{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

"Я не понял. Давайте делать”. Как правильно давать обратную связь

Замечали такое: вроде человек хотел помочь — дал обратную связь, а ощущение, будто унизил и самоутвердился за ваш счет? И дело даже не в личных обидах. Так очень сложно достичь хорошего результата. В статье — как не нужно комментировать тексты, макеты и прочие продукты интеллектуального труда + алгоритм действенной обратной связи.

iTrend — это коммуникационное агентство для ИТ-компаний. Ежемесячно мы пишем больше 60 текстов-лонгридов для клиентов. Кроме этого, готовим больше 50 новостей и 100-150 экспертных комментариев в месяц. А digital-отдел развивает Telegram-каналы ИТ-компаний и готовит ежемесячно порядка 80 постов, большинство из которых — в формате небольших экспертных колонок.

За каждым из этих текстов стоит большая командная работа — и прежде всего в области коммуникаций. Сформулировать тему, поговорить с экспертом, не только разобраться в сложной тематике (мы пишем про технологии в b2b), но и уловить все акценты, которые важны для спикера. Получить комментарии, отработать их, сделать так, чтобы на разных уровнях принятия решения текст всем понравился — и при этом соответствовал нашим профессиональным требованиям и попадал в форматы целевых СМИ. Поэтому мы на практике знаем, насколько важно правильно комментировать сделанную работу и как отличить качественную обратную связь от пассивной агрессии.

Автор картинки: Midjourney

Хорошая обратная связь — это как?

Цель обратной связи (ОС) — улучшить конечный продукт и сделать это максимально быстро, желательно за одну итерацию.

Но очень часто люди, которые оценивают работу, преследуют как будто другие цели. Кто-то решает свои личные проблемы или агрессивно строит карьеру, кто-то хочет показать, что самый умный здесь — он, кто-то просто в плохом настроении.

Далеко не все отдают себе отчет в том, что их ОС не ускоряет выполнение задачи и не улучшает конечный продукт. А, наоборот, делает рабочий процесс сложным, долгим, эмоционально тяжелым — то есть малоэффективным.

Эффективная обратная связь должна быть:

  • Обоснованная,
  • Конкретная,
  • Ясная,
  • Этичная.

Посмотрим, как эти пункты реализуются на примере работы с текстами в нашей редакции.

Обоснуйте — в том числе для себя

Важно понимать, почему что-то нужно исправить в конкретном тексте. А значит, четко разграничить:

  • Объективные правки: допущена фактическая или грубая стилистическая ошибка, некорректно подана информация, указаны неверные данные.
  • Субъективные правки: не нравится, как сформулировано, кажется, что лучше написать по-другому, эксперту хочется уточнить свою мысль.

Плохая ОС:

"Коллеги, давайте не будем тратить время друг друга, не хочется вычищать ошибки, когда мы уже всю информацию вам дали".

Хорошая ОС:

"Коллеги, здесь не 10 проектов, цифра другая — уточните у ФИО"

В случае с объективными правками — проще всего. Исправляем, даем верные данные, не фокусируясь на том, почему такая ошибка была допущена. Нам нужен результат, а не публичная порка исполнителя (она к результату не ведет).

В случае с субъективными правками — чуть интереснее.

Есть три ключевых критерия хорошего нерекламного текста, который может быть опубликован в СМИ:

  • он должен быть безупречен с фактической точки зрения;
  • он несет пользу читателям, а не рекламирует напрямую продукты и услуги компании;
  • он написан в стиле целевого СМИ.

Все остальное — дело вкуса.

Можно менять слова и их порядок, добавлять предложения или, наоборот, что-то убирать — если это улучшит текст. Улучшит — значит, правки:

— исправляют неточности и фактические ошибки;

— добавляют полезной для читателей информации;

— делают текст более понятным для восприятия в рамках формата целевого СМИ.

По нашей статистике, больше 80% правок в текстах имеют субъективный характер — и это нормально. Такие правки чаще всего не оказывают принципиального влияния на качество текста. Важно, чтобы это понимали все участники процесса и адекватно (не фанатично) относились к своим пожеланиям.

Плохая ОС:

"Это все не так, откуда вы это взяли?"

Хорошая ОС:

"Коллеги, вот здесь мы слишком сгущаем краски. Все на самом деле не так плохо в отрасли, вот подтверждающие данные (ссылка), я бы переписал с их учетом".

«Нравится» или «не нравится» (все-таки текст выпускается от имени эксперта) может стать аргументом для внесения правок, если они не противоречат указанным выше трем критериям хорошего текста.

Но нужно решить — стоят ли эти правки, например, задержки в выпуске публикации? Бывает, что выгоднее опубликовать текст, хоть и не идеальный с точки зрения эксперта (если в нем нет критических неточностей), но быстрее, чем бесконечно его «причесывать» и упустить время (или подвести издание). Здесь работает пословица «Лучшее — враг хорошего».

Далее — в случае с любыми правками — важно уметь донести их до исполнителя конкретно и ясно.

Конкретизируйте, что не так

Следующий вопрос: «Что именно нужно исправить?».

В случае с редактурой текста — лучше выделить его часть, предложение или слово, которые нужно изменить. Дать ссылку на фактуру, привести пример данных или указать, кто из сотрудников может их предоставить. Неконкретные, слишком общие требования, относящиеся ко всему тексту, приводят к непониманию и затягиванию процесса доработки.

Плохая ОС:

- "Текст нужно переписать полностью, он плохой" (как переписать, что именно плохо?);

- "Много ненужного, уберите" (что именно не нужно, что убрать, а что оставить?);

- "В тексте нет логики, нужно переделать" (почему нет логики, как именно вы видите логику?);

- "Стилистика хромает, перепишите" (какие именно фразы, слова не понравились, что не нравится в стиле изложения?).

Хорошая ОС:

- "Логику текста нужно изменить по такому плану: начать с …, потом уже говорить о …";

- "В тексте встречаются лишние слова и сложные обороты. Выделили желтым те фразы, которые нужно убрать или переписать";

- "Этот абзац в таком виде не несет смысловой нагрузки, нужно удалить или заменить, можно взять данные отсюда: … (ссылка на фактуру)".

В последнее время люди все чаще работают с мобильных устройств, и в целом делают слишком много задач одновременно. Например, бегут на встречу и читают отправленный на согласование текст. Конечно, в этом случае дать нормальную, эффективную обратную связь не получится. Важно понимать, что не уделив задаче должного внимания и времени, вы не приближаете, а откладываете получение результата.

Автор картинки: Midjourney

Объясните, как нужно

В комментариях к тексту желательно ответить на вопрос «Как исправить?».

Копирайтер, редактор или менеджер проекта могут попробовать догадаться, что именно хочет увидеть эксперт. Но, возможно, ошибутся, и потребуется еще одна итерация. Чем яснее объяснить, как именно нужно исправить текст, тем быстрее он будет доработан.

Плохая ОС:
- "Откуда это взяли?" (непонятно, это прямой вопрос и нужно приложить ссылку на фактуру, или гневно-риторический и тогда надо все исправить?);
- "Это не так" (почему не так, а как правильно?);
- "Зачем так писать" (потому что так писать можно, но если вам не нравится, мы перепишем — но как именно переписать, что не понравилось?).

Хорошая ОС:
- "Информацию из этого абзаца нужно заменить на такие данные: … (или ссылка на фактуру)";
- "Смущают цифры, скорее всего, это ошибка. Нужно перепроверить";
- "Нужно разбить предложение на два, так слишком длинно";
- "Звучит пафосно, нужно сформулировать проще".

Будьте этичны

Наш самый любимый пункт!

Еще раз повторим важную мысль: цель обратной связи — с минимальными усилиями и в короткий срок довести продукт до реализации (в нашем случае — текст до публикации). Оскорбления, насмешки, сарказм в адрес копирайтера или PR-команды — не способствуют её выполнению.

Обратная связь эффективна, когда сформулирована без оценок и эмоций (исключения — положительные эмоции, это всегда приятно и мотивирует). Лучше сосредоточиться на советах: что именно нужно сделать, чтобы вам понравился текст.

Идеальная обратная связь базируется на обезличенных глаголах: исправить на… , изменить на…, удалить, добавить.

Неэтичная обратная связь:
- "Как будто случайный человек написал";
- "Вы сами читали, что написали?";
- "Это бред";
- "Мы сделали все возможное, чтобы вы не делали ошибок, но опять видим их в тексте".

Этичная обратная связь:
- "Стиль изложения слишком простой, предложения рубленые, между ними нет связанности. Нужно провести литературную редактуру текста и добавить плавности повествованию, переходы от одной мысли к другой. Выделили предложения и абзацы, которые нужно переписать";
- "В этом абзаце мысль сформулирована неверно. Я имел в виду, что … ";
- "Эти два предложения нужно удалить, нам невыгодно об этом говорить".

Эффективная обратная связь должна напоминать инструкцию по сборке мебели: без эмоций и по делу. Представьте, что мастеру по ремонту в квартире вместо фразы "здесь покрасить в белый цвет" скажут "вы что, сами не видите, как сделать красиво?" Как быстро закончится ремонт во втором случае? И понравится ли заказчику результат?

Как научиться позитивной и эффективной ОС?

Давать качественную обратную связь — это важная часть тех самых "софтскиллз", которым человек учится всю жизнь. Здесь можно перечислить много:

  • умение видеть картину в целом, ставить долгосрочные цели и понимать, из чего сложится путь к их достижению;
  • знание, что продвигает команду к результату, а что тормозит;
  • доверие к профессиональным качествам других людей;
  • уважение к чужим мнениям;
  • в целом позитивное мышление и пресловутая “нетоксичность”.

Кто-то от рождения снабжен навыком общения с людьми и интуитивно чувствует, что и как надо говорить. Кому-то это дается тяжело и требуется себя контролировать. Главное — вовремя понять, как именно обратная связь влияет на процесс и что в ней можно/нужно улучшить.

Что касается ОС по написанным текстам, то наши рекомендации следующие. Их можно адаптировать к любым другим продуктам, в создании которых участвуют команды.

Чек-лист: как действовать, если текст не понравился

Шаг 1. Понять, что именно не понравилось:

— структура текста (кажется, что должна быть другая логика изложения);

— содержание (текст недостаточно глубокий, не достаточно точно переданы важные идеи, есть лишняя или неуместная информация и т.д.);

— стиль изложения (читается тяжело, много сложных оборотов или, наоборот, использован разговорный стиль, а хочется официально-деловой).

Шаг 2. Посоветовать, как, на ваш взгляд, это можно исправить:

— если не понравилась структура, можно предложить, какие части поменять местами или с чего лучше начать, о чем написать затем и чем закончить;

— если не понравилось содержание, то посоветовать, что добавить (доп.информацию копирайтер может получить от эксперта письменно или устно, в виде ссылки на фактуру, найти в открытых источниках);

— если не понравился стиль изложения: выделить предложения или места, которые показались слабыми, объяснить, что именно не нравится в таких формулировках, попросить провести литературную редактуру всего текста с учетом этих рекомендаций, дать референсы — ссылки на статьи в СМИ, которые нравятся и близки по теме.

Шаг 3. Быть готовыми к тому, что текст будет далек от вашего идеала — и это не делает его плохим.

Бывают сложные темы — добиться ясного слога и глубины изложения в этом случае непросто. В этом случае требуется несколько итераций доработок — и это нормально.

Но бывают эксперты — перфекционисты, которые готовы подписывать своим именем только идеальную с их точки зрения статью. И они бывают очень недовольны, когда их “идеал” не согласуется, например, с пожеланиями/стилем/целевой аудиторией СМИ, или не отвечает бизнес-интересам компании в целом.

Иногда эксперту надо отступить чуть в сторону и, дав качественную ОС, все же положиться на мнение профессионалов — в нашем случае PR-команды, которая видит картину целиком, начиная с целей подготовки материала и заканчивая требованиями изданий и особенностями современного медиа-пространства.

Делитесь в комментариях, какую обратную связь вам доводилось получать?

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Денис Бойцов

Лучший комментарий к тексту в моей жизни — это когда Председатель правления одной крупной финансовой структуры вернул текст пресс-релиза с нотой "Мудак писал, мудак читал" (первое - это про пиарщика, второе - про Зампредправления, который согласовал текст перед отправкой Его величеству)

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

oh my God :Х

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Romanovich

Пассивной агрессии за последний год, к сожалению, стало все больше. Психологи нам всем в помощь)

Ответить
Развернуть ветку
nikitaglebov

Особенно, в комментариях на виси, даже под безобидными статьями

Ответить
Развернуть ветку
IgorrogI

Люди всегда такими были, как в интернете писать, то да, а как вживую сказать они убегают

Ответить
Развернуть ветку
Иван конструктивный хейтер

Пока то, что началось, не закончится, вряд ли состояние улучшится, даже с помощью психологии. Слишком сильное эмоциональное напряжение у всех (

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Стужин

Психолог это лишь помощник, вся работа над состоянием лишь в ваших руках

Ответить
Развернуть ветку
Иван конструктивный хейтер

Сейчас столько психологов, что даже лень работать самому над своим состоянием 😂😂😂😂 Может быть выгоднее отдать на аутсорс? 🤔😄

Ответить
Развернуть ветку
Lemming

Она всегда была, сейчас просто начали обращать на это внимание

Ответить
Развернуть ветку
Павел Житнюк

Главная проблема в том, что дать хорошую ОС - это большая работа, а ее делать лень.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

когда речь идет, к примеру, об авторской колонке, то итоговый материал - это результат совместной деятельности эксперта и копирайтера. копирайтер просто упаковывает знания эксперта. поэтому нужно немного усилий приложить, конечно :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Клименко

"Звучит пафосно", "Стиль изложения слишком простой", "так слишком длинно" — это примеры плохой обратной связи, так как содержут оценки, что приведет к конфликтогенам.
В принципе в "звучит пафосно" еще можно списать на ощущение, но тогда надо бы добавить факт иначе о.с работать не будет

Так что есть куда улучшать еще :-)

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Ох уж эти правки... особенно, когда вместо пары человек (спикера и его начальника) править начинают всей компанией, и тексты месяцами висят без движения

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

это отдельная прекрасная история "ой, подождите, у нас еще водитель не посмотрел"

Ответить
Развернуть ветку
Ася Власова

"Токсичность" уже поднадоела как термин, используемый по любому поводу. Но как же, черт возьми, хорошо он подсветил проблему в коммуникациях! Ведь многие люди вообще не понимают, что их ответ - грубый, не этичный, а главное - не результативный. То есть ведет не к решению задачи, а к самоутверждению. Полезная практика - взвешивать каждое свое слово на этих весах, что я НА САМОМ ДЕЛЕ хочу сказать :)

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

да, всегда нужно помнить о своей выгоде - а выгоднее получить хороший материал с минимальными усилиями

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Sarantseva

Мой любимый комментарий был и остается: "Ну сделай текст sexy!" Вот хотелось всегда съязвить и спросить добавить ли описания страстного желания и поцелуев.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

особенно когда речь идет о какой-нибудь скучной системе по учету чего-либо

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Хорошая обратная связь подразумевает хороший материал. А когда 99% материала голимый пиар, реклама или самолюбование. То и получаете комменты типа идите в жопу.

Люди они ведь ни идиоты как думают большинство горе-писак, они на раз вычисляют когда автору действительно нужна обратная связь, и тогда тратят свое время на подробный комментарий

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

так может вопросы к самому спикеру, который занимается рекламой и самолюбованием? А не к копирайтеру, который пишет основываясь на словах спикера? И кажется вы перепутали обратную связь от спикера к копирайтеру и комментарии читателей под уже готовым текстом)

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

От кого материал подается к тому и вопросы. И если говорить о связке спикер - копирайтер то нафиг мне вообще давать обратную связь копирайтеру если он в теме сильно поверхностно?

Какой обратной связи от меня вообще хочет получить копирайтер? Красиво отбиты параграфы?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Ну, вот вы пообщались как спикер с копирайтером, дали ему задание написать статью от вашего имени. Дальше-то как без обратной связи? Как ему понять, что он правильно вас понял и не допустил фактических ошибок и правильно все написал? Или копирайтер должен по-вашему телепатом быть?)) А будь он в теме "не поверхностно", то и сам бы мог выступать тогда экспертом, без вашего участия))

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Если мне нужна обратная связь от народа я не обращусь к копирайтеру, я сам открою вс и напишут - народ вот сделали такую хрень скажите что думаете? И получу что надо.

А вот если мне нужны лиды, охваты, реакции с вс вот тогда я пойду к копирайтеру

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

вот во втором случае и понадобится обратная связь от вас к копирайтеру) и речь в тексте как раз о том, как ее правильно давать и как не правильно))

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Ну значит я не правильно понял, я решил что речь про тексты на вс

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Мельниченко

А цитаты в тексте реальные?)

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

абсолютно

Ответить
Развернуть ветку
Фрэнк Розенталь

Мне кажется, ключевая сложность ОС в том, что, по сути, нужно самому в голове написать проверяемый текст. Т.е. четко представлять, как он будет выглядеть, почему так и не иначе. И порой это становится реально сложной задачей. Но интересной)

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

Согласна. Но если человек говорит, как не надо, то должно быть хотя бы примерное понимание, как надо :)

Ответить
Развернуть ветку
Ася Шабалина

Чуть перефразирую про белые стены:

«Представьте, что вместо фразы "здесь сделайте так" скажут "вы что, сами не видите, как надо делать?"»

Оооох, как получается жизненно и почти под все ситуации с обратной связью, не только в текстах)

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

да-да, вот это "вы же профессионалы, вам видней". а потом "нет, всё не так". потому что текст - это очень субъективная вещь

Ответить
Развернуть ветку
Kseniya

Мне кажется, во многом это сводится к тому, способен ли человек вообще этично общаться. Влияет ещё и то, какая обстановка у него сложилась на работе. Если корпоративная культура в его компании построена так, что люди — это просто конвейер, то и искать тут нечего. Для меня пассивная агрессия сейчас- это всё равно что курение. Сейчас попросту это уже вышло из моды

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

100%

Ответить
Развернуть ветку
Ксения

Мне кажется, хорошая ОС связана с партнерскими отношениями, когда есть взаимное уважение и понимание результата. Развернуто сформулировать правки требует усилий. А если человек не считает вас партнером или результат не повлияет конкретно на его работу, он может и и не напрягаться. Мой антирейтинг "Все неправильно", "Вы должны были меня удивить" и топ "За что я плачу, если надо что-то объяснять"?
Были и другие случаи, когда человеку было сложно дать ОС письменно, но он предлагал созвон или встречу. И там все корректно обсуждал)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Цкриалашвили

Работала в компании, где одна мадам из топ-менеджмента не умела двать обратную связь от слова совсем. Мало того, что она токсик сама по себе, так это еще накладывалось на определенную глупость в ряде вопросов.

Зато она любила, когда о ней пишут. И дни, когда она присылала свое творчество состояли из сплошного стресса и ругани. К счастью, терпеть это не пришлось, ушла к адекватным людям. Но зареклась работать с людьми, которым все не так, но как именно они хотят, сказать не могут.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева
Автор

к сожалению, распространенная ситуация :(

Ответить
Развернуть ветку
Laurie Nimke

Иногда не понимаю, зачем в переписке быть токсичными? Одно дело с глазу на глаз, эмоции

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Фоменко

Прям по больному)) Особенно про отсутствие конкретики

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда