{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Единая система учёта рекламы в интернете: что значит новый закон о маркировке рекламы Статьи редакции

Какие кампании поставят на учёт, как о них отчитываться и что будет, если закон проигнорировать.

Дополнено 1 сентября 2023-го. С 1 сентября вступили в силу штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы.

2 июля 2021 года Владимир Путин подписал закон о единой системе учёта всей интернет-рекламы в России, который вступил в силу 1 сентября 2022 года. Он вошёл в закон «О рекламе». Разработку и ведение системы поручили Роскомнадзору.

Новый реестр, или ЕРИР, будет содержать сведения о рекламодателях и обо всех интернет-объявлениях за пять лет. Согласно закону, рекламодатели и бренды должны будут маркировать все цифровые объявления и отчитываться о том, где их размещают, для кого и какие получают результаты. Он же обязывает помечать все маркетинговые объявления как «рекламу», правда, как именно должна выглядеть публичная маркировка, пока неизвестно.

В мае 2022 года участники рынка интернет-рекламы призывали отложить вступление закона в силу как минимум на полгода по нескольким причинам:

  • Затраты рекламодателей на передачу данных о рекламе составят 10-20 млрд рублей. Государство финансирование не выделило, так что это 7-13% дополнительной денежной нагрузки на рынок.
  • Нормативные акты долго дорабатывались, доступа к личным кабинетам единого оператора не было, купить серверное оборудование, чтобы хранить сведения за пять лет, не получалось из-за санкций.
  • А комиссия по связи Российского союза промышленников и предпринимателей заявляла, что данные, которые РКН планирует собирать, составляют коммерческую тайну. Их передача третьим лицам создаст риски.

Однако РКН запрос отклонил, сославшись на то, что закон сделает рынок «более прозрачным и конкурентоспособным». Минцифры придерживалось схожей позиции. По мнению ведомства, учёт должен помочь рынку «формализовать процессы».

Какой рекламы коснётся обновлённый закон

Под его действие попадают все виды интернет-рекламы — контекстная, таргетированная, медийная, нативная. Подлежать маркировке будут также:

  • SEO-статьи и арендные ссылки, поскольку используются для продвижения в том числе по определённым поисковым запросам.
  • Гиперссылки, UTM-метки или QR-коды, если опубликованы, чтобы привлечь внимание к объекту рекламирования и сформировать или подогреть к нему интерес.
  • Ссылки-кнопки, поскольку работают как рекламные баннеры.
  • Показ продуктов в качестве реквизита или на заднем фоне (продакт-плейсмент) и голосовое и словесное упоминание продукта в «авторском произведении».

Исключение составляет социальная реклама, а также email-рассылки и push-уведомления — их регистрировать не нужно. Не обязательно являются рекламой также сведения о собственных товарах на сайте производителя, поскольку нужны для информирования посетителей об ассортименте и продавце.

Но если на сайте производителя присутствует, например, «баннер с данными об объекте рекламирования, который закреплён в определенном месте и остается на нём независимо от перехода на различные страницы», его могут посчитать рекламой.

Кто будет обязан подавать данные о рекламе

Согласно закону, выделяют три основные категории участников рынка, которые должны будут отчитываться о кампаниях:

  • Рекламодатели — они же заказчики.
  • Рекламораспространители — те, кто размещает и доводит рекламу до аудитории (агентства, СМИ, операторы рекламы, фрилансеры).
  • Операторы рекламных систем — те, кто предоставляет функциональность (например, компании вроде «Яндекса» и VK).

Изначально предполагалось, что вносить все данные участники смогут самостоятельно. Но в июле 2022 года Владимир Путин подписал поправки, так что теперь передавать сведения разрешено только через операторов рекламных данных (ОРД), отбирать которых будет комиссия при РКН.

Какие именно данные нужно передавать в ЕРИР

Что сообщить до публикации

Перед размещением нужно зарегистрировать само рекламное сообщение, которое ещё называют креативом. Регистрировать его должен кто-то один: либо рекламодатель, либо один из посредников-партнёров — по договорённости самих сторон. И вот какие данные нужно будет предоставить:

  • Краткое описание того, что рекламируется: например, «гель для стирки Tide».
  • Форма распространения рекламы — это баннер, текст, графический блок, аудиозапись, видеоролик или прямая трансляция. А также площадка. Если объявление размещается на тысячах сайтов рекламной сети, сведения нужно подать по каждому из них отдельно.
  • Подробности договоров — его стороны, предмет, дата, сведения об исполнении, стоимость и объём.

После подачи данных в ЕРИР креативу присваивается идентификатор для отслеживания статистики. Его ещё называют маркером, токеном и ID. По словам РКН, это буквенно-цифровая строка в кликовой ссылке объявления (erid=XXX), которую также можно скопировать в меню adChoice. Внутри зашифрованы ID самого креатива и ответственного ОРД.

Этот же идентификатор сможет скопировать из ссылки любой желающий, если захочет подать жалобу регулятору.

РКН отмечает, что пока «покрывает» не все рекламные форматы, но отображение идентификаторов для сложных креативов уже в работе.

Например, динамические баннеры — скажем, когда алгоритмы формируют разные объявления из заранее заданных элементов — пока считаются сложным креативом. В этом случае маркером нужно снабдить каждую уникальную целевую ссылку. В будущем процесс упростят.

Что сообщить после публикации

После получения ID и присваивания его конкретному креативу кампанию можно запускать. Если речь о нативной рекламе вроде продакт-плейсмента в прямых трансляциях, подать данные и получить маркер можно после публикации.

Некоторые участники рынка переживают, что маркировка через ОРД затормозит размещение рекламы. Но в РКН с этим не согласны: если операторы автоматизируют процесс сбора данных, сроки не растянутся.

Отчитаться по рекламе нужно будет в следующего после запуска месяца — и так каждый месяц. Вот какие данные, помимо прочего, придётся передавать ОРД всем ответственным участникам цепочки:

  • Срок размещения рекламы, объём показов и их распределение между рекламными системами.
  • Параметры целевой аудитории — например, пол, возраст, место нахождения.
  • Информацию о стоимости размещений. В случае работы через биржи, где цена и разместитель меняются ежесекундно, РКН предлагает указывать усредненную «целевую» стоимость, на которую ориентируется алгоритм при участии в торгах.

Органические результаты поиска под действие закона не попадают. Если единую кампанию запускают два бренда сразу, регистрировать креатив нужно единожды, а вот статистику поставлять дважды — по каждому рекламодателю отдельно.

Как именно будет выглядеть процесс подачи данных через ОРД, зависит от технических возможностей самих ОРД. РКН этот вопрос не контролирует. Получить доступ к своим сведениям смогут те, кто их предоставил, а также РКН, ФАС и ФНС.

А вот зайти в саму систему ЕРИР будет нельзя. ОРД будет передавать данные в реестр по API, а все остальные участники будут авторизоваться через ЕСИА и изучать данные по кампаниям на «Госуслугах».

Как будет проходить размещение рекламы с учётом передачи данных в ЕРИР

На данном этапе РКН не собирается регулировать «внутрихозяйственную деятельность» рекламного рынка и контролировать процесс заполнения сведений. Однако в будущем думает создать «индустриальную площадку, чтобы обучать участников рынка взаимодействию с ОРД».

Вот как может выглядеть упрощённая схема взаимодействия всех участников:

Источник: eLama

А вот её развёрнутый вариант:

Источник: АКАР, АРИР

Информацию о рекламе в ОРД должен подать каждый участник цепочки — то есть и рекламодатель, и агентство, и рекламораспространитель. Сторонний посредник, который не занимается непосредственно рекламными услугами, передачей данных заниматься не может.

Рекламодатель может передавать необходимые сведения самостоятельно, а может поручить это агентству, чтобы не тратить время и силы. «Крупные» агентства будут дополнительно контролироваться РКН. Однако кто попадает под это определение и как именно за ними будут следить, пока неизвестно, пишет «Ъ».

Кто может стать оператором рекламных данных

Количество операторов не ограничено, но РКН предъявляет к претендентам требования:

  • Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в России, а уставной капитал составлять не менее 200 млн рублей.
  • Фирма обязана предоставить комиссии уже заключённые договоры о сотрудничестве с рекламными системами и рекламораспространителями, совокупный доход которых превышает 2,5 млрд рублей в год. Так они покажут, что рынок готов с ними работать.
  • Наличие у кандидата «программно-аппаратных средств, необходимых для функционирования ПО» и учёта рекламы. А ещё прохождение аттестации по вопросам защиты информации.

На август 2022 года на операторами хотели стать МТС, Ozon, «Вымпелком», «Сбер», аналитическая платформа Amberdata, а также «Яндекс» и VK. Последние две — ключевые распространители рекламы в российском интернете и привлекают минимум две трети всех бюджетов на онлайн-рекламу.

В 2021 году размещение объявлений принесло «Яндексу» 166,6 млрд рублей выручки, или 53% всех затрат в этом сегменте. В случае с VK показатель составил 48,7 млрд рублей — или 15,5%.

Участники рынка могут выбрать любого кандидата в ОДР и даже несколько по своему усмотрению. Итоговый реестр комиссия утвердит в октябре, а работать в штатном режиме он начнёт уже с 1 ноября. Процедура обжалования решения комиссии пока не утверждена, но, по словам РКН, участник сможет подать заявку снова, если исправит указанные несоответствия.

Медиагруппа MDG уже отметила потенциальное удобство работы с «Яндексом» и VK, так как их операторы «интегрированы с собственными платформами и потому позволяют быстро передать данные в ЕРИР». Но заключила договоры также с МТС и «Вымпелком».

Директор по цифровым технологиям коммуникационной группы АДВ Вадим Мельников заявил, что организация собирается взаимодействовать сразу со всеми кандидатами. «Без тестов в рабочих условиях сложно оценить их преимущества и недостатки», — пояснил он.

Сколько будет стоить работа ОРД

Рекомендаций или требований к стоимости услуг ОРД в законе нет. Часть операторов готова сотрудничать с заказчиками бесплатно на первых порах — например, «Яндекс», который первые полгода будет выполнять работать с клиентами безвозмездно.

Большинство игроков рынка полагают, что операторы будут брать 1% комиссии от «суммы первичного акта выполненных работ между заказчиком и распространителем». Так планирует поступить и «Вымпелком», если верить источникам РБК. Но решений пока нет. В компании считают, что «где-то будет выгоднее использовать тарификацию за объём данных в мегабайтах, а где-то — фиксированную ставку».

В Ozon сообщили, что на ценообразование будут влиять «стоимость инфраструктуры, а также расходы на хранение данных» в течение пяти лет.

Директор по технологиям MDG Александр Папков полагает, что цены также будут зависеть от того, какие именно участники будут оплачивать услуги ОРД: рекламодатели, агентства, операторы систем и рекламораспространители или только одна из групп.

Что будет за отсутствие маркировки интернет-рекламы и несоответствие данных

Добавлено 6 июля 2023 года. Владимир Путин подписал закон о штрафах до 700 тысяч рублей за нарушение закона о маркировке рекламы. Он вступит в силу с 1 сентября 2023 года.

До марта 2023 года штрафы не предусмотрены. РКН выделяет это время на «отладку взаимодействия» участников рынка с ОРД и ОРД с РКН. После компания, не зарегистрировавшая объявление, понесёт административную ответственность в виде штрафа в 100-500 тысяч рублей.

Если ОРД выявит, что полученные от рекламодателя или посредника сведения более чем на 5% не совпадают с действительностью, он сможет сообщить об этом РКН. Но материальную ответственность за ложные показатели, скорее всего, введут тоже только с марта 2023 года.

При выявлении несоответствий РКН направит уведомления участникам цепочки. А вот сообщать о том, что предоставил данные ФАС или налоговой, регулятор не планирует.

Как бизнес может подготовиться к новым реалиям

Справочно-правовой ресурс «Гарант.ру» со ссылкой на АКАР и АРИР приводит три основных этапа, которые рекламодатели и посредники должны учесть:

  • 1-30 сентября 2022 года — начало переходного периода. За это время рекламодателю советуют выбрать ОРД и заключить с ним договор и начать маркировать рекламу.
  • 1-31 октября 2022 года – завершение переходного периода. Все участники цепочки должны подготовить акты по оказанным за прошедший месяц услугам по размещению рекламы, а затем передать данные ОРД.
  • 1 ноября 2022 года – переход к регулярной работе. К этому времени одобренные комиссией кандидаты в ОРД становятся полноправными операторами. Доступ к переданной информации в ЕРИР получают ФНС и ФАС.

Если компания решает возложить обязанности по передаче данных на рекламное агентство, эксперты советуют прописывать эту задачу в договорах. Иначе ответственность будет нести рекламодатель, говорят в РКН.

Дискуссия «Закон о маркировке интернет-рекламы

Полезные ссылки:

0
184 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Прокудин

Читаю этот пдц и не верю что это все взаправду происходит... Да, у нас часто бывало что некая вводимая инициатива воспринималась как полный треш, но в "цивилизованном мире" это - норма и все так как бы и живут. Но вот этот сабж имеет место "в цивилизованном мире"? Кто там бывал, подскажите, очень интересно. Ибо как по мне, эта нетленка вновь пробила дно здравого смысла...

Ответить
Развернуть ветку
Olex

В цивилизованном мире есть такая штука, как "свобода слова". Это одна из базовых ценностей. В России она всё сильнее ограничивается, и это следующий шаг к полному контролю массовых каналов коммуникации.
Так что здравого смысла там очень даже много. По крайней мере, с точки нынешней власти.

Ответить
Развернуть ветку
Никитин Сергей

Чет Трампу свобода слова не помогла, удалили из интернета его в три секунды, а это между прочим не хрен моржовый а целый президент сша.

Ответить
Развернуть ветку
Olex

Свобода слова заключается, в т.ч. и в том, что СМИ могут решать, что писать, что удалять. Но при этом, остальные СМИ наблюдают и раструбят на каждом углу о том, с чем они не согласны. Что и вышло с акаунтом Трампа. В России большинство людей об этом просто не узнали.

Ответить
Развернуть ветку
Никитин Сергей

Я правильно понял идею свободы слова? Говорить можно только то что нравится владельцу ресурса, если ему не нравится то говорить нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Да. И при этом всплывает проблема с тем когда ресурс - фактически монополист (Facebook тот же) а конкурента создать сложно потому что провайдеры инфраструктуры (AWS тот же) тоже могут быть против. Но кое как система работает. В России же сейчас - уже и военная цензура со сроками за не ту терминологию (при этом всем все понятно). Сама по себе ситуация с теми же яндекс.новостями (как то что их сначала заставили использовать только официальные СМИ как и то что Яндекс не мог просто закрыть проект)... показывает что свобода слова то весьма управляемая.

Ответить
Развернуть ветку
Olex

В какой-то степени - да. Потому как журналисты они капризные, и если сильно из зажимать и есть, куда идти, то пойдут и будут писать, что хотят.
Но главное, что владельцы разные, интересы у них разные, и писать будут с разных точек зрения.
Выбор есть, как у журналистов, так и у читателей.
В России все СМИ контролируются из центра и разные точки зрения невозможны. Это принципиальная разница.

Ответить
Развернуть ветку
Никитин Сергей

Хорошо, допустим. Но почему за Трампа проголосовала половина америки и ни один журналист или сми не вступилось за него и не опубликовали его слов?

Ответить
Развернуть ветку
MadRat96

И FoxNews не вступились?

Ответить
Развернуть ветку
Olex

Ну не так, чтоб ни один журналист или сми. Там медиа-ландшафт намного богаче, чем в России. И множество средних и мелких СМИ писали и о нем, и "за него".
Но очень интересный вопрос: Если про-республиканские крупные СМИ не вступились (я не отслеживал эту тему, если честно), то значит даже для них он стал слишком радикальным.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Зарубин

Спойлер: да

Ответить
Развернуть ветку
Rax034

Свобода слова, это когда я не могу слово "нигер" говорить на твиче да?
Или когда я не могу в твитере написать что мне нравится быть белым? А может быть та, где за фамилию "Хохлов" на ФБ блокируют?
Ааа. может быть свобода слова заключается в том, что я могу сделать свою газету где-нибудь в NY, и там рассказать что Путин все делает правильно с СВО на основании официальных заявлений МИД например?
Вы мне подскажите про какую из свобод вы говорите, а то их в цивилизованном мире много.

Ответить
Развернуть ветку
Olex

Подумайте о том, чем Вы отличаетесь от других людей. Допустим, профессией. Я Вас не знаю, но допустим, Вы - маркетолог. И вот какая-то группа других людей почему-то привыкла называть маркетологов мудаками. Ну так исторически сложилось. Но вам, маркетологам, это не нравится, ведь вы воспринимаете слово "мудак" как оскорбительное. Вы будете бороться против того, чтоб вас так называли. Будете защищать свои права. То же самое и с "нигерами". Да, иногда кажется, что политкорректность переходит разумные границы. Но вам так кажется. А "нигерам" - нет. И вот эта самая политкорректность, на самом деле - признак того, что работает правовое государство, которое защищает права отдельных групп и личностей.
Что касается свободы слова, то Вам не следует писать "нигер", но никто не запретит Вам писать "По статистике, в городе Филадельфия 53% тяжких преступлений совершается афроамериканцами". Если кто-то с этим не согласен, он подаст на Вас в суд и должен будет перед судом доказать свою правоту.
Есть хоть малейшее сходство с Россией? Увы, не вижу.
Кстати, если Вы читаете по-английски, Вы найдете в тех же Штатах сотни СМИ разного размера, которые пишут, что Путин всё делает правильно. И пока они формулируют это как мнение, а приводя "факты" дают ссылку на источник - тот же МИД РФ, никто их не заблокирует. Нет для этого правовых инструментов.
Я надеюсь, я понятно объяснил разницу.

Ответить
Развернуть ветку
Rax034

Вы видимо не в курсе что блокируют не только за слово "нигер" но и даже за фразу "горжусь быть белым". Отказы в устройстве на работу белым гетеросексуальным мужчинам - они наверное своим видом тоже кого оскорбляют, да?

Про газеты, покажите мне крупную газету федерального уровня, которая сможет написать что Путин красавчик?
Да, действительно, мелкие провинциальные издательства действительно могут писать что угодно, проблема лишь в том, что США поделена на кучу штатов и не является единой страной как таковой, и даже каждый Мухосранск там почти независимое государство. Поэтому пердеж мелкой газетенки которую читают полтора человека никому просто не интересна.

Но что может ли журналист New York Times написать статью, что по данным МИД РФ, на которые он разумеется будет ссылаться (между прочим такая же официальная информация как и МИД США), Путин делает все хорошо? Ну раз вы так убеждает меня о свободе слова, по вашей логике это действительно может произойти, верно? Независимые СМИ же, свобода слова, никакой пропаганды, не то что у нас в Мордоре. Только вот почему то забавно совпадает у них повесточка с государственным векторном.

Ответить
Развернуть ветку
Olex

Не буду спорить

Ответить
Развернуть ветку
Rax034

Просто вы тут на VC будто с хлебушком в голове. Не бывает свободы слова и независимых СМИ. Ни одно правительство в мире (если они, конечно, не конченные идиоты) не будет упускать такой мощнейший инструмент влияние как на своих граждан, так и на чужих, и пускать его на самотёк. Потому что если пустишь на самотёк, СМИ возьмут под контроль те, кто не такой тупой как ты. Поэтому и в США и в РФ и в любой другой стране СМИ это инструмент, который под полным контролем.

Разница только в том, что в США действительно делают умнее и деликатнее, и позволяют мелким газетенкам говорить какие-то вещи, которые объективно не влияют на происходящее, тем самым создавая иллюзию открытых СМИ. Потому что там понимают, что от того какой-то Джош из Монтаны напишет в местной газете что Обама/Трамп/Байден мудак, погоды это не сделает, зато если такого человека не трогать, будет казаться что можно говорить что хочешь. У нас же действуют более топорно и менее тактично, гасят просто всех даже за твит.

И ещё вы тут молитесь на свободную США, и даже не знаете что там так то и правительства единого нет, вечное противостояние южан и северян, республиканцев и демократов, из-за которого даже гражданская война была. Поэтому каждая сторона имеет свои СМИ и свои интересы и внутри страны могут писать про другую сторону гадости, с целью перенять влияние. Однако даже в этом случае эти СМИ не являются независимыми и пишут то что пишут, только потому что имеют покровителей, которым это выгодно. Если бы какая крупная газета начала заниматься самодеятельностью, ей бы очень быстро дали понять что стоит заткнуться.

Ответить
Развернуть ветку
Olex

Не знаю, как вы, а я ни на что не молюсь.
Предпочитаю изучать и делать выводы.
Вы тоже делаете выводы, а вот изучаете, уж извините, очень поверхностно.
Время, потраченное на этот разговор, уже существенно не соответствует для меня его ценности. Так что давайте считать, что вы правы и на этом закончим.

Ответить
Развернуть ветку
Rax034

Ох, занятой человек с ценным временем. Пафоса поменьше, были бы столь занятым, не сидели бы в разгар рабочего дня на сайтах и комментарии бы не писали.

Ваши попытки подколоть собеседника покрылись пылью и устарели году так в 2005. Поэтому я просто добавлю вас в игнор, чтобы у вас не было возможности тратить свое дорогое время на споры.

Ответить
Развернуть ветку
Olex

Спасибо :-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Viktoriia Kh

Сразу две мысли возникли при чтений такого «закона», тотальный контроль и времена 90-х. О свободе слова речь отсутствует на прочь.

Ответить
Развернуть ветку
181 комментарий
Раскрывать всегда