"Я не понял. Давайте делать”. Как правильно давать обратную связь
Замечали такое: вроде человек хотел помочь — дал обратную связь, а ощущение, будто унизил и самоутвердился за ваш счет? И дело даже не в личных обидах. Так очень сложно достичь хорошего результата. В статье — как не нужно комментировать тексты, макеты и прочие продукты интеллектуального труда + алгоритм действенной обратной связи.
iTrend — это коммуникационное агентство для ИТ-компаний. Ежемесячно мы пишем больше 60 текстов-лонгридов для клиентов. Кроме этого, готовим больше 50 новостей и 100-150 экспертных комментариев в месяц. А digital-отдел развивает Telegram-каналы ИТ-компаний и готовит ежемесячно порядка 80 постов, большинство из которых — в формате небольших экспертных колонок.
За каждым из этих текстов стоит большая командная работа — и прежде всего в области коммуникаций. Сформулировать тему, поговорить с экспертом, не только разобраться в сложной тематике (мы пишем про технологии в b2b), но и уловить все акценты, которые важны для спикера. Получить комментарии, отработать их, сделать так, чтобы на разных уровнях принятия решения текст всем понравился — и при этом соответствовал нашим профессиональным требованиям и попадал в форматы целевых СМИ. Поэтому мы на практике знаем, насколько важно правильно комментировать сделанную работу и как отличить качественную обратную связь от пассивной агрессии.
Хорошая обратная связь — это как?
Цель обратной связи (ОС) — улучшить конечный продукт и сделать это максимально быстро, желательно за одну итерацию.
Но очень часто люди, которые оценивают работу, преследуют как будто другие цели. Кто-то решает свои личные проблемы или агрессивно строит карьеру, кто-то хочет показать, что самый умный здесь — он, кто-то просто в плохом настроении.
Далеко не все отдают себе отчет в том, что их ОС не ускоряет выполнение задачи и не улучшает конечный продукт. А, наоборот, делает рабочий процесс сложным, долгим, эмоционально тяжелым — то есть малоэффективным.
Эффективная обратная связь должна быть:
- Обоснованная,
- Конкретная,
- Ясная,
- Этичная.
Посмотрим, как эти пункты реализуются на примере работы с текстами в нашей редакции.
Обоснуйте — в том числе для себя
Важно понимать, почему что-то нужно исправить в конкретном тексте. А значит, четко разграничить:
- Объективные правки: допущена фактическая или грубая стилистическая ошибка, некорректно подана информация, указаны неверные данные.
- Субъективные правки: не нравится, как сформулировано, кажется, что лучше написать по-другому, эксперту хочется уточнить свою мысль.
В случае с объективными правками — проще всего. Исправляем, даем верные данные, не фокусируясь на том, почему такая ошибка была допущена. Нам нужен результат, а не публичная порка исполнителя (она к результату не ведет).
В случае с субъективными правками — чуть интереснее.
Есть три ключевых критерия хорошего нерекламного текста, который может быть опубликован в СМИ:
- он должен быть безупречен с фактической точки зрения;
- он несет пользу читателям, а не рекламирует напрямую продукты и услуги компании;
- он написан в стиле целевого СМИ.
Все остальное — дело вкуса.
Можно менять слова и их порядок, добавлять предложения или, наоборот, что-то убирать — если это улучшит текст. Улучшит — значит, правки:
— исправляют неточности и фактические ошибки;
— добавляют полезной для читателей информации;
— делают текст более понятным для восприятия в рамках формата целевого СМИ.
По нашей статистике, больше 80% правок в текстах имеют субъективный характер — и это нормально. Такие правки чаще всего не оказывают принципиального влияния на качество текста. Важно, чтобы это понимали все участники процесса и адекватно (не фанатично) относились к своим пожеланиям.
«Нравится» или «не нравится» (все-таки текст выпускается от имени эксперта) может стать аргументом для внесения правок, если они не противоречат указанным выше трем критериям хорошего текста.
Но нужно решить — стоят ли эти правки, например, задержки в выпуске публикации? Бывает, что выгоднее опубликовать текст, хоть и не идеальный с точки зрения эксперта (если в нем нет критических неточностей), но быстрее, чем бесконечно его «причесывать» и упустить время (или подвести издание). Здесь работает пословица «Лучшее — враг хорошего».
Далее — в случае с любыми правками — важно уметь донести их до исполнителя конкретно и ясно.
Конкретизируйте, что не так
Следующий вопрос: «Что именно нужно исправить?».
В случае с редактурой текста — лучше выделить его часть, предложение или слово, которые нужно изменить. Дать ссылку на фактуру, привести пример данных или указать, кто из сотрудников может их предоставить. Неконкретные, слишком общие требования, относящиеся ко всему тексту, приводят к непониманию и затягиванию процесса доработки.
В последнее время люди все чаще работают с мобильных устройств, и в целом делают слишком много задач одновременно. Например, бегут на встречу и читают отправленный на согласование текст. Конечно, в этом случае дать нормальную, эффективную обратную связь не получится. Важно понимать, что не уделив задаче должного внимания и времени, вы не приближаете, а откладываете получение результата.
Объясните, как нужно
В комментариях к тексту желательно ответить на вопрос «Как исправить?».
Копирайтер, редактор или менеджер проекта могут попробовать догадаться, что именно хочет увидеть эксперт. Но, возможно, ошибутся, и потребуется еще одна итерация. Чем яснее объяснить, как именно нужно исправить текст, тем быстрее он будет доработан.
Будьте этичны
Наш самый любимый пункт!
Еще раз повторим важную мысль: цель обратной связи — с минимальными усилиями и в короткий срок довести продукт до реализации (в нашем случае — текст до публикации). Оскорбления, насмешки, сарказм в адрес копирайтера или PR-команды — не способствуют её выполнению.
Обратная связь эффективна, когда сформулирована без оценок и эмоций (исключения — положительные эмоции, это всегда приятно и мотивирует). Лучше сосредоточиться на советах: что именно нужно сделать, чтобы вам понравился текст.
Идеальная обратная связь базируется на обезличенных глаголах: исправить на… , изменить на…, удалить, добавить.
Эффективная обратная связь должна напоминать инструкцию по сборке мебели: без эмоций и по делу. Представьте, что мастеру по ремонту в квартире вместо фразы "здесь покрасить в белый цвет" скажут "вы что, сами не видите, как сделать красиво?" Как быстро закончится ремонт во втором случае? И понравится ли заказчику результат?
Как научиться позитивной и эффективной ОС?
Давать качественную обратную связь — это важная часть тех самых "софтскиллз", которым человек учится всю жизнь. Здесь можно перечислить много:
- умение видеть картину в целом, ставить долгосрочные цели и понимать, из чего сложится путь к их достижению;
- знание, что продвигает команду к результату, а что тормозит;
- доверие к профессиональным качествам других людей;
- уважение к чужим мнениям;
- в целом позитивное мышление и пресловутая “нетоксичность”.
Кто-то от рождения снабжен навыком общения с людьми и интуитивно чувствует, что и как надо говорить. Кому-то это дается тяжело и требуется себя контролировать. Главное — вовремя понять, как именно обратная связь влияет на процесс и что в ней можно/нужно улучшить.
Что касается ОС по написанным текстам, то наши рекомендации следующие. Их можно адаптировать к любым другим продуктам, в создании которых участвуют команды.
Чек-лист: как действовать, если текст не понравился
Шаг 1. Понять, что именно не понравилось:
— структура текста (кажется, что должна быть другая логика изложения);
— содержание (текст недостаточно глубокий, не достаточно точно переданы важные идеи, есть лишняя или неуместная информация и т.д.);
— стиль изложения (читается тяжело, много сложных оборотов или, наоборот, использован разговорный стиль, а хочется официально-деловой).
Шаг 2. Посоветовать, как, на ваш взгляд, это можно исправить:
— если не понравилась структура, можно предложить, какие части поменять местами или с чего лучше начать, о чем написать затем и чем закончить;
— если не понравилось содержание, то посоветовать, что добавить (доп.информацию копирайтер может получить от эксперта письменно или устно, в виде ссылки на фактуру, найти в открытых источниках);
— если не понравился стиль изложения: выделить предложения или места, которые показались слабыми, объяснить, что именно не нравится в таких формулировках, попросить провести литературную редактуру всего текста с учетом этих рекомендаций, дать референсы — ссылки на статьи в СМИ, которые нравятся и близки по теме.
Шаг 3. Быть готовыми к тому, что текст будет далек от вашего идеала — и это не делает его плохим.
Бывают сложные темы — добиться ясного слога и глубины изложения в этом случае непросто. В этом случае требуется несколько итераций доработок — и это нормально.
Но бывают эксперты — перфекционисты, которые готовы подписывать своим именем только идеальную с их точки зрения статью. И они бывают очень недовольны, когда их “идеал” не согласуется, например, с пожеланиями/стилем/целевой аудиторией СМИ, или не отвечает бизнес-интересам компании в целом.
Иногда эксперту надо отступить чуть в сторону и, дав качественную ОС, все же положиться на мнение профессионалов — в нашем случае PR-команды, которая видит картину целиком, начиная с целей подготовки материала и заканчивая требованиями изданий и особенностями современного медиа-пространства.
Делитесь в комментариях, какую обратную связь вам доводилось получать?
Лучший комментарий к тексту в моей жизни — это когда Председатель правления одной крупной финансовой структуры вернул текст пресс-релиза с нотой "Мудак писал, мудак читал" (первое - это про пиарщика, второе - про Зампредправления, который согласовал текст перед отправкой Его величеству)
oh my God :Х
Пассивной агрессии за последний год, к сожалению, стало все больше. Психологи нам всем в помощь)
Особенно, в комментариях на виси, даже под безобидными статьями
Люди всегда такими были, как в интернете писать, то да, а как вживую сказать они убегают
Пока то, что началось, не закончится, вряд ли состояние улучшится, даже с помощью психологии. Слишком сильное эмоциональное напряжение у всех (
Психолог это лишь помощник, вся работа над состоянием лишь в ваших руках
Сейчас столько психологов, что даже лень работать самому над своим состоянием 😂😂😂😂 Может быть выгоднее отдать на аутсорс? 🤔😄
Она всегда была, сейчас просто начали обращать на это внимание
Главная проблема в том, что дать хорошую ОС - это большая работа, а ее делать лень.
когда речь идет, к примеру, об авторской колонке, то итоговый материал - это результат совместной деятельности эксперта и копирайтера. копирайтер просто упаковывает знания эксперта. поэтому нужно немного усилий приложить, конечно :)
"Звучит пафосно", "Стиль изложения слишком простой", "так слишком длинно" — это примеры плохой обратной связи, так как содержут оценки, что приведет к конфликтогенам.
В принципе в "звучит пафосно" еще можно списать на ощущение, но тогда надо бы добавить факт иначе о.с работать не будет
Так что есть куда улучшать еще :-)
Ох уж эти правки... особенно, когда вместо пары человек (спикера и его начальника) править начинают всей компанией, и тексты месяцами висят без движения
это отдельная прекрасная история "ой, подождите, у нас еще водитель не посмотрел"
"Токсичность" уже поднадоела как термин, используемый по любому поводу. Но как же, черт возьми, хорошо он подсветил проблему в коммуникациях! Ведь многие люди вообще не понимают, что их ответ - грубый, не этичный, а главное - не результативный. То есть ведет не к решению задачи, а к самоутверждению. Полезная практика - взвешивать каждое свое слово на этих весах, что я НА САМОМ ДЕЛЕ хочу сказать :)
да, всегда нужно помнить о своей выгоде - а выгоднее получить хороший материал с минимальными усилиями
Мой любимый комментарий был и остается: "Ну сделай текст sexy!" Вот хотелось всегда съязвить и спросить добавить ли описания страстного желания и поцелуев.
особенно когда речь идет о какой-нибудь скучной системе по учету чего-либо
Хорошая обратная связь подразумевает хороший материал. А когда 99% материала голимый пиар, реклама или самолюбование. То и получаете комменты типа идите в жопу.
Люди они ведь ни идиоты как думают большинство горе-писак, они на раз вычисляют когда автору действительно нужна обратная связь, и тогда тратят свое время на подробный комментарий
так может вопросы к самому спикеру, который занимается рекламой и самолюбованием? А не к копирайтеру, который пишет основываясь на словах спикера? И кажется вы перепутали обратную связь от спикера к копирайтеру и комментарии читателей под уже готовым текстом)
От кого материал подается к тому и вопросы. И если говорить о связке спикер - копирайтер то нафиг мне вообще давать обратную связь копирайтеру если он в теме сильно поверхностно?
Какой обратной связи от меня вообще хочет получить копирайтер? Красиво отбиты параграфы?
Ну, вот вы пообщались как спикер с копирайтером, дали ему задание написать статью от вашего имени. Дальше-то как без обратной связи? Как ему понять, что он правильно вас понял и не допустил фактических ошибок и правильно все написал? Или копирайтер должен по-вашему телепатом быть?)) А будь он в теме "не поверхностно", то и сам бы мог выступать тогда экспертом, без вашего участия))
Если мне нужна обратная связь от народа я не обращусь к копирайтеру, я сам открою вс и напишут - народ вот сделали такую хрень скажите что думаете? И получу что надо.
А вот если мне нужны лиды, охваты, реакции с вс вот тогда я пойду к копирайтеру
вот во втором случае и понадобится обратная связь от вас к копирайтеру) и речь в тексте как раз о том, как ее правильно давать и как не правильно))
Ну значит я не правильно понял, я решил что речь про тексты на вс
А цитаты в тексте реальные?)
абсолютно
Мне кажется, ключевая сложность ОС в том, что, по сути, нужно самому в голове написать проверяемый текст. Т.е. четко представлять, как он будет выглядеть, почему так и не иначе. И порой это становится реально сложной задачей. Но интересной)
Согласна. Но если человек говорит, как не надо, то должно быть хотя бы примерное понимание, как надо :)
Чуть перефразирую про белые стены:
«Представьте, что вместо фразы "здесь сделайте так" скажут "вы что, сами не видите, как надо делать?"»
Оооох, как получается жизненно и почти под все ситуации с обратной связью, не только в текстах)
да-да, вот это "вы же профессионалы, вам видней". а потом "нет, всё не так". потому что текст - это очень субъективная вещь
Мне кажется, во многом это сводится к тому, способен ли человек вообще этично общаться. Влияет ещё и то, какая обстановка у него сложилась на работе. Если корпоративная культура в его компании построена так, что люди — это просто конвейер, то и искать тут нечего. Для меня пассивная агрессия сейчас- это всё равно что курение. Сейчас попросту это уже вышло из моды
100%
Мне кажется, хорошая ОС связана с партнерскими отношениями, когда есть взаимное уважение и понимание результата. Развернуто сформулировать правки требует усилий. А если человек не считает вас партнером или результат не повлияет конкретно на его работу, он может и и не напрягаться. Мой антирейтинг "Все неправильно", "Вы должны были меня удивить" и топ "За что я плачу, если надо что-то объяснять"?
Были и другие случаи, когда человеку было сложно дать ОС письменно, но он предлагал созвон или встречу. И там все корректно обсуждал)
Работала в компании, где одна мадам из топ-менеджмента не умела двать обратную связь от слова совсем. Мало того, что она токсик сама по себе, так это еще накладывалось на определенную глупость в ряде вопросов.
Зато она любила, когда о ней пишут. И дни, когда она присылала свое творчество состояли из сплошного стресса и ругани. К счастью, терпеть это не пришлось, ушла к адекватным людям. Но зареклась работать с людьми, которым все не так, но как именно они хотят, сказать не могут.
к сожалению, распространенная ситуация :(
Иногда не понимаю, зачем в переписке быть токсичными? Одно дело с глазу на глаз, эмоции
Прям по больному)) Особенно про отсутствие конкретики