3 проблемы удалённой работы и 13 советов, как их решить
Жизнь нас к работе на удалёнке не готовила, зато подготовил 2020-й год. С наступлением осени ситуация не прояснилась. Будет «новая волна»? И если будет, то какая: «девятый вал» или простая рябь? Как бы то ни было, за весну и лето мы научились главному — эффективно работать не в офисе. И теперь готовы поделиться проверенным опытом одного из наших партнёров со всеми подписчиками.
В этом году на удалённую работу перешли, кажется, вообще все. И многие, грезившие об удалёнке как о панацее от опостылевшей офисной работы, столкнулись с реальностью — удалёнка это круто, но тяжело.
Александр Машков, маркетолог и редактор сервиса управления проектами WEEEK, поделился советами, которые помогут справиться с препятствиями и эффективно работать на удалёнке.
Я почти 8 лет (с микро-перерывами) работаю удалённо. Причём у меня самый сложный вариант удалёнки — работа из дома. Хотя, казалось бы, чего сложного?
В общем, работать на удалёнке конечно круто:
- не надо тратить время на дорогу,
- можно путешествовать,
- нужно самостоятельно формировать свой график,
- получается экономить на одежде.
Но это далеко не рай, потому что:
- границы рабочего дня размываются,
- полностью отвлечься от домашних дел и сфокусироваться на работе не всегда получается,
- взаимодействовать с коллегами становится сложно.
Минусы весомые, но признаюсь честно: удалённая работа стоит того, чтобы за неё бороться. В конце-концов, с любыми сложностями можно что-то сделать.
Проблема 1: границы рабочего дня размываются
Когда работаешь в офисе, всё просто: в 9 часов пришёл, в 18 — ушёл (если рабочий день нормированный). С удалённой работой всё не так. Можно конечно вписаться в коворкинг или работать из кафе, но если ваша «удалёнка» — это работа из дома… В общем, вот вам несколько советов, которые помогут вовремя останавливаться, заниматься в нерабочее время своими делами и отдыхать.
Зафиксируйте рабочие часы
Как я уже говорил, плюс удалённой работы в том, что вы можете составить свой рабочий график. Главное — согласовать его с работодателем и рассказать о нём семье.
Хотя мы привыкли, что рабочий день должен составлять 8–9 часов, в реальности человек не может работать продуктивно больше 5–6 часов в день (за некоторыми исключениями). Когда вы будете планировать своё рабочее время и нагрузку, держите это в голове и не обещайте работодателю, что будете «активно работать с 9 до 18». Не будете.
Делайте перерывы
Небольшие перерывы в работе — полезная штука. Они помогают восстанавливать силы и продолжать эффективно работать (а значит успевать делать больше в рабочее время). Пройдитесь по улице, разомните ноги. А пока гуляете, оставьте комнату проветриваться, чтобы освежить воздух.
Перерывы должны быть регулярными, по графику — это дисциплинирует и не даёт выпасть из рабочего ритма.
Отслеживайте задачи и время
Один из важных рабочих моментов в удалённой работе — вам нужно фиксировать всю свою деятельность. Это единственный способ поделиться прогрессом с коллегами, ведь на удалёнке к вам никто не сможет подойти и посмотреть, что вы делаете.
Вести свои задачи можно любым удобным способом. Если не хотите разбираться в специальных инструментах, можете просто записывать задачи в блокнот и вычёркивать по мере выполнения. А если блокнот для вас — это слишком просто, — попробуйте канбан-метод. Суть проста:
- Есть доска, разделённая на колонки (этапы рабочего процесса) — самый простой вариант: Входящие, В работе, Сделано.
- На доске есть карточки или стикеры с задачами.
- Вы перемещаете стикеры между колонками по мере работы над задачами.
Можете это делать вживую на магнитных, пробковых или деревянных досках, а можете использовать специальные удобные сервисы. Например, WEEEK.
Кроме задач стоит отслеживать и время, которое вы на них тратите. Делать это можно с помощью различных техник (метод Pomodoro и др.) и приложений (Toggl, Harvest, Attrack и др.).
Если заболели — болейте
Не издевайтесь над собой и не давайте коллегам ложную надежду, что сделаете работу, когда сделать её вы не в состоянии. Спокойно поболейте, а потом уже беритесь за дело.
Не работайте в выходные
Работа в выходные — это плохо. Выходные существуют как раз для того, чтобы отдыхать от работы, делать свои дела и проводить время с семьёй.
Варианта, почему может понадобиться работать в выходные, два:
- вы не успеваете делать свою работу в будни (значит вам надо поработать над тайм-менеджментом),
- этого требует работодатель (значит вам надо договориться с ним о сверхурочной оплате; а если он на это не пойдёт или вы не захотите работать в выходные — ищите другую работу).
Отделяйте работу от личной жизни
Не пытайтесь делать всё одновременно. Это чуть ли не самое важное в удалённой работе, особенно когда у вас есть дети. Потому что если со взрослыми людьми ещё можно договориться, чтобы вас не трогали во время работы, то объяснить это ребёнку — задача почти невыполнимая.
Поэтому: никаких игр с ребёнком, пока «я тут доделаю кое-что». Лучше проведите с ним честный час-другой, чем будете постоянно отвлекаться и ни работу нормально не сделаете, ни ребёнку время не уделите.
Проблема 2: не получается сфокусироваться на работе
Как ни крути, в офисе рабочая атмосфера. Это плюс. Но при желании такую же атмосферу можно воссоздать и в любом другом месте, даже дома.
Обустройте рабочее место
Для этого вам понадобится чистый стол и удобное кресло (на крайний случай — стул). Чтобы ничто не отвлекало от работы, ничем его не захламляйте и регулярно прибирайтесь, потому что приковать к себе внимание могут даже крошки от печенья.
Я раньше любил работать не за столом, а на диване, положив ноутбук на колени. Но скоро от этой привычки отказался, потому что:
- это плохо влияет на позвоночник,
- так можно работать исключительно над рутинными задачами, которые не особо напрягают мозг.
Иногда я работаю стоя. Для этого я оборудовал себе рабочее место на комоде в комнате. Поработал стоя, сел за стол, опять постоял и так далее. А можно потратиться и купить специальный стол, высота которого регулируется.
Если вы трудитесь в коворкинге, проблем с рабочим местом возникнуть не должно. А вот если приходится работать дома, сложности возникают. Отдельный кабинет могут себе позволить немногие. Хороший вариант — комната, к которой и близко никто не подходит, пока вы работаете. Но если вы живёте в однокомнатной квартире, этот вариант тоже не подходит. Можете попробовать работать на кухне или балконе (если он утеплён, конечно).
Подберите «рабочий саундтрек»
Сейчас работать в наушниках — это норма. Они помогают закрыться от внешнего отвлекающего шума и не мешать другим людям, если вам лучше работается под музыку. Если вы лучше работаете в тишине, попробуйте наушники с активным шумоподавлением.
Для работы, где требуется напрягать мозги, советую убирать всё лишнее (даже если это часть вашего привычного «рабочего саундтрека»): подкасты, сериальчики, ролики на YouTube и так далее.
Проблема 3: сложно взаимодействовать с коллегами
В офисе, если понадобилось что-то узнать у коллеги — вы идёте и спрашиваете. На удалёнке всё не так просто — здесь есть свои правила и проблемы.
Не отвлекайте с коллегами друг друга просто так
Это весомый плюс удалённой работы — здесь, в отличие от офиса с его бесконечными прерываниями, легко устранить отвлекающие факторы. Как минимум, вам стоит договориться с коллегами, что не будете отвлекать друг друга без острой необходимости.
А если у вас нет нужды всегда быть на связи, договоритесь с коллегами, когда вы всё-таки будете доступны.
Старайтесь не звонить
Обсуждать дела голосом — это, конечно, круто. Но о созвонах надо заблаговременно (хотя бы за час) договариваться. Звонить без предупреждения можно только в случае угрозы жизни или другой большой опасности.
Пишите письма и сообщения. Но имейте в виду, что на них могут долго не отвечать. Это нормально. В будничной работе нет вопросов, которые не могут подождать 30–60 минут.
Самое важное обсуждайте через почту
У почты есть два плюса, благодаря которым она до сих пор остаётся популярным способом общения:
- приходится писать хорошо структурированные, а главное — информативные сообщения (значит собеседнику не придётся задавать кучу вопросов);
- сообщения хранятся у всех участников переписки.
В крайнем случае, если через почту переписываться нельзя (мало ли), лучше используйте отдельный мессенджер — не тот, где общаетесь с друзьями и родными. Хотя, например, с появлением в Telegram папок, разделять там личные и рабочие переписки стало очень просто. Но вообще: Slack, RocketChat, amoChat, Discord, Skype, Teams, Zoom и так далее — вариантов масса.
Мы в WEEEK используем Telegram для переписок и коротких голосовых созвонов, а Discord и Zoom — для видео- и аудиоконференций.
Фиксируйте договорённости
Это важное правило, которое актуально и для работы в офисе. Обсудили что-то с коллегами или руководством — зафиксируйте всё в переписке (желательно в почте), чтобы потом не было вопросов и недопониманий.
Делайте регулярные отчёты
Небольшие ежедневные/еженедельные отчёты очень полезны, потому что они помогают следить за рабочим прогрессом и вам, и руководству. Если вы следуете одному из предыдущих советов и фиксируете все задачи и время, собирать на основе этой информации отчёты вам не составит труда.
Все эти советы понадобятся вам и в ситуации, если вас опять посадят на карантин, или если вы сами решите-таки перейти на удалёнку. Помните, что любые сложности можно победить — нужно лишь понять, стоит ли игра свеч именно для вас.
Я работаю дома всю свою недолгую жизнь. Поддерживаю автора под каждым пунктом, все советы годные. Могу добавить ещё по "рабочей атмосфере": переодеться тоже сильно помогает, если в пижамке не работается)
видимо, тут всегда будут плюсы и минусы, поэтому сторонников и противников удаленки тоже всегда будет фифти фифти. на работа в офисе тоже не всегда супер, иногда легче сфокусироваться дома, никто не напрягает, может элементарно стул удобнее или теплее дома, можно нормально поесть и не таскать с собой это все в офис, зарядку можно в конце концов сделать)) всё зависит от личного выбора и есть ли у него этот выбор в принципе. для интроверта работа дома идеальна, а для экстравертов работать из дому - это мучение
Аналогичное мнение!
Ведь еще нужно смотреть у кого какие условия для работы дома, хорошо, когда можно освободить комнату под офис и домочадцы не будут отвлекать по разным пустякам.
Советы действительно полезные, если четко не распределить рабочий день, то в итоге можно целые сутки сидеть за работой. Я обычно всю сложную работу стараюсь сделать в первой половине дня.
Статья годная, но проблем гораздо больше
Мои сотрудники и коллеги стали переходить на удаленку еще пять лет назад. Особенностей работы в этом формате гораздо больше, чем отражены в статье
1. Обучать и вовлекать новых сотрудников крайне сложно. Одно дело наставник рядом в офисе, покажет\посмотрит на экран, посоветует что-то, другое коуч удаленно.
2. Обстановка дома вызывает сложности не только наличием кресла и чистых полов. Да-да, жилищный вопрос испортил не только москвичей. Дома могут быть и маленькие дети (в карантин все заведения были вовсе закрыты), подростки, бабушки-дедушки (и не все здоровые)
3. Постановки задачи и ее контроль. На кого это ложиться? Правильно - на руководителя. Хорошо, если у тебя в подчинении команда "боевых котиков" и все четко, а если это среднестатистический коллектив со своими "отличниками и двоечниками", которым нужна особая личная мотивация?
4. Топ менеджмент требует личного присутствия в офисе мидлов - они сами не готовы к удаленке, потому как не все вопросы готовы обсуждать по каналам, скажем, сомнительной надежности, да и непривычно им
В рекламе все выглядит красиво: мы у бассейна с ноутом смотришь на купающихся юных див, пьешь коктейль и работаешь.
На деле, на пляж еще надо попасть, а кто попадал, знает, что там и к вай-фаю вопросы, да и солнце от экрана ноута в глаз бъет. Так что не путайте туризм и иммиграцию.
А если на пляже еще накатить стаканчик (а нафиг пляж без него), то желание работать пропадает вовсе.
Обдирают жек народ ,как липку....и совести нету ...болела на ковид в апреле.больничный только сейчас дали и то часть....на что жить?????????