{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Отказ в ДБО по 115-ФЗ: как мы договорились миром с «Тинькофф банком»

Что нужно знать и как действовать, если вы столкнулись с отказом ДБО, блокировкой счетов или операций. Мы покажем на своем примере, как выйти из ситуации, когда банк хочет забрать ваши деньги и угрожает черным списком 639-П.

Меня зовут Руслан Галифанов, и я расскажу вам, как вышел из ситуации с отказом в ДБО на основании 115-ФЗ.

Long Story Short, или спойлер

Экономические взгляды правительства крайне просты: все, что движется, обложить налогами. Если оно и после этого движется — регламентировать. А если уже не движется — субсидировать.

Рональд Рейган

Каждый может представить себе это острое чувство потери — когда полез в карман за кошельком и обнаружил там дыру. Именно такие ощущения накрыли меня, когда вместо привычного интерфейса интернет-банка Тинькофф я увидел сообщение об отказе в ДБО.

Мне отказали в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и потребовали целый пакет документов для доказательства легальности моих операций. А затем предложили вывести средства в другой банк под «добрые» 20% заградительной комиссии (повышенный тариф при закрытии счета по 115-ФЗ).

В тот момент эмоции переполняли меня, ненависть к Олегу Тинькову не давала спокойно дышать. Когда выяснилось, что собранные документы им не нравятся и все, чего хочет банк, — это забрать пятую часть моих денег — я был готов к резким поступкам. Но мы пошли в суд и решили вопрос там.

В результате мы заключили мировое соглашение, к тому времени банк уже давно закрыл счет, а я немного остыл. Да, Олега Тинькова я по-прежнему недолюбливаю, но теперь мы с коллегами знаем, как действовать в подобной ситуации.

Я могу показать, рассказать и помочь тем, кто — как я — однажды убедился в простой истине: ваши деньги в банке — это деньги банка, а не ваши.

Если совет и помощь с 115-ФЗ и отказом в ДБО нужны вам прямо сейчас — смотрите чек-лист (в конце текста).

А теперь по порядку:

Предыстория: первый запрос

У меня есть два небольших бизнеса: цифровая типография «МДМПринт» и юридическая компания «Галифанов, Мальков и партнеры». Помимо этого я оказываю помощь моему боевому товарищу в организации продаж на Амазоне.

В Тинькофф Банке я держал расчетный счет для ведения внешнеэкономической деятельности — как раз чтобы получать оплату за Амазон. У Тинькофф Банка выгодные курсы обмена — мне поступают доллары, я их конвертирую в рубли и забираю. Основные операции, налоги и зарплаты по типографии и бюро проводятся в другом банке. Мне так удобно.

(Важно: подобное поведение уже выглядит подозрительно с точки зрения 115-ФЗ — деньги через банк проходят, а налоги не платятся).

В ноябре 2018 года пришел запрос от банка — длинный список документов, которые необходимо предоставить для проверки по 115-ФЗ.

Запросили даже дипломы сотрудников, копии трудовых книжек, трудовые договора, договор аренды. Хотели знать, куда я лично трачу честно заработанные деньги. Документы банк устроили, но я получил рекомендации перевести зарплатный проект к ним, а также платить налоги через них.

Зарплату я переносить не собирался — и сообщил об этом менеджеру сразу. Налоги один раз заплатили в Тинькофф. За четвертый квартал налоги тут заплатить не получилось — у бухгалтера были какие-то трудности с интеграцией 1С, так что мы заплатили в другом банке. Но я честно собирался закрыть годовую декларацию и заплатить основной налог за год в Тинькофф Банке.

Второй и окончательный запрос по 115-ФЗ

В конце февраля 2019 года нам снова приходит запрос по 115-ФЗ. Снова отправляем все ту же пачку документов — у нас ничего не изменилось.

Ниже текст запроса.

1. Договоры с контрагентами по последним трем приходно-расходным операциям по счету, открытому в АО Тинькофф Банк. С приложениями и сопроводительными документами, являющимися неотъемлемой частью запрашиваемых договоров.

2. Информационное письмо, в котором нужно раскрыть:

— характер деятельности, как формируется выручка и прибыль?

— как находите контрагентов?

— привлекаете ли третьих лиц для работы?

— входите ли в группу компаний (если входите, то необходимо предоставить информацию о материнской компании, вашей роли и месте в структуре группы)?

Отметим положительно, если укажете:

— информацию о собственном или арендованном помещении, транспорте,

— ссылку на сайт или портфолио,

— ссылку на рекламу в СМИ,

— фактическое количество сотрудников,

— подтверждение квалификации или разрешение на оказание услуг, проведение работ.

3. Копию налоговой отчетности за последний отчетный период с отметками налогового органа о принятии. Для ПСН — патент со всеми приложениями.

4. Если у вас есть или были счета в других банках, нужна расширенная выписка за последние 6 месяцев обслуживания. Выписку необходимо выгрузить из интернет-банка и удостоверить ЭЦП. Также подойдет выписка на бумаге, но только с отметками банка.

Если в выписке из другого банка нет информации об уплате налогов за последний отчетный период, приложите подтверждение уплаты налогов или документы о том, что основания для их уплаты отсутствуют.

5. Опишите экономическое обоснование переводов на счета физлиц и приложите документы, которые подтверждают понесенные расходы наличными: чеки товарные и кассовые, квитанции к ПКО, СФ, ТН. Отметим положительно, если укажете, почему не проводите операции безналично?

Я сохранил переписку в чате по поводу документов. Вечером 6 марта я подтвердил, что отправлены все документы, утром 7 марта мне сообщили, что документы рассмотрены и принято решение нас не обслуживать.

Клиент-банк заблокирован, но «вы можете отправлять счета и запросы на бумаге». Причину своего решения банк вправе не разглашать. Ну и вишенка на торте: «мы переведем остаток средств на счет в другом банке за 20% от суммы».

Причем ровно тот же пакет документов в ноябре их полностью устроил.

Фрагмент искового заявления

На тот момент на счету лежало порядка 150 тысяч рублей.

Получив сообщение, я решил тут же проверить, а вдруг получится снять деньги. Спустился к банкомату и — спасибо неповоротливой банковской машине — успел снять деньги. Оставил на счету 6 тысяч, просто чтобы счет не закрывать.

Дальше я боролся за свое честное имя, а Тинькофф банк — за смешные 20 процентов от 6000 рублей.

Я написал гневный пост в Фейсбуке, в комменты пришел представитель банка и начал рассказывать мне, что все честно и справедливо. Верилось с трудом.

Признаться, в то время — когда я слегка «спустил пар» в Фейсбуке и открыл счет в другом банке — эта история отошла на второй план. Тинькофф Банк время от времени предлагал мне вывести деньги под процент заградительной комиссии, я отказывался.

1 мая 2019 г. терпение у банкиров истощилось и счет был закрыт по их инициативе. Формально — на счету недостаточно средств для покрытия платы за абонентское обслуживание.

Дальше снова была муторная переписка. На мои претензии по закрытию счета специалист банка мелочно отвечал перечислением непредоставленных документов. Получал ссылки на отправленные документы, и как будто не читал ответы. Так прошло лето.

Осенью мы с коллегами решили все-таки разрулить вопрос. Так как банк закрыл счет по своей инициативе, и вся история началась с претензии по 115-ФЗ, оставался небольшой риск попасть в «список 639-П». Что меня категорически не устраивало.

Кроме того, мы решили получить этот опыт — выиграть у банка дело по 115-ФЗ, чтобы иметь возможность браться за такие дела впоследствии.

И мы обратились в суд

Вот хроника наших походов в суд. Мне повезло — у меня есть своя команда юристов. Если посчитать все затраты даже по себестоимости, суд обошелся бы мне примерно в 60 тысяч рублей.

  • 15.11.2019. Подача искового заявления.
  • 21.11.2019. О принятии искового заявления к производству.
  • 10.12.2019. О назначении дела к судебному разбирательству.
  • 30.01.2020. Об отложении судебного разбирательства.
  • 26.02.2020. О прекращении производства по делу.

В феврале 2020 представители банка предложили заключить мировое соглашение и снять свои претензии. Я хотел получить именно решение суда о том, что с моей стороны не было нарушений, но согласился на мировое — вся команда высказалась за это решение.

25 марта соглашение вступило в законную силу.

Мы свои деньги банку не отдали — я просто успел их снять. Но многие попадают в такую ситуацию и лишаются честно заработанного. Да еще и попадают в «черный» список.

Впору закричать: грабят! Но давайте разбираться

С одной стороны, тут можно было бы от души набросить:

  • Претензии по 115-ФЗ — инструмент шантажа. Банк давит на клиента до тех пор, пока не заполучит его к себе целиком и полностью: все операции, налоги, зарплаты. Движение средств по счетам, комиссии за операции — тут банку есть за что бороться.
  • Если не вышло и клиент уходит, снимаем до 20% за перевод средств в другой банк. Главное подгадать, чтобы на счету была сумма побольше.
  • В промежутке забираем плату за обработку бумажных документов и комиссию за вывод средств через кассу — те же 20% с каждой бумажки. Курочка по зернышку…

Неприятно, да? Но — напомню — мы остыли. Гнев и ярость остались в прошлом, и мы можем многое объяснить. Все-таки банки — не разбойники с большой дороги. Хотя как посмотреть…

  • Формально 115-ФЗ предназначен для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. И в целом это правильно. Если банк таким образом поймает за руку тех, кто нарушает закон, лучше будет всем. Главное, чтобы противодействие терроризму не превращалось в микро-терроризм по отношению к нормальным клиентам.
  • Формально банк имеет право давать ограниченную информацию о причинах отказа, как бы это ни бесило в момент блокировки. Цитата: «Финансовая организация … предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов». «Достаточность» объема информации определяется на месте — и тут все зависит от желания банкстеров — сотрудничать или придушить и ограбить.
  • У каждого банка разработаны свои инструменты контроля, которые автоматически фиксируют отклонение от заданных параметров. Набор этих параметров, в сущности, описывает типовой (идеальный) бизнес. Который платит налоги (на менее 0,9%), выплачивает зарплату сотрудникам и проводит корректные финансовые операции. Конечно, это сферическая лошадь в вакууме, а не реальный бизнес. И если вы, как любой активный предприниматель, из этих параметров выбиваетесь — ждите, к вам придут. Вопрос лишь — когда и на какую сумму. И вот это как раз зависит от того, насколько хорошо вы имитируете «нормальность» для отдельно взятого банка.

Как видите, этот механизм контроля (формально) предназначен решать вполне реальные и важные задачи. Как он их решает — отдельный вопрос.

Да, это не грабеж, но очень похоже

И все же механизм контроля несовершенен. Федеральный закон №115-ФЗ постоянно уточняют и комментируют, но возможности для неверного толкования, ошибок и злоупотреблений остаются. И все банки делают это, в той или иной мере.

  • Вас будут судить, не имея на то полномочий.

Сотрудник СБ банка, принимающий решение об отказе, может реально «уронить» ваш бизнес. Формально он всего лишь приостанавливает операции и передает информацию выше, по сути — вы можете лишиться доступа к средствам в критический момент. Не каждый осознает, насколько взвешенным должно быть его решение. Зато некоторые могут думать, что так принесут выгоду банку.

  • Автоматизированная оценка не учитывает вполне легальные отклонения.

Какой бы набор параметров ни вводили, автоматическая оценка всегда будет давать некую погрешность. Например, имея счета в двух банках, вы уже попадаете в зону риска — для одного банка вы законопослушный предприниматель, развивающий свой бизнес, платящий налоги и зарплату вовремя. Для другого — мутный бизнесмен, который прогоняет через банк некие суммы, но не платит и 0,9% налогов (нижний предел для 115-ФЗ). Есть и другие варианты, когда вы честны, но с точки зрения банковских алгоритмов — подозрительны.

  • 115-ФЗ вынуждает вас нести неоправданные расходы.

Не всегда движение денег на счету означает, что вы в прибыли. Вы можете понести убытки за квартал, но будете вынуждены заплатить налоги с этого счета — выше минимальных 0,9% — просто чтобы не подставиться.

  • Вы попадаете в «черный» список 639-П. Но вот тут есть нюансы.

Когда банк отказывается проводить операцию либо расторгает договор с клиентом, ссылаясь на 115-ФЗ, информация автоматически попадает в Росфинмониторинг и будет доступна всем кредитным и финансовым организациям (Положение Банка России № 639-П). Грубо говоря, открыть счет в другом банке или взять кредит вам будет крайне сложно.

Нужно понимать, что такие резкие действия банк совершать часто не может. Если зачастить с блокировкой счетов, то подозрение вызовут уже не клиенты, а деятельность самого банка. А дразнить ЦБ никому не хочется.

В отличие от блокировки операций, отказ в ДБО не повлечет за собой применения Положения 639-П. Это «внутреннее дело» банка, которое можно повторить сколько угодно раз. Для клиента это сигнал: мы не всерьез, мы хотим чуть придавить, чтобы ты поделился.

Вот, к примеру, история о том, как у клиента хотели отжать 1 млн рублей в качестве комиссии. Суд вынес постановление в пользу клиента (снизили с 10% до 1%) с комментарием «Неустойка по своей правовой природе носит компенсационный, а не карательный характер».

Хотя точно так же может оказаться, что это специалист по безопасности отрабатывает свой «лимит на отказы», чтобы красиво закрыть отчет за квартал. Мол, вот какой я бдительный, дайте премию. Так или иначе, приятного в отказе ДБО мало.

  • Заградительная комиссия должна иметь компенсационный характер, а используется как карательная мера.

Процент заградительной комиссии прописывается в договоре и обычно составляет 10-20%. В Тинькофф заградительная комиссия — 20%. Вот текст пункта 5.9 из оферты Тинькофф Банка (на начало 2020):

5.9. В случае существенного нарушения Клиентом условий Универсального договора (Договора), Банк вправе удержать комиссию в размере 20% от суммы перевода, за перечисление остатка денежных средств в связи с закрытием любого из открытых в Банке Расчетных счетов Клиента. Данная комиссия не суммируется с комиссиями за переводы и другие списания с Расчетного счета, установленными Тарифным планом. При наступлении условий, указанных в настоящем пункте, Банк вправе списать Плату за пользование Клиентом услугами в течение бесплатного периода, предоставленного в соответствии с Тарифным планом.

  • Вы можете не добиться отмены блокировки, просто потому что не сможете предоставить все необходимые документы.

Требования банка никогда не будут простыми и понятными. То ли это привычка — запутывать все по максимуму, чтобы клиент ощутил весомость оказываемых услуг, то ли намеренное усложнение требований, чтобы было за что зацепиться. Вы можете собрать целый вагон документов, а банк будет твердить, что его требования не выполнены.

Вот, к примеру, чего «не хватало» Тинькофф Банку, чтобы поверить в мою честность:

Вы будете хранить все кассовые чеки, покупая товары как частное лицо?

И рыбку съесть, и косточкой не подавиться: банку невыгодно любое решение в суде

Банку невыгодно идти в суд.

Неинтересно суд выигрывать — выходит, вы сами пригрели на груди змею, то бишь недобросовестного клиента? Как так? Чем чаще случаются подобные ситуации, тем больше сложностей у самого банка с Росфинмониторингом.

Неинтересно суд проиграть — ну как так, это потеря лица, у банка плохие юристы, служба безопасности не тянет, раздуваете дела на ровном месте и потом не справляетесь.

Поэтому банк идет на мировую.

Чек-лист: как быть, если вам предъявили 115-ФЗ

Для начала — как вести дела, чтобы 115-ФЗ вас не коснулся вообще:

  • Сообщайте банку обо всех изменениях в вашей компании — смене ОКВЭД, учредителей или директора, адреса и прочих. Нетипичный платеж может вызвать у комплаенс-службы банка подозрения, что за ним скрыта незаконная деятельность.
  • Не разбивайте свой бизнес на большое количество юрлиц. На одном числятся сотрудники, на другом касса, на третьем поставщики, и так далее. Это слишком похоже на попытку скрыться от налогов — и может привести к приостановке операций по счетам.
  • Все платежи, связанные с вашим бизнесом, совершайте с расчетного счета. Это подтвердит, что ваша организация не фиктивная, и действительно ведет коммерческую деятельность.
  • Указывайте максимально подробную информацию в деталях платежа: кому вы отправляете деньги, за что, по какому договору, с НДС или без него. Если входящие платежи будут так же подробно описаны, это будет для вас дополнительным плюсом. Поговорите об этом со своими контрагентами.
  • Просматривайте свои данные в сервисе Репутация Тинькофф Банка (если вы обслуживаетесь в Тинькофф).

А теперь — что делать, если банк уже отказал вам в ДБО или в проведении операции:

  • Первым делом узнайте причину, по которой вам отказали в проведении операции: направьте в банк запрос, банк обязан на него ответить.
  • Предоставьте документы, подтверждающие законность и экономический смысл операции, которую банк отказался проводить, и напишите заявление об отсутствии оснований для отказа. Пропускать этот шаг нельзя, обратиться сразу в Межведомственную комиссию не получится.

Лайфхак: Не стесняйтесь громко заявить о ситуации в соцсетях. Тегните банк в посте (тег компании делается через @: правильно @Tinkoff, а не #Tinkoff ). Пост получит огласку, в комментарии придет представитель банка. Никому не нужны негативные обсуждения, так что вам могут пойти навстречу быстрее. Или как минимум объяснить, что случилось, более детально.

  • Банк обязан рассмотреть заявление в течение десяти рабочих дней. Если ваши доводы убедят сотрудников банка, они сами сообщат об этом в Росфинмониторинг для исключения вас из списка отказов.
  • Если банк не отменил свое решение, обращайтесь в Межведомственную комиссию. Заявление можно отправить через сайт Банка России либо по почте. Приложите документы, которые отправляли банку, и его ответ о невозможности пересмотреть решение об отказе. Полезно дополнить заявление описанием ситуации в свободной форме. Так у сотрудников Комиссии сложится более полная картина происходящего.
  • Если решение будет в вашу пользу, Комиссия сообщит об этом банку, банк передаст сведения Росфинмониторингу, и вас исключат из списка отказов.
  • Если Комиссия подтвердит правоту банка, нужно будет собрать дополнительные подтверждения легальности вашей деятельности и снова обратиться в банк, либо обжаловать действия банка в суде. Один и тот же случай МВК повторно не рассматривает.

Не бойтесь судиться с банкирами

В общем, этот тот самый случай, когда «добрым словом и пистолетом можно добиться больше, чем просто добрым словом» ©. Да, под требования банка можно мимикрировать или договориться по-хорошему, если возникли проблемы — такое тоже бывает.

Но если ситуация развивается по негативному сценарию, вам нужен «пистолет» — вся мощь неповоротливой, инертной, бюрократической, абсурдной государственной машины. Процесс, как бы странно это ни звучало, может быть несколько кафкианским — но пока шансы предпринимателя выиграть довольно высоки, просто одни не умеют, а другие — боятся судиться с банкирами.

Защищайте свои права — по крайней мере те, которые еще не отобрали. Если же не уверены в себе, то обращайтесь, поможем — благо, мы прошли эту историю сами и можем пройти еще не раз, вытаскивая из этой мышеловки наших клиентов.

0
441 комментарий
Написать комментарий...
Ol Ka

Весёлый, очевидно, был мужик. Жаль, до появления Твиттера не дожил — оставил бы наследие.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

заблокировали бы. это в америке демократия, а твиттер управляется леваками

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dmitry Yashin

Ничего - у него в ВК есть достойные продолжатели:

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Петр Первый

У него спич-райтером был Питер Робинсон, хотя там все равно целый отдел работает и кто автор конкретного предложения или абзаца в речи трудно сказать, пишут все, редактирует спич-райтер. Так что в сноске можно указать имена авторов, редактора и дописать после всех текст читал Рональд Рейган

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
AlexSandro

Цитата: " @Тинькофф вы там реально думаете, что предпринимателям делать больше нечего, как с вами бумажками перекидываться?"

Так думают не только Тиньков и вообще банки, так думают все.
И ПФР и налоговая и соц.страхи.
Только недавно с налоговой переписывался на тему
 когда они научатся дебет с кредитом сводить
и какое позорище твориться в личном кабинете
висит красная строка ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - 0.02 руб.
ПЕРЕПЛАТА - 49 руб.
Вот и вопрос, почему я вообще должен им об этом писать,
в век цифровых технологий и автоматизации всего и вся.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Mikhail Che

Да так все банки делают, хохма не в этом
Получается блочат по закону о противодействии терроризму и преступным доходам, а по факту что? Деньги после блока можно вывести с комиссией 20%

То есть банки не противодействуют терроризму и преступным доходам, по факту они просто в доле

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Михаил Стафеев

Сделать скрин объявления на Яндекс, сохранить под названием "на-подавись.джепег", скинуть картинку к себе на сервер и получить ссылку - очевидно же #юмор

Ответить
Развернуть ветку
Yondu Udonta

Так это же специально делается, заранее выставить заведомо невыполнимые требования и максимально усложнить процесс разблокировки, чтобы потом поцокать языком и сказать "Ну вот мы хотели вас разблокировать, но вы сами не предоставили всех документов которые мы запрашивали". На вопрос "а как?", а фиг его знает как, ваши проблемы :)
Странно что еще драгоценный камень из жерла вулкана не требуют достать.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Когда вас блокируют вас за предпринимателя не считают, а относятся как к преступнику. В лучшем случае, если устроят документы, скажут: «извините, ошибочка вышла», безо всякой компенсации.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Константин

А ещё скрины статистики и список креативов, которые дали хороший конверт

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Если у клиента нет инструментов для того, чтобы направить нам ссылки на рекламу бизнеса, достаточно просто сообщить об отсутствии этой возможности и мы примем эту информацию во внимание.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
animegravitation

Это не вина Тинькофф это вина сумасшедшего ЦБ и Росфинмониоринга. Это они давят на банки а банки вынужденны делать отчётность. Палочная система как в ГИБДД

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Тинькофф

Руслан, добрый день! Мы никогда не хотели доставлять какие-либо сложности владельцам бизнеса, все запросы документов были связаны с выполнением требований 115-ФЗ по борьбе с обналом. Наоборот, наша цель – помогать честным предпринимателям и компаниям вести бизнес, для этого мы делаем для них целую экосистему сервисов (в том числе и сервис «Репутация» для решения вопросов по 115ФЗ)

Когда мы запрашивали документы по вашей деятельности у нас и правда была заградительная комиссия в 20%, которая делала обнальные процессы экономически невыгодными, но мы давно отказались от нее – на фоне того, как ситуация в отрасли с соблюдением 115ФЗ заметно улучшилась.

Мы всегда готовы рассмотреть возможность пойти на мировую и всегда стараемся найти альтернативный выход из любой ситуации, чтобы и нам и клиенту было комфортно либо прекратить сотрудничество, либо продолжить его.

Сейчас мы дополнительно хотели бы проверить список запрашиваемых документов и выяснить причины, почему во второй раз предоставленные документы нам не подошли.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Зябликов

Хотели бы - проверили бы раньше, а не после публикации, которая приоткрывает читателям ваше истинное лицо. Какое же жалкое зрелище ваш комментарий - удалите и не позорьтесь.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Stan 1

Никогда не хотели.... Но при этом много моих знакомых четко знают принцип: не хочешь проблем с 115-ФЗ, не идите в Тинькоф. Как же такая противоречивая ситуация сложилась?

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
 Наоборот, наша цель – помогать честным предпринимателям и компаниям вести бизнес

Ваша цель — зарабатывать деньги, а помощь кому-то — это пиздёж для тупорылых миллениалов, как сказал бы Олег. И был бы прав. Вы барыги, а не филантропы

Ответить
Развернуть ветку
Yondu Udonta

"Мы никогда не хотели доставлять какие-либо сложности владельцам бизнеса, все запросы документов были связаны с выполнением требований 115-ФЗ по борьбе с обналом"

Да прекратите. Как будто вы бы могли написать "ну да, не прокатило, хотели коммиссий отжать, но вы такой упрямый обратились в суд, хорошо, будем искать друих не столь принципиальных клиентов".
В рф всем известно что и для чего используется 115-ФЗ, да по закону там кто-то с чем-то борется где-то, на деле верно написано, 115-ФЗ это инструмент шантажа и давления на бизнес. Под его эгидой можно творить лубую дичь  все будет легально, или вы террорист? Взрываться собираетесь? Ну тогда вот мы вас блокаем и давай досвидания - 20 процентов :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ruslan Galifanov

@Тинькофф вы статью читали? Мы уже с Вами подписали мировое соглашение. Все взаимные претензии сняты. Вы нам предложили повторно счет открыть. 

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Тинькофф

Возвращаемся с итогами проверки. В октябре 2018 года мы обратили внимание на то, что деньги на рублевый счет в полном объеме поступали с вашего счета ИП в другом банке. Эти операции не имеют очевидного экономического смысла. 99% средств вы переводили на счета физических лиц. Деньги с вашего счета физического лица по большей части снимали наличными и переводили другим физическим лицам. По счету отсутствовали операции, связанные с хозяйственной деятельностью, а также не оплачивались налоги по деятельности. На это мы обязаны по закону обращать внимание и поэтому запросили документы, чтобы подтвердить реальность деятельности. На подобные факторы рекомендует обращать внимание ЦБ в 18-МР и 375-П.

Проверка прошла успешно, вы предоставили необходимые документы. Мы дали ряд рекомендаций, которые помогут избежать таких ситуаций. В том числе:

- перевести часть финансово-хозяйственной деятельности к нам, в том числе расчёты с заказчиками услуг;
- оплачивать налоги с нашего счёта.

Вы согласились с рекомендациями, и мы продолжили обслуживание счета.

Спустя 5 месяцев, в марте 2019 года, мы обратили внимание на то, вы игнорируете рекомендации банка. 94% средств по прежнему поступали с вашего счета ИП в другом банке. Вы не начали совершать налоговые и хозяйственные платежи со счета. 89% переводили на счета физических лиц. Поэтому мы направили новый запрос для проверки.

В некоторых документах были нестыковки, часть документов вы не предоставили. На основании вышеперечисленной информации мы не были готовы продолжить сотрудничество и рекомендовали закрыть счет без каких-либо комиссий. Ни в одном диалоге с вами мы не говорили о том, что счет закроем с комиссией.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Дюша Метёлкин
мы давно отказались от нее

Три дня назад? Две недели? 

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Андрей Нивинский

Моему брату в срок до 27.01.2021 года необходимо предоставить документы по операции, что он перевел со своей карты физ лица 150 тысяч другому физ лицу (в Тинькоф банке). Посмотрим, как вы отреагируете.
При этом вопросов к получателю денежных средств не возникло, только к отправителю!

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Арсений

Мне нравится Тиньков для физических лиц, но для бизнеса есть подозрение, что банк просто зарабатывает на этой комиссии. И это печально

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Reb Rending

Когда отказались от практики 20%?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей К
Когда мы запрашивали документы по вашей деятельности у нас и правда была заградительная комиссия в 20%, которая делала обнальные процессы экономически невыгодными, но мы давно отказались от нее

То есть ее совсем отменили или снизили?

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Надежда Верещак

Знаете?! Веду примерно 20 клиентов, всем открыты счета в Тинькофф. Еще и по партнерке счетов 100 открыли при регистрации. Потребовали документы по одном ИП до 18.02.21, 18.02.21 года документы все подгрузили вечером, а на понедельник узнали из другого банка, что его уже в черный список внесли 18.02.21. Крутой банк, ничего не скажешь. Даже документы не посмотрели, уже вынесли решение. А мы даже чеки собирали на личные покупки наличные по ИП)) и если не все, то очень много отправили в банк. Не знаю, что у вас там за политика, но я своим клиентам рекомендую прекратить отношения с банком и поверьте, они ко мне прислушаются. Уже со следующей недели начинаем выводить всех.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Margarita Babovnikova

никогда не была вашим клиентом но ненавижу вас всей душой больше всех банков, клиентом которых я была

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Katerina Tulyankina

"у нас и правда была заградительная комиссия в 20%, ..., но мы давно отказались от нее"

отказались от нее или отказались в пользу 15%? :))) зачем вы обманываете?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Сергеевич

Может вам лучше перепроверить сотрудников которые посчитали документы недостаточными?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Марат Халилюлин

Правильно ли можно понять ваш ответ, что при подозрении клиента в нарушении 115-ФЗ, в частности в действиях по обналичиванию средств или поддержке терроризма, то вы блокируете клиенту доступ к услугам и всегда "готовы пойти на встречу", чтобы получить 20% с дохода от противоправных действий? 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Валерий

Как известно, оправдание - худший способ пререкания! Именно такой, всеотрицающий ответ навсегда вычеркивает Тинькофф из кандидатов банка для бизнеса!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Пронин

"Дополнительно хотели бы", но делать этого конечно не будем.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Людмила Лоскутова

Конечно вы только вредите бизнесу, под 115-фз у вас попадает все,что вам нужно для снятия денег с клиента

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Большое спасибо за статью, очень актуально. От себя хочу заметить, что одними из самых упоротых банков-рэкетиров по 115-ФЗ является банк Тинькова @Тинькофф, перевели оттуда все организации и связываться неохота больше вообще никаким образом, в том числе как обычному физ. лицу. Куча обмана с тарифами, комиссиями, изменениями абонентских оплат, з.....ли)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Chikov

Справедливости ради - мировое это не выигранный суд. Кому как не юристам это должно быть очевидно...)) В целом, я, конечно, всецело  на стороне клиента. Сам имею корп. счет в этом банке. И, надо сказать, что с моей точки зрения комиссия в 20% это какой-то сюр и откровенный рэкет. Если деньги заработаны преступным или незаконным путем - конфискуйте их все. Если это не так - то почему такой огромный, очевидно карательный процент? Это же форменный рэкет. Или это продажа индульгенции? 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

услуги обналички обычно обходятся порядка 10%, так что это заградительный тариф чтобы обналичку было проводить невыгодно

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Dmitry Yashin

Скажем честно: суд в реальности проигран.

Ответить
Развернуть ветку
Katerina Tulyankina

Абсолютно аналогичная история произошла после закрытия 3-его квартала и поступления постоплат от клиентов, вдруг резко деятельность стала выглядеть для банка подозрительной. 
при этом я, как фанат тинькофф для физлиц, перевела сразу зарплатный проект и платежи в бюджет в ТКС. 
в итоге с блокировкой сидели полтора месяца, подавали все документы - чуть ли ни до копии трудовой книжки гендиректора. 
отделались малой кровью - рекомендациями не работать с двумя контрагентами. 

наступил январь - повторение ситуации, но еще более комическое - клиентские деньги пока не поступили и куш рвать особо не на чем, а операция, которая была подзорительной - возврат срочного займа в размере 100 тыс контрагенту

это еще в параллель с тем, что на ТКС мы перевели взаиморасчеты с контрагентами по основным средствам, что все адекватные банки воспринимают как супер-плюс..

итог - "мы останавливаем вам ДБО кроме платежей в бюджет" и далее просто анекдот "вы можете прислать заявление о расторжении договора банковского обслуживания" - конечно, на этом этапе ТКС активно скрывает, что следует за присланным от клиента желанием расторгнуть договор.... это типа потом сюрприз будет

написали досудебную претензию, пригрозили обращением в центробанк - и счет снова разморозили с фразой  "вы должны продолжить соблюдать наши рекомендации. пользуйтесь пока счетом".

конечно, все выводы мы уже сделали - на текущий момент стараемся переучить контрагентов обратно на альфу. 

очень дико такое, при том что для физлиц, по мне, банк идеален. 

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Хотели бы разобраться в описанной ситуации и дать подробные комментариями как по проверке документов так и по причинам, которые послужили их запросу. 

Направьте в лс, пожалуйста, ИНН. 

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Dmitry Yashin

А что "следует за присланным от клиента желанием расторгнуть договор"?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Заитов Роберт

В моем случае никогда таких проблем не было, с 2018 года с Тинькофф.

Ответить
Развернуть ветку
Наблюдатель Реальности

Все один к одному как в Латвии. С той лишь разницей, что все платежи из/от резидентов РФ на счет латвийской компании в принципе под особым надзором. Особый надзор, это когда вами занимаются сразу, в первую очередь и на 99% надавят достаточно, чтобы ваши деловые связи с РФ порвать вовсе. В остальнои истории идентичны. Банкстеры осаждают слабо документированный бизнес, иногда требуют данные 20 летней (!!!) давности, которые к слову, сами не в состоянии предоставить по запросу даже за оплату.
Мы научились решать эти вопросы без суда. В нашей стране налоговая почти бог и закон в одном лице. Серьезно. Поэтому, если приходит запрос из банка, мы тут же отправляем какой нибудь безобидный для нас официальный запрос в налоговую на ту же тему. Полученный ответ упоминаем уже в своем ответе банку и претензии исчерпаны. Ведь банк больше всего опасается претензий налоговой. Ну а если она самая говорит что все в порядке, то и беспокоить больше незачем. Такая вот простая и эффективная практика в помощь.

Ответить
Развернуть ветку
Vasya Petrov

Я слышал, что у вас ещё есть орган по надзору за персональными данными. И если банк много хочет, то можно нажаловаться в этот орган.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алешин

Насчёт отношений Латвии и рф-понятно. Справка из налоговой-это красиво! Но я понимаю так: есть критерии подозрительных операций, их мониторят (например банк). Подозрения- сообщили в налоговую. Налоговая ПРОВЕРИЛА. Если все ок-клиент об этом даже не узнал. Если не ОК-откусили помидоры.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

А какая цель разрыва деловых связей с РФ?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Как где?

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Марусев

Да уж ситуация из неприятных! Хорошо, что вы решили бороться за свои деньги в суде и смогли их вернуть...

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy

Ничего они не вернули, а успели снять до блокировки. Хорошо когда есть своя команда юристов и то, которая решила не доводить дело до суда. Даже оставшиеся 6000 не вернули, по соглашению https://cloud.moab.pro/index.php/s/H5W2Nyrxat7qcnn#pdfviewer Истец отказался от своих требований в плане этих денег. Добились только открытия счета обратно. Не факт, что тинек их в черный список не сольет и потом снова будут судиться. 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Карина Герина

Я не верю, что у нас можно не большой бизнес вести по белому полностью это ж не выгодно жеш.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников

Можно, на самом деле. Но это кого надо будет бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пономарев

А я ждал красивой концовки как вы урыли банк и справедливость восторжествовала! Но не дождался.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Mediakov

Жаль примеров документов, которые отправляли в суд, не показали - была бы польза.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваль

Отдельный респект за доведение дела до суда, большое спасибо. Сам занимаюсь вопросами 115 ФЗ, но до судов так ни разу и не доходил, максимум жалоба в ЦБ. 

Ответить
Развернуть ветку
Александра

Как-то не очень логично. Пазл у меня не сложился Так и не понятно почему на мировую пошли. Ведь почти выиграли) Юристы на вас работают, раз дело принципа было, надо было продавить.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан

Отличная статья, спасибо большое!

Ответить
Развернуть ветку
Дюша Метёлкин

Молодцы. А Тиньков - обычный банчок, украсть где плохо лежит.

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Feldman

По опыту, Тинькофф один из самых неадекватных по 115 и валютному контролю. Ушли от них в Точку и счастливы

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov

Точка зебест

Ответить
Развернуть ветку
Fumar mata

А по валютному у них какие косяки? 

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Max A. Alexejev

аналогично, работаю по ВК (как ИП) и все замечательно. с какими проблемами сталкивались и когда приблизительно?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov

Друзья, эта статья о том что нужно защищать свои права и идти в суд! Как показывает практика - сила в правде и в юристах. Если у кого-то сложности со 115ФЗ - пишите. Поможем!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Так а чего не описали подробнее суд? Позицию свою, на что акцент планировали делать, основания, ссылки на практику и т.п.?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Харламка

Погодите. Но вы же не «выиграли в суде». Вы просто согласились на мировое. «Не проиграть» это не значит «выиграть». Вашу правоту (или неправоту банка) так никто и не подтвердил. 

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

Спасибо за стать. У меня у 2 друзей (физиков) счет заблокировали по 115 ФЗ. Они получали какие-то небольшие выплаты с PayPal или еще откуда-то.

Мне вот интересно, у меня как у физика, есть депозиты и брокерский счет в Тинькофф, с меня тоже попросят 20% со всех денег в такой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Ваши друзья могут обратиться к нам, чтобы получить подробные комментарии по ситуациям, в результате которых мы применили ограничения. 

Вам не о чем беспокоиться, если вы действует в рамках закона. Как и указали в комментарии - мы отказались от заградительной комиссии, при этом она была применима только для расчетных счетов юридических лиц. 

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Блокчейн Адвокат

Тоже самое было, только на счету лежало под 50 000 долларов, которые перевели туда для обмена по более выгодному курсу после ВЭД.
Одним словом, НИКОГДА не связывайтесь с этой КОНТОРОЙ.
Это их единственный способ заработка, т.к. остальное для всех всё бесплатно!
PS: даже когда обили деньги, несколько месяцев якобы они исправляли ошибку в ПО, чтобы эти деньги перевести от них (тупо в приложении в поле не появлялись нужные данные из базы).
И даже пойти некуда! Поэтому услуги без офисов - очень мутное дело, и мутное нам предстоит будущее...

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Направите в лс ИНН? 
Хотели бы предметно рассмотреть ситуации и предоставить подробности по ней. 

Ответить
Развернуть ветку
Банан

Зато они карточку с любой картинкой могут выпустить, ну и Олежа такой веселый в своем твиттере

Ответить
Развернуть ветку
Stan 1

И тариф на это - 80% от активов на Вашем счете. :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Алешин

Клиент должен доказывать, что честно ведёт бизнес! Мы куда-то падаем с огромной скоростью....

Ответить
Развернуть ветку
Fumar mata

Погуглите FATF, почитайте их рекомендации. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Скворцов

Объективно, много текста и воды но мало конкретики. В чем банк конкретно был не прав, с тарифами вы ознакамливались когда туда шли, заград. комисси у всех банков +- похожи, даже у госов. Список документов у всех - простыня. По 115 никто не шутит, обнала полным полно, в эти условия ЦБ и фин мон банки ставит, лицензия дороже.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Исаев

Спасибо огромное за статью! Я реально очень серьёзно рассматривал @Тинькоффдля открытия расчётного счета на ИП. Теперь и ноги моей там не будет! 

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

А зря, мы работаем открыто, всегда готовы прокомментировать любую ситуацию и ответить на все вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Valentin Dombrovsky
 Например, имея счета в двух банках, вы уже попадаете в зону риска — для одного банка вы законопослушный предприниматель, развивающий свой бизнес, платящий налоги и зарплату вовремя. Для другого — мутный бизнесмен, который прогоняет через банк некие суммы, но не платит и 0,9% налогов (нижний предел для 115-ФЗ).

А ведь всё решила бы АПИшка к налоговой, через которую банк мог бы автоматически получать информацию об уплаченных организацией налогах.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Вменяемые банки решают эту проблему сами хоть частично. Ну точнее пробуют.
У Модуля например есть директбанк и возможность смотреть операции с других (с Тинькова правда уже не смотрит - что-то там намудрили с авторизацией, видимо(?) не учитывается случай когда у Тинькова единый логин для ИП и для физика а отменить связку это уже похоже никак).
Тиньков из модуля - хочет логин и пароль (нормальную интеграцию не сделали, токен API тоже не устраивает хотя данные по операциями и счетам - там есть) а потом хочет код из СМС модуля только вот Модуль вполне может НЕ присылать ту смс (а пуш в приложении Модуля 'да, пустить' Тиньков игнорирует.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kachura

Истина:
"ваши деньги в банке — это деньги банка, а не ваши"

Неоднократно сталкивался.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dran

Что же Вы Руслан при таких ресурсах пошли на мировое соглашение? Это равносильно проигрышу. Было бы решение суда в вашу пользу, забрали бы с Олега дополнительные 60000 издержек

Ответить
Развернуть ветку
Денис Белов

У всех банков есть лимит по "серым" операциям, от общего объема транзакций, за которые они отчитываются перед ЦБ. "Серые" операции- это жирнейший кусок обнального бизнеса, который есть в каждом банке. Банку выгодно чморить всех подряд, чтобы наживаться на заградительных процентах, показывать хорошие показатели по противодействию "серым" операциям, а долю от них продавать угодным товарищам.

Ответить
Развернуть ветку
Kinolog

всё так, пока доставляют геморрой белым клиентам и таким образом держат % обнала в рамках для ЦБ, налят деньги нужным товарищам

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

Ооо, карма?))

Ответить
Развернуть ветку
Koxae Sun

Это так не работает. Болеют и очень хорошие люди, к сожалению. Поэтому он просто заболел, сам по себе.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Mobilis in mobile

Да, всё же надо было дожать до выигрыша в суде.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin
 Вы будете хранить все кассовые чеки, покупая товары как частное лицо?

Не заметил в тексте ни одного требования чеков за покупки частного лица.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Беличенко

Довелось мне когда-то поработать в гос.учреждении. Бюрократ бюрократа бюрократом погоняет . Но меня больше пугает, что эта система проникает во все остальные сферы экономики: пока я читала  написанное, вся моя работа в госструктурах промелькнула перед глазами.  Такими темпами бизнес совсем шевелиться перестанет. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kulakov

Неприятная ситуация :(
Мне тоже недавно пришлось сменить банк, по причине которая для меня стала неожиданностью) В июле 2020 года открыл в МКБ карты для себя и жены и подключил премиальный пакет, через пару месяцев по моей карте включилось ограничение в 10000 рублей на снятие наличных, не сразу понял в чем дело, переводил деньги на карту Альфы и снимал с нее, но когда решил разобраться с этим вопросом выяснилось, что я как ИП не могу переводить деньги с расчетного счета в Модульбанке на карточный счет в МКБ - они это расценивают как сомнительную операцию. Предложили снимать наличку и класть ее на карту, либо переводить деньги в примечанием "Зарплата" и уплачивать с них НДФЛ. Я разумеется плюнул на их советы, закрыл карты и вернулся в Альфа-банк. Доводы про то, что ИП не является юридическим лицом и может распоряжаться СОБСТВЕННЫМИ деньгами как угодно - их не интересовали, как, в прочем, и знание законов)

Ответить
Развернуть ветку
mr. regik .

ИП уплачивающий НДФЛ - это какой-то сюр, если честно. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vikarti Anatra

А "интересных" банков хватает. МТСБанк переводы от ИП (из другого банка) себе же на карту физлица у МТСБанка - комиссией облагает, да - входящий платеж с комиссией. Назначение платежа их вообще не интересует. При открытии ни слова (нет, в полных правилах найти это можно, если найти какие именно твоей карты касаются,). А потому что.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Ну с другой стороны - ВТБ:
на 161 строке 4-й по порядку вкладки xls документа (а полные тарифы там, в других местах -  выдержки) (

4. Тариф не применяется к платежам, отнесенным к 1 - 4 очередности платежа в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса РФ, а также выплатам социального характера, при перечислении дохода от предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на собственные счета\карты, открытые как физическому лицу, выплатам на командировочные расходы и/или суточных, вознаграждений по результатам коммерческой деятельности предприятия (дивиденды, премии, бонусы и выплаты аналогичного характера), на основании Свидетельства о праве на наследство, а также при перечислении денежных средств по договору с Банком о перечислении заработной платы сотрудникам Клиента.
Под перечислением дохода от предпринимательской деятельности понимаются все перечисления денежных средств со счета индивидуального предпринимателя на свои счета, открытые ему как физическому лицу, при условии совпадения в платежном документе фамилии, имени, отчества (при наличии) и ИНН индивидуального предпринимателя и получателя платежа.

(речь про тот тариф где переводы выше 150к рублей в месяц физикам - уже не бесплатно)
правда в "сокращенных" вариантах вроде https://www.vtb.ru/malyj-biznes/raschetnoe-obsluzhivanie/pakety-uslug/  подчеркивают Для ИП переводы на свои счета физического лица - Без ограничений

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лопатченко

Получил карту платинум с лимитом 90000, через три недели звонок - у вас взломан личный кабинет, к вам на телефон сейчас прийдёт код для отмены операции, код тут же пришел, говорят назовите цифры пожалуйста... ага щаз, и прощайте тогда 90 тысяч, и возмещай их потом как миленький!  Ваши данные в тинькоф заперты на "семь замкоф"(проданы за семь рублеф!) Удали лишнее.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

При чём здесь банк?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Max A. Alexejev

справедливости ради - автор не предоставил довольно очевидные вещи вроде налоговой отчетности и выписки с того самого много раз упомянутого РС в другом банке, с которого платятся налоги. инфописьмо слепить дело тоже 15 минут. ну и липовый договор с созвучным контрагентом тоже выглядит не очень - вполне возможно, что по сути операций там все чисто, но на бумаге выглядит не очень

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov

Все запрошенные документы были предоставлены в банк и в суд. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Василий Степанов

20% это еще цветочки.

Счетная палата предложила новый законопроект:
Если кратко, что предлагается (грубо):
-единая межбанковская система проверяет клиентов (риски обналичивания, отмывания и т.д.) и относит его к одной из категорий: красная группа (максимальный риск), желтая, зеленая;
-для клиентов красной группы вводят ограничения: на открытие нового счета, любые операции по действующим счетам;
-через 6 месяцев, если клиент красной группы не смог добиться пересмотра своей «категории» (с красной на другую) через банк, межведомственную комиссию или суд, — банк расторгает с ним договор;
-далее банк перечисляет в бюджет РФ средства, находящиеся на счете клиента (юридического лица, индивидуального предпринимателя), в размере 100%.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Калякин

Законопроект называется "Об отмене частной собственности в РФ"...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vasya Petrov

А вот это как раз хорошо. Потому что сейчас беспределит именно банк и каждый банк по-своему и нет процедур, как можно оспорить их скоринг.
Банки не должны выполнять задачу фискальных органов.

Сейчас если тебя банят по ФЗ-115 или отказываю  в обслуживании, то даже узнать что конкретно не понравилось банку - это тяжело. Банки присылают отписку.
Вот и сидишь гадаешь, на какую сумму сагрится банк на 600т, 300т или сколько там ещё.
Нет гарантии, что у Модульбанка их очередное обновление их системы "ФСБ24" тебя не заблочит.
Модульбанк, например, может просто не открыть счёт, если ты что-то не то скажешь на собеседовании у них. Они не должны иметь права отказать в обслуживани по своим внутренним соображением.
Сейчас, например, налоговая может блокировать счета. И с налоговой есть понятный механизм, как разбираться. Можно даже судиться с налоговой и получать компенсацию. Это намного проще, чем судиться с коммерческим банком.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Lengor

20% летом 2020 года признали не конституционными и отменили

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваль

Про обращение в межведомственную комиссию. Есть некий скепсис в части обращения в неё для разрешения ситуации, поскольку в случае отказа в реабилитации, в суде позиция банка будет выглядеть сильнее - банк будет апеллировать к тому, что госорган уже провел проверку и признал действия банка правомерными. При этом простое обращение в ЦБ в части обжалования действий банка действительно способно помочь.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Stogov

Всегда удивлял список список документов и вопросов, который запрашивает банк.

"Как находите контрагентов" например, а что если в этом поиске у меня есть ноу-хау и делиться им — ставить под угрозу свой бизнес?

Знающие просветите, насколько вообще легальны такие вопросы? 

Догадываюсь про конфиденциальность, но не очень в нее верю.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir

Эти вопросы вообще не имеют отношения к 115. Это стремление выведать коммерческую тайну банком у своих клиентов. 

По 115 есть чёткий список документов: оплата налогов, договора, экономический смысл операций... Как ищите клиентов - это уже стремление узнать коммерческую тайну. И нужно отвечать так: Указанные вами вопросы подпадают под действие ФЗ О коммерческой тайне, поэтому сообщим об этом только в соответствии с данным законом.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Уже столько перечитал статей и постов про то как Тинькофф блокирует счета, что у меня сложилось устойчивое впечатление, что это основной бизнес банка. 
Вопрос только один - зачем открывать счета в банке с такой репутацией? 

Ответить
Развернуть ветку
v

во-первых, если у вас случился неудачный опыт с банком, причем тут Олег Тинькоф? 
во-вторых, у банков нет цели душить вас своими проверками ради того чтобы забрать 20% от 150 тыс руб. если бы вы остались на обслуживании, вы бы принесли банку гораздо больше. 

пребываю в шоке от такого количества душнил в одном месте. 
есть 115 ФЗ, есть куча методологических указаний и рекомендаций от ЦБ и ФНС. 
и есть вы, предприниматель, который не платит налоги и зарплату со счета, но получает деньги и списывает их на карту ФЛ/выводит в нал. естественно такие операции выглядят для банка подозрительными и именно по этой причине финмон дает рекомендации после проверки работать по такой схеме: показывать расходы по ведению бизнеса.
если у вас несколько счетов - разделяйте эти расходы прямопропорционально оборотам. 

всё просто как дважды два.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников
у вас случился неудачный опыт с банком, причем тут Олег Тинькоф

Ох, бедный Царь-то не знает, как у него бояре зверствуют!

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Литвинов

после этого как вопрос то решили. как теперь
 работаете с валютой, проблем то нет?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov

Ушли в точку. У меня и там раньше по другому бизнесу счет.Много лет полет стабильный.  Повелся на маркетинг и уговоры менеджеров поэтому решил в свое время Тинькофф попробовать

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алина Добко

ТБ супер лояльный в таких случаях! Вообще гнать и судиться не на него надо, а на высшие органы , которые им условия диктуют. Вы чего…

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Akopyan

Я так и не понял как они выиграли дело

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Мировое заключили, только про само мировое ничего не написали кроме факта заключения.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Stas Sokolov

Перестал читать на мировом соглашении...сдулись, а нужно было идти до конца!

Ответить
Развернуть ветку
Зеленый и громкий

До какого «конца»? Получить компенсацию за моральный ущерб в 5 тыс рублей?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Василий Игнатов

Я не юр лицо, но все чаще думаю о том, где хранить деньги, вот так работаешь фрилансером, получаем капусту, а потом блокировка счета и давай документы, естественно кто их предоставит работая за пк дома, и что делать? 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

не помню чтобы такое было с фрилансерами (не ИП)

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Азамат office-health.app

https://vc.ru/finance/161661-raschetnyy-schet-dlya-ip-kak-vybrat-tarif-koshmar-finmonitoringa-kak-vyvodit-dengi-razbiraem-vazhnye-voprosy-biznesa

Деньги можно вывести и после блокировки. Есть способы и советы )

Ответить
Развернуть ветку
Vasya Pupkin

А почему не смогли предоставить копию налоговой отчётности? Это же не чеки какие-то

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Виноградов

Месяц назад закрыл Тинткофф счет , сдал эквайринг, если честно, потому что зассал.
Сколько являюсь пользователем VC, чуть ли не каждый квартал тут появляются новые статьи о блокировках счетов ТКС. Как бы SMM не старался и не распинался, мне лично стремно доверять деньги своей компании банку с такой репутацией.
Я думаю не один адекватный человек не захочет снимать квартиру , где пару соседей по дому рассказали, что там была расчленёнка, как бы хозяин не распинался и не давал обещаний с объяснениями, лучше в другом месте, так спокойней.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin F

Я тоже судился с Альфа-Банком. В те года банки брали комиссию за выдачу кредита. Спокойно с первого раза отсудил и комиссию и % переплаты, и % за пользование деньгами, и моральный ущерб. В итоге вышло около 12000. Просто немного показавшись в интернете. И мне даже счёт не закрыли, а позвонили и извинились. Предложили бонусы какие-то, в тот момент , был слишком зол на них, и послал нах..й.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Г

Хороший способ при блокировке по 115 сделать бюджетный платёж, банк не инет права отказать в таком платеже, да и без комиссий это.
А потом ту же самую сумму пытаться вернуть обратно но уже на другой расчетный счёт той же компании.

Профит - экономия 20%.

Сам делал, знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Andronov

Странно что про Сбер ни кто не пишет?) по мне как физику Тинькофф адекватный банк, но когда начались проблемы  с кредитом, нашли общий язык зафиксировали сумму и платежи. Для юр лица, точка пока лучший банк

Ответить
Развернуть ветку
Medical

Итак, история такова, что также столкнулся с такой проблемой. Причем, работал с тиньковым с 2016 года, все было ок, хотя люди вокруг пальцем у виска крутили. Всегда слушайте коллег по рынку, кстати.

Бизнес дело непростое, чтобы что-то продать - нужно что-то купить. Когда деньги на купить заканчиваются, так как другие проекты параллельно идут - нужно закинуть еще денег на счет. С этим не было проблем 4 года, все было нормально. Процесс простой - положил деньги договором займа, осуществил сделку - снял деньги по договору займа, естественно заплатив все комиссии банку. Он должен быть рад и благодарен.

НО, в один момент, когда в конце года все заказчики (государственные в основном, между прочим, такая специфика деятельности) заплатили и пришло время вернуть внесенные на счет деньги, посчитать прибыль, думать о том как снять дивиденды - счет заблокировали. Занимаюсь продажей медицинского оборудования, продажи через закупки.гов - по всей стране. И местным частным клиникам у себя на территории.

Сначала пришел запрос про перевод физ. лицу - все необходимые договора предоставил в банк, все ок. Через несколько дней попросили все документы по гос контрактам. Какие именно "все" - естественно не сказали. Документы были отправлены, и буквально в считанные часы их "проверили" и решили отказаться от обслуживания. 

Подумав, что это просто какая-то ошибка, проконсультировался с юристами, коллегами - сказали что все печально. Были написаны письма, сначала по-хорошему сказали нужно, мол, попросишь - разблокируют, ничего же не сделал. А сумма там большая, порядка 5 млн.

Ответы общими фразами. Из телефонных разговор стало понятно, что вроде как официально ничего такого нет, но об этом письменно не сообщат. Насторожился. В чате писали - закрывайте счет, что вы))) 

Я говорю, мол, у вас же пишут - банк МОЖЕТ наложить ограничение, значит можно полюбовно решить - мне отвечают что нет, ничего не будет, вам везде откажут.
Говорю, в вашем же письме указанно - принимают платежки бумагой. Ок, полечу в Москву, сделаю платежку, дайте адрес и время. - У вас ее не примут. - Почему? Написано, что примут.  И дальше, мол, я вам только добра желаю, закрывай счет, никуда не летай, покорно слушай дядю банк, не высовывайся. Адрес-таки дали.

Писал письма, что у меня заказчики ждут оборудование, вы и им и мне портите жизнь, будьте людьми - скажите что сделать, куда приехать - готов все рассказать и показать. Ни одной серой схемы, ничего. Даже доставка грузов деловыми линиями. Даже дивиденды не снимал в этом году, т.е. фактически получено было 0 рублей прибыли мной как физ лицом за год. 

Все пожалели, сказали, мол, ладно закрывай, больше времени потратишь. Решил написать письмо, дескать, уважаемый банк, напишите мне сколько вы с  меня украдете за возможность дальше работать. На ответ у них пять рабочих дней, которые потом продлили, а затем просто написали в чат, типа, "Мы не будем отвечать)". Причиной называют непредоставление документов. На просьбу уточнить, готовность предоставить - говорят строгое нет.

Вопрос, можно ли подавать в суд после закрытия счета? Новый уже открыл, но денег уже нет на деятельность, все удерживает клиентоориентированный банк.

Вопрос №2 - какая формулировка будет при закрытии счета, грозит ли это чем-то после, запишут ли в какой-то черный список? 

В другом банке сказали что компания идеально белая, не хватает только наемных сотрудников, как раз хотел кого-то брать в помощь. И вот, сотрудник появился, а лучший банк не дает заплатить зарплату. Напоминаю, если не платить зарплату сколько-то месяцев, наступает уголовная ответственность.

Ситуация уже очень надоела, хочется как страшный сон забыть. Чем-то напоминает болезнь: заболел, и с тоской вспоминаешь времена, когда ничего не беспокоило, и хочется уже как-то отвязаться от этого, вернуть все назад. Самое большое счастье - избавление от страданий.

Видимо, на это и расчет.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov
Автор

Знакомая ситуация. Банк очень быстро изучает документы. Буквально за три часа они принимают решение. Понятное дело, что в реальности никто эти документы не анализирует.
Тут выход один - идти в суд! Мы можем помочь. Подавать в суд после закрытие счета можно и нужно. Ничего не стоит так дорого как имя и деловая репутация. 

Ответить
Развернуть ветку
MM Player8

Не тяните с этим банком, закрывайте счет и переводите деньги на другой счет, потом в суд, дело выйграть у них шансов ноль, оплату за юристов возместят.
С поставкой оборудования не тяните, очень сильно попасть можно изучите коап 7.32.7, причем не важно готов ли вас ждать заказчик, просто прокурор проверку проведет и себе в плюс вам штраф гигантский даст, особенно если вы ООО. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov

Нет, они были списаны в счет оплаты тарифа

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сергей Поляков

Ну надо же где-то насобирать на откуп от пиндосов, вот лейкозная крыса и пытается крысить у всех подряд.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Заминусуют, но скажу пару слов в защиту ТБ... банки в РФ работают в очень сложном и зарегулированном правовом поле и под постоянным дамокловым мечом конских штрафов ЦБ за малейшую провинность.
А ТБ все-таки известен довольно лояльным подходом и высокой клиентоориентированностью, сам работаю с ними по валютным платежам, знаю: быстрые зачисления, адекватный валютный контроль, персональный менеджер и прочие плюшки.
Поэтому в этой ситуации, скорее всего, имела место излишняя предосторожность недальновидного сотрудника («заблокируем его как бы чего не вышло!»), чем политика банка на стратегическое ограбление клиента сегмента МСБ. Который потом и в суд за 6к рублей пойдет, и в VC на банк нагадит...

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

@Руслан Галифанов!
Я правильно понимаю, что 60к вы все-таки отдали, за "правду"?

Ответить
Развернуть ветку
mr. regik .

Не только. 6к Тинк списал как комиссию. 

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov

@Wonabeez Doratie  да, верно понимаете. Для меня важнее было защита деловой репутации.

Ответить
Развернуть ветку
Strawberry Domestos

А как подобный контроль устроен в других странах? я просто не в курсе...Там такие-же упоротые банки отжимающие по 20%?

Ответить
Развернуть ветку
Igor

Собирался ответить в ленту, но вы уже спрашиваете. Я с трудом верю тому, что я читаю в этой статье. В Канаде у меня федеральная корпорация и к ней бизнес счет. Другая корпорация без бизнес счета вообще. Я обыкновенный IT-фрилансер.
Мой самый обычный банк берез 19 долларов в месяц (можно найти дешевле, но лениво) за счет и больше его ничего не волнует. Перевожу деньги на свой персональный счет любыми суммами и обратно (редко, но бывает, ошибся и т.п.). Старый счет, сейчас переводы не мгновенные, а на следующий день.
Дело в том, что я в налоговую столько документов не отдаю, сколько в России банки хотят, по требованию ЦБ и РФМК (новые слова выучил, спасибо).
Все налоги плачу через сайт налоговой, потому что банк за удобство берет 1 доллар за такой платеж и мне приятно сэкономить копейку, да и где удобнее платить, еще вопрос. Включает ли мой платеж НДС или нет, как я нахожу контрагентов...это за гранью.
Нет, я согласен, что при заработке от 1 мил долл в год ко мне будет более пристальное внимание налоговой, но, опять же, не банка.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Новиков

@Тинькофф переставайте уже спамить телефонными звонками, чем больше вы звоните с предложениями, тем все больше тошнит от банка.

Лучше придумайте хорошие условия для начала, а не сервис со сплошными комиссиями и постоянной обдурахман системой. Берите пример с альфы чтоле.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Можем исключить вас из обзвона, пришлите номер телефона нам в личку. Все сделаем.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Юристы такие юристы, лишь бы посудиться.
Обычный предприниматель при отказе в ДБО бумажными платёжками деньги со счёта выведет (тем более 150К руб.) и пошлёт Олега, куда положено - в федеральную тюрьму на Манхэттене.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

а если он живёт во владивостоке? окупится хоть перелёт-то? :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ян Марков
Ответить
Развернуть ветку
Константин

Неужели так сложно платить 6% во всех банках где у тебя деньги, и спать спокойно это же в 1 клик делается сейчас

Ответить
Развернуть ветку
Fumar mata

Откуда 6%? Далеко не все на УСН. 
Да и для УСН это может быть очень много... 

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Зябликов

В комментах хрестоматийный пример любимого на vc жанра "smm-щик присаживается на бутылку" (смотреть без регистрации и смс)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Tarasov

Текста много только. Я вас понимаю, но мне как читателю интересно не ваше отношение к банку 10 раз услышать, оно мне понятно, мне интересно за что вы в суде зацепились и почему на мировое пошли, если победа близка была. Тут недосказанность с вашей стороны. Не из-за 1200р же вы на мировое пошли. 

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov

Деньги в данном случае были не важны. Важно было защитить деловую репутацию а банк признал что был не прав. 

Ответить
Развернуть ветку
Агишев Андрей

Тинькоф дно

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Gnatuyk

Аналогичное произошло и со моим ДБО в Альфе.Дошли до Кассационного Суда и выиграли дело! Альфа не выходили на мировую, да и вообще на связь. А выиграли мы его благодаря Главному судье, которая вникла в наше дело, тогда как в первой инстанции Судья (не буду называть ФИО) даже не удосужился прочитать наш ответ.Так что, открывая свой бизнес, будьте готовы за него бороться!

Ответить
Развернуть ветку
Нинзя

Олег карму словил не просто так. Вроде и жалко его, но каков мудак

Ответить
Развернуть ветку
MiDDeT

Спасибо за статью. Информация, отработанная на практике, очень полезная. 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Мелкие суммы не интересно))

Ответить
Развернуть ветку
Nik_Li

Очень обстоятельная заметка. История уже не своевременная для многих, но все же полезная. 

Однако, позвольте несколько замечаний:
1. Разбивать или не разбивать бизнес дело бизнесмена. Есть большая разница между уходом от налогов и налоговой оптимизацией. Второе - вполне разумно. У вас была она, судя по материалу. А если и не она, то ФНС пусть разбирается, а не банк. 
2. Нахрен те банки, которые используют неточности закона в личных целях и с удовольствием выполняют роль контрольных органов. Банк, в широком смысле слова, ваш казначей и видеть в банке какие-то иные функции не стоит. А то, что казначей видит себя самым главным - это его проблемы. Неадекватного казначея всегда можно уволить.  Вот с этой позиции с банками и нужно работать. 

Спасибо за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Королев Алексей

Много лет у вас печатал чертежи )))

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Galifanov

Будем рады Вас видеть снова

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Пушкарёв

Я предполагаю, что вы упустить что-то смогли все таки и банк не просто так все потребовал и долго проверял. Вы придете в другой банк и там все тоже самое будет, все по 115 жестят и в случая открытия счета тоже прикапываются. 20% комиссии правда большое нет в тинькофф (погуглил даже)

Ответить
Развернуть ветку
Danny Ledee

было 150, а осталось 6. когда 10 млн заблочили, это проблема, а тут... основания на таких суммах формально возможно и были. свурху советую писать: пользуйтесь моими советами, только если ваш личный доход не более 200 000 рублей в месяц

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рустам

Только надо быдо идти до конца. Не пойму, зачем было заключать мировое. Отсудили бы все, что можно. Верховный суд много раз указывал на незаконность всех этих "заградительных" тарифов.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Голованова

а когда заключается мировое соглашение, кто оплачивает судебные издержки и тп.?

Ответить
Развернуть ветку
N A

Ну вообще история с Немагией очень показательна. В своё время именно эта ситуация остановила меня от открытия счёта в жёлтом банке. И дело не в том кто там прав или виноват, а в том, что хочется держать свои деньги в банке попроще в плане участия в разборках.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

А причём тут банк вообще? Разборки были у Олега лично.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
bzzztomas77

это "выиграли" ?! я бы думал, что выиграть - это чтобы ТКС как минимум компенсировали все расходы, беготню и проч.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ruslan Galifanov
Автор

Александр, можем помочь. Напишите в личке Ваши контакты 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Шапалов

Яка интересная статейка. И комменты занимательные. Есть где продумать

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Пивченко

К сожалению, Тинькофф банк стал деградировать. Я ушёл в др. Банк, причина проста- каждые полгода проверки и приостановление действий по счету хотя клиентом являюсь около 5 лет. Но ещё хуже всего что ограничили снятие наличных до просто смехотворных 50 тыс.. А ведь я каждый раз документально обосновывал необходимость наличных. При этом снимал тоже небольшие суммы. У них одна песня борьба с обналичиванием.. Бред. Налоги, контрагенты и закупки всё Проверено. Жаль, раньше был оперативный и удобный банк.

Ответить
Развернуть ветку
Mike D

Сам попал в неприятную ситуацию с @Tinkoff с отказом в дбо, приложив все документы вплоть до договоров с 2012 года (чудом не утраченных и не выцветвших), но в подтверждении слов банка хочу сказать, что деньги вывели на свой счёт без заградительной комиссии

Ответить
Развернуть ветку
Ivanov

Руслан, подскажите, пожалуйста, как грамотно начать действовать, если банк заблокировал счета и отключил ДБО даже БЕЗ запроса документов и соответственно БЕЗ инкриминирования 115-ФЗ, а просто в рамках самоуправства?

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

Ай да Красавчики! Тинькофф банку конечно минус........

Ответить
Развернуть ветку
Женя Рыкеева

Тинькоф нормальный банк, понятное дело что им судится не хочется а кому захочется ? Прочитала полностью статью и на вашу сторону как-то не потянуло, уж простите. Я сама не фанат банковских учреждений не подумайте, но черт возьми , вы забыли где мы живем? Претензии корректнее выставлять не банку, он под другую дудку пляшет.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Калашников
Тинькоф нормальный банк
Я сама не фанат банковских учреждений

Женечка, как у вас в одном абзаце эти две мысли согласуются? В теме не разбираетесь ("не фанат"), но данный банк у вас — "нормальный".
Прям "Не читал, но осуждаю" (с)

Ответить
Развернуть ветку
Ali B

Пользуйтесь банками а не парашей, и проблем не будет. Я уж не говорю про Голландию, но до прибалтики то доехать можно и открыть там счет.

Ответить
Развернуть ветку
Ян Марков

Как это сделать в той же Латвии гражданину РФ?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Борис Агафонцев

И зачем мне счёт в Латвии для платежей по рф?

Ответить
Развернуть ветку
438 комментариев
Раскрывать всегда