Нужно просто каждый день стараться: волшебная таблетка малому бизнесу
Как известно,
В общении с предпринимателями я уже не раз встречаю вещь, которая меня удивляет и расстраивает — это нежелание попробовать. Такое бывает и в работе, и в простом общении. Пример: я сижу в недавно открывшемся на новом месте баре своих друзей, который пока довольно пуст. Меня это печалит, поскольку бар вполне ок, так что я начинаю накидывать варианты, что можно легко, быстро и практически бесплатно сделать для привлечения посетителей. Предлагаю то и сё, и еще вот это, но в ответ слышу только «да не, это не получится, да ну, нет смысла пробовать». И такое настроение «не стоит и пытаться» можно встретить ооочень часто.
Но фишка в том, чтобы как раз пытаться! Пытаться, пытаться и пытаться. Особенно в начале пути. Это имея большие ресурсы и опыт за плечами, уже приходится отказываться от не самого эффективного. Но когда испробовано еще очень мало, нужно просто делать. Бить лапками, а не покорно их складывать, ожидая чуда.
В работе у меня были примеры и гораздо печальнее: классный B2B-продукт, суперпотенциал для продвижения. На почте предыдущего маркетолога лежат без ответа просьбы СМИ об интервью. Или с ответом, но без фоллоу-апов. Ну как так? Честно, моё сердце разрывается, когда я такое вижу.
Или вот: оффлайн-мероприятие (привет из прошлого) — профильная выставка, по которой ходит известный блогер. До нашего стенда ему идти далеко, да и особо незачем — он про нас не знает. Что ж, быстро сбегала за бумажками про нашу технологию, подошла, с горем пополам запитчила. На следующий день он пришёл сам и взял у гендира интервью. В итоге — 150 тысяч просмотров. Бес-пла-тно. Конечно же, это чистое везение — были и случаи, когда такие попытки ни к чему не привели. Но вспомните анекдот про лотерейный билет. Как может повезти тому, кто даже не пытается?
Маркетинг — это не фокус, не магия. На самом деле, это довольно простые и очевидные вещи. Но если ДЕЛАТЬ, это работает. Использовать все шансы, подхватывать и внедрять идеи, (!) сразу же отвечать на письма с предложениями, везде проситься, знакомиться и заинтересовывать и так далее.
Тут недавно была классная статья про то, как увеличить продажи, работая с существующими клиентами. Автору некоторые предъявили, что всё это и так понятно и банально. Но… так это и работает! В сериалах часто показывают, как один какой-то ход привел к лавине заказов / известности / миллионным инвестициям. Но в жизни результат — это чаще всего следствие ежедневных маленьких действий, сложенных вместе.
Нужно просто каждый день стараться, тогда всё получится.
Я с вами согласен в общем посыле: чтобы сделать — нужно делать.
Но не в частностях. Вам уже указали, что у владельца малого бизнеса есть ну просто очень много забот, связанных с тем, чтобы бизнес поддержать на плаву. В силу масштаба, специфики, недостаточности знаний и опыта многие вещи бизнесмен делает сам, поэтому на маркетинг остаётся не так много сил, времени и денег.
А то, что вы приводите в качестве примеров нежелания что-то делать — это может быть просто нежелание распылять ресурсы.
Вот, вы говорите, например, "положить листовки". Для вас это два слова, звучит легко и практически бесплатно. А я на месте владельца бизнеса сразу представляю:
• нужно заказать у дизайнера дизайн листовки. Ведь если она должна мотивировать человека прийти ко мне, она должна быть не абы какой. А это, в свою очередь:
— написать ТЗ;
—найти исполнителя;
—пару итераций правок до получения финального результата;
• найти типографию. потом съездить, забрать партию.
• составить список заведений в округе, у которых пересекается ЦА, но не продукт;
• договориться с их владельцами о том, чтобы там лежали наши листовки. Если вы их не знаете лично, то это тоже довольно непростой квест. Потому что любого владельца бизнеса уже до такой степени заколебали десятки звонков с предложениями выгодных выгод, что вам будет трудно пробиться к нему с вашими листововчками.
И я вам гарантирую, что минимум в половине случаев, а то и больше, даже после того, как вы свяжетесь с владельцем, он вам ответит отказом. Ну потому что "это банально не работает, плавали, знаем".
• потом дойти ногами до каждого места и разложить там свои листовки.
А дальше самое интересное:
• раз в неделю примерно ходить и докладывать. Потому что листовки долг не живут. На них что-нибудь прольют, персонал будет делать ген уборку. чтобы протереть стойку и выкинет их, их случайно уронят и не будут собирать. Потому что у работников чужого заведения к ним отношение изначально как к чужому мусору, чем они, по сути, и являются.
И получается, что для владельца бара это мероприятие оборачивается в существенную подготовительную работу и еженедельную рутину по раскладыванию листовок. Любой вменяемый владелец бизнеса, когда слышит похожую идею, сразу же в голове провернёт подобные прикидки.
А потом прикинет, на какую конверсию можно рассчитывать. И да, чтобы листовка мотивировала прийти, скорее всего, там должна быть какая-то акция или бонус. Поэтому приведёт она к тому же низкомаржинальных клиентов.
Владелец бизнеса всё это прокрутит у себя в голове, оценит масштаб затрат времени и усилий, а так же потенциальный выхлоп, и ответит вам: "Надежда, это не сработает, это нет смысла пробовать". Банально потому что он потратит несколько дней своей жизни на внедрение, а потом будет ещё каждую неделю обходить все заведения разнося листовки или наймёт для этого человека. А взамен получит в бар несколько любителей халявы в неделю.
И ответит он вам так не потому, что не хочет пытаться. А потому, что те не очень большие ресурсы, которые у него есть, и то время, которым он располагает, он хочет потратить на что-то, что реально может сработать. Малый бизнес — это Газпром, он не может себе позволить распылять ресурсы на то, что не работает и не может сработать, но требует много времени, денег и усилий.
Григорий, в текст похоже Вы забыли вставить "не" перед словом Газпром:)
"Малый бизнес — это Газпром, он не может себе позволить распылять ресурсы на то, что не работает и не может сработать, но требует много времени, денег и усилий."
По существу.
Я полностью с Вами согласен, что простая идея - разложить листовки - превращается в проект.
Очень четко описали!
По сути, любой владелец, особенно микро или малого бизнеса, опирается на принцип альтернативных издержек.
То есть имеет условно 10.0 т руб и несколько вариантов на что их направить.
Вопрос только в одном:
Как понять ему, что РЕАЛЬНО может помочь?
Ведь то, что сработало в одном месте, не факт, что также сработает у него.
С другой стороны бизнес это всегда риск и поэтому найти 100 % гарантированное решение вряд ли возможно.
Я именно таким образом понял ключевой посыл автора статьи.
Важны идеи, безусловно нужен отсев тех, которые не актуальны для этого бизнеса (выше был прекрасный пример про авторемонт) и все равно пробовать.
Да, "не" забыл.
Я говорил не о том, что не стоит пробовать, а о том, что абсолютно не требующее денег, не влекущее никаких рисков и не особо затратное по времени и силам мероприятие по мнению автора превращается в результате в долгосрочный не очень дорогой, но достаточно трудозатратный проект с крайне сомнительным выхлопом.
Естественно, 100% гарантированное решение найти невозможно, но из этого не следует, что в таком случае нужно сразу же внедрять любые решения.
Согласен
Комментарий недоступен
Если Ваш коммент обращен лично ко мне, а не является абстрактным рассуждением, то ответ простой.
Предложить можете, если я захочу их услышать.
Однако из этого не вытекает, что я обязательно их приму.
Комментарий недоступен
Для меня недостаточно информации для того, чтобы сказать хороший Вы маркетолог или нет.
Точно такие же рекомендации мог дать любой человек, который зашел на сайт и не смог прочитать статью в блоге.
Прочитать эту статью, если Вы хотите оценить уровень моей экспертности, Вы можете здесь на VC.
Для этого нет необходимости идти на сайт.
Если я пришел на ваш сайт, не с вс например, а с поиска, а ссылка битая - я не буду искать где же еще вы публикуетесь, а сделаю вывод о вашем подходе к работе и экспертности там, и пойду дальше...
Согласен.
Возразить нечего
Комментарий недоступен
Сергей, спасибо.
Согласен практически со всем что Вы написали в посте, на который отвечаю.
Есть единственный момент, на который у меня самого разумного ответа нет.
С одной стороны, не давай совета, если тебя об этом не просят.
С другой стороны, этот владелец бара может правда не видеть очевидных вещей и совет ему не помешает.
Возможно что в подобных случаях каждый поступает исходя из текущей ситуации.
И Вам успехов в любимой деятельности!
Комментарий недоступен
Согласен.
По сути, Вы описали возможное позиционирование.
Бар, в котором можно спокойно поговорить за ..(чашкой или бокалом - выбор напитка по ситуации)
В любом случае любые действия по продвижению должны быть увязаны с позиционированием этого бара.
Я подумал, что есть еще один важный момент, который важен для определения маркетинговых действий.
Это локация этого бара относительно потоков людей.
Так а затраты вы возместите?
Комментарий недоступен
Ну дык маркетолог в статье, вроде, о бюджетных или о практически бесплатных вариантах говорит.
Даже если банкет за счёт заведения, оно не теряет много. А выигрыш в этой лотерее проб и ошибок может случиться ого-го какой. :)
Комментарий недоступен
*Так я тоже кучу бесплатных вариантов предлагаю — никому не интересно.*
Счастья своего не поняли ещё.
*Ведь одно дело — предложить, другое дело — бегать с этими предложениями.*
А вы бегите быстрее, со своими предложениями. :) Тогда шанс причинить им добро заметно увеличится. ;)
Нужно просто каждый день стараться, тогда всё получится. (с)
Комментарий недоступен
Ну вы с каждым каментом всё больше и больше в моего кумира превращаетесь...
Буду следить за вашим творчеством. Адназначна.
:)
Комментарий недоступен
Абалдеть, какая галантность.
:)
Гран мерси... Вуаля... Се ля ви...
В общем, полный феркнюген :))
как понять, что может помочь — анализировать, прежде всего, текущую ситуацию: рынок, ца, свое предложение и тд. естественно, без этого никуда бежать не надо и нет смысла. а дальше, сузив набор инструментов до предположительно подходящих, только тестировать, да
На мой взгляд, поток негативных отзывов на Вашу статью связан как раз с этим моментом.
Вы описали набор своих предложений, не привязав их к контексту данного бизнеса.
В Вашем случае - кафе.
Поэтому рекомендации "повисли" в воздухе.
Как божечка смолвил...
Листовки — не единственное, что я предложила. И как бэ лучше приложить эти усилия, чем не дождаться клиентов и закрыться. Ну и для меня, как для маркетолога, такие задачи — это очень просто, потому что есть куда более сложные. Но многие «специалисты» и этого не делают, а бизнесы тратят деньги на их зп
А вы не стесняйтесь. За листовки вас похвалили уже, а теперь аудитория хочет похвалить и другие ваши гениальные идеи.
я не стесняюсь, что вы, хвалите, сколько вашей душе угодно;)
Так не томите, расскажите же про другие идеи!
Комментарий недоступен
Ваша статья замечательная. Иногда надо просто поднять трубку и задача, которую пытался решить два месяца, закрывается за 5 минут разговора. Но о чем тут сказал Григорий, так о том, что любая задача в голове владельца малого бизнеса это, своего рода, проект. И листовки проект, и E-Mail campaign с напоминанием спустя 11 месяц, тоже проект.
Потому что хочется красиво и со смыслом, а я "сухарь" и знаю только "Привет. Как дела?". А это: найди спеца, желательно два. Сделай красиво, со смыслом, замотивирую и потом еще найди платформу где все разместить...
Короче не все так просто. И банально, есть такая вещь как "все зае?*ло" и все мы иногда там бываем. Повезло тем кто себя умеет держать в тонусе и вечной самомотивации
Вы все прекрасно расписали, но возникает вопрос- а делегирование для чего придумано? Ну то есть если предприниматель "один, совсем один"- то там и маркетинг другой. А если это бар- то уже команда, которая может либо выбрать ответственного, либо делать описанное выше поочередно
Подразумевается, что собственник должен навесить обязанности маркетолога, дизайнера, курьера и т.д. на барменов, официантов и работников кухни? Отличная идея. Думаю, все они с радостью согласятся. Пойду своим механикам предложу листовки поразносить, мы же команда
Мне кажется, вы превратили идею в трэш))) и мысли нет заставлять поваров заниматься маркетингом. Однако, кроме поваров и официантов есть ещё, как минимум, менеджеры и управляющие. Люди, на которых опирается собственник. Так почему бы не делегировать им? Нет таких должностей? Так рано или поздно они должны появиться
Я прошу прощения, вы о штате какого размера говорите в обычном баре? И о каком фонде оплаты труда?
Вы не перепутали Макдональдс с баром случаем?
Нет, не перепутал. Я постоянно работаю с подобными заведениями в Питере и мне трудно назвать хотя бы один, где кроме собственника нет управляющего или менеджера. Даже в очень маленьких локальных заведениях обязанности распределяются.
Я, как подрядчик, весьма часто контактирую с людьми, которым собственник делегировал взаимоотношения со мной.
Также, отмечу что часто подобный бизнес- семейный подряд. Парень и девушка, например, или друзья-партнеры. То есть, как минимум, 2 человека. Из чего мне лично неясно, почему обязанности по продвижению нельзя как минимум разделить
Ну так тогда вы должны понимать, что обязанности УЖЕ делегированы и функции 5-7 штатных единиц УЖЕ выполняют 1-2 человека и делегировать дальше некуда и часов в сутках больше взять неоткуда
Собственник может или принять в штат или взять на аутсорс маркетолога, если сам не хочет/не может этим заниматься. И да - на бармена/официанта можно навесить немного обязанностей, когда у них нет работы. Еще и доплачивать за эту "подработку" можно, чтоб не обидно было.
А ну типа в инетике час посидеть покликать мышкой
Как владелец малого бизнеса, можно я вас обниму? Читаю и "слезы наворачиваются" :)