{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как клиенты создают лучшие в мире продукты, чтобы с удовольствием платить за них деньги

• Почему нельзя просто изобрести крутой продукт?
• Как найти действительно хороший продукт, и как понять, что это он?
• Как развивать продукт, чтобы он был востребован годами и десятилетиями?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво изложить свои мысли на тему создания успешного продукта

Кадр из фильма «Основатель»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

В этой статье не будет про кастдев и работу продуктовых команд. Я постараюсь поделиться своими мыслями, которые будут полезны всем, кто хочет, чтобы его товар или услугу покупали, говорили спасибо и потом снова покупали.

Мысль 1: Продукт нельзя придумать

Любой продукт состоит из двух частей. Первое — то, что производит компания, второе — то как он встраивается в жизнь или бизнес клиента (product-market fit).

Чтобы продукт встраивался, нужно не придумать продукт, а увидеть то место, куда он встраивается. При этом продуктолог никогда не является представителем целевой аудиторией. Во всяком случае нужно исходить из этого.

Хороший пример способности увидеть — мастер производственного романа Артур Хейли. Он глубоко изучал конкретный бизнес, например, отельный, и писал роман о том как там все устроено.

Будучи журналистом по профессии, Хейли умел подметить важные для читателя нюансы. Фактически он встраивал историю героев романа в жизнь читателя. Собственно так же поступает любой популярный автор, равно как и любой успешный продуктолог.

Мысль 2: Идеальный продукт

Есть один маркер, которые может показать востребованность продукта до того, как он будет запущен в производство: идеальный продукт продается по факту информирования.

Если мы будем продавать рубли по 90 копеек, то никакие маркетинговые усилия не потребуются. Конечно в этой модели нет бизнеса, поэтому идеального продукта не существует. Но к нему можно и нужно стремиться.

Чтобы понять, что мы приближаемся к идеалу, есть еще один маркер — целевой клиент попадает в воронку по факту информирования. Потом он может не перейти на следующий этап, но это уже вопрос конверсии. Чем лучше продукт, тем выше конверсия.

Мысль 3: Подтвержденный спрос

В конечном счете продукт можно считать найденным, если спрос на него подтвержден. Мне известен только один маркер подтвержденного спроса: когда целевой, но незнакомый клиент заплатил полную стоимость.

Варианты, когда платят представители сегмента FFF (Friends, Family and Fools), не подтверждают спрос. Сегмент можно считать частью продукта. В этом случае, при продаже другим сегментам, свойства продукта изменятся.

Мы привыкли считать, что свойства продукта — это некий техпаспорт с характеристиками. Продуктолог рассуждает иначе: свойства продукта — это то, что получает клиент, а не то, что дает продукт.

Мысль 4: Две высокие ступеньки

Новый продукт всегда находится между двумя старыми: один из которых слишком маленький, а второй слишком большой. Например, для компании из пяти человек легковое такси будет маленьким, а микроавтобус — дорогим. Поэтому они закажут минивен.

Купить сосиску в тесте и съесть ее на ходу — слишком некомфортно, а пойти в приличное место — слишком долго. Между этими ступеньками появился фаст-фуд.

Пример из техники: на тягачах с ручной коробкой передач был специальный рычажок, позволяющий включить половинку следующей передачи. Например, переключиться не с первой на вторую, а с первой на первую с половиной, и только потом на вторую. Иначе двигатель не сможет разогнать 80-тонную фуру.

Как условный Uber может вписаться в теорию двух ступенек? Они встали между частным извозом и таксопарком. Конечно для этого потребовалось техническое новшество — смартфон у каждого участника процесса. Без этого встроиться между двумя ступеньками не получилось бы. Таким образом ступеньки, — это возможность, а смартфон — инструмент, без которого возможность остается лишь потенциальной.

Мысль 5: Стоимость переключения на новый продукт

Идея со ступеньками имеет ограничение. Клиент всегда соизмеряет сколько ему будет стоить переключиться на новый продукт. Идеально, если переключиться на новый — дешевле, чем воспользоваться старым. Например, перед покупкой новой машины клиент пробует каршеринг и в результате откладывает поход в автосалон.

Чаще для того, чтобы переключиться определенные усилия и вложения все-таки нужны. При этом стоит учитывать не только материальные и физические, но и моральные. Например, сложно отказаться от привычного, и уж совсем невозможно переключиться на то, с чем ты внутренне не согласен.

Мысль 6: Водораздел между продуктологом, маркетологом и продажами

В каждой компании есть роль продуктолога. Проблема в том, что в большинстве случаев она вакантна. Ее не вписывают в штатное расписание или оргструктуру, вместо этого собственник имеет определенные ожидания от маркетолога или продаж. В результате продуктом никто не занимается.

Для того, чтобы четко разделять роли, я пользуюсь правилом: Когда речь идет о клиентах во множественном числе — это продукт и маркетинг. Когда клиент в единственном (один, другой или третий), то это продажи. При этом продукт — это теория, а маркетинг и продажи — практика.

Мысль 7: Продуктолога определяет корпкультура

В компании, где нет четкого разделения функций, место продуктолога чаще всего пустует. Следующий этап — когда появляется человек в этой роли. Но этот этап не финальный.

В Нидерландах есть компания Buurtzorg (переводится как «забота о соседях»). Они предоставляют услуги патронажа на дому. В структуре компании 15 000 медсестер, 2 директора и 50 секретарей. Других должностей нет, равно как и департаментов, бюджетов, стратегии и т.д.

Компания довольно успешно развивается. Она была основана в 2006 году и начиналась с 4 медработников. Все вопросы решают медсестры на местах. Они каждый день развивают продукт. Так, например, они решили, что для клиентов будет лучше, если они станут меньше нуждаться в услугах компании. Для этого патронатные сестры обучают пациентов и их домашних выполнять часть процедур.

Любопытно, что пациенты больше обслуживают себя сами, но требуют от страховых компаний, чтобы контракт был именно в Buurtzorg. Страховщики соглашаются, а их клиенты в свободное время пьют чай с сотрудниками Buurtzorg.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях как вы развиваете свой продукт.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
143 комментария
Написать комментарий...
Милая Мила

в целом все перестали задумываться о важности самого продукта для человека , а в бизнесе главное польза и отношение к клиенту , ему важно знать , что ему не пытаются впихнуть товар , а хотят помочь улучшить его жизнь, если такая позиция четко транслируется, клиент будет возвращаться вновь и вновь

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Я бы даже сказал, что не пытаются впихнуть чей-то товар, потому что клиент ждет только свой собственный.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Борис

Мне, например, сложно сжиться с новым чем-то. помню, как долго я противилась смартфону (тот переходной этап, когда переходили с кнопочного на тач-экраны). Но, тем не менее, перешла) У меня так и с веянием моды. Сначала: фу, зачем это, потом форточка открывается, потом окошко) А потом: ммм, как стильно))

Надеюсь, похоже на "органичный" комментарий, а то нас тут ботами в прошлой статье прозвали... Неприятненько

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вполне органичненько. Чьи-то статьи — тоже в новинку для кого-то. Но потом форточка, потом окошко) А потом: ммм!))

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Korennaia

Форточка открывается, потом окошко...,😂😂😂😂😂😂 тоже самое

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Борис

ремарка, не статье, а в комменте под прошлой статьей

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анастасия Красочная

ооо, для меня эта тема загадочнее, чем круги на полях и пирамиды. Продуктолог, как фокусник, - должен достать из шляпы знакомого всем кролика, но, при этом с новыми опциями. Например, с розовой шубкой)) Короче, тема с созданием продукта - это магия вне Хогвартса ✨

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Борис

вот-вот. я тоже прочитала статью и такая: не быть мне продуктологом...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, особое занятие))

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Мизилин

Про ступеньки круто, прям инсайт словил, благодарю))

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Korennaia

И мне понравилось!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Борис

согласна, никогда не смотрела с этой стороны, вернее, между)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay B

Препод по экономике в институте говорил - "в смежных областях рождается магия", когда прикладные информатики сдавали курсовые.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах
Автор

От всего сердца)

Ответить
Развернуть ветку
Уравновешенный Ганс

Очень хорошая мысль "новый продукт находится между двумя старыми"!
Тут скорее человек должен чувствовать рынок и его настроение!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

А еще лучше не чувствовать, а видеть, фиксируя факты.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Natalia Korennaia

У меня не столь грандиозный продукт/ услуга, конечно, да и я ещё только лежу в сторону её развития, плюсом самозванец во мне кричит + конкуренция))) Обучаю турецкому языку индивидуально, пока что клиенты из сегмента FFF. Стоит сказать, что я не предлагала услугу где-то в кругах незнакомых мне людей ещё)) . Для развития планирую купить интерактивную онлайн доску с хорошим функционалом и потом уже выходить в массы))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Как-то я разговаривал с репетитором по английскому языку:
— Знаете за что мне платят?
— За знания? За интересные уроки?
— Ну почти. Мне платят за мотивацию.

Очень глубокая мысль

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Светлана Борис

брависсимо! прекрасный продукт!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бизнес Сноб

Спасибо, Костя, за очередную интересную статью) Понравилась мысль о продукте между двумя ступеньками. Похожую мысль читала в книге Трампа "Искусство сделки". Он пишет, что продукт рождается из синтеза старого и нового. Например, привычный формат кинотеатра объединили с онлайн платформой, в результате имеем всякие Wink, Ivi, Okko и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Надо прочитать. Как думаете, он ее сам писал?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Инна Большакова

Когда продуктолог говорит "Это продукт будет революционным!" - вы никогда не знаете, будет ли это на самом деле революцией или еще одним бессонным ночным марафоном перед дедлайном. 🚀😅

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Продуктологи часто путают революцию в своей голове и революцию на рынке. У них вообще сложная работа. И я без иронии)

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Татьяна

Все говорят, и продуктолог пусть говорит:)) а вот подтвердится ли спрос на этот продукт - еще неизвестно:)))

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Евгений Ма

Полезное. Сохранил.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Я рад)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Про клиентов, которые создают продукты - мне нравится цитата Форда: если бы я спрашивал людей, чего они хотят, они бы сказали - более быструю лошадь)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это скорее про упрямство Форда. Кстати со своею Модель-Т он поплатился за невнимание к потребителям

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Василий Ганов

"При этом продуктолог никогда не является представителем целевой аудиторией" - несогласная я

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Я даже понимаю почему. Но лучше исходить из того, что не является

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сообщество WSA.vc

Как создать успешный продукт, который будет востребован годами и десятилетиями, и как развивать его, чтобы он продолжал приносить прибыль и удовлетворять потребности клиентов?

Можно написать в одной из следующих статей)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Можно. Но я чаще по вдохновению))

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lapen

Давно известно. Производите продукты первой необходимости. Пеките хлеб, варите мыло, делайте гвозди. Или станьте стоматологом. Только, пожалуйста, не улучшайте что-нибудь ещё. Хватит Айфонов...

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Татьяна

Продукт должен решать проблему и быть удобным для пользователей, только таким образом он может стать действительно хорошим.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Кстати chatGPT отлично встроился между необходимостью напрягаться самому и привлечением внешних исполнителей.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Сергей Овчинников

Теория самозарождения продуктов.) Я понимаю, когда говорят о выживаемости или целесообразности, но саморождение, это перебор.) Действительно, продуктолог не придумывает продукты, а пристраивает и пытается улучшить их более-менее успешно, но это не значит, что продукты появляются из ниоткуда. Пора закрывать патентное ведомство.)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Как это из ниоткуда? Из рынка

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Дмитрий Евсеев

То что новый товар должен предлагать клиенту больше выгоды, чем старый это мне кажется и так понятно

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, это самоочевидно. Секрет успеха в нюансах.

Ответить
Развернуть ветку
Gala Rebr

о да, "Аэропорт" Артура Хейли на одном дыхании проглотила, крутые у него романы

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Он гениальный продуктолог!)

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Прочитал: продуктолога определяет поп-культура

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

поп-культура — тоже продукт))

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Все по делу, со всем согласен)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

🤝

Ответить
Развернуть ветку
mr.

Глубоко разочарованы работой с вашей компанией.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Сейчас во всем разберёмся. Написал вам личное сообщение

Ответить
Развернуть ветку
Павел

хороший продуктолог на вес золота, если он есть, как говорится) как и маркетолог, который должен донести до собственника, что он не продуктолог

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это точно!)

Ответить
Развернуть ветку
Igor

это можно стартаперам показывать которые думают, раз их кружок из 10-15 дружочков восторгался идеей, значит всем это нужно

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да, у стартапов это самая частая проблема

Ответить
Развернуть ветку
Оksana Lv

Полезная статья, для меня часть про ступеньки , но больше это к физическому продукту больше относится. А что с услугами , хотя Убер тоже услуга 😵‍💫

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это и к услугам относится. Наш ТОПшеринг тоже между ступеньками.

Ответить
Развернуть ветку
Ася Барышева

Да. Разработать и наладить продажи продукта - сложная задача. И часто еще проблема не в самом продукте, а в привычках клиентов. Попробуй продай рубль за 90 копеек на холодных звонках. Многие просто будут по прежнему посылать несчастных продавцов! )))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Поэтому нужно много кропотливой работы)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Голландия...
Возможно эта сложная неделя так повлияла на мысли но:
по моему скромному мнению, продукт или услуга или товар из одной страны, да что там страны, из одного региона страны где он успешен, не всегда приживётся в другом конце страны не говоря уж про другую часть Мира.
Да в русском языке есть даже пословица по этому поводу: что русскому хорошо немцу смерть...
Но к сожалению эта же пословица работает и в обратную сторону.
Тем, кто проехал по Европе на машине и видел эти уютные городки в Голландии, Германии наверняка они запомнились навсегда, верно?
А где ж такие же ухоженные дома, газоны и фронтярды и бэкярды на просторах необъятной (про Москву молчите)?
Верно, Россия - не Европа.
И это лишь поверхностное различие. А если копнуть в глубину...
Тогда становится понятно почему успешные команды создавшие продукт увозят его из страны. И ведь везут не от Темнейшего а от тех, кто живет в России.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Если продуктолог тупо копирует, то это точно не про продукт. А иметь насмотренность надо. Это часть профессии.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alex Lapen

Солидарен полностью.
"Азиатский способ производства" К.Маркс...
А.Блок "Скифы"...Гоголь как апофеоз...

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov
Тогда становится понятно почему успешные команды создавшие продукт увозят его из страны. И ведь везут не от Темнейшего а от тех, кто живет в России

Вы только что стандартную практику "производи в дешевой стране, продавай в дорогой"

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
140 комментариев
Раскрывать всегда