{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Три года пишу лонгриды на vc.ru, Habr, Pikabu и Smart-lab: рассказываю, что я понял об этих сообществах

За это время я выложил более 90 статей, которые прочитали 8,5 млн раз, обогнал по популярности блог Олега Тинькова на vc.ru, попал во внештатные колумнисты The Bell и Медузы, несколько раз проходил через суды о запрещении моих статей на территории РФ, а также подвергался кибер-атакам со стороны недовольных героев расследований.

Привет, меня зовут Павел Комаровский, и я графоман. Я люблю складывать буковки в слова так, чтобы с моей точки зрения получалось интересно и смешно.

В этой статье я сначала расскажу о том, зачем публиковать свои тексты на крупных площадках вроде vc.ru или Habr (а не в уютном личном бложике на WordPress), а потом поделюсь своими наблюдениями об особенностях сложившихся комьюнити на каждом из ресурсов. Поехали!

Зачем вообще вот это всё?!

В апреле 2018 года я запустил свой блог RationalAnswer. Это был чистой воды хобби-проект: мне не нравилось, как и о чем пишут большинство русскоязычных инвестблогеров, так что я захотел стать одним из немногих источников разумной информации по теме – без всяких там торговых сигналов, прогнозов валютных курсов, и прочей финансовой порнографии.

Вся суть российской индустрии инвестблогинга

Мой план-буран казался мне надежным, как швейцарский нож: я думал, что буду писать качественные материалы на своем сайте – а люди будут сами их находить и массово подписываться на меня. Да, я был настолько наивен!

За первые два года мне удалось набрать примерно 5 тысяч подписчиков. Я не учел один момент: тексты не умеют сами себя продвигать. Вы можете пилить сколь угодно гениальный контент в своем Телеграм-канале или на личном сайте – люди банально никак не смогут об этом узнать.

В этом смысле быть ютубером или тиктокером гораздо проще: если вы делаете крутые видосы – алгоритмы этих площадок будут сами вас продвигать и обеспечивать постоянный приток новых зрителей. А вот с текстами оно так не работает: именно поэтому почти все крупные Телеграм-каналы сидят на игле беспрерывной рекламы – ведь иначе поддерживать размер аудитории хотя бы на неизменном уровне крайне сложно.

TGStat: Данные о привлечении подписчиков на канал Ольги Гогаладзе (самый популярный инвестканал в Телеграме): сотни рекламных размещений на миллионные аудитории – пишут, что рекламный бюджет проекта составляет примерно 5 млн руб. в месяц

Тратить деньги на рекламу я изначально не хотел: ведь тогда эти расходы пришлось бы «отбивать» – то есть, ударяться во все тяжкие и становиться профессиональным инфоцыганом (продавать свои собственные сверх-полезные «марафоны богатого мышления», либо рекламу других «собратьев по профессии»).

Поэтому крупные площадки-агрегаторы пользовательских статей (VC, Habr и так далее) являются настоящим спасением для независимых авторов: если вы умеете писать хорошие тексты, которые нравятся людям – они сами помогут вам получить выход на свои огромные аудитории.

Similarweb: Данные по посещаемости агрегаторов пользовательского контента (количество уникальных посетителей этих площадок, конечно, в разы меньше)

В первый раз я почувствовал «мощь атома», когда в январе 2021 года разместил статью с объяснением механики шорт-сквиза акций GameStop. Материал, что называется, завирусился: на всех площадках его в совокупности прочитало более 600’000 человек, а у меня за несколько дней прибавилось 9’000 подписчиков (почти столько же, сколько за предыдущие три года ведения личного блога).

Это, конечно, то, что в статистике называется «выброс» – единичная случайная аномалия, повторить которую специально крайне сложно. Но общий принцип иллюстрирует очень наглядно.

Я сейчас специально подбил статистику по всем своим статьям (их количество уже приближается к сотне), размещенным на разных платформах с начала 2020 года. Так вот, этот временной период можно разделить на две части:

  1. 15 месяцев, когда я не писал статьи для площадок-агрегаторов – за это время на мой блог подписалось в совокупности около 1 тысячи человек;
  2. и остальные 20 месяцев, когда я активно публиковался на VC/Habr/Pikabu – здесь на меня подписалось 59 тысяч человек (это не считая еще 10 тысяч ботов, которых мне любезно «подарили» обидевшиеся на мои статьи братья-инфоцыгане).

Как говорится, выводы делайте сами. Учитывая то, что привлечение качественной аудитории в финансовые Телеграм-каналы за счет рекламы сейчас стоит около 100 рублей за подписчика – можно сказать, что агрегаторы сэкономили мне примерно 6 миллионов рублей.

Статью, где я объяснял происходившую с мемными акциями GameStop вакханалию на примере рынка картошки, только на Пикабу прочитало почти полмиллиона человек (это, условно, порядок чисел всероссийского тиража «Комсомольской правды»)

Про то, зачем годами вкладывать кучу сил в ведение авторского нишевого блога в качестве хобби без какого-либо плана монетизации – я как-нибудь расскажу в отдельной статье (спойлер: в конечном итоге монетизация меня сама нашла в прошлом году – но, слава богу, продавать «марафоны желаний» не пришлось). А ниже я хотел рассказать о ключевых, так сказать, отличительных особенностях разных сетевых комьюнити для авторов.

Про каждую из площадок я попросил также высказать свое мнение Сашу Елисеева – моего товарища, который под псевдонимом Фининди тоже больше трех лет пишет статьи на разных площадках. (Вообще, кажется, Саша первый из российских блогеров успешно реализовал именно такой способ продвижения и смог набрать более 50 тысяч подписчиков на канале без какой-либо рекламы – только за счет популярных в народе статей.)

VC.ru: место, где встречаются Безос и Баффет

Все знают, что VC – это тусовка для успешных людей. У каждого висишника есть свой стартап (ну или хотя бы годная бизнес-идея для него), а сумма на его банковском счете включает в себя как минимум шесть нулей (и, нет, речь идет не про рубли).

Вот, что вам нужно помнить про VC:

  • На VC любят материалы про бизнес и деньги. В лучшее за месяц чаще всего залетают статьи в стиле «Как я открыл мастерскую собачьего педикюра в Ульяновске, и почему мы разорились через год», а также «Мировой заговор рептилоидов: кто на самом деле управляет экономикой США».
  • Отдельный популярный жанр – это раздел «Приемная», где можно пожаловаться на любой бизнес, который косо посмотрел в вашу сторону. Чем более фигурно вы сможете ущемиться, тем больше лайков соберет статья. Если не знаете, на кого жаловаться – смело жалуйтесь на Тинькофф, это всегда беспроигрышный вариант. А если дело дошло до суда – то это вообще гарантированная заявка на лучшую статью месяца!
  • В комментах бывает весьма токсично – благодарные читатели не преминут вам рассказать, что вы безмозглый инфоцыган, и все ваши охренительные истории не стоят даже комочков грязи из-под кнопок клавиатуры, на которой вы их печатали.
  • При этом модераторы реагируют на самых буйных хамов, скажем так, не всегда оперативно. Помню, когда я написал статью про Артема Крумпана и его прекрасную жену Мамуссингу – мне даже пришлось писать в личку тогдашнему главреду VC, чтобы он помог забанить в комментах особо остроумных расистов.
  • Все площадки издательского дома «Комитет» (помимо самого VC, речь идет о DTF, а также об усопшем TJ – press F!) используют одну и ту же технологическую платформу. Так вот, в нее встроен самый кайфовый редактор с самой приятно выглядящей итоговой версткой статей.

Несмотря на некоторые указанные выше недостатки, для меня VC остается любимой площадкой, занимающей главное место в моем сердце. Не в последнюю очередь благодаря поддержке, которую они оказывают авторам. Немалое количество моих самых популярных статей родились просто потому, что Андрей Фролов кидал мне в личку Телеграма сообщения типа «Эй, я видел ты там в Твиттере вот про это писал, может превратишь это в полноценную статью?».

Александр Елисеев
Фининди

Абсолютно согласен с тем, что редактор постов на VC – лучший из тех, что можно себе представить! Есть куча всяких свистоперделок, которыми можно выделить самые важные мысли в тексте. Так что оформлять посты здесь – одно удовольствие.

К сожалению, на этом удовольствие от использования VC как площадки для публикаций лично для меня заканчивается. Это неочевидно, но мне показалось, что здесь наиболее токсичное (по крайне мере, в отношении меня) сообщество. Возможно, это связано с тем, что модерация комментариев как таковая отсутствует. Я почти перестал читать комментарии и участвовать в дискуссиях, а посты публикую крайне редко – может быть, раз в пару месяцев. Уверен, что я не один такой, и отсутствие модерации влияет на количество авторского контента.

Habr: теплый ламповый междусобойчик для зануд

Хабр – это тусовка айтишников, принадлежащих к «высокой касте» разработчиков всех уровней (извините, но это цитата из официального медиакита).

Несмотря на кринжовое описание выше, главное достоинство Хабра – это наиболее внятное (из всех рассмотренных площадок) ощущение причастности к дружелюбному сообществу, разделяющему общие ценности. Благодаря системе инвайтов и кармы, посетители Хабра менее, чем в других местах, склонны к душной токсичности и откровенному хамству.

Когда я пишу для Хабра, я всегда представляю в качестве аудитории вот этих ребят (что характерно, все они в итоге пришли к успеху)

Важное про Habr:

  • Это сейфспейс для зануд (в хорошем смысле, я сам из таких). Написав статью про эволюцию щитней, вы вполне можете обнаружить, что месяц спустя какие-то упорные ребята продолжают внутри нее вежливо дискутировать на тему «что жизнеспособнее – коммунизм или анархия?» в ветке на 150 комментариев.
  • На Хабре лучше всего заходят статьи с эдаким налетом гиковского панка. Что-то вроде «Я собрал вундервафлю из микросхемы и дедушкиного домкрата», «Хакнул свой тостер и играю на нем в Doom» или «Приступ ностальгии: кто придумал Тамагочи и что у них внутри».
  • Но на самом деле, там прекрасно приживаются и любые условно-околоайтишные темы, написанные с должной степенью въедливости: от «Зачем платить налоги в эмиграции» и «Как защитить свой ТГ-канал от вредителей», до какого-нибудь полезного разбора нюансов законодательства.
  • Модераторская политика в отношении тематики статей на Хабре крайне размыта. У меня сложилось ощущение, что если статья собирает много лайков – то она априори признается соответствующей духу ресурса, независимо от ее темы. При этом концептуально такой же материал, который словил несколько жалоб, может быть безжалостно распубликован.
  • Очень удобно (и мило), что читатели присылают в личку исправления ошибок в тексте. Эдакий краудсорсинг редактуры!
  • Верстка статей на Habr чуть похуже, чем на VC: картинки с вертикальной ориентацией противно не влезают в экран, а еще в подписи под картинками нельзя вставлять гиперссылки (что было бы очень удобно для указания источников).

Неоднократно встречал мнение экспертов о том, что «Хабр уже не торт, а вот раньше было ого-го!». К сожалению, как было раньше – я не застал, но есть смутное подозрение, что слухи о кончине ресурса несколько преувеличены.

Александр Елисеев
Фининди

Про Хабр содержательный комментарий, к сожалению, сделать не смогу. Я опубликовал там всего один пост (всегда считал свое присутствие на Хабре неуместным). Но пост почему-то стал популярным, набрав 45 тысяч просмотров. И, да, спустя несколько недель дискуссия в комментариях продолжается: комментаторы очень культурно и аргументированно обсуждают проблемы дефляционной спирали и факторы ценообразования на рынке недвижимости. Хотя пост был вообще не об этом…

Pikabu: мемогенератор контента Всея Руси

Раздел про Пикабу я попросил полностью написать Сашу Елисеева. В конце концов, он там – настоящая вип-знаменитость с парой десятков тысяч подписчиков. Почти каждая его статья гарантированно набирает на Pikabu под 100 тысяч просмотров. В общем, ниже текст от Фининди (а я, наоборот, добавлю свой небольшой комментарий курсивом в конце).

Пикабу – это наиболее крупный ресурс (как по охвату публикуемого материала, так и по разнообразию публики) среди всех, представленных в посте.

Существует ряд стереотипных мнений об аудитории и о контенте на Пикабу, которые правдивы лишь отчасти. Так, основной стереотип заключается в том, что это ресурс для публикации мемов и фотографий котов, и публика там соответствующая – несерьезная, какие-то «непонятные дети». Эти стереотипы могли быть актуальны для Пикабу лет десять назад.

Но правда заключается в том, что дети выросли – теперь их интересуют совершенно другие, вполне серьезные темы, а вот привычка листать «Лучшее» и «Горячее» осталась. Именно поэтому довольно серьезный контент о личных финансах, написанный в традициях ресурса и с использованием внутренних мемов (являющихся эффективной системой распознавания «свой-чужой»), здесь пользуется высокой популярностью.

Страшная правда про Пикабу №1

Pikabu позиционирует себя как собрание лучшего контента Рунета независимо от его внутреннего содержания – будь то наиболее жирный и пушистый кот в Рунете на этой неделе, или пост об интернет-воинах с WallStreetBets, обанкротивших миллиардный хедж-фонд. И если вдруг вы считаете себя лучшим в некой области в российском сегменте интернета – то у меня большой к вам вопрос, если вы не присутствуете на агрегаторе лучшего контента Рунета. ;)

Что касается модерации и токсичности аудитории, то здесь тоже всё весьма противоречиво. На первый взгляд, публика может показаться токсичной – но она будто бы безобидно-токсичная. Возможно, определяющим фактором здесь является запрет на прямые оскорбления, который очень хорошо контролируется. Так что дискуссия может быть жаркой, близкой к грани, но не переходящей эту грань личных оскорблений – что важно.

Страшная правда про Пикабу №2

Печально видеть, как начиная с февраля 2022 года на ресурсе вводятся новые правила, связанные то ли с законами о фейках, то ли со сменой владельца ресурса и, как следствие, сменой политики контроля контента. Так, любой противоречивый факт, идущий вразрез с «линией Партии» и не подкрепленный пруф-линком, может привести к удалению поста по доносу специально обученных контролеров контента, каким бы популярным такой пост ни был (при этом у его автора нет опций редактирования, удаления части поста или добавления пруфа). Это очень печально, и ранее такого точно не было.

Что касается редактора постов, то он древний и примитивный – нет даже элементарных заголовков, а сочетание кнопок Ctrl+Z совершает отмену совершенно случайного действия, совсем не обязательно предыдущего! К таким не багам, но фичам, приходится привыкать.

Павел Комаровский
RationalAnswer

Согласен с Сашей по поводу того, что тезис «на Пикабу сидит одна школота» – это миф. Правда в том, что этот ресурс читает очень много людей, и они разные – так что среди них обязательно окажется и какое-то подмножество «вашей» аудитории.

Но у меня всё-таки ощущение, что уровень дискурса в целом на Pikabu гораздо более токсичный, чем на том же VC (не говоря уже о Хабре). Размещая там статью, можете заранее снимать панамку и крепко держать ее обеими руками – не сомневайтесь, первые же комментаторы напихают туда до краев.

А, ну и есть инсайд, что редактор постов на Пикабу уже вот-вот прикрутят нормальный. =)

Smart-lab: котировки крутятся, бабосики мутятся

Так, это обратно я, основной автор статьи (Павел Комаровский), если что.

Короче, Смартлаб – это главное тусовочное место российского интернета для всех, кто мечтает несказанно обогатиться неистовым трейдингом на фондовом рынке. Ежечасно эта площадка генерирует такой объем фундаментальной аналитики и художественного гадания по графикам котировок, что Льву Толстому от зависти пришлось бы сгрызть корешок обложки подарочного издания «Войны и мира».

(На всякий случай: Минздрав предупреждает, что читать весь этот контент может быть опасно для здоровья вашего портфеля.)

В двух словах про Смартлаб:

  • Это нишевый ресурс, охваты даже популярных статей здесь будут не сильно большими – ближе эдак к десяти тысячам. Алгоритмической ленты с автоматическим выводом наверх самых залайканных статей тут нет, есть только небольшое окошко со ссылками «самое обсуждаемое / топ-24» на главной.
  • Помните, что это своего рода фэндом, понять который без глубокого изучения соответствующего лора может быть проблематично. Кто такие Татарин и Малышок, почему Шадрин ругает Спирина в комментариях под каждой статьей, кого называют «лысым гусаром» и что означает «Олейник опять армагеддонит» – без всех этих знаний вполне можно прожить счастливую полноценную жизнь (и я рекомендую вам это сделать).
  • На Смартлабе можно собственноручно банить людей у себя в блоге, это очень удобно. По крайней мере, я так думал до того момента, пока не выяснил, что эта операция скрывает комментарии юзера только от ваших глаз – а все остальные продолжают видеть, как он обкладывает вас матами или сочиняет какие-то небылицы про вашу биографию.
  • Политика на Smart-lab строго запрещена! Но если про нее пишет сам хозяин Смартлаба (Тимофей Мартынов), то тогда норм. =)

To be continued...

Статья получилась и так длинной, пока сделаю паузу. Если вам интересно продолжение, то напишите в комментах, про что конкретно – у меня уже начаты черновики по следующим темам:

  • Как написать крутую статью, которая станет популярной: правила, которые я вывел опытным путем.
  • Как идут мои суды по статьям на VC и Habr, которые признаны запрещенными на территории РФ из-за их опасности для несовершеннолетних детей (что? да!!).
  • Как я уже почти пять лет пилю свой авторский блог: что я понял про привлечение аудитории, монетизацию и контентное выгорание.

Если вам нравится, как и о чем я пишу – то буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer (так вы точно не пропустите новые статьи). Также достоен подписки канал Finindie Саши Елисеева, который помог мне в подготовке этого материала.

0
384 комментария
Написать комментарий...
Анастасия Карпова - UN English

Блин реально я так до сих пор и не найду ответа на свой главный вопрос: ПОЧЕМУ аудитория на VC.RU такая токсичная?!
I mean, из-за чего? Почему эти люди какие-то резко злые и пишут грубые комментарии к тому к чему казалось бы ничего плохого сказать нельзя…

Ответить
Развернуть ветку
Иван Демидов

Нет такого слова "токсичный коммент". Есть "бестолочи", которые не понимают, почему их тупость приводит окружающих в бешенство.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Карпова - UN English

То есть вы про тех кто пишет статьи или про комментаторов?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Демидов

Про ЛЮДЕЙ. Вернее, "заготовки" людей, которые только начинают вступать во взрослое общество, но из-за очевидного интеллектуального отставания, не понимают, почему их осуждают. Есессно, все осуждающие объявляются "токсичными" - классическая попытка молодых баранов ХОТЬ КАК-ТО создать собственный слэнг, ведь эпоху диско они уже просрали. :) Есть простое слово "критика": ты написал - тебя раскритиковали. Это просто и понятно. А всякие toxic и cancelling ублюдства должны помереть.

Ответить
Развернуть ветку
381 комментарий
Раскрывать всегда