Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

В настоящей публикации я решил обновить и расширить свои прежние пошаговые инструкции на тему того, как на практике маркировать рекламу с помощью ОРД Озон для Рекламораспространителей (блогеров, владельцев пабликов и сайтов) для исполнения закона о маркировке интернет-рекламы (статья 18.1 закона о рекламе №38-ФЗ).

Это вызвано тем, что прошло уже достаточно времени. В различных ОРД, а именно ОРД Озон, ОРД ВК, ОРД Медиаскаут, ОРД Лаборатория разработки Сбер, Первый ОРД, ОРД-А, появились серьезные изменения, которые существенно повлияли на механизм выстраивания отчетности для различных рекламных цепочек. Например, из блока Акты был выделен блок Статистика, что существенно облегчило и упростило оформление, так называемой, вечной отчетности в ОРД и изменило процесс оформления актов в ОРД.

Давайте вместе разберемся, как настроить отчеты (Акты и Статистика) в ОРД Озон владельцам интернет-площадок, так как организация маркировки рекламы в ОРД при больших объемах трудоемкий процесс с вероятностью ошибок из-за человеческого фактора либо из-за недостаточности компетенции по данному вопросу.

Теоретическая часть

Информация по теоретической части выведена в отдельную публикацию как системный материал, который требуется знать и выполнять участникам рекламной цепочки

Практическая часть

Рекламораспространитель в обязательном порядке, когда к нему приходит Заказчик, должен узнать, является ли тот исходным Рекламодателем или Посредником при организации процесса оформлении рекламы в ОРД со своей стороны. На основании полученной информации для базовой схемы может присутствовать один из нескольких сценариев, которые потребуется оформить в ОРД.

Остановимся на каждом подробнее.

Первый сценарий: Рекламодатель - Рекламораспространитель

Сторонами была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между Рекламодатель-Рекламораспространитель возьмет на себя Рекламораспространитель (РР), в том числе РР получит токены в своем ОРД. Важно следующее, кто получает токены, тот по ним и отчитывается с разаллокациями (детализацией) по креативам и площадкам.

Изначально предположим, что между Рекламодателем и РР есть договор 100-10 от 20 октября на размещение рекламных материалов в ноябре 2023 года и дополнительным работам по договору (креатив и иные виды услуг). По окончании размещения РР (блогер) выставит для Рекламодателя бухгалтерский (бумажный акт) от 03 декабря 2023 года на общую сумму работ по договору.

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Этапы отчетности для Первого сценария:

  • РР (блогер) пройдет регистрацию в ОРД на сайте ord.ozon.ru и получит свой собственный аккаунт в системе ОРД Озон
  • РР должен указать свою интернет-площадку в блоке Площадки, где будет происходить размещение РИМ. Допустим, блогеру принадлежат две площадки в интернете для того, чтобы показать принцип, как будут распределяться рекламные бюджеты в блоке Статистика.
Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?
  • РР (блогер) должен указать контрагентов, которые участвуют в договоре в блоке Контрагенты.

РР заполнит информацию о себе, поставит галочку Рекламораспространитель и прикрепит интернет-площадки, которые ему принадлежат.

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Далее оформит данные по Рекламодателю:

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?
  • РР пропишет договоры с атрибутами (номер, дата, сумма договора необязательна) из бухгалтерского (бумажного) договора в блоке Договоры. Если стороны не используют договор, то в поле Номер договора можно вписать номер счета, счет-договора либо счета-оферты. В том числе, если РР – физлицо в статусе самозанятого, то он может сгенерировать на платформе Мой налог счет и указать его номер в поле Номер договора. Роскомнадзор это не запрещает, однако наличие договора между сторонами более приоритетно, чем иные первичные документы, подтверждающие факт сделки между контрагентами.
Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?
  • Далее РР должен загрузить креативы и получить токены для рекламы (erid) в блоке Креативы:
Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Важно: прикрепление креативов в блоке Креативы всегда производится к Изначальному договору (договор между Рекламодателем и его первым контрагентом).

В нашем случае, при короткой рекламной цепочке, Изначальный договор и договор РД-РР это одно и то же, поэтому в блоке Креативы указан наш договор № 100-10 от 20 октября 2023 года (он автоматически появится в меню поля при выборе)

Обратите внимание на Нативная реклама

Галочку Нативной рекламы (см. скан выше) не ставим. Аспекты проведения и оформления нативной рекламы в ОРД обозначены мною в отдельной публикации

Напомним, что за атрибутами маркировки (Реклама и Название рекламодателя) следит ФАС, а Роскомнадзор отслеживает наличие атрибута erid (токен) на РИМ и контролирует отчетность в ОРД.

Базовый вариант маркировки рекламного материала:

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?
Как маркировать рекламу, а именно каким образом наносить атрибуты маркировки на различные форматы РИМ можно посмотреть в моей публикации.

После окончания размещения РИМ, блогер должен оформить и передать Рекламодателю бумажные акты, а также занести атрибуты бухгалтерского акта в ОРД в блоке Акты с разаллокацией по Изначальному договору и занести данные по показам в блоке Статистика с разаллокациями по креативам (площадкам).

Сначала следует оформить блок Статистика, в котором РР занесет данные по показам для каждого креатива и для каждой площадки. Так как у нас креатив был один, то в блоке Статистика будет присутствовать две строчки – каждая для своей площадки. Итак, в блоке Статистика нажмем Добавить и поэтапно добавим каждую площадку. Напомним, площадки размещения РИМ мы добавили в самом начале практической части и прикрепили их к РР (рекламораспространителю).

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Добавляем первую площадку - Ozon. Указываем количество показов, которые можно взять из систем аналитики платформы размещения (например из ленты ВК либо системы аналитики ВК) либо с помощью Яндекс Метрики со своего сайта, указывая количество посещений страницы, где был размещен рекламный материал. Этого будет достаточно.

Указываем точный срок размещения, если бы у нас было размещение с 10.11.23 по 30.11.23, то указать надо именно его. Так как у нас общая сумма, которая была выделена на размещение 90 000 рублей, а площадки две, то мы смело указываем сумму для текущей площадки в размере 45 000 рублей либо можно распределить эту сумму пропорционально количествам показов на каждой площадке.

Стоимость единицы оказания услуг – 45 000 / 100 показов = 450 рублей либо укажите 45 000 рублей, так как мы платим блогеру за услугу - размещение, поэтому она и будет единицей оказания услуг . Всего услуга стоила 90 000 рублей, а так как площадки у нас две, то делим на 2. Оба варианта вычисления Стоимости оказания услуг приемлемы.

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Добавляем вторую площадку - dhprime. Здесь все аналогично описанному выше:

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

В итоге у нас получилось две строчки в блоке Статистика – каждая строчка для отдельной площадки размещения. Если бы у нас было два креатива и одна площадка, то также в блоке Статистика у нас было бы две строчки – каждая строчка для отдельного креатива, но на одной площадке. Если бы у нас было два креатива на двух площадках, то в блоке Статистика присутствовало бы четыре строчки. Это и есть разаллокация (детализация), которую требует Роскомнадзор при построении отчетности в ОРД.

Следующим шагом рассмотрим как заполнить блок Акты и оформить разаллокацию по Изначальному договору.

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

В блоке Акты блогер должен в верхней части занести атрибуты своего доходного бухгалтерского акта (номер, дату и сумму). Как указано в водной части, блогер выполнял не только услуги по размещению РИМ на своих площадках, но также изготавливал креативы и выполнял иные услуги по договору. Следовательно, в верхнем блоке (бухгалтерском блоке) должна быть указана вся сумма по договору по всем работам, а именно 110 000 рублей.

В нижнем блоке (блок разаллокации по Изначальному договору) блогер сначала выберет Изначальный договор (как указано выше, в нашем случае Изначальный договор и договор РД-РР это одно и тоже) укажет сумму 90 000 рублей, так как именно она была потрачена непосредственно на размещение рекламных материалов. Затем укажет НДС либо нет, а далее нажмет Сохранить. В итоге, в интерфейсе появится Карандашик в столбце Количество креативов, при нажатии на который, откроется блок Статистика, где можно выбрать наш креатив, который был размещен на двух площадках:

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

В итоге, Рекламораспространитель оформил все необходимое для исполнения закона о маркировке рекламы для связки РД-РР по первому сценарию. Рекламодателю ничего оформлять в своем ОРД не потребуется, так как отчет по сделке (договору) полностью выполнил РР (рекламораспространитель)

Стоит заметить, что если Рекламораспространитель (владелец сайта, блогер, админ паблика), согласно договору не будет загружать креативы и получать токены (erid), то РР повторит своими действиями Первый сценарий, кроме занесения данных в блок Креативы и блок Статистика. Единственное, что от него потребует РД, так это предоставить статистику по реальным показам на его площадках по каждому креативу, исходя из данных платформ либо по данным Яндекс Метрики.

В блоке Акты блогер заполнит верхнюю часть на основании своего бухгалтерского закрывающего акта. А также произведет разаллокацию по Изначальному договору БЕЗ добавления данных по креативам, т.е. в столбике Количество креативов должен фигурировать 0 и на Карандашик нажимать не требуется.

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Второй сценарий: Рекламодатель - Посредник (агентство) - Рекламораспространитель

Сторонами (Посредник - Рекламораспространитель) была заключена договоренность, оформленная в договоре, что обязанность произвести отчетность в своем ОРД за связку (договор) между Посредник-Рекламораспространитель возьмет на себя Рекламораспространитель (РР), в том числе РР получит токены в своем ОРД.

В данном случае блогер договор с заказчиком Посредник-Рекламораспространитель и понятие Изначальный договор это уже две разные сущности.

Изначальным договором теперь будет считаться договор между РД и Посредником, так как именно Посредник (рекламное агентство, биржа, фрилансер) теперь будет являться первым контрагентом для Рекламодателя, а не РР, в отличие от короткой цепочки РД-РР по Первому сценарию.

В данном случае пошаговая инструкция для РР будет аналогичная, описанному в Первом сценарии, но изначальным договором теперь будет договор РД - Агентство. Поэтому РР(мы) в блоке Договоры придется дополнительно заносить атрибуты изначального договора между РД - Агентство, а договор Агентство-РР НЕ будет иметь статус изначального договора.

Соответственно, РР (мы) при загрузке креативов и получении токенов в блоке Креативы будет прикреплять креативы к договору РД-Агентство, так как именно этот договор теперь будет иметь статус изначального договора

Must have для блогера, когда к нему приходит заказчик для размещения рекламы в моем shorts на YouTube

Также стоит иметь ввиду, что при оформлении блока Акты в разделе Разалллокации (внизу) необходимо будет указывать договор РД-Агентство, так как этот договор будет иметь статус изначального договора

Итак, мы полностью описали все действия, которые предстоит пройти Рекламораспространителю по всем возможным сценариям при оформлении отчетности в операторе рекламных данных Озон ОРД.

Третий сценарий: Самореклама для Рекламораспространителя

Как мы знаем, термина самореклама официально в законе о рекламе №38-ФЗ не существует. По сути, данный термин описывает размещение информации о своих товарах, услугах, мероприятиях на своих интернет-ресурсах, которые выделены особым образом на фоне другого контента.

Что имеется ввиду?

Под саморекламу может попасть, с точки зрения ФАС, закрепленный пост в своих соцсетях, а также сквозной (всплывающий) баннер на своем сайте с информацией про свой отдельный товар, свою отдельную услугу, про отдельный бренд из вашего каталога и свое отдельное мероприятие.

В ОРД Озон присутствует отделение блока Статистика от блока Акты и самореклама, с разрешения Роскомнадзора, может оформляться упрощенным способом БЕЗ заведения технического фиктивного договора самим с собой на нулевую сумму, как это было реализовано в прежние времена.

Никаких договоров заключаться в данном случае не требуется. Надо первым шагом сразу зайти в блок Креативы и добавить креатив с указанием пометки Самореклама в интерфейсе

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Далее, после размещения саморекламы на площадке РР требуется оформить отчетность о саморекламе в блоке Статистика и больше нигде, что очень удобно. Ранее приходилось также создавать акт с нулевыми суммами и нулевой разаллокацией в блоке Акты, но сейчас этого не требуется:

Как маркировать интернет-рекламу в ОРД Озон для блогеров?

Стоит заметить, что если бы самореклама после размещения в ноябре 2023 года не была "демонтирована", то Рекламораспространитель каждый месяц будет заносить количество показов с нулевыми суммами в блок Статистика без заполнения блока Акты. Имело бы место, так называемая, вечная отчетность.

В итоге все необходимое в плане отчетности в своем ОРД для оформления саморекламы Рекламораспространитель сделал.

Надеюсь, что подготовленные пошаговые инструкции для заполнения отчетов в ОРД будут полезны для вас при исполнении закона о маркировке рекламы.

В моем Telegram и YouTube вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы, оформлению отчетности с разаллокацией в ОРД, а также получить ответы по вашим кейсам

Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:

77
Начать дискуссию