Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?
Рассмотрим вопрос с разбором официальных ответов ФАС, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы, а именно нужно ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях о своих товарах, услугах и мероприятиях
Заметим, что на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.
Итак, как решался поставленный вопрос?
Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги
Поясним, почему именно в ФАС
Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая
Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).
В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:
- Продажа автозапчастей Камспартс
- Додо-пицца
Камспартс:
В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.
Пост 1
В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС
Пост 2
В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.
Пост 3
Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара
ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти - от 20 до 30 дней
Какой ответ в итоге был получен от ФАС?
Какие выводы можно однозначно сделать?
Указанные посты в запросе, как впрочем вся лента данной кампании в социальной сети НЕ нарушает закон о рекламе и НЕ требует маркировки.
ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, распродажах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов.
ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке.
Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.
Додо-пицца:
Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС
Ответ ФАС по данному запросу
По сути, ФАС дал аналогичную трактовку и обозначил свою позицию в отношении сайтов и постов в соцсетях для Додо-пицца, так же как и для Камспартс (см. выше)
Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра
Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?
Рекомендации для своих постов в социальных сетях, чтобы избежать маркировки и исключить “отдельные случаи”:
1. Все посты и сторис должны быть оформлены в едином стиле и ничем не выделяться друг относительно друга
2. Нельзя закреплять пост в ленте про отдельный товар либо баннер на сайте делать сквозным (всплывающим) про конкретный товар из каталога с указанием бренда
3. Нельзя в пост вставлять выделяющийся сочный баннер, где будет указываться конкретный товар с указанием бренда
4. При вставке выделяющегося баннера в пост (в том числе на сайт) не указывайте конкретный товар бренда, а пишите про категорию товара (а при клике можно вести и на конкретную карточку товара в каталоге):
Пример: Скидки 30% на немецкую мужскую обувь - этот баннер маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном товаре и бренде
Пример: Скидка 30% на мужскую обувь Ecco triaton X - этот баннер придется маркировать, так как в нем присутствует название бренда для конкретного товара
Если вам необходимо размещать баннеры в постах соцсетей, то делайте это используя общие формулировки. Например, как это делает на сайте Сбермегамаркет. У сбера свой ОРД. Они с ФАС и Роскомнадзором на короткой ноге, поэтому приемы, которые использует Сбермегамаркет подойдут всем, кто публикует баннеры на сайте и в постах соцсетей. Зачем тратить ресурсы на маркировку, отчетности по ней в ОРД, когда можно обходить маркировку, указанными рекомендациями?
Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание бренда и конкретного товара. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в постах соцсетей.
В итоге мы выяснили, что можно вести свои соцсети как и прежде, выкладывая в своих постах информацию о своих товарах, услугах и мероприятиях. Причем данный факт не потребует выполнения законао маркировке рекламы
Естественно, если мы посты о своих товарах плани руем выкладывать на чужих интернет-ресурсах, то данные публикация и размещения потребуют маркировки, т.е. соблюдения закона о маркировке рекламы
В моем Telegram и YouTube вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы, оформлению отчетности с разаллокацией в ОРД, а также получить ответы по вашим кейсам
Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:
- Настройка отчетности в ОРД Озон для блогеров
- Гайд по маркировке рекламы в новом ОРД Яндекс для блогеров
- Маркировка рекламы для блогеров с разаллокацией в ОРД Сбер
- Маркировке рекламы для digital-агентства на ОРД Амбердата (ОРД-А)
- Отчеты в ОРД Медиаскаут для владельца интернет-площадки
- Маркировка рекламы для блогеров в ОРД Билайн (1ОРД)
- Как маркировать рекламу рекламному агентству в ОРД ВК
- Маркировка рекламы для блогеров в ОРД Вконтакте
спасибо братан
классно, благодаря этой статье разобрался. Досадно - ошибка "данной кампании" - в данном случае нужно писать кОмпании
Маркируй или не маркируй все равно в итоге заплатите штраф
Проще говоря там где присутствуют товарно-денежные отношения между двумя или несколькими субъектами, то это и есть реклама очевидно, которую надо маркировать.
Не факт...Например, есть понятие Самореклама. Когда бизнес у себя на сайте или в соцсетях выводит в отдельный выделяющийся (в том числе сквозной по всем страницам) баннер информацию об отдельном товаре или бренде, то с большой вероятностью это будет признано как рекламный материал, подлежащий маркировке, НО никто никому, естественно, в данном случае не платил.
Также есть понятие нулевой вечной отчетности, когда договорные отношения закончились на размещение рекламных материалов, а маркировать по прежнему нужно. Например, рекламодатель оплатил размещение поста у блогера (классические посевы). Данный пост потом блогером не сносится из ленты, а висит вечно. Тогда это требует отчетности в ОРД, увы...Так называемая нулевая отчетность.
В итоге сейчас многие блогеры и СМИ стали на практике сносить статьи, публикации, посты после окончания срока действия договора, чтобы не париться с вечной отчетностью.
"Когда бизнес у себя на сайте или в соцсетях выводит в отдельный выделяющийся (в том числе сквозной по всем страницам) баннер информацию об отдельном товаре или бренде"
Так, а чем это отличается от справочной информации? Тут очень размытые понятия, что считать рекламой, а что справочной информацией. И главное, кто будет это всё отслеживать. Самый очевидный способ понять, это наличие платежей за то или иное размещение.
Очевидно, когда на условном Озоне помечаются баннеры о брендах, это реклама (т.к. бренды за это платят).
Но когда просто продаются товары брендов, где присутствует логотип, акция и все сопутствующие признаки рекламы, то метки не нужны? Где логика тогда.
Или например, если обычный человек сделал репост из группы своего любимого бренда с рекламой распродажи. По сути, это можно считать рекламой. А когда тоже самое делает блогер и получает за это деньги? И что, получается ФАС будет карать всех без разбора?
1. "Так, а чем это отличается от справочной информации?"
Согласен, понятия размытые. Но контур применения либо нет маркировки постепенно начинает определяться.
Рекомендации я привел на основании ответов ФАС
2. "Очевидно, когда на условном Озоне помечаются баннеры о брендах, это реклама (т.к. бренды за это платят)."
Да, условный Озон продвет места под баннеры и они маркируются.
Также маркетплейс по собсчтвенной инициативе выводит в баннеры информацию о каких-либо товарах. Здесь уже нужна маркировка, если есть конкретика по бренду либа не нужна если упоминаются общие формулировки про категории товаров. Например баннерс Спецпредложение с 20% скидкой на самокаты для детей маркировать не требуется.
3. "обычный человек сделал репост из группы своего любимого бренда с рекламой распродажи" Это очень интересный вопрос и пока без ответа. Я по поводу репостов (надо ли их маркировать) сделал ответ в ФАС. Ответ будет примерно до 15 июля
Смотрите мой вк https://vk.com/dhprime либо еламовский чат по маркировке https://t.me/adv_system_chat. Я туда выложу ответы ФАС
+ возникает вопрос абуза системы)
Если какой-то аноним создаёт сайт, размещает там рекламу моего бизнеса без маркировок, потом пишет жалобу в РКН или ФАС с жалобой. В таком случае мне прилетит штраф?)
Риск мошенничества есть везде и всегда. В том числе насчет маркировке (мне такой вопрос на Хабре также задавали).
Придется защищаться и разбираться в суде. Увы
Но пост-закреп на своей странице нужно маркировать, правильно?
Если вы в нем рассказываете об отдельном товаре, то скорей всего маркировать придется. А обячный пост о вашей хозяйственной деятельности маркировать не стоит. Даже если он закреплен