Первая неделя в школе Y Combinator: как оценить идею
Учусь на курсе для стартаперов в Y Combinator, в одном из самых крутых акселераторов Кремниевой долины. Шёл за нетворкингом, но контент оказался тоже хорошо структурированным, поэтому захотелось поделиться короткими выжимками — как запускать и развивать стартапы.
Многие вещи так или иначе уже встречались, и это помогает не забывать главные заповеди стартапера (клиент, CustDev), но есть и новые полезные инсайты.
Лекцию ведёт Кевин Хейл, основатель Wofoo. Крутой спикер, всё по делу. Вот краткие заметки из его выступления.
Стартап — это компания, которая спроектирована и создана, чтобы расти экстремально быстро. В обратном случае это классический бизнес. Это ни хорошо, ни плохо. Просто тогда вам не нужно привлекать инвестиции и «париться» из-за скорости роста.
Большинство инвесторов «тыкают» в тебя вопросами и критикой только для того, чтобы понять, как быстро ваша идея может расти. Они ищут ответ на этот единственный вопрос.
Идея для стартапа — это гипотеза, почему ваша компания будет расти сверхбыстро. Ваша работа — сформулировать такую гипотезу, которая покажет, как стартап выйдет на взрывной рост. Часто люди делают ошибку, описывая разные части идеи или будущего продукта, но не показывая, как они сделают Growth Hacking.
Параметры, по которым можно сказать, что идея — огонь:
Хорошие проблемы — проблемы у большого количества клиентов (больше 1 млн пользователей для b2c-рынка).
Проблемы должны расти. Другими словами, рынок должен расти не менее 20% в год.
Проблему должно хотеться решить прямо сейчас.
Решение проблемы стоит дорого.
- Решение не потребует изменения законодательства или других серьёзных регуляторных изменений. (От этого, кстати, очень страдает HealthTech.)
- Частотность — проблема должна возникать часто, желательно (для настоящего венчурного капиталиста) каждый день, а ещё лучше, как в Slack, к которому люди обращаются несколько раз в день.
Необязательно иметь все критерии, но что-то должно быть точно.
Хорошее решение обладает «нечестным преимуществом». Вот какими они бывают:
- Фаундеры. Как определить: вы точно один из десяти людей в мире, который может решить эту проблему. Тогда вы суперэксперт. 99% в Y Combinator — люди не из этой категории. Продакт-менеджер из Google и инженер из Microsoft не подходят под этот критерий, нужно иметь научную компетенцию.
- Ваш продукт должен быть в десять раз лучше, дешевле, удобнее аналогов.
- Привлечение клиентов. Многие думают, что сделают продукт и привлекут клиентов из Facebook. Если у вас только платный канал привлечения клиентов, инвесторы сделают большой дисконт. Очень хорошее упражнение — попробовать решить задачу в своём продукте «как я могу привлечь клиентов без денег».
- Монополия в переносном смысле, то есть барьеры входа на рынок. Например, сетевой эффект для маркетплейса или патент.
Слайды ниже объясняют, как работает всё, о чём я написал, на примере YC, который, к слову, тоже считает себя стартапом.
Роман Лаврентьев, стартапер и product owner.
Роман, большое спасибо за статью/инсайд. Пишите ещё :)
Спасибо! Буду стараться
Пример друзей - стартап прошлого года, кастомная косметика. По предложенной схеме - стоимость решения проблемы, все кто с кожей - твои клиенты, масштабируемость - все подходит. Выдали персонального тренера. Основная задача - сделайте продажи. В ТЦ, на рынках, в инста - как хотите, но продажи обязательно. Продать смогли только свечи ароматные. Ребята бросили идею. И в этом году в школе выходит видео - создавайте историю, миссию, которая бы вас лично скидывала с кровати. Иначе рано или поздно люди сдаются. YC до сих пор не знают никаких секретов.
Никто не знает никаких секретов. Любой акселератор - это пережевывание пустых идей. Тейк сам риск, фынк дифферентли. Чтобы два раза не вставать - сайт "крутого спикера" wofoo сделан на самом позорном бесплатном шаблоне из возможных))
Неважно, на чем сделан сайт
Сайт стартапа - безусловно, но чел заявлен как ментор. Стыдно.
Ментору может быть стыдно только, если он несет чушь. Неважно, на чем умные мысли написаны. И наоборот, откровенная чушь зачастую имеет привлекательное и современное оформление.
Так в этом и задача стартапа - найти дешевый канал, как продавать на миллионы. YC лишь показывают правильные приоритеты, никто Вам секреты выдавать забесплатно не будет. Если есть голова - сами придумаете, по примерам.
Кратко и по делу, но много вопросов остались нераскрыты.
Спасибо за комментарий!
Попахивает мыслями и идеями Морейниса)) Особенно про "нечестные преимущества".
Вот только интересно у кого они появились первее у YC или Морейниса?)
Да, тоже большой вопрос))
Лайк. Стартапами не занимаюсь, но почитываю разное про них периодически.
Одна из немногих статей где описаны конкретные и важные моменты.
Илья, спасибо тебе!
Пользуясь случаем, ловите переводы и конспекты лекций Y Combinator разных сезонов:
Все 20 лекций школы за 2018 год
https://vc.ru/flood/57014-vse-20-lekciy-shkoly-startapov-y-combinator-s-russkimi-subtitrami-versii-osen-2018
Все 16 лекций школы за 2017 год
https://vc.ru/flood/76330-vse-16-lekciy-shkoly-startapov-y-combinator-s-russkimi-subtitrami-versii-vesna-2017
Тезисные изложения лекций YC сезона 2018
https://thebell.io/category/lektsii-y-combinator/
Конспекты лекций RUSSOL и YC сезона 2018
https://vc.ru/category/russol
Тезисные изложения лекций 2017 года
http://rb.ru/startupschool/
Переводы сезона 2019:
Как оценивать идеи стартапов
https://youtu.be/O7p6aDw---o
Как проводить кастомер девелопмент
https://youtu.be/8e5Dsat7SZw
Как ставить цели и KPI
https://youtu.be/BPYzEB3Fu-c
Как правильно спланировать создание MVP
https://youtu.be/Ria-Z8KECpY
В этом сезоне план запустить краудфандинг. До официального запуска через несколько недель собираю коммиты задонатить либо информационно поддержать. Напишите в телеграм @banduran, если тема широкого бесплатного распространения знаний о стартапах в РФ, Украине, Беларуси близка вам
Привлекаеш клиентов без денег, растешь каждый год, а инвесторы такие - а где платные каналы?? Нет, иди гуляй
Как быстро и легко определить ПРОБЛЕМУ потребителей?
Лаврентье?
Спасибо за статью, очень интересно!
Я вот недавно на другой любопытный пост наткнулся про домыслы и реальные знания о старапах: https://vc.ru/life/78711-znaniya-i-domysly-o-startap-praktike-opyt-organizatorov-startap-studii?comment=1355493 Там организаторы одной из российских стартап-студий выложили свои сображения на эту тему.
Так вот, они пишут, что идея сама по себе ническо не стоит, и описание как ее делать, масштабировать тоже ничего не стоит. А что важно, так это "технология предпринимательского эксперимента". И ещё они утверждают, что наши бизнес-нкубаторы уже не идеи с крутым описанием принимают, а MVP работающее и доказанный спрос в виде первых клиентов.
Так получается, в Кремневой долине акселераторы и инкубаторы работают с идеями, или всё - таки им тоже нужно уже что-то работающее приносить?
Хм... бесплатное привлечение клиентов через ФБ?! И как долго получить придётся получать клиентов бесплатно, что бы выйти на тот уровень привлечения через рекламу?!
Спасибо! Так же вопрос, материал в посте - это заметки с офлайн курса в США или все таки записи с канала Y combinator на ютубе?
Да это из онлайн курса.
Госпд, снова эта Problem and Solution.