(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(45825051, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(45825051, 'hit', window.location.href);

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Рассмотрим вопрос с разбором официальных ответов ФАС, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы, а именно нужно ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях о своих товарах, услугах и мероприятиях

Заметим, что на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.

Итак, как решался поставленный вопрос?
Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги

Поясним, почему именно в ФАС

Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая

Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).

В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:

  • Продажа автозапчастей Камспартс
  • Додо-пицца

Камспартс:

В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.

Пост 1

В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС

Пост 2

В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.

Пост 3

Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара

ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти - от 20 до 30 дней

Какой ответ в итоге был получен от ФАС?

Какие выводы можно однозначно сделать?

Указанные посты в запросе, как впрочем вся лента данной кампании в социальной сети НЕ нарушает закон о рекламе и НЕ требует маркировки.
ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, распродажах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов.
ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке.
Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.

Додо-пицца:

Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС

Ответ ФАС по данному запросу

По сути, ФАС дал аналогичную трактовку и обозначил свою позицию в отношении сайтов и постов в соцсетях для Додо-пицца, так же как и для Камспартс (см. выше)

Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра

Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?

Рекомендации для своих постов в социальных сетях, чтобы избежать маркировки и исключить “отдельные случаи”:

1. Все посты и сторис должны быть оформлены в едином стиле и ничем не выделяться друг относительно друга

2. Нельзя закреплять пост в ленте про отдельный товар либо баннер на сайте делать сквозным (всплывающим) про конкретный товар из каталога с указанием бренда

3. Нельзя в пост вставлять выделяющийся сочный баннер, где будет указываться конкретный товар с указанием бренда

4. При вставке выделяющегося баннера в пост (в том числе на сайт) не указывайте конкретный товар бренда, а пишите про категорию товара (а при клике можно вести и на конкретную карточку товара в каталоге):

Пример: Скидки 30% на немецкую мужскую обувь - этот баннер маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном товаре и бренде

Пример: Скидка 30% на мужскую обувь Ecco triaton X - этот баннер придется маркировать, так как в нем присутствует название бренда для конкретного товара

Если вам необходимо размещать баннеры в постах соцсетей, то делайте это используя общие формулировки. Например, как это делает на сайте Сбермегамаркет. У сбера свой ОРД. Они с ФАС и Роскомнадзором на короткой ноге, поэтому приемы, которые использует Сбермегамаркет подойдут всем, кто публикует баннеры на сайте и в постах соцсетей. Зачем тратить ресурсы на маркировку, отчетности по ней в ОРД, когда можно обходить маркировку, указанными рекомендациями?

Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание бренда и конкретного товара. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в постах соцсетей.

В итоге мы выяснили, что можно вести свои соцсети как и прежде, выкладывая в своих постах информацию о своих товарах, услугах и мероприятиях. Причем данный факт не потребует выполнения законао маркировке рекламы

Естественно, если мы посты о своих товарах плани руем выкладывать на чужих интернет-ресурсах, то данные публикация и размещения потребуют маркировки, т.е. соблюдения закона о маркировке рекламы

В моем Telegram и YouTube вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы, оформлению отчетности с разаллокацией в ОРД, а также получить ответы по вашим кейсам

Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Prospero Xen

спасибо братан

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

классно, благодаря этой статье разобрался. Досадно - ошибка "данной кампании" - в данном случае нужно писать кОмпании

Ответить
Развернуть ветку
Федор Белов

Маркируй или не маркируй все равно в итоге заплатите штраф

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Проще говоря там где присутствуют товарно-денежные отношения между двумя или несколькими субъектами, то это и есть реклама очевидно, которую надо маркировать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Хатин - Платный трафик
Автор

Не факт...Например, есть понятие Самореклама. Когда бизнес у себя на сайте или в соцсетях выводит в отдельный выделяющийся (в том числе сквозной по всем страницам) баннер информацию об отдельном товаре или бренде, то с большой вероятностью это будет признано как рекламный материал, подлежащий маркировке, НО никто никому, естественно, в данном случае не платил.
Также есть понятие нулевой вечной отчетности, когда договорные отношения закончились на размещение рекламных материалов, а маркировать по прежнему нужно. Например, рекламодатель оплатил размещение поста у блогера (классические посевы). Данный пост потом блогером не сносится из ленты, а висит вечно. Тогда это требует отчетности в ОРД, увы...Так называемая нулевая отчетность.
В итоге сейчас многие блогеры и СМИ стали на практике сносить статьи, публикации, посты после окончания срока действия договора, чтобы не париться с вечной отчетностью.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

"Когда бизнес у себя на сайте или в соцсетях выводит в отдельный выделяющийся (в том числе сквозной по всем страницам) баннер информацию об отдельном товаре или бренде"

Так, а чем это отличается от справочной информации? Тут очень размытые понятия, что считать рекламой, а что справочной информацией. И главное, кто будет это всё отслеживать. Самый очевидный способ понять, это наличие платежей за то или иное размещение.

Очевидно, когда на условном Озоне помечаются баннеры о брендах, это реклама (т.к. бренды за это платят).

Но когда просто продаются товары брендов, где присутствует логотип, акция и все сопутствующие признаки рекламы, то метки не нужны? Где логика тогда.

Или например, если обычный человек сделал репост из группы своего любимого бренда с рекламой распродажи. По сути, это можно считать рекламой. А когда тоже самое делает блогер и получает за это деньги? И что, получается ФАС будет карать всех без разбора?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Хатин - Платный трафик
Автор

1. "Так, а чем это отличается от справочной информации?"
Согласен, понятия размытые. Но контур применения либо нет маркировки постепенно начинает определяться.
Рекомендации я привел на основании ответов ФАС
2. "Очевидно, когда на условном Озоне помечаются баннеры о брендах, это реклама (т.к. бренды за это платят)."
Да, условный Озон продвет места под баннеры и они маркируются.
Также маркетплейс по собсчтвенной инициативе выводит в баннеры информацию о каких-либо товарах. Здесь уже нужна маркировка, если есть конкретика по бренду либа не нужна если упоминаются общие формулировки про категории товаров. Например баннерс Спецпредложение с 20% скидкой на самокаты для детей маркировать не требуется.
3. "обычный человек сделал репост из группы своего любимого бренда с рекламой распродажи" Это очень интересный вопрос и пока без ответа. Я по поводу репостов (надо ли их маркировать) сделал ответ в ФАС. Ответ будет примерно до 15 июля
Смотрите мой вк https://vk.com/dhprime либо еламовский чат по маркировке https://t.me/adv_system_chat. Я туда выложу ответы ФАС

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

+ возникает вопрос абуза системы)

Если какой-то аноним создаёт сайт, размещает там рекламу моего бизнеса без маркировок, потом пишет жалобу в РКН или ФАС с жалобой. В таком случае мне прилетит штраф?)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Хатин - Платный трафик
Автор

Риск мошенничества есть везде и всегда. В том числе насчет маркировке (мне такой вопрос на Хабре также задавали).
Придется защищаться и разбираться в суде. Увы

Ответить
Развернуть ветку
Анна Жирина

Но пост-закреп на своей странице нужно маркировать, правильно?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Хатин - Платный трафик
Автор

Если вы в нем рассказываете об отдельном товаре, то скорей всего маркировать придется. А обячный пост о вашей хозяйственной деятельности маркировать не стоит. Даже если он закреплен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда