выпускаться какой-то откровенный бред, а добило меня две вещи: 1) его ютуб где он долго и муторно чешет языком, растягивая одну простую мысль на целые минуты бормотания, 2) его заявление что фриланс хуйня и надо работать в офисе.
Прощай, дед Лебедев, у тебя маразм.
Алексей, благодарю за материал!
Впервые столкнулся с вашими статьями, если будет желание и время, расскажите, пожалуйста, о пошаговом процессе регистрации товарного знака: зачем это необходимо, сколько это стоит и сколько времени занимает?
И сколько это будет стоить, если вы будете согласны выступать в роли партнера?
Уверен, что многие поддержат и с интересом ознакомятся.
Просто, у нас несколько предприятий в IT, вроде бы не те обороты, чтобы товарный знак регистрировать, но начинаю задумываться о безопасности.
Вам спасибо, что читаете :)
Конечно, это интересные вопросы для многих предпринимателей. В прошлом году я написал статью «Как зарегистрировать товарный знак и зачем это нужно», там я как раз разобрал подробно такие детали. Спустя год статья по-прежнему актуальна, и цифры, к счастью, не изменились.
Комментарий недоступен
Штука в том, что «шаурма» — это вполне конкретный товар, а вот «афиша» — это не название товара или услуги. Афиша — это объявления. Но сами-то объявления никто не продает, продавали раньше журналы с таким названием, а потом стали вести сайт. Поэтому и вопрос получается неоднозначный, кто-то считает, что «афиша» не указывает на конкретный товар или услугу, а другие считают, что указывает.
Нет, слово Афиша зарегали для сервиса-афиши. Не важно, продают они это, или дают бесплатно. Это как слово шаурма при продаже шаурмы)
И будто одна сеть шаурмы запретила другим использовать это слово.
"нельзя зарегистрировать товарный знак «Шаурма» на шаурму, а вот зарегистрировать название «Шаурма» как бренд веб-студии — вполне себе можно. Товарные знаки защищаются не сами по себе, а в отношении конкретных товаров и услуг."
А могу ли я зарегистрировать знак "Шаурма" на сеть заведений продающих шаурму? Ведь как раз об этом спор у Я. и Р., насколько я понимаю.
Тоже так думаю, скорее патентное бюро ошиблось, когда регистрировала товарный знак Афиша в первый раз. И Яндекс должны подать в суд на аннулирование этого товарного знака.
Если бы они шаурмячную "Афиша" делали, то без проблем. А сайт с афишами занимает торговую марку "Афиша" это абсурд
Так пинцерия Бониемпи сделали со словами «пинца» и «пинса» (кажется, так пишется) в России. Застолбили как тованый знак, хотя это нарицательное итальянское название блюда.
Да, вот тут уже сложнее, именно из-за этого спор.
Просто «Шаурма» на кафе не зарегистрируют, потому что Роспатент сочтет товар «шаурма» однородным услугам общепита, и соответственно воспримет название «шаурма» как указание на вид деятельности кафе.
Так Лебедев в каждом выпуске такую херню обо всем на свете несёт
Интересно, а кто несет ответственность за отмену регистрации товарного знака? Кто компенсирует клиенту потери, если он оплатил регистрацию, а потом ее отменяют через суд?
Ответственности в таком случае никто не несет, даже Роспатент, — это риски предпринимателя. Но тут нужно понимать, что отмена регистрации — это очень редкая история, единичные случаи по сравнению с объемом выносимых решений. И почти всегда такие случаи связаны с каким-то конфликтом между предпринимателем и его конкурентами, о котором не знал ни Роспатент, ни поверенный.
Если посмотреть годовые отчеты Роспатента, то картина примерно такая: каждый год регистрируют 60-70 тысяч товарных знаков, а возражений в Палату подают около 1500-2000. Плюс еще есть суды, где обжалуют решения Палаты. Из этих споров больше половины заканчиваются тем, что регистрацию оставляют в силе. При этом еще нужно учитывать, что существенная часть таких споров связана с регистрациями патентных троллей, знаки которых можно и нужно аннулировать.
Поэтому для предпринимателя, который сам придумал название, нарисовал логотип и зарегистрировал название, не пытаясь кого-то перехитрить, вероятность попасть в ситуацию с аннулированием стремится к нулю.
Ух ты, седой хайпожор уверенно растекался на тему, в которой совершенно не шарит, никогда такого не было, и вот опять.
Зачем вы вообще его смотрите? Это же Милонов «лайт-версия».
Просто и доходчиво. Спасибо, Алексей! Но тут может быть казус: "Яндекс.афиша" - не равно "Афиша". Дело не изучал, но по-моему есть шанс, через различные лингвистические экспертизы.
Рад быть полезным :)
Да, вы правы: Яндекс именно на это и давит, это видно из решения Палаты по патентным спорам. Юристы Яндекса говорят, что тут слово «Яндекс» — сильное слово, упор на него, и все такое. И экспертизы, и даже опрос ВЦИОМа проводили. Но Палату убедить не смогли, поэтому теперь посмотрим, что скажет суд.
Спасибо за пост, конечно, но Лебедев уже давно перешёл из категории дизайнеров в категорию «сливные бачки»: рассказывает любую туфту за деньги. Поэтому удивляться такому его посту не стоит.
Как раз возможность регистрировать общеупотребительное слово на другую товарную категорию является злом и должно быть уничтожено как вредный механизм, наносящий больший ущерб, чем приносящий пользы.
Мы не обеднеем если будем придумывать новые слова.
Я согласен с общим посылом: чем оригинальнее название, тем лучше.
Но что тогда делать с тем же «Apple»?)
Автору спасибо за статью. Контент полезный! 👍
ждем извинений от Темы в грядущих выпусках, главное линк на статью ему на мыло киньте
я же говорил
https://youtu.be/aIKpWyrdyrY
Спасибо за статью. Что скажите по поводу авто.ру? Яндекс отбирал все домены со словом auto
Я читал только решение по домену autoi.ru и там Яндекс был прав: Яндексу с 2006 года принадлежал знак «auto.ru» в отношении услуг «интерактивная реклама в компьютерной сети», а какой-то товарищ в 2013 открыл autoi.ru и тоже разместил там доску объявлений.
Ну так нельзя, все-таки.
Все суды от первой инстанции вплоть до Суда по интеллектуальным правам с Яндексом согласились.
Но ведь товарный знак не только имя но визуальная составляющая. Хотя таже афиша Рамблера занималась объявлениями.
Либо всем либо никому.
Не обязательно, есть и просто словесные знаки, у которых нет графики. Защищается именно само название, вне зависимости от того, каким шрифтом или цветом оно написано. Таких знаков, кстати, наверное, около половины от всех. Статистики точной я не видел, но у меня, кажется, каждый второй — просто словесный.
Отличная статья!
Спасибо за интересную статью!
Алексей, спасибо за статью. Я из тех, кто думал, что регистрировать общеупотребимые слова никак нельзя.
Ну ошибся и ошибся.
Занимательный спор, особенно в котексте того, что Афиша зарегистрирована и по 16 классу МКТУ: "акварели [картины]; альбомы; альманахи; атласы; афиши; ..."
У этого знака из всего 16 класса оставили только вот эти товары:
«бумага, картон и изделия из них, не относящиеся к другим классам; периодические печатные издания (журналы); материалы для переплетных работ; фотоснимки; писчебумажные товары; клейкие вещества для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников; кисти; пишущие машины и конторские принадлежности (за исключением мебели); учебные материалы и наглядные пособия (за исключением аппаратуры); пластмассовые материалы для упаковки (не относящиеся к другим классам); игральные карты; шрифты; клише типографские»
Слово такси , еда и тд у Яндекса тоже скоро начнут отбивать 🤦♂️😬. Бедный Яндекс 🤦♂️😁 Познавательная статья пригодится 👍
Отличная статья!
Классно, пойду зарегаю товарный знак "Лучшая работа" и буду нагибать сайт rabota.ru за использование моего ТЗ.
Вам не кажется что это идиотизм?
Не получится, у сайта «rabota.ru» товарный знак зарегистрирован еще в 2009 году: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=423349
А что скажете по поводу "Глашатай" - оказывается село в Болгарии. Названия муниципальных образований подлежат регистрации?
Тут вопрос всегда спорный. Иногда такие названия получается регистрировать, иногда нет. Если название может быть воспринято как указание на местонахождение изготовителя или место производства товара, то могут отказать. Но тут все зависит от товара и от того, что там за населенный пункт. Ну и от юристов, которые ведут дело)
У меня в практике было несколько таких случаев, например, недавно мы получили свидетельство на «Альшань», это название маленького населенного пункта в РФ, но для того, чтобы его получить, пришлось обжаловать отказ Роспатента в Палате по патентным спорам. Обжаловали, получили. А в другом случае мы регистрировали знаки «Кьявари» и «Chiavary», тоже название населенных пунктов. Там по «Chiavary» мы получили отказ, а вот «Кьявари» продавили через ответ на предварительный отказ, и в итоге один «Кьявари» зарегистрировали. Доверителю этого хватило, в ППС по «Chiavary» мы не пошли.
Комментарий недоступен
Очень маловероятно. Тут нужно проверять всю цепочку документов, чтобы дать правильный ответ.
А сколько срок давности по ответственности за нарушение чужого товарного знака? Если 3+ года назад были неоднозначные ситуации, но с тех пор нет, и в суд пока никто не подал, то уже не подадут? Или могут?
Нет, в таком случае исковая давность три года. Главное, чтобы нарушение не было длящимся, то есть не продолжалось все это время.
А разве яндекс не мог взять не АФИША, а Яндекс.АФИША? Такое возможно?
Или (на всякий) можно просто вместо русской "А" использовать анг. или что-то подобное? так вообще законно
Яндекс как раз и взял «Яндекс. Афиша», да. Но тут проблема в том, что само по себе слово «Афиша» уже отдельно зарегистрировано Рамблером. Использование транслита или другого регистра букв не помогло бы Яндексу — товарные знаки защищаются не только от точно таких же обозначений, но и от слишком похожих.
"Например, открывает человек детский магазин. Как назвать? Да называет его не долго думая «Детский мир». Общеупотребимое же название, вроде как. А потом выясняется, что «Детский мир» — это зарегистрированный товарный знак, который принадлежит тому самому ОАО «Детский мир» с 1985 года. Дальше начинаются претензии, суды, штрафы и компенсации."
А если я назовусь "Детства мир"?
Сходство до степени смешения по фонетическому признаку — это тоже нарушение.
Все равно не понимаю. А что там за сервис - уже не важно, мы от сути спрятались за словом "веб-сервис"? Значит, я могу зарегистрировать ТЗ "Вода" на сервис доставки? Ну и что с того, что доставлять я буду только воду, ведь занимаюсь-то я доставкой
Доводы уважаемого патентного поверенного РФ №2151 еще раз показывают, насколько несовершенно патентное право. Как впрочем и авторское - примеров наверняка каждый вспомнит порядком.
И еще момент уже в рамках существующей несовершенной реальности - разве Яндекс использовал зарегистрированное название "Афиша"? "Афиша" и "Яндекс.Афиша" - это как бэ немного разное...
тю, еще тема за жизнь 100 раз говорил, что хватит кормить дармоедов, пенсионеров, инвалидов и иже. теперь за месяц он 1000 раз поплакал что путен денег не раздает задарма.
это фигня. недавно тема сказал, что минералку ему возят ИЗ украины. ИЗ! это как В, только ИЗ. НА это С украины. а он ведь монтажера уволил за В.
жопа вертлявая он