{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Маркетинг за упокой – как бизнесу вести себя в день траура

«Они вырывали себе волосы и раздирали одежды» – так древние греки переживали траур. Но прошло 2 тыщи лет, и сегодня я открываю новости и удивляюсь – а зачем маркетологи заставляют людей страдать?

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Как все мы знаем, в стране объявлен день траура по печальным событиям в Крокусе. В тот вечер я был в торговом центре и с ужасом читал новости о теракте, будучи в 2 тысячах километров от места событий.

Не смотря на все фильмы про Бондов, сериалы про бумажные дома, шутеры, кадры с фронта, страйкбол, даже тир и сборку калаша с малых лет в школе – я все равно не привык к тому, что такие жуткие события происходят в жизни. Да, оружие окружает нас повсюду, как и насилие – пусть и в виде постановки на экране. Но в жизни, в России, слава Богу, такое происходит редко – и от того так силен шок и контраст, эффект террора.

Но постепенно ужас сменился непониманием – когда я осознал, что сами новости о Крокусе настигли меня из каналов по маркетингу. Хотя я и подписан на новостные, но тут уже не было разницы – о Крокусе писали все. И ладно бы, просто писали (хотя зачем это, если вдуматься, кроме как отработать громкий инфоповод?), но ведь еще и советовали всякое: например, воздержаться от выпуска развлекательного контента.

Факт этого и дальнейшая реакция рынка и побудили меня написать эту статью – давайте вместе разберемся, как же именно нужно вести себя бизнесу, когда за окном траур.

Даже в тяжелые дни мы живем в мире маркетинга

А если точнее – в мире бизнеса. Да, сегодня в стране траур, да, произошли печальные, мрачные события – но это не значит, что рынок должен схлопнуться, что компании должны перестать функционировать, магазины должны закрыться, рестораны отменить все записи и так далее.

Пострадавшим не станет лучше, если еще и мы с вами будем страдать.

Понимаю, что это может звучать кощунственно, поэтому сразу уточню: весь этот материал пишется с максимальным сочувствием как к людям, так и к бизнесу. Мы, как сограждане и маркетологи, разделяем общую боль и в этой статье предлагаем то решение для бизнеса, которое поможет эту боль снизить – поддержать людей, помочь им пережить трудное время.

Я уверен, что ко всему в жизни нужно подходить с умом – в самом прямом смысле. То есть не бездумно. В том числе к факту общенационального траура. Каждому стоит задаваться вопросом – а как его действия помогут? Имеет ли смысл именно страдать, или, возможно, есть другой способ, как вести себя в траур – например, заменить страдание на сочувствие и доброту?

В структуре любого бизнеса маркетинг отвечает за главное – генерацию прибыли. Бизнес для этого и создается, чтобы в итоге количество денег становилось больше – такова его основная цель.

И именно маркетологи в этом смысле управляют компаниями: от создания продукта до того, как именно клиент вернется за следующей покупкой. В том числе одна из задач маркетологов – учитывать информационную повестку, инфоповоды и тональность происходящих событий. А затем действовать по ситуации – ситуативный маркетинг.

То есть любая «акция», любой жест или пост от лица бизнеса – это маркетинг, как в спокойное время, так и во время траура. А значит, за каждым таким действием стоит маркетинговая цель. Закрепили.

Теперь переходим к самой сути.

Формула маркетинга в неспокойное время

Делать больше добра, чтобы перекрыть случившееся зло. В помощь людям, на пользу бизнесу.

Это очень понятная формула, в ней нет каких-то сложносочиненных компонентов. Достаточно держать в голове, что сожаление, боль, скорбь, мрак, ужас и прочее – это:

  • не то, что поможет как можно быстрее вывести людей из негативного состояния
  • не то, что сблизит их с вами
  • не то, что продает

Я напомню еще раз, что цель бизнеса – это, в итоге, продажа. И в этом нет ничего плохого, потому что продажа не равно «навариться на жертвах», нет. Более того, каждый из нас каждый день пользуется благами, созданными бизнесом как раз для нас: мы получаем что-то хорошее, бизнес получает от этого радость + деньги.

Грустно, на самом деле, что приходится это проговаривать, но я не понаслышке знаю, как склонны загоняться и ругать бизнес люди.

Итак, что бы ни происходило, бизнесу нужно помогать людям – это его задача по умолчанию. И в неспокойное время, во время траура, задача не меняется – людям тоже нужно помогать.

Теперь давайте пройдемся по каждому пункту формулы подробнее и определимся, как же именно вести себя, каких правил придерживаться – и разберем это на реальных примерах рынка, удачных и не очень.

Правило 1. Добро, а не боль – поддерживаем людей правильно

В 2018 году произошел пожар в «Зимней вишне» – я тогда был под колоссальным впечатлением и для паблика одного благотворительного фонда написал пост, в котором привел какие-то цифры по числу погибших, по тому, какой это ужас, и попросил всех не паниковать, а лучше – помочь пострадавшим. И прикрепил статью с инструкцией, как задонатить в Красный крест.

Сегодня, отвечая за SMM гораздо более крупных компаний и гораздо глубже разбираясь в маркетинге, я не делаю таких постов. Потому что понимаю:

  • Такие посты усиливают страх. А если погуглить этимологию слова «террор», то становится понятно, что это и есть основная цель террористов – сделать так, чтобы мы все боялись.Нет никого смысла в том, чтобы очередной паблик написал, как он выражает сочувствие или запостил свежую инфу по числу погибших – потому что каждый такой пост не уменьшает, а лишь увеличивает количество общей боли.
  • Не помогу бизнесу – значит не помогу и людям. Если вы напишете в канале про маркетинг, что где-то произошел теракт – вы ничего не получите. Ну, окей – сколько-то охвата и реакций на пост. А дальше что? Это никак не помогает вам с точки зрения маркетинга, никак не помогает вашим человечкам – и зачем тогда это делать?
  • Люди об этом не просили – это буквально так. Когда я подписываюсь на канал «Креатив со звездочкой» (153к подписчиков) – я подписываюсь на канал про маркетинг и медиа. Это буквально позиционирование канала, указанное в описании. И в основном я получаю то, зачем и пришел – посты по маркетингу. Но в день событий Крокуса именно от этого канала я узнал о событиях в Крокусе и о том, что всем нужно отменить развлекательные посты. Может показаться, что это хорошо – канал информирует. Но я, как и другие читатели, подписывался не за этим – а за контентом по маркетингу. Если же кто-то подписался на развлекательный канал – значит он хочет получить порцию развлечения.

Террор не должен порождать террор. Страдание никак не помогает бизнесу, а маркетологи, которые на нем настаивают – откровенно вредят как своим компаниям, так и людям, которые ждут в такое время, на самом деле, простого человеческого добра, тепла. Как раз-таки юмора, улыбки – потому что юмор оказывает терапевтический эффект и снимает напряжение. А его обязательно нужно снять, если вы реально хотите кому-то помочь в это непростое время.

Примеры вредного контента:

Пост с канала о маркетинге
Непрямой призыв к массовой сдаче крови
Констатация факта и напоминание: событие СТРАШНОЕ. Не забывайте, нужно бояться.

Этот контент вредный, потому что противоречит первому правилу – поддерживать людей, а не генерировать боль. Никому не поможет призыв отменить развлекательные посты – потому что у людей сохраняются желания, у людей сохраняется жизнь. Да, это ужасно и больно, что многие в тот день жизнь потеряли. Но я не думаю, что они бы хотели, чтобы и все остальные – даже всего на день – перестали жить свою жизнь, грустили или паниковали.

В ту же корзину посты а-ля «смотрите, вот адреса центров сдачи крови». Вы просто вдумайтесь: а для кого этот пост? В каком городе эти адреса? Зачем сдавать кровь? Почему автор думает, что человеку в принципе нужны эти адреса – неужели человек в какой-то беде и не сможет их нагуглить буквально за 30 секунд?

А я отвечу – это делается либо бездумно, а значит вредно, либо ради отработки инфоповодов и не более. Что-то произошло, давайте об этом напишем и какую-то полезняшку запостим. Ну полезно же, знать адреса? Да конечно полезно. Только толку от этой пользы примерно ноль.

✅ Примеры полезного контента:

Автор на DTF объясняет, почему сдавать кровь лучше не сразу, а через неделю после теракта
Психиатр из Твиттера спасает нашу психику

Это примеры хорошего, действительно полезного контента. Как мы увидим дальше, многие компании почему-то считают, что они обязаны что-то объявить, присоединиться к скорби, дать срочные инструкции по тому, куда бежать и что делать. А в реальности это никому не нужно – ни им, ни людям.

Так почетный донор приходит и говорит: пожалуйста, подумайте, посмотрите карточки Службы Крови – и поймите, что кровь не надо бежать сдавать сейчас.

Твиттерский психиатр предлагает не смотреть жестокие кадры, если не готовы к ним. А ведь многие действительно смотрят, просто потому что чувствуют, что обязаны это видеть, обязаны разделить ужас. Нет, не обязаны.

И чтобы подробнее это рассмотреть, обозначим второе правило.

Правило 2. Определяем маркетинговую задачу, чтобы не стрелять себе в ноги

Еще раз: задача любого бизнеса – не объединение вокруг какой-то идеи траура или скорби. Нет, задача бизнеса – позаботиться о «своих» людях (своей аудитории, покупателях, пользователях, клиентах). Сделать им полезно и получать взаимность в виде денег.

Поэтому для меня странно, когда каждая вторая компания отменяет запланированные мероприятия и говорит, что таким образом присоединяется к трауру. Объясните: а зачем присоединяться к тому, что и так объявлено на федеральном уровне? Президент уже объявил день траура – и я его в этом поддерживаю, это абсолютно правильно и закономерно.

Но что неправильно – так это бездумный популизм ради… популизма. Под популизмом я подразумеваю свечки в сторис (от людей – супер, ок, но не от компаний), посты «скорбим вместе с вами». На мой взгляд, более чем очевидно, что по-настоящему скорбеть вместе с пострадавшими и семьями пострадавших не сможет никто. Выразить сочувствие – да, хорошо. Но какой толк семье погибшего в Москве от того, что кинотеатр в Мурманске не будет показывать фильмы? Какой толк от того, что детский парк развлечений будет закрыт – неужели мы хотим наказать сами себя за этот террор? Конечно нет! Но по факту получается, что таким образом бизнес это делает.

Хотя избежать этого очень легко, прям крайне легко – достаточно просто подумать о том, какой смысл в этом действии, как оно поможет аудитории, а значит и бизнесу. И получится, что если пользы от этого нет людям, то и бизнес только зря сам себе стреляет в ногу. А если есть – то и люди рады, и бизнес в плюсе. Чтобы не быть голословным, давайте рассмотрим на примерах.

❌ Примеры деструктивного маркетинга:

Семейная пиццерия, где отмечают детские дни рождения, отменила все мероприятия. Правильно, нечего детям веселиться!
Школа танцев, в которой обучают в основном детей, отменила занятия – иначе дети слишком отвлекутся от мрачных мыслей, а это недопустимо
Нечего в кино ходить – вас там смешить будут, а надо плакать и страдать. Не сметь отвлекаться от боли!

Все эти бизнесы бездумно взяли и отменили позитив разного рода – танцы, дни рождения, фильмы. Все то, что могло бы помочь людям отвлечься, расслабиться, немного прийти в себя хотя бы на 1-3 часа. Но нет – маркетинг этих заведений сработал максимально популистски.

Но почему маркетологи этих компаний приняли именно такое решение? О чем это может говорить – помимо того, что они в принципе не знают, как себя правильно вести в периоды чрезвычайных ситуаций?

Обратите внимание на такие метрики, как просмотры и реакции. Вы можете поверить мне на слово или пойти и самостоятельно убедиться, что, зачастую, такие посты и решения набирают сильно больше реакций и, соответственно, охватов. Что как будто бы плюс, да?

Здесь важно сказать, что любой инфоповод, даже самый страшный – это возможность к нему тем или иным образом присосаться. С точки зрения маркетинга, это очень хорошо для бизнеса – так компания может увеличить свою узнаваемость и даже лояльность, а еще получает много бесплатных охватов, потому что новости о действиях компаний разносят СМИ.

Вопрос лишь в том, что именно в итоге о тебе напишут – что ты кому-то помог, или что ты что-то отменил и закрыл.

Вот и получается, что непредусмотрительные маркетологи пишут такие посты и принимают решения, чтобы как-то прокатиться на волне людской боли. Вместо того, чтобы взять на себя ответственность унять эту боль. Закрыть заведение на сутки – очень легко и хоть немного, но все-таки заметно в инфополе. А вот на те же сутки придумать специальный формат, что-то доброе и полезное – это сложно.

В каком-то смысле, такой бизнес поступает по аналогии с террористами, придерживаясь принципа «ломать – не строить».

Что можно было сделать:

  • Кинотеатры – вместо отмены сеансов сделать их их бесплатными на этот день. Для всех, кто хочет отвлечься. Или устроить марафон добрых, успокаивающих фильмов.
  • Пиццерия – могла объявить, что деньги от этих мероприятий, которые и так уже запланированы и распроданы, будут направлены в Красный Крест.
  • Школа Танцев – занятие сделать бесплатным и сделать больше занятий на этот день, звать вообще всех, кто хочет выплеснуть эмоции через танец.

Как маркетолог, я регулярно придумываю разные акции, спецпроекты, стратегии и прочие «штучки» – и точно знаю, когда маркетологи втирают дичь и халтурят, а когда стараются. И теперь давайте посмотрим на примеры хороших ситуативок.

✅ Примеры конструктивного маркетинга:

— Аэрофлот бесплатно обменяет или вернет полную стоимость авиабилетов на рейсы с 22 по 24 марта, если поездка отменилась из-за теракта.

— S7 Airlines бесплатно перевезет близких и родственников пострадавших в трагедии на своих ближайших рейсах в Москву и из неё.

— Победа вернет полную стоимость билетов пассажирам, вылетающим в Москву и из Москвы с 22:00 22 марта по 25 марта, если они хотят отменить поездку.

— СберМаркет предоставляет бесплатную доставку на все заказы по России 23 и 24 марта.

— Хоум Кредит Банк, Совкомбанк, Тинькофф, Сбер, Альфа-Банк, ВТБ, МКБ, ДОМ РФ, Уралсиб и Газпромбанк спишут задолженности по кредитам для пострадавших и членов их семей.

— Психологи из YouTalk окажут бесплатную психологическую помощь для всех пострадавших во вчерашнем теракте и их близких.

— Сервис Zigmund Online предоставит бесплатную психологическую помощь не только напрямую пострадавшим от теракта, но и тем, кто столкнулся с травматическими последствиями: тревожностью, стрессом и другими эмоциональными трудностями.

— СберЗдоровье и сервис «Понимаю» открыли круглосуточную бесплатную «Горячую линию» психологической поддержки для всех нуждающихся.

— Альтер анонсировал бесплатные консультации для пострадавших и всех, кто переживает из-за теракта.

— TalkTome оказывает бесплатную психологическую помощь.

— iTAB окажет бесплатную психологическую помощь.

— Кризисный центр «Без паники» оказывает бесплатную экстренную психологическую помощь.

— Ассоциация юристов России запустила работу бесплатной горячей линии правовой помощи для пострадавших и семей погибших.

— Яндекс Афиша вернёт деньги за все ближайшие запланированные мероприятия в Крокус Сити.

— Благотворительный банк еды «Русь» открыл приём продуктов питания от кейтеринговых компаний и от организаторов мероприятий, которые не состоялись.

— Яндекс Такси сделали бесплатными все поездки из района Крокус Сити Холл вечером дня теракта.

— Сбер и Красный Крест открыли благотворительный счет для жертв трагедии.

— Авито Недвижимость вернет предоплату за бронь до 31 марта, а арендодателям компенсируют отмены.

— Wildberries продлил срок хранения заказов в ПВЗ Москвы и Подмосковье.

— РЖД объявил, что любые билеты до 26 марта можно отменить без комиссий.

— Tele2, МТС, билайн и другие мобильные операторы отменили плату за звонки на телефоны экстренных служб.

— Ингосстрах ввел упрощенное урегулирование убытков для клиентов, пострадавших в теракте.

— М.Видео-Эльдорадо передаст часть дохода от продаж для помощи пострадавшим и семьям погибших.

— Газпромнефть бесплатно заправлял топливом и кормил бригады экстренных служб в ночь на 23 марта.

— Нотариат предоставит бесплатную правовую помощь пострадавшим.

— Сервис Мета окажет бесплатную кризисную поддержку.

— Ostrovok, Tutu, Яндекс Путешествия и МТС Travel сделали бесплатной отмену бронирования отелей в Москве и Подмосковье.

Тут спасибо каналу «Кабачковая икра по акции» – благодаря ему не пришлось шерстить интернеты, все акции собираются в один пост.

Показательно: вот так можно своим примером ненавязчиво пригласить людей к чему-то доброму

Выше мы посмотрели на внушительный список разных маркетинговых решений от компаний – что их объединяет?

  1. Каждая из этих акций конструктивна – направлена на возмещение, утешение, помощь. Не «сочувствуем, поэтому отменим и заставим страдать», а «сочувствуем, поэтому поддержим и поможем».

  2. Компании ориентируются на конкурентов – а точнее, на более выигрышного из конкурентов. Так, если не ошибаюсь, первым о погашении всех кредитов пострадавших заявил Хоум Кредит Банк – и вслед за ним подтянулись все остальные.

    Тут стоит учитывать, что если бы это решение привело к трудностям для банка, то его бы не приняли. Никто не стал бы раздавать последние деньги – что, разумеется, не умаляет важности этого доброго и благородного поступка. Я лишь хочу напомнить, как важно оценивать маркетинговые решения именно с точки зрения маркетинга.

    И тогда будет очевидно, что решение «а давайте закроем кредиты» означает, что общий эффект от такой новости – в плане медийности, лояльности – будет значительно выше, чем финансовые затраты.

    А за решением одного банка подтягиваются и другие – чтобы и самим откусить от пирога медийности и лояльности, и конкуренту не дать так уж сильно вырваться вперед. Если вдруг кажется, что я предлагаю это осудить – нет, это норма, так и должно происходить на рынке. Так выглядит закулисье маркетинга.

  3. Сделать бесплатным – просто и действенно. Для ограниченного круга лиц – например, пострадавших и семей – или для всех. В любом случае эффект будет позитивный, такой маркетинг будет конструктивным.

Выводы и чек-лист

Что бы ни происходило – траур, стихийное бедствие, нападение инопланетян – маркетинг всегда остается с нами, потому что именно маркетинг определяет, как будет поступать бизнес.

Маркетинг – это всегда про пользу для компании через пользу для других (даже если эта польза сомнительная, как, например, алкоголь или табак). Иными словами, маркетинг – это про закрытие болей. Вот что-то болит у человека – и бизнес стремится эту бобошку закрыть, задуть, погладить и получить за это денежку.

И в дни траура стоит помнить, что принцип остается тем же самым:

В помощь людям – на пользу бизнесу.

Точно так же, как и всегда, нужно подумать о боли пострадавших, о боли всех сограждан, боли инфополя – и найти решение, которое со стороны конкретной компании не усугубит эту боль, а пусть хоть немного, но уменьшит.

И вот небольшой чек-лист для проверки себя перед запуском любой маркетинговой активности – и особенно во время траура:

◻ активность приносит пользу вашим людям (аудитории)

◻ активность однозначно трактуется как проявление сочувствия

◻ активность касается вашего продукта, вашей сферы

◻ активность позитивная

◻ активность социальная – в ней можно участвовать (не свечка в сторис)

◻ активность обоснована с точки зрения финансовых затрат

Придерживайтесь хотя бы этих 6-и пунктов, и тогда вы сможете избежать как вертолетной раздачи денег, так и бездумных свечек и отмен мероприятий.

Наша общая маркетинговая задача – не усилить страдания, а сократить и помочь людям выкарабкаться из ям. Надеюсь, этот материал выйдет не слишком поздно и будет полезен.

Берегите себя.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Билли Бургер

Спасибо, глоток свежего воздуха!

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо и вам! Сами очень нуждались в этом глотке, от того и случился этот материал

Ответить
Развернуть ветку
Old Papay

Статья безумно длинная это единственный минус, а из плюсов, то что вы попали в точку со своими рассуждениями и немного отвлекли от происходящего вокруг.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо! Длинно, 17к знаков) Но постарались максимально высказаться по теме.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван

Безумно это мягко сказано

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Светлана Белик

Спасибо за пост! Очень полезный разбор. Я правильно постила, но не было чувства, что это было правильно. А ваша статья очень поддерживающая. Спасибо 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо! Да, тема очень сложная, еще и потому, что мы все с ней, слава Богу, сталкиваемся очень редко. И просто пока не умеем реагировать как надо. Поэтому такой материал, надеюсь, поможет и выступит ориентиром.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Екатерина Петрова

Спасибо за действительно полезный контент. Меня как раз и выбило из колеи видео со стрельбой в специализированном паблике. Не со зла сделали, это понятно, но много людей пострадало от предыдущего террора, чтобы еще и переживать все заново, пусть и через новости. Надеюсь, к Вам прислушаются эти оголтелые истерики

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо! Да, скидывать подобные видео - это вообще, отдельный кошмар, который даже не обсуждается...

Ответить
Развернуть ветку
Трякин Михаил

День народного сплочения, каждый проявляет участие как может. Кто вы такие, чтобы это оценивать и предлагать хорошие и плохие варики? Или вообще предполагать, что для пострадавших будет лучше?
Всем блогерам, кто не выложил контент 24 числа я очень благодарен. Кто еще и ничего не написал, тот вообще красавчик. Бедный бизнес и креаторы, не могут денек ничего не выложить. Таких трауров было 3! за 8! лет. Все никак не нажрутся, все никак не напляшутся 🤷

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор
День народного сплочения, каждый проявляет участие как может

Так все-таки день сплочения или страдания? Если кто-то решит проявить участие очередным терактом - так тоже можно? Или нельзя будет оценить, хороший это варик или нет?

Всем блогерам, кто не выложил контент 24 числа я очень благодарен.

За что? За то, что их аудитория осталась без контента, ради которого подписывалась?

Все никак не нажрутся, все никак не напляшутся 🤷

Кто не нажрется, кто не напляшется? О чем этот вздох?

Возможно я буду первым человеком в вашей жизни, кто это скажет, но я не могу не проявить участие и остаться в стороне. Поэтому, внимательно: сидеть в уголке и плакать, обняв себя за коленки - это не проявление сплочения, не проявление участия. То, что для ПОСТРАДАВШИХ будет лучше понятно, если мыслить логически: если человек пострадал, он хочет, чтобы его еще били, или чтобы обняли и успокоили? По-моему тут все очевидно, второе.

А такие как вы предлагают поддерживать массовую истерию. У меня только один вопрос: зачем? Ладно, еще один: почему вместо культивирования хотя бы вокруг себя (ведь до всех вы все равно не дотянетесь) добра, поддержи, принятия, вы упорно насаждаете токсичность и поддерживаете в людях горечь и страх?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Андрей

Делать продажи на трагедии - очень низко

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Белик

Вообще не об этом же! А о том, чтобы не поддерживать цель террористов в распространении страха.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Awake Journal
Автор

Соглашусь, что наживаться на трагедии - это низко. Но и статья же, вроде как, не об этом?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ковалев

Отличные примеры, круто показали как делают все и те, кто понимает как нужно делать.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо! Постарались, надеюсь послужит для бизнеса примером.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Гаязова

Многовато воды, не смог прочитать все. Но идеи шикарные, есть что подчеркнуть. Подборка примеров очень понравилась.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Рад, что статья оказалась полезной) По поводу воды - таков уж авторский стиль, против него не попрешь

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Суть: делайте хорошо, плохо не делайте.

Ради этого реально написали полотно?

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

И плюс к этому, важно еще и сказать как именно будет хорошо - ради этого и написана статья.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Awake Journal
Автор

Сам тезис "делайте хорошо" вообще универсальный и применим к практически любым инструкциям - от этого он плохим не становится.

Более того, здесь по теме прям важно сказать: пожалуйста, сделайте уже что-то ХОРОШЕЕ. Да хоть плохо сделайте, но ХОРОШЕЕ.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Странная логика у автора статьи. Допустим, умер человек, родственники перенесли свадьбу на другой день. Автор искренне считает, что это неверное решение?

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Как вы пришли к выводу, что я так считаю?

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
64 комментария
Раскрывать всегда