Общаться легче в переписке: как мы в Dostavista автоматизировали процесс онбординга и exit-интервью с помощью чат-бота
Расскажем, как улучшить адаптацию новых сотрудников на удалёнке, снизить нагрузку рекрутеров, настроить получение статистики по всем отделам и причём тут Майкл Скотт.
С 2018 года мы быстро росли. Чтобы решать новые задачи, нужны были люди и настроенные процессы. Но централизованной политики по онбордингу не было, каждый отдел проводил его по-своему или не проводил вовсе. Росла текучка.
Если у новичка появлялись вопросы по задачам или работе в компании, он задавал их руководителю или рекрутеру, который его нанимал. Бывало, что у последних не хватало времени объяснять, и человек уходил ещё на испытательном. На удалёнке в 2020 году стало ещё сложнее, нам приходилось заниматься всем сразу — и помогать людям адаптироваться к новым условиям, и самим быстро меняться.
С чего начали решать проблемы
Мы начали с exit-интервью летом 2021 года — так называется опрос, который проходят сотрудники при увольнении. Так как компания работает на удалёнке и команды находятся в разных городах, опросы проводили в зуме.
Системы, которая бы сигнализировала, что сегодня увольняется сотрудник, не было, поэтому рекрутерам приходилось держать в голове даты и время, назначать звонки и записывать результаты в свободном режиме. Это влияло на их нагрузку и эффективность.
Чтобы решить эти проблемы, поставили такие задачи:
- cтандартизировать структуру exti-интервью;
- улучшить ведение статистики и метрики;
- обеспечить коммуникацию с удалёнными сотрудниками;
- снять лимит времени на ответы по каждому вопросу и получить подробную обратную связь;
- оптимизировать работу сотрудников отдела персонала.
Почему решили внедрить чат-бота и что получилось
За неделю с командой прописали сценарий exit-интервью для чат-бота, учли фидбэк уходящих сотрудников. Сразу решили, что будем строить неформальную коммуникацию — общаться на «ты», как и везде в компании, использовать гифки, мемы и картинки из фильмов или сериалов — сделать бота более человечным и вовлекать сотрудника в дискуссию. Например, в первом сообщении бота сотрудника встречает Майкл Скотт и натурально плачет.
Открытый вопрос в сценарии один — почему вы решили покинуть компанию, в остальных нужно оценить разные параметры (компанию, руководителя, отдел, задачи и так далее).
Затем нашли подрядчика, который за три недели помог внедрить сценарий, настроить метрики и статистику в Telegram. Теперь мы в любой момент можем изменить сценарий или сам текст вопроса. А ещё настраивать метрики, интегрироваться в посадочные решения, автоматически получать статистику по сотрудникам, командам, отделам и компании в целом.
Как настраивали процесс онбординга и улучшали адаптацию
Чтобы больше новичков проходили испытательный срок и оставались с нами, мы решили максимально автоматизировать процесс онбординга. Для этого нужно систематизировать знания, которые понадобятся в первые три месяца, обеспечить лёгкий доступ к этим материалам. Так же как и с exit-интервью, мы решили использовать чат-бот в Telegram.
На основе ответов из exit-интервью вместе с командой прописали все возможные вопросы, которые могут появиться на испытательном сроке — от настроек и подключения внутренних сервисов до графиков и описания отделов, ролей и документов и рабочих чатов. Обновили контакты сотрудников, отвечающих за те или иные задачи. И превратили всю эту информацию в сценарий для бота.
Четыре этапа адаптации со сбором обратной связи
Если сотруднику что-то непонятно на каждом этапе, он может поговорить с рекрутером, что предлагает сделать бот после каждой реплики.
- 1. Рекрутер знакомит новичка с чат-ботом: отправляет ссылку на прохождение сценария и знакомит с процессом адаптации. Рассказывает, зачем нужен бот и к кому обращаться, если что-то работает некорректно.
- 2. В первый день бот помогает организовать всё для комфортной работы на удалёнке, рассказывает о сервисах и технологиях, а также подсказывает, как найти коллегу или нужный чат. Через неделю узнаёт, всё ли в порядке, встретился ли с руководителем, поставлены ли задачи.
- 3. Через месяц спрашивает, насколько новичок доволен общением с командой, лидом и руководителем.
- 4. В конце испытательного срока возвращается к новичку и спрашивает, готов ли он остаться в команде, а также напоминает руководителю, что нужно принять решение по сотруднику.
Каких результатов добились и что хотим делать дальше
Мы не только создали полноценную вики для новичков, но и сняли часть нагрузки с рекрутеров, лидов и руководителей. Было много вопросов, связанных с удалёнкой и настройкой сервисов, бот снял и эту боль.
- Новички знают, чего от них ждут руководители, понимают задачи и разбираются в процессах компании.
- Если что-то не так с сервисами или оборудованием для работы, новички знают, кому задавать вопросы.
- Нагрузка у руководителей, лидов и рекрутеров снизилась, они получают меньше вопросов.
Сейчас мы хотим дополнить сценарий бота, чтобы он смог отвечать ещё и на вопросы про графики отпусков, рабочие и нерабочие дни, возможности обучения, лекции и прочие активности. Пока на такие вопросы мы отвечаем в обычном рабочем чате, что не всегда удобно для всех.
Эта система у вас для административного персонала или для курьеров?
Здравствуйте! Для сотрудников нескольких отделов — разработки, продаж, персонала, маркетинга, а также финансового и юридического. Курьеры — наши партнёры, не сотрудники.
Ух ты)) партнёры)) как в мемемем? Леня Голубков?)) Помнится я писал о Вашем партнёрстве. Возможно мне так кажется, я возможно ошибаюсь и как то неправильно воспринимаю партнёрские отношения. Однако всю переписку, я любезно сохранил. Пусть будущие партнёры знают на каких условиях будут партнерить.
https://zen.yandex.ru/media/id/6152c54a82b0da2f3bd23814/6248923d4d78e042ca4107be
Добрый день!
Очень интересный опыт))) Тоже раздумываем над внедрением.
Подскажите, как справлялись с анонимностью. Правильно же понимаю, что любой пользователь может случайно найти бота на просторах Телеграмма? Куда приходит уведомление руководителю о завершении тоже в Телеграмм?