{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

7 ошибок в процессе разработки и реализации маркетинговой стратегии или почему воз и ныне там?

Я — Дмитрий Шестаков, совладелец маркетингового агентства Сайткрафт. Пришёл друг и говорит: «Посмотри стратегию». Открываю документ из двух страниц и понимаю, что это фигня на палочке. «А что не так?», — спрашивает приятель. Я понял — он не в курсе, что должна включать в себя стратегия и какие ошибки могут быть. Об этом сейчас и поговорим.

В прошлом материале мы рассмотрели основные шаги к созданию маркетинговой стратегии.

Интересно, что многие пытаются зайти через маркетинговую стратегию. Самая распространённая ошибка при её разработке — отсутствие блоков. Каждый из блоков существенно влияет на развитие всей рекламной кампании и сайта.

Ниже разберём, как отсутствие одного или нескольких блоков приводит ко всяким весёлым ситуациям.

Ошибка № 1. Строим маркетинговую стратегию в отрыве от финмодели

Представьте ситуацию: целый год вы сотрудничаете с клиентом и получаете от него 500.000 р. Так, на привлечение вы можете потратить 100.000, а то и 150.000 р. Смысла снижать стоимость нет. Вы точно знаете — экономика сойдется исходя из финансовой модели.

При снижении стоимости вы начнёте привлекать тех, кто не сможет купить, либо тех, кому ваши услуги не нужны.

Бывает и по-другому: продукт стоит 50.000 р. Чистая прибыль с него — 10.000 р. На привлечение клиента для этого продукта компания может потратить 5.000 р. Если конверсия отдела продаж — 20%, то стоимость лида снижается до 600 р. Она не должна быть дороже квалифицированного лида. Если реально оценить ситуацию, при которой лиды не все квалифицированные, то пороговая стоимость лид составит 300 р.

Вот у вас есть 300 р. Каналы нужно подбирать те, где вы сможете уложиться в эти 300 р. Если стоимость лида будет больше — компания начнёт уходить в минус.

И тут закрадывается вопрос — сколько вы готовы потратить на привлечение одного клиента? Как это просчитать и на что опираться?

Вы не можете просто прийти к подрядчику и сказать: «хочу потратить 1000 или 5000 р». Поэтому финмодель предполагает наличие пунктов:

  • прирост на N-количество клиентов;
  • средний чек;
  • % рентабельности;
  • средняя маржинальная и средняя чистая прибыль;
  • заработок с единицы продукции.
Пример финансовой модели.

Исходя из этого вытекает понимание:

  • сколько компания готова тратить на привлечение одного клиента;
  • сколько компания зарабатывает с этого клиента (берём во внимание и первую продажу, и последующие).

Не стоит забывать, что некоторые компании сотрудничают с клиентом вдолгую.

Например, клиент принял решение ежемесячно покупать у вас партию гвоздей. С первой покупки вы не зарабатываете ничего, потому что потратились на привлечение. При этом вы экономите на этом клиенте в следующих сделках. Вам уже не нужно тратить деньги на то, чтобы он к вам пришёл. Он обращается и так. Соответственно, вы выходите в плюс.

Именно поэтому необходимо формировать финансовую модель. Чтобы понять — а сколько мы можем потратить, чтобы заработать больше?

P. S. Или хотя бы не уйти в минус.

Отсутствие модели или некорректное её заполнение приведут к перерасходу средств и убытку.

Ошибка № 2. Размытый фокус, который перегружает отдел продаж клиентами с низкой маржой

В игру вступает ABC-анализ или по-русски — понимание, какие клиенты приносят наибольшую маржинальную и чистую прибыль, а какие — геморрой.

Давайте возьмём ситуацию, при которой в ваш отдел продаж попадает 100 клиентов. 60 из них — те, кто либо вообще не понимает ваш продукт, либо не может купить. 40 — те, кто готов купить здесь и сейчас. Больше времени менеджеры тратят на первую категорию, их же больше. А остальные уходят на второй план, хотя именно на них держится ваша прибыль.

Когда клиент начинает проводить ABC-анализ, то может произойти следующая ситуация:

  • 20% от всех клиентов приносят 80% прибыли;
  • 70% от всех клиентов приносят 20% прибыли;
  • оставшиеся 10% покрывают затраты на привлечение этих 90%.

Рассмотрим на примере компании, которая занимается поставками природного камня.

Самый большой объём продаж приходится на речную гальку — 74 продажи по 100.000 р. При этом её по объёму догоняет галька мраморная — 34 сделки по 202.000 р.

Разрыв в общем объёме продаж небольшой, при этом количество сделок в два раза меньше, а стоимость в два раза больше.

По среднему весу сделки гальку мраморную догоняет галька полированная. При этом состоялось всего 7 сделок.

А вот мощение из гранита практически в три раза превышает общий объём продаж при минимальном количестве сделок — 5, где стоимость одной сделки 880.000 р.

При грамотном ABC-анализе стоит обратить внимание на следующие категории товара:

В приоритет взяты то, что наиболее востребованы. При этом стоимость разовой сделки не имеет значения: галька речная за 100.000 р или мощение из гранита за 880.000 р.

Если неправильно определить ключевые продукты, то компания будет тратить деньги на то, что ключевую прибыль не принесёт.

Ошибка № 3. Лиды пришли, да только не…

Девушка, 35 лет, хочет реализации.

Именно так толкуют свою аудиторию некоторые компании. Реальные данные отсутствуют, как и сегментация. О кастдевах некоторые вообще даже не слышали.

Давайте представим ситуацию: вы сделали классный продукт, который стоит дорого. Анализ целевой аудитории остался на уровне: девушки 25-35 лет, которые мечтают изменить свою жизнь.

Под эту категорию попадает огромная часть населения.

Вы решили вести продажи через вебинар: подготовили рекламу, запустили её на разных каналах. Наступает день X, когда вы должны стать миллионером. На эфир подключилось около 200 слушателей… но купили продукт 3 человека.

Это произошло из-за того, что у набранной аудитории не было денег, чтобы купить ваш продукт. Они загорелись идеей, но оплатить не смогли.

Чтобы таких ситуаций не происходило, вы должны анализировать свою ЦА более детально. В этом вам поможет кастдев.

О том, что такое кастдевы и как мы начали их проводить подробнее можно почитать в статье «Обман и ложные обещания: что директора по маркетингу говорят про подрядчиков по SEO и контексту?».

Анализ может выглядеть следующим образом:

Результат кастдева.

Исходя из этого, можно выделить:

  • боли;
  • страхи.

Можно сколько угодно представлять и прописывать гипотезы, а можно один раз спросить и получить самый точный результат.

Тыкать пальцем в небо легко, но будут последствия в виде:

  • мизерных продаж;
  • высокой стоимости лида;
  • низкой конверсии.

Ошибка № 4. Анализ конкурентов датируется прошлым веком

Несколько лет назад вы провели анализ конкурентов, красиво оформили файлик и… забили. Вы решили, что этого хватит на ближайшие 10 лет.

В реальности это работает не так.

Мир маркетинга меняется каждый день, а вместе с ним и ваши конкуренты.

  • кто-то разрабатывает новые продукты;
  • кто-то повышает качество, а с ним и цену на продукт;
  • кто-то находит новые рекламные каналы и т. д.

Регулярный анализ конкурентов нужен, чтобы:

  • понять рынок;
  • проанализировать конкурентные коммерческие предложения;
  • составить картину потенциального покупателя вашей ниши.

Конкурентный анализ позволяет вам быть в курсе новых продуктов. Например, на основе прогнозов, мы видим, что в 2024 году на рынке появились агентства, которые специализируются на ИИ разработке. Нам необходимо продумать — а что мы можем предложить из этой сферы нашим клиентам?

Пример анализа конкурентов.

Ошибка № 5. Не умеем нанимать и управлять подрядчиками

Вы можете подготовить рабочую маркетинговую стратегию; понять целевые показатели на основе финмодели; проанализировать ЦА, конкурентов и продукт и т. д.

Но… слить всё в трубу при реализации. Почему? Потому что наняли не тех.

При этом вам будет казаться, что маркетинг не работает из-за стратегии. На самом же деле — из-за дурных подрядчиков.

Ранее я написал подробный материал о подрядчиках, где рассказал:

  • какие типичные ошибки можно совершать при подборе подрядчиков;
  • нюансы, на которые стоит обратить внимание при поиске;
  • 9 шагов на пути к идеальному подрядчику.

Ошибка № 6. Опасная цифра 1 или непродуманный план Б

События, которые происходят в мире (начиная с кризиса 2008 года, коронавирусом и т. д.) учат выстраивать, во-первых, гибкую маркетинговую стратегию, во-вторых, иметь план Б.

Давайте вспомним ситуацию, когда начали отключать facebook и социальную сеть с картинками*. У многих был только один рекламный канал — таргет, который был настроен на упомянутых площадках.

* Продукты компании meta, которые признаны иноагентами.

Многим пришлось судорожно переключаться на другие каналы: ВКонтакте, Яндекс. Директ, Telegram и т. д.

Подобные ситуации наглядно демонстрируют, что у каждой компании должно быть несколько источников клиентов. Не только из-за глобальных событий. Ваш подрядчик может пропасть, менеджер по продажам заболеть, а к кабинету в ВК вы перестанете иметь доступ.

В этом и заключается опасность цифры 1.

Например, мы сотрудничаем с компанией, которая занимается производством и продажей окон.

У них есть три сайта, два из них ведём мы, другой — подрядчик. На каждом сайте настроена контекстная реклама. На два сайта настроено SEO. Плюсом идёт реклама по телевизору. Команда менеджеров по продажам состоит из 5 человек.

Риски минимальны. Это говорит о том, что если один из рекламных каналов перестанет работать, то компания не останется без клиентов. Их подхватят другие каналы.

То же касается и подрядчиков. Единственным поставщиком услуг быть хорошо, но для заказчика это может быть чревато.

Эти истории работают в связке. Что это значит: у вас есть 5 рекламных каналов и на каждом работает отдельный подрядчик (или хотя бы несколько). В противном случае может получиться так: все каналы перестанут работать из-за невозможности функционирования единственного поставщика услуг.

Число 1 в бизнесе — самое опасное.

Ярким примером служит Coca Cola. Рецепт напитка знают всего 2 человека в мире. Чтобы не сложилось неприятной ситуации, им запрещено летать на одном самолёте.

Ошибка № 7. Неподготовленные отделы

Представим, что у вас всё получилось. Стратегия готова, сайт запустили, рекламу настроили, лиды полились водопадом.

Что происходит дальше?

Отделы продаж, которые были рассчитаны на прежний поток, перестают справляться с входящими заявками.

Может быть и другая ситуация: менеджеры справляются, но процесс тормозит производство.

Это то же самое, как если бы вы на ладу поставили двигатель от BMW. На первый взгляд кажется, что машина поедет быстрее. Но другие узлы, агрегаты, да даже коробка передач — они не заточены под такой двигатель.

Машина как бизнес — это система, где всё между собой взаимосвязано. Недостаточно заменить лишь одну деталь, и надеяться, что выручка вырастет, производство справится и т. д. Баланс должен быть везде.

Поэтому если вы готовитесь к масштабированию, то вам нужно подумать обо всех отделах, включая отдел продаж и производства.

Подытожим?

Маркетинговая стратегия — это комплекс работ, где важна каждая составляющая:

  • финансовый план;
  • ABC-анализ;
  • анализ ЦА;
  • найм подрядчиков и сотрудников;
  • план Б;
  • отдел продаж;
  • производство.

Все пункты между собой взаимосвязаны. Именно поэтому в случае сбоя одного механизма, ломается весь.

Поэтому при качественной разработке и реализации стратегии учитывайте и отделы продаж с производством. Именно они конвертируют входящие заявки в деньги.

Если сейчас ваша стратегия не работает или работает не так, как хочется, то приходите на бесплатную 1,5-часовую консультацию. Мы проанализируем ситуацию и дадим рекомендации, чтобы стратегия не просто красовалась на полочке, а помогала приносить прибыль.

0
49 комментариев
Написать комментарий...
AA

Это не маркетинговая стратегия, а комплекс инструментов и работ для реализации стратегии) все-таки маркетинговая стратегия немножко другое)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Так я и не писал, что это все - маркетинговая стратегия. Я согласен с вами, что это все служит для реализации.

Предлагаю вернуться к заголовку - 7 ошибок. Тогда все встает на свои места.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Балакин

Насчёт работы всего механизма это во всём бизнесе так.. если что-то одно в цепочке бизнес процессов перестаёт работать, то всё остальное тоже "проседает". Поэтому от того как чётко и слаженно будут работать все отделы и структуры будет зависеть итоговый результат.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Да, я с вами полностью согласен. Я не пытался сказать иначе, все верно.

Ответить
Развернуть ветку
Паша Фрец

Поддерживаю

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Спинер-Вейпов

Да и в принципе в любой сложной структуре, механизме, если что-то одно отваливается, то большая вероятность, что все поломается)

Ответить
Развернуть ветку
Maria Minkova

Да, к большому сожалению каждый второй совершает именно такие ошибки при этом не понимая почему не складывается работа!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Я с вами согласен, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Худайберенов

Ребят, каждый раз выручаете. я с вами еще с "Наташи", если вы понимаете, о чем я...еще не отошел от пользы материала про яндекс директ, а тут маркстратегия. беру на заметку, буду изучать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Паша Фрец

Ооо, помню-помню. Очень, кстати, помог материал.

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Словосочетание "Маркетинговая стратегия" уже стало попахивать как "инфобизнес".

Все говорят, да только мало кто ее в глаза видел и еще меньше тех, кто ее разрабатывал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Частично с вами согласен. Мы разрабатываем маркстратегии, существует отдел для этого.

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Мой пост был о другом.

Давайте будем честны: МС нужна небольшому количеству организаций, которые доросли (в силу разных причин) до ее разработки и реализации.

Большинству бизнесов достаточно выстроить бизнес-процессы, тк на этом бардаке они теряют в моменте денег больше, чем МС возможно принесет через некоторое время.

А вот когда БП отлажены, вот тогда можно уже и о целеполагании подумать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

А почему думаете, что на начальном этапе это не нужно?

Бизнес ведь не возникает просто на ровном месте.

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

В идеале, конечно МС нужна в том или ином виде, только для ее разработки и реализации нужны существенные ресурсы (профессионалы, бюджеты, готовность или хотя бы запрос от системы управления компанией).

У малого бизнеса таких ресурсов просто нет, у среднего иногда встречаются. Крупный бизнес оставляем за скобками.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Да, и все же даже на начальном этапе при минимальном бюджете хотя бы подобие МС нужно, хотя бы на коленке.

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Подобие МС будет реализовано так же подобно, те результат будет подобным и так же подобно оценен.

Что-то вроде целей поставили -> что-то сделали для их достижения -> как-то оценили эффективность.

См. комментарий ниже про "повезло" и отлаженность бизнес-процессов :)

Для малого и многих средних бизнесов нужна не МС, а кратко и средне срочное качественное целеполагание, выраженное в понятных бизнес - индикаторах (кол-во лидов, их цена/roi, выручка, прибыль и маржа), а не в космических кораблях доля рынка/знание бренда/индекс удовлетворенности и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Меньшов

Мне интересно, а если бизнес давно существует, то стоит ли ему менять стратегию или если ее не было, то создавать с нуля?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Тут несколько вариантов развития событий:

1. Если бизнес работает давно, и он РАБОТАЕТ, то менять кардинально я бы ничего не стал. Можно проанализировать допом конкурентов и рынок, чтобы быть "в тренде", но строить что-то с нуля - в данном случае не рекомендую.

2. Если же бизнес начал скатываться или перестал приносить желаемый результат, то тут нужно пересмотреть подход. Маркстратегия была бы кстати. Чтобы не заморачиваться в данном случае при поисках ошибок, я бы сделал новую.

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Добавил бы в п.1.
Вероятно предпринимателю повезло, а он сам не понимает где и в чем.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Ахах, возможно и такое, да.

Ответить
Развернуть ветку
Паша Фрец

Блин, рад, правда, рад, что сдержали обещание про статью с ошибками. Признаться, ждал, потому что затык произошел. С анализом ЦА у нас конечно проблемы есть.

Вроде и анализ нормальный, и не датируется прошлым веком, хах, а все равно не те идут. Может, хоть щас разберусь...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Уверен, что материал вам поможет. А если нет, то велкам к нам!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сергеев

Спасибо за детальный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Рад быть полезным.

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Петрова

А какая, на ваш взгляд, ошибка является самой судьбоносной? На что особо обратить внимание? Кажется, что всего так много, что просто невозможно уследить за всем...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Как и подметил Тимур выше, механизм - это система, где все важно. Я наверное не могу выделить какой-то конкретный пункт, который бы был важнее остальных.

Если есть ошибка в одном, то и остальное работать не будет, поэтому обращать внимание нужно на все.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мельников маркетолог

Тогда уж в раздел Подытожим?
Добавить отдел продаж.
Ну и в целом можно в тайного покупателя поиграть. Позвонить если надо, или самому ножками прийти и проверить как обслуживают , что говорят, что предлагают.
Обычно говорят просто"Приходите к нам еще"))))))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

а по поводу отдела продаж - добавил, благодарю

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Но я бы, наверное, это не стал разбирать в этой статье. Здесь мы говорим об ошибках, а это скорее положительный момент, о котором было бы хорошо поговорить отдельно. Это как доп.возможность при анализе)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мельников маркетолог

Еще как вариант добавить SPOT анализ. И в целом можно посмотреть запросы я/вордстаст.
У меня например ниша загородные дома. Так там такие качели в поднишах.
Это можно так же отобразить в маркетинговой стратегии и подсветить клиенту на нисходящем от тренде или растущем.
И для себя эта инфа так же будет полезной. Если взять такого клиента можно в лужу с ним сесть)))))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Как инструмент - да, отлично.

А по поводу ниши - да везде есть свои камни. Мы успели поработать с разными. Были те, кто полегче, хотя сфера прям тяжелая, а там, где казалось, что все должно пойти как по маслу - застряли.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

У нас существует такая практика. Я с вами согласен)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дёмин / ТОП Маркетинг

Девушка 35 лет ищет реализации…)))😂реально так часто компании описывают свою ЦА.

Про цифру 1 понравился пункт, очень опасная ошибка. Как бы донести до своего клиента и вообще нашего предпринимателя что должен быть план Б?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дёмин / ТОП Маркетинг

Ведь пока молния не ударит, никто не захочет шевелиться🤷🏼‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Полностью согласен, к сожалению. Тут только разговаривать, предлагать варианты, рассказывать на примере чужих ошибок. Лучше предотвратить, чем потом бегать с голой попой и пытаться исправить неисправимое...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Дмитрий, да. Или - мужчина, 40 лет, любит снегоходы. Все, анализ ЦА закончен.

Дмитрий, мне кажется, что мы живем в такое время, когда люди должны в большей степени понимать, что буквально завтра может измениться все. Один коронавирус чего стоил...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дёмин / ТОП Маркетинг

Время турбулентное, нужно быть готовым ко всему. Плюс разработка плана Б это всегда полезно для компании, позволяет освежить замыленный взгляд, посмотреть на компанию и рынок заново.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

согласен

Ответить
Развернуть ветку
Gri

Подробный разбор получился. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Рад!

Ответить
Развернуть ветку
Анна

А как часто вы рекомендуете проводить анализ конкурентов?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Обязательно это нужно сделать в самом начале, когда вы открываете бизнес или если решил с нуля создать маркстратегию.

Далее - в идеале, конечно, раз в 1-2 квартала. Кому-то будет достаточно и несколько раз в год. Это нужно смотреть на нишу и услуги.

Рынок меняется и вот тут важно проследить эти изменения, которые напрямую отражаются и на конкурентах.

Ответить
Развернуть ветку
Англосакс

Пролистал и понимаю, что ваша аналитика фигня на палочке.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Каждому - свое.

Ответить
Развернуть ветку
Галина Кузнецова

Я тоже считаю финмодель, план по лидам и цене лида, распределяю по каналам, но у нас это обычная часть работы по запуску рекламных кампаний.
В моем понимании, для стратегии надо смотреть емкость рынка в целом, определять сегменты целевой аудитории, не только те, с которыми уже работает компания, но и еще то что рядом стоит.
Там же можно тестировать продукт - разные версии его на эти сегменты.
Туда же кастдев с сегментами ЦА и выдача отделу продаж скриптов и рекомендаций по работе с каждым сегментом.
Есть моделирование выручки в зависимости от количества рекламных каналов (читала в литература, на практике ни у кого не видела).
Материал годный. Согласна с последовательностью действий.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Галина, Благодарю за столь развернутую обратную связь!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

И по поводу ваших действий - поддерживаю вас, и я согласен, что это стандартная история при запуске РК.

Ответить
Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда