{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нужно просто каждый день стараться: волшебная таблетка малому бизнесу

Как известно,

Просто оскорбительно, что единственный способ что-нибудь сделать — это взять и сделать это.

В общении с предпринимателями я уже не раз встречаю вещь, которая меня удивляет и расстраивает — это нежелание попробовать. Такое бывает и в работе, и в простом общении. Пример: я сижу в недавно открывшемся на новом месте баре своих друзей, который пока довольно пуст. Меня это печалит, поскольку бар вполне ок, так что я начинаю накидывать варианты, что можно легко, быстро и практически бесплатно сделать для привлечения посетителей. Предлагаю то и сё, и еще вот это, но в ответ слышу только «да не, это не получится, да ну, нет смысла пробовать». И такое настроение «не стоит и пытаться» можно встретить ооочень часто.

Но фишка в том, чтобы как раз пытаться! Пытаться, пытаться и пытаться. Особенно в начале пути. Это имея большие ресурсы и опыт за плечами, уже приходится отказываться от не самого эффективного. Но когда испробовано еще очень мало, нужно просто делать. Бить лапками, а не покорно их складывать, ожидая чуда.

В работе у меня были примеры и гораздо печальнее: классный B2B-продукт, суперпотенциал для продвижения. На почте предыдущего маркетолога лежат без ответа просьбы СМИ об интервью. Или с ответом, но без фоллоу-апов. Ну как так? Честно, моё сердце разрывается, когда я такое вижу.

Или вот: оффлайн-мероприятие (привет из прошлого) — профильная выставка, по которой ходит известный блогер. До нашего стенда ему идти далеко, да и особо незачем — он про нас не знает. Что ж, быстро сбегала за бумажками про нашу технологию, подошла, с горем пополам запитчила. На следующий день он пришёл сам и взял у гендира интервью. В итоге — 150 тысяч просмотров. Бес-пла-тно. Конечно же, это чистое везение — были и случаи, когда такие попытки ни к чему не привели. Но вспомните анекдот про лотерейный билет. Как может повезти тому, кто даже не пытается?

Написать письмо, подойти, запостить объявление — всё это ничего не стоит, но в 1 из 10 случаев даст результат.

Маркетинг — это не фокус, не магия. На самом деле, это довольно простые и очевидные вещи. Но если ДЕЛАТЬ, это работает. Использовать все шансы, подхватывать и внедрять идеи, (!) сразу же отвечать на письма с предложениями, везде проситься, знакомиться и заинтересовывать и так далее.

Тут недавно была классная статья про то, как увеличить продажи, работая с существующими клиентами. Автору некоторые предъявили, что всё это и так понятно и банально. Но… так это и работает! В сериалах часто показывают, как один какой-то ход привел к лавине заказов / известности / миллионным инвестициям. Но в жизни результат — это чаще всего следствие ежедневных маленьких действий, сложенных вместе.

Нужно просто каждый день стараться, тогда всё получится.

0
528 комментариев
Написать комментарий...
Григорий Матасов

Я с вами согласен в общем посыле: чтобы сделать — нужно делать.

Но не в частностях. Вам уже указали, что у владельца малого бизнеса есть ну просто очень много забот, связанных с тем, чтобы бизнес поддержать на плаву. В силу масштаба, специфики, недостаточности знаний и опыта многие вещи бизнесмен делает сам, поэтому на маркетинг остаётся не так много сил, времени и денег.

А то, что вы приводите в качестве примеров нежелания что-то делать — это может быть просто нежелание распылять ресурсы.

Вот, вы говорите, например, "положить листовки". Для вас это два слова, звучит легко и практически бесплатно. А я на месте владельца бизнеса сразу представляю:
• нужно заказать у дизайнера дизайн листовки. Ведь если она должна мотивировать человека прийти ко мне, она должна быть не абы какой. А это, в свою очередь:
  — написать ТЗ;
  —найти исполнителя;
  —пару итераций правок до получения финального результата;
• найти типографию. потом съездить, забрать партию.
• составить список заведений в округе, у которых пересекается ЦА, но не продукт;
• договориться с их владельцами о том, чтобы там лежали наши листовки. Если вы их не знаете лично, то это тоже довольно непростой квест. Потому что любого владельца бизнеса уже до такой степени заколебали десятки звонков с предложениями выгодных выгод, что вам будет трудно пробиться к нему с вашими листововчками.
И я вам гарантирую, что минимум в половине случаев, а то и больше, даже после того, как вы свяжетесь с владельцем,  он вам ответит отказом. Ну потому что "это банально не работает, плавали, знаем".
• потом дойти ногами до каждого места и разложить там свои листовки.

А дальше самое интересное:
• раз в неделю примерно ходить и докладывать. Потому что листовки долг не живут. На них что-нибудь прольют, персонал будет делать ген уборку. чтобы протереть стойку и выкинет их, их случайно уронят и не будут собирать. Потому что у работников чужого заведения к ним отношение изначально как к чужому мусору, чем они, по сути, и являются.

И получается, что для владельца бара это мероприятие оборачивается в существенную подготовительную работу и  еженедельную рутину по раскладыванию листовок. Любой вменяемый владелец бизнеса, когда слышит похожую идею, сразу же в голове провернёт подобные прикидки.

А потом прикинет,  на какую конверсию можно рассчитывать. И да, чтобы листовка мотивировала прийти, скорее всего, там должна быть какая-то акция или бонус. Поэтому приведёт она к тому же низкомаржинальных клиентов.

Владелец бизнеса всё это прокрутит у себя в голове, оценит масштаб затрат времени и усилий, а так же потенциальный выхлоп, и ответит вам: "Надежда, это не сработает, это нет смысла пробовать". Банально потому что он потратит несколько дней своей жизни на внедрение,  а потом будет ещё каждую неделю обходить все заведения разнося листовки или наймёт для этого человека. А взамен получит в бар несколько любителей халявы в неделю.

И ответит он вам так не потому, что не хочет пытаться. А потому, что те не очень большие ресурсы, которые у него есть, и то время, которым он располагает, он хочет потратить на что-то, что реально может сработать. Малый бизнес — это Газпром, он не может себе позволить распылять ресурсы на то, что не работает и не может сработать, но требует много времени, денег и усилий.

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

Григорий, в текст похоже Вы забыли вставить "не" перед словом Газпром:)
"Малый бизнес — это Газпром, он не может себе позволить распылять ресурсы на то, что не работает и не может сработать, но требует много времени, денег и усилий."
По существу.
Я полностью с Вами согласен, что простая идея - разложить листовки - превращается в проект.
Очень четко описали!
По сути, любой владелец, особенно микро или малого бизнеса, опирается на принцип альтернативных издержек.
То есть имеет условно 10.0 т руб и несколько вариантов на что их направить.
Вопрос только в одном:
Как понять ему, что РЕАЛЬНО  может помочь?
Ведь то, что сработало в одном месте, не факт, что также сработает у него.
С другой стороны бизнес это всегда риск и поэтому найти 100 % гарантированное  решение вряд ли возможно.
Я именно таким образом понял ключевой посыл автора статьи.
Важны идеи,  безусловно нужен отсев тех, которые не актуальны для этого бизнеса (выше был прекрасный пример про авторемонт) и все равно пробовать.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Матасов

Да, "не" забыл.

Я говорил не о том, что не стоит пробовать, а о том, что абсолютно не требующее денег, не влекущее никаких рисков и не особо затратное по времени и силам мероприятие по мнению автора превращается в результате в долгосрочный не очень дорогой, но достаточно трудозатратный проект с крайне сомнительным выхлопом.

Естественно,  100% гарантированное решение найти невозможно, но из этого не следует, что в таком случае нужно сразу же внедрять любые решения.   

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

Согласен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

Если Ваш коммент обращен лично ко мне, а не является абстрактным рассуждением, то ответ простой.
Предложить можете, если я захочу их услышать.
Однако из этого не вытекает, что я обязательно их приму.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

Для меня недостаточно информации для того, чтобы сказать хороший Вы маркетолог или нет.
Точно такие  же рекомендации мог дать любой человек, который зашел на сайт и не смог прочитать статью в блоге.

Прочитать эту статью, если Вы хотите оценить уровень моей экспертности,  Вы можете здесь на VC.
Для этого нет необходимости идти на сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Барышников

Если я пришел на ваш сайт, не с вс например, а с поиска, а ссылка битая - я не буду искать где же еще вы публикуетесь, а сделаю вывод о вашем подходе к работе и экспертности там, и пойду дальше...

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

Согласен.
Возразить нечего

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

Сергей, спасибо.
Согласен практически со всем что Вы написали в посте, на который отвечаю.
Есть единственный момент, на который у меня самого разумного ответа нет.
С одной стороны, не давай совета, если тебя об этом не просят.
С другой стороны, этот владелец бара может правда не видеть очевидных вещей и совет ему не помешает.
Возможно что в подобных случаях каждый поступает исходя из текущей ситуации.
И Вам успехов в любимой деятельности!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

Согласен. 
По сути, Вы описали возможное позиционирование.

Бар, в котором  можно спокойно поговорить за ..(чашкой или бокалом - выбор напитка по ситуации)

В любом случае любые действия по продвижению должны быть увязаны с позиционированием этого бара.

Я подумал, что есть еще один важный момент, который важен для определения маркетинговых действий.
Это локация этого бара относительно потоков людей.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
Не выстрелит — ну, ничего страшного, зато попробовали, рискнули, сделали.

Так а затраты вы возместите? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маша с Магадана

Ну дык маркетолог в статье, вроде, о бюджетных или о практически бесплатных вариантах говорит.
Даже если банкет за счёт заведения, оно не теряет много. А выигрыш в этой лотерее проб и ошибок может случиться ого-го какой. :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маша с Магадана

*Так я тоже кучу бесплатных вариантов предлагаю — никому не интересно.*
Счастья своего не поняли ещё.

*Ведь одно дело — предложить, другое дело — бегать с этими предложениями.*
А вы бегите быстрее, со своими предложениями. :) Тогда шанс причинить им добро заметно увеличится. ;) 
Нужно просто каждый день стараться, тогда всё получится. (с)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маша с Магадана

Ну вы с каждым каментом всё больше и больше в моего кумира превращаетесь...
Буду следить за вашим творчеством. Адназначна.
:)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Маша с Магадана

Абалдеть, какая галантность.
:)
Гран мерси... Вуаля... Се ля ви...
В общем, полный феркнюген :))

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

как понять, что может помочь — анализировать, прежде всего, текущую ситуацию: рынок, ца, свое предложение и тд. естественно, без этого никуда бежать не надо и нет смысла. а дальше, сузив набор инструментов до предположительно подходящих, только тестировать, да

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

На мой взгляд, поток негативных отзывов на Вашу статью связан как раз с этим моментом.
Вы описали набор своих предложений, не привязав их к контексту данного бизнеса.
В Вашем случае - кафе.
Поэтому рекомендации "повисли" в воздухе.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Цветков

Как божечка смолвил...

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Листовки — не единственное, что я предложила. И как бэ лучше приложить эти усилия, чем не дождаться клиентов и закрыться. Ну и для меня, как для маркетолога, такие задачи — это очень просто, потому что есть куда более сложные. Но многие «специалисты» и этого не делают, а бизнесы тратят деньги на их зп

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Цветков

А вы не стесняйтесь. За листовки вас похвалили уже, а теперь аудитория хочет похвалить и другие ваши гениальные идеи. 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

я не стесняюсь, что вы, хвалите, сколько вашей душе угодно;)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Цветков

Так не томите, расскажите же про другие идеи!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton Gusak

Ваша статья замечательная. Иногда надо просто поднять трубку и задача, которую пытался решить два месяца, закрывается за 5 минут разговора. Но о чем тут сказал Григорий, так о том, что любая задача в голове владельца малого бизнеса это, своего рода, проект. И листовки проект, и E-Mail campaign с напоминанием спустя 11 месяц, тоже проект.

Потому что хочется красиво и со смыслом, а я "сухарь" и знаю только "Привет. Как дела?". А это: найди спеца, желательно два. Сделай красиво, со смыслом, замотивирую и потом еще найди платформу где все разместить...

Короче не все так просто. И банально, есть такая вещь как "все зае?*ло" и все мы иногда там бываем. Повезло тем кто себя умеет держать в тонусе и вечной самомотивации

Ответить
Развернуть ветку
a.zhurzh

Вы все прекрасно расписали, но возникает вопрос- а делегирование для чего придумано? Ну то есть если предприниматель "один, совсем один"- то там и маркетинг другой. А если это бар- то уже команда, которая может либо выбрать ответственного, либо делать описанное выше поочередно

Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

Подразумевается, что собственник должен навесить обязанности маркетолога, дизайнера, курьера и т.д. на барменов, официантов и работников кухни? Отличная идея. Думаю, все они с радостью согласятся. Пойду своим механикам предложу листовки поразносить, мы же команда

Ответить
Развернуть ветку
a.zhurzh

Мне кажется, вы превратили идею в трэш))) и мысли нет заставлять поваров заниматься маркетингом. Однако, кроме поваров и официантов есть ещё, как минимум, менеджеры и управляющие. Люди, на которых опирается собственник. Так почему бы не делегировать им? Нет таких должностей? Так рано или поздно они должны появиться

Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

Я прошу прощения, вы о штате какого размера говорите в обычном баре? И о каком фонде оплаты труда?

Вы не перепутали Макдональдс с баром случаем?

Ответить
Развернуть ветку
a.zhurzh

Нет, не перепутал. Я постоянно работаю с подобными заведениями в Питере и мне трудно назвать хотя бы один, где кроме собственника нет управляющего или менеджера. Даже в очень маленьких локальных заведениях обязанности распределяются.
Я, как подрядчик, весьма часто контактирую с людьми, которым собственник делегировал взаимоотношения со мной.
Также, отмечу что часто подобный бизнес- семейный подряд. Парень и девушка, например, или друзья-партнеры. То есть, как минимум, 2 человека. Из чего мне лично неясно, почему обязанности по продвижению нельзя как минимум разделить

Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

Ну так тогда вы должны понимать, что обязанности УЖЕ делегированы и функции 5-7 штатных единиц УЖЕ выполняют 1-2 человека и делегировать дальше некуда и часов в сутках больше взять неоткуда

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Надеждин

Собственник может или принять в штат или взять на аутсорс маркетолога, если сам не хочет/не может этим заниматься. И да - на бармена/официанта можно навесить немного обязанностей, когда у них нет работы. Еще и доплачивать за эту "подработку" можно, чтоб не обидно было.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев
А я на месте владельца бизнеса сразу представляю:

А ну типа в инетике час посидеть покликать мышкой 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Gusak

Как владелец малого бизнеса, можно я вас обниму? Читаю и "слезы наворачиваются" :)

Ответить
Развернуть ветку
525 комментариев
Раскрывать всегда