{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как запустить стартап с нуля. Гайд

Краткая инструкция для тех, кто задумывается о запуске стартапа или уже делает первые шаги в этом направлении.

Гайд поможет избежать самых распространенных ошибок. Подготовлено командой MOOVE by SKOLKOVO x MTS — образовательной программы, где на практике учат запускать цифровые продукты и развивать стартапы.

Шаг 1. Начните с себя

Развитие стартапа — путь длиною 5-7 лет. Чтобы выдержать эти долгие 7 лет, при выборе идеи для проекта нужно идти от себя. Что это значит? Что вы лично должны верить в идею, она должна драйвить именно вас. Начните с поиска понятной и близкой проблемы в своем окружении — среди друзей, знакомых, коллег и клиентов.

Если проблема вас цепляет и у вас есть экспертиза в этой теме, то можно развивать это направление. Если глобальной идеи нет, а есть лишь желание стать финансово успешным, то стартап не для вас. Быструю прибыль вы не получите, но столкнетесь с неопределенностью и трудностями. Если хотите только заработать, лучше займитесь франшизой с уже устоявшейся бизнес-моделью.

Шаг 2. Используйте простой инструмент

Опишите вашу идею через проверенные на множестве стартапов инструменты, например, в Lean Canvas, созданный Эшем Маурья (Ash Maurya). Так вы четко сформулируете видение идеи, распишете его по ключевым блокам и сможете понятно презентовать свою задумку любому человеку — эксперту, другу, потенциальному сотруднику или инвестору.

Шаг 3. Проверьте идею через экспертное интервью и конкурентный анализ

Определите основные ограничения идеи:

1. Нужно ли это рынку?

2. Можно ли ее технологически реализовать?

3. Можно ли зарабатывать долгосрочно?

Чтобы быстро ответить на эти вопросы и выявить ключевые ограничения, сделайте три вещи:

1) Найдите действующие аналоги на рынке и разберитесь, по какой бизнес-модели они работают. Составьте Lean Canvas, подробно разложите состав продукта, опишите путь клиента, определите модель монетизации. В этом помогут сервисы SimmilarWeb или SEMRush для сайтов, Sensor Tower или App Annie для анализа мобильных приложений. Чтобы еще лучше понять бизнес-модель, постарайтесь провести интервью с бывшими сотрудниками этих компаний.

2) Обязательно пообщайтесь с отраслевыми экспертами. Они понимают правила игры и факторы конкуренции, знают специфику отрасли, о которой вы можете не подозревать. Например, в какие новые ниши идут игроки, а в каких уже получили негативный опыт и не собираются возвращаться.

3) Проведите интервью с клиентами существующих решений. Это поможет разобраться, есть ли неудовлетворенный спрос. А если в текущих решениях всех все устраивает, то, может быть, стоит идти в другие клиентские сегменты. Обычно на эту работу команда из 2-3 человек тратит 1-1,5 месяца. Если на этом этапе вера в идею не умерла, вы нашли неудовлетворенный спрос и интересные рыночные ниши, то можно переходить к сборке своей бизнес-модели.

Шаг 4. Философия сборки бизнес-модели

Рекомендуем придерживаться методологии Lean StartUp, цель которой — постоянное улучшение продукта до идеала с учетом всех пожеланий клиента. По этой методике сначала вы создаете максимально простой продукт — таким, каким вы его видите. Затем получаете фидбек от целевой аудитории. Улучшаете продукт. Опять получаете фидбек, изучаете полученные данные и снова уходите на доработку.

Как это работает на практике. Обычно вы сразу предполагаете, что нужно потребителю, составляете презентацию с описанием своего решения и пытаетесь продавать. Затем получаете обратную связь, разбираете потребности клиентов и только тогда запускаете производство продукта. Таких итераций может быть множество. Важно не останавливаться и стремиться сформировать такое предложение, которое ответит запросам клиентов.

То есть сначала мы делаем демо продукта, сразу ищем клиентов и только потом дорабатываем реальный продукт (Demo-Sell-Build). Это авторский подход, разработанный Эшем Маурья. Классический подход предполагает, что сначала мы создаем продукт, потом делаем демо и продаем его (Build-Demo-Sell).

Шаг 5. Создайте MVP

MVP — Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт». Это самая ранняя, но уже рабочая версия продукта. Ее можно презентовать клиентам и запускать первые ручные продажи.

Главная цель — подтвердить, что продукт работает и решает проблему. Для этой задачи подойдет простое решение — чат-бот или несложное приложение. Только после подтверждения гипотезы можно переходить к масштабированию и финальной доработке продукта.

Для создания MVP можно использовать low-code платформы, конструкторы и сервисы для быстрой сборки мобильных приложений (Glide, Adalo, FlutterFlow), чат-ботов (BotFather, Integromat, ChatForma, AirTable), web-приложений (Tilda, AirTable, Integromat, Collabza). По запросу “low-code” в сети можно найти множество материалов на эту тему.

Шаг 6. Найдите партнера

Параллельно с остальными шагами ищите co-founder, сооснователя стартапа. Оптимальным считается состав с тремя мета-ролями:

  • Предприниматель: видит рыночные возможности, ведет за собой и команду, и инвесторов. Это человек, который горит своей идеей и вдохновляет окружающих.
  • Технолог: создает решение (технологию), которое закроет проблему клиентов.
  • Организатор: выстраивает процессы внутри, ставит и реализует цели, контролирует P&L (Profit and Loss) план.

В реальности чаще всего один человек берет на себя сразу две роли. Совместить три профиля физически невозможно, поэтому важно понять, какие задачи вы можете закрыть сами. И искать человека с подходящими компетенциями на оставшуюся роль.

Стартапу не подходят обычные наемные сотрудники. Вас ждет длинная дистанция, поэтому вы должны быть уверены в своем партнере, а он должен чувствовать вовлеченность в процесс и комитмент. Поиск партнера для стартапа можно сравнить с браком: важно не только дополнять друг друга как профессионалам, но и одинаково смотреть на мир, иметь общие ценности, единое видение проекта и путь его развития.

Будьте готовы к тому, что идея не сохранится в исходном виде. Ее ждут многократные преобразования и развороты.

Разворот (pivot) — существенное изменение одного или нескольких элементов бизнес-модели, нацеленное на достижение плановых показателей эффективности. Трансформация может затронуть любую часть бизнес-модели: ценностное предложение (функциональность продукта или новые клиентские сегменты), саму технологию, операционную модель, стратегию выхода на рынок (каналы) или схему монетизации. В постоянном поиске нового решения и своей бизнес-модели и заключается суть стартапа.

Стартап — это сложная, но удивительная возможность изменить этот мир к лучшему. Верьте в себя и настраивайтесь пройти этот путь до конца.

Больше полезных материалов ищи в телеграм-канале.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Хозяин

Шаг 0. Переедьте в нормальную страну

Ответить
Развернуть ветку
Matvey Kukuy

Зачем это здесь? Какой-то корпоративный рерайт

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Для галочки сммщику Сколково за зарплату отчитаться😆 Как обычно, ни одного стартапа, только разговоры..

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аббасов

— Коллеги, не начинайте с себя. Это большая ошибка. Начинать надо с оценки рынка. А дальше брать классическую канву Остервальдера и разложить бизнес-план по ней. Канву Эшем Маурья используют после подтверждения MVP, ибо она ориентирована на продукт.
— Про поиск кофаундеров хорошо написано здесь https://vc.ru/flood/8246-moreynis-part11

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Зимин

Согласен на все 100%.

Если объем рынка небольшой, да ещё и перегретый - на нём просто изначально нет никакого смысла ничего запускать.

В России есть тысячи предпринимателей, которые тянут из года в год свои бизнесы на очень маленьких локальных рынках, добиваясь очень посредственных результатов и роста продаж сопоставимого с инфляцией.

Причём ребята в целом трудолюбивые, но не понимающие этих простых основ. Через пару лет после старта и ежедневного тяжелого труда они прикипают к своим микробизнесам (хотя почему-то гордо именуют себя малым и средним бизнесом) и им уже жалко начать что-то новое и глобальное просто потому что жалко признать, что столько жизненных и финансовых ресурсов было потрачено на бесперспективный рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Eric Cartman
Ответить
Развернуть ветку
Евгений Недодаев

Возможно это применимо для создания аналогов бизнеса, но при запуске стартапа в новых нишах, где нет серьезной конкуренции вся цепочка ломается на 3м пункте.
Комментарий без негатива, любая полезная информация - это хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда