(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(45825051, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(45825051, 'hit', window.location.href);

Надо ли маркировать как рекламу репосты розыгрышей и оформлять отчеты в ОРД?

Вопрос репостов как розыгрышей, так и иных по тематике публикаций крайне важная тема, которая напрямую связана с исполнением закона о маркировке интернет-рекламы. Я прекрасно знаком с горячими дебатами насчет его обсуждения в различных тематических телеграм-каналах (чатах) про маркировку рекламы. На данный момент я могу предложить нижеуказанные решения данного вопроса насчет необходимости маркировки репостов.

Вводная информация

Итак, на данный момент методичек от ФАС по теме репостов нет, а именно это ведомство по закону определяет, что является рекламой (в том числе насчет репостов), а что просто информацией, которая выходит за контур исполнения закона о маркирвоке рекламы.

По закону ФАС также отслеживает наличие атрибутов маркировки рекламы, а именно пометки Реклама и Название рекламодателя в рекламном материале

Роскомнадзору выделены полномочия по контролю наличия токена (erid) и отслеживание отчетности в ОРД

Следует понимать, что при классическом репосте изначально нет никаких первичных учетных документов в виде договора, нет движения финансовых средств и как следствие отсутствует наличие закрывающих документов в виде актов либо чеков от самозанятых

Кроме того, при репосте никто не спрашивает разрешения у владельца изначального поста на данное действие и владелец изначального поста может быть даже не в курсе про наличие репоста

Также встает вопрос кого указывать в качестве Рекламодателя, если репост все-таки будет иметь место и будет принято решение его маркировать.

Важно, изначальный пост может быть произведен в паблике, например банка, про его новую кредитную карту. Причем данный пост про СВОЮ карту, опубликованный в СВОЕМ паблике не является рекламой, а имеет место справочная информация про хозяйственную деятельность, которая не подлежит маркировке и отчетности в ОРД.

Однако при репосте данного поста в паблик про котиков, который никакого отношения к банковской деятельности и финансовым инструментам не имеет приведет к тому, что данный пост ФАС может признать как рекламный и требующий исполнения закона о маркировке рекламы. Тем более прецеденты насчет возбужения дела ФАС насчет репостов уже есть

Кстати, вышесказанное также относится к широко распространеным призывам к репостам при всевозможных розыгрышах и конкурсах. Для тех, кто проводит розыгрыш и конкурс в своих соцсетях это справочная информация об их текущей хозяйственной деятельности и маркировке не подлежит, а вот для тех, кто сделает репост розыгрыша все далеко не так однозначно.

Таких репостов наивных пользователей десятки, если не сотни тысяч по всему интернету каждый месяц и большая часть из них потенциально могут быть признаны рекламными при совершении репоста.

Наивная аргументация затем перед ФАС про то, что репост был сделан как условие участия в конкурсе либо розыгрыше будет пустым звуком и не признан как оправдание при нарушении закона о маркировке рекламы, если изначальный пост не был отмаркирован.

Юридическое заключение РАПСИ (российское агентство правовой и судебной информации) по поводу репостов

Итак, что делать при репостах?

Ниже приведены инструкции, которые могут служить ориентиром по данному вопросу, с моей точки зрения

Первый сценарий: исходный пост промаркирован

Этого будет достаточно и в данном случае любой пользователь может делать репост без проблем, дополнительно не маркируя данный пост со своей стороны. Здесь позиция Роскомнадзора, конечно, без ответа на официальном бланке с печатями ведомства, но как ориентир принимается к сведению для выводов и дальнейших действий:

Я полностью поддерживаю и приветствую данную позицию Роскомнадзора насчет того, что отмаркированный пост не требует повторной маркировки, так как изначальный пост учет уже отмаркирован и попал в ЕРИР, иначе "масло масляное".

Надо понимать, что закон создан для учета публикуемых рекламных материалов и в данном случае, например организатор конкурса (розыгрыша) принудительно выполнит учет со своей стороны и обозначит присутствие отмаркированного поста в ЕРИР. А дальше отмаркированный пост может спокойно гулять по интернету и не будет являться токсичным с точки зрения исполнения закона о маркирвке рекламы.

Как я упоминал выше, организатор конкурса не обязан был делать маркировку поста, так как пост был опубликован в ЕГО паблике про ЕГО мероприятие, а это изначально маркировки не подлежит (хоздеятельность). Но он поступил правильно, чтобы обезопасить участников конкурса при репосте его изначального поста, что можно только приветствовать

Второй сценарий: исходный пост не промаркирован

А. Банк опубликовал пост про свою новую кредитную карту у себя в соцсети. Для банка это типичная справочная информация о его хозяйственной деятельности и не требует маркировки

Вы делаете репост данного исходника к себе в паблик

Если у вас тематический паблик (мой шортс в Ютуб по данной теме), посвященный в ретороспективе только обзорам и информации насчет банковских продуктов, то ваш репост (без закрепа) к себе в ленту поста-исходника от банка по аналогичной теме не требует маркировки. Точнее сказать, что в данном случае вероятность претензий ФАС будет маловероятной, особенно если будет иметь место комментарий и обсуждение данного продукта со стороны тематического блогера.

Б. Если ваш паблик никакого отношения к банковским продуктам не имеет, то репост исходника от банка потребует маркировки, например в таком виде.

Либо маркировка может быть указана в ответе на данный пост. Например, в Телеграм может не получиться вставить свой текст с маркировкой при публикации репоста у себя в канале.

Здесь самый главный вопрос, кого указывать Рекламодателем и как получать токены в ОРД при репосте, ведь договора нет, движения финансовых средств нет и закрывающих документов нет.

На самом деле все достаточно просто.

Рекламодателем и рекламораспространителем в одном лице при репосте будете именно вы, как лицо сделавшее репост, так как Рекламодатель это лицо определившее объект либо содержание рекламы. В данном случае содержание рекламы определили не вы, но ВЫ определили объект рекламы (объектом рекламы при репосте является сам исходный пост как сущность), поэтому реквизиты именно ваши должны присутствовать в маркировке

Теперь насчет того, как оформить репост в ОРД

В большинстве своем ОРД позволяют проводить сделки по репостам с помощью инструмента саморекламы, так как в нашем случае при репосте вы также являетесь Рекламодателем и Рекламораспространителем в одном лице.

Подчеркну, будет использоваться инструмент саморекламы, как механизм, реализованный и названный так в каждом ОРД (оператор рекламных данных). Тем более понятия "самореклама" официально в законе о рекламе даже не существует.

Поэтому будем использовать данный инструмент для оформления репостов (и не только их, между прочем) в ОРД.Тем самым мы получим токен без наличия первичных учетных документов (договор) и закрывающих документов (акт)

У себя в ОРД заходим сразу в блок Креативы (пример использования инструмента саморекламы в Яндекс ОРД) и выбираете себя в качестве контрагента. Получите токен и будете отчитываться по нему в блоке Статистика, а блок Акты при использовании инструмента саморекламы заполнять не требуется.

Так это реализовано в ОРД ОЗОН
ОРД ВК
ОРД СБЕР

Вот так! Без шума и пыли)

Тем самым, используя инструмент саморекламы, вы без документов и движения финансовых средств по сути и по факту выполните все, что необходимо для исполнения закона о маркировке рекламы. Учет и отчетность рекламы в виде репоста будет вами произведена, что требуют от вас ФАС и Роскомнадзор.

Третий сценарий: оплаченный репост по договору

В данном случае это классическое размещение по схеме РД (опубликовал исходный пост у себя в паблике без маркировки, так как это его хоздеятельность) - РР (сделал репост исходника к себе в паблик) с наличием договора, наличием движением финансовых средств и закрывающих документов от РР для РД.

Пример оформления отчетности в ОРД для рекламной цепочки РД - РР в моих публикациях: ОРД Яндекс, ОРД ВК, ОРД Медиаскаут, ОРД Сбер, ОРД Озон, ОРД-А, ОРД Билайн.

Подводя черту, стоит заметить, что на данный момент правоприменнительная практика только формируется, а разнообразие кейсов может быть безгранично, поэтому вполне возможно от ФАС и Роскомнадзора появятся дополнительные комментарии либо методички как оформлять репосты в каждом конкретном стандартном случае.

В моем Телеграм-канал вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора

0
1 комментарий
Mikhail Che

какая же хрень

по сути за любой пост с любой ссылкой можно херачить штрафы
отныне у нас в стране посты с ссылками и/или упоминанием любой организации запрещены

как хорошо, что всем похер

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда