Что такое маркировка рекламы и какая печаль ждет рынок осенью 2022

С 1 сентября 2022 г. вступят в силу изменения, которые существенно усложнят жизнь всем участникам рекламного рынка. Нужно начинать готовиться к новому режиму работы. Мы постарались собрать все нормативные акты вместе и систематизировали все основные моменты в этой статье.

#1 Маркировка рекламы

Об этой обязанности в новом законе сказано совсем немного. Суть ее заключается в том, что вся реклама, распространяемая через интернет, должна быть помечена как – “реклама”.

Помимо отметки в рекламе должны быть указания на рекламодателя и/или сайт, на котором расположена информация о рекламодателе.

Исключением в данном случае является реклама, размещенная в:

  • телепрограммах и телепередачах
  • радиопрограммах
  • радиопередачах

Конкретных требований к расположению соответствующей отметки или ее размеру нет. Все отдается на откуп рекламодателя/рекламопроизводителя. По крайней мере, пока.

#2 Учет рекламы в интернете

Роскомнадзор создает систему учета рекламы. В этой системе будет аккумулироваться информация о рекламе, размещенной в интернете. Предоставлять соответствующую информацию будут сами участники рекламного рынка. Информация будет храниться в Роскомнадзоре до 5 лет, доступ к ней смогут получить и иные государственные органы ФАС, ФНС и другие.

Для такого порядка взаимодействия с Роскомнадзором создаются новые субъекты рекламного рынка, жестко регламентируются порядок и сроки предоставления информации. Маленький спойлер – как точно все будет работать, пока непонятно. А возможность выполнения новых требований пока кажется весьма затруднительной и затратной для многих компаний. Почему, попробуем разобраться.

Для кого новые правила будут обязательны?

Если говорить вкратце – для большинства лиц, участвующих в размещении рекламы в рунете. Соответствующую информацию обязаны предоставлять все рекламораспространители, рекламодатели и операторы рекламных систем. Для начала обозначим, кто есть кто:

рекламодатель

изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо

т.е. тот, кто заказывает рекламу, тот чей товар/услуга рекламируется

рекламораспространитель

лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств

т.е. агентство, оказывающее рекламодателю услуги по распространению его рекламы

оператор рекламной системы

лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы

т.е. тот, кому принадлежит система, с помощью которой происходит размещение рекламы на различных рекламных площадках

Новые обязанности появятся у рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем, отвечающих двум следующим признакам:

  • размещают в интернете рекламу, направленную на привлечение внимания российских пользователей (потребителей рекламы)
  • соответствуют критериям, определенным Правительством

Критерии, закрепленные Правительством, позволяют определить скорее тех, на кого требования о предоставлении информации не распространяются. К ним относятся:

  • рекламодатели, обладающие исключительным правом на объекты рекламирования и/или являющиеся изготовителями/продавцами товаров и согласовавшие в договоре с рекламораспространителем/оператором рекламной системы возложение обязанности информировать Роскомнадзор на последнего

это исключение говорит о том, что обязанность уведомить Роскомнадзор может быть возложена только на рекламное агентство при наличии такого условия в договоре между ним и рекламодателем, при условии, что рекламодателем является изготовитель/продавец рекламируемого товара или обладатель исключительных прав на рекламируемый результат интеллектуальной деятельности/средство индивидуализации

Из под нового регулирования также выведены операторы социальной рекламы, стандартно имеющие особый правовой статус.

Остальные рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем обязаны соблюдать новые требования законодательства.

Какую информацию нужно предоставлять?

Роскомнадзор будет осуществлять учет, хранение и обработку информации о размещенной в интернете рекламе. Среди такой информации:

  • сведения о рекламодателях
  • рекламораспространителях
  • операторах рекламных систем

Закон указывает на то, что окончательный список предоставляемой Роскомнадзору информации о рекламе, формат и сроки ее предоставления утверждает Правительство РФ.

Соответствующее Распоряжение уже опубликовано и вступит в силу также с 1 сентября 2022 г. В соответствии с Распоряжением необходимо будет предоставлять подробную информацию о соответствующих лицах. В частности:

  • полное и сокращенное фирменное наименование/ФИО
  • ИНН для российского лица/номер телефона или номер электронного средства платежа для иностранного лица
  • ОГРН/ОГРНИП
  • место нахождения и адрес/адрес места жительства (пребывания)
  • ФИО лица, действующего без доверенности от имени юридического лица
  • информация о лице, заключившим договор с рекламораспространителем, оператором рекламной системы для распространения рекламы
  • сведения об информационной системе/программе, используемой для распространения рекламы

Также Роскомнадзору должна быть предоставлена информация о самой рекламе:

  • уникальные числовые обозначения рекламных материалов (ID)
  • описание объекта рекламирования
  • тип рекламной компании
  • сведения о средствах, использованных для распространения рекламы/рекламных системах
  • информация об объемах и распределении показов рекламы
  • информация о форме распространения рекламы
  • срок размещения рекламы и дата начала рекламной кампании
  • параметры аудитории рекламы
  • информация о договорах на размещение соответствующей рекламы (включая информацию о цене)

Кто такой оператор рекламных данных?

Оператор рекламных данных – это новый участник рекламного рынка, введенный для выполнения обязанности по учету рекламы. Новая редакция закона определяет его следующим образом:

Оператор рекламных данных – владелец программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для установления факта распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", уполномоченных указанным федеральным органом исполнительной власти осуществлять [Роскомнадзором] учет рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставлять информацию в такой федеральный орган исполнительной власти [Роскомнадзор]

Умолчим о том, что к правообладателям ПО вряд ли применим термин “владельцы” и отметим, что отбор таких операторов проводит комиссия Роскомнадзора. Порядок создания и деятельности такой комиссии, а также условия отбора операторов утверждены отдельным Постановлением Правительства. Требования к соответствующему ПО устанавливает Роскомнадзор.

Список уполномоченных операторов можно будет найти в реестре Роскомнадзора. Порядок ведения реестра Роскомнадзором уже утвержден, однако самого реестра еще нет.

Несмотря на то, что конкретные операторы рекламных данных нам пока неизвестны, их функция уже определена. В целом она сводится к сбору информации о рекламе для ее последующей передачи в Роскомнадзор, а также осуществлению мониторинга и анализа такой информации.

Если информация, полученная оператором рекламных данных по результатам мониторинга, не совпадает с той, что ему предоставили сами рекламодатели/рекламораспространители/операторы рекламных систем (более чем на 5%), оператор сообщает об этом в Роскомнадзор.

Как выполнить обязанность?

Направлять информацию в Роскомнадзор участники рекламного рынка смогут двумя способами – самостоятельно и через операторов рекламных данных.

Для обоих способов потребуется регистрация в системе Роскомнадзора, аккаунт в ЕСИА и усиленная квалифицированная электронная подпись. Так как взаимодействие между участниками рекламного рынка и Роскомнадзором предполагается осуществлять исключительно в электронной форме.

Передача информации в Роскомнадзор вне зависимости от способа ее направления должна происходить в течение 1 месяца, следующего за календарным месяцем, в котором распространялись соответствующие рекламные материалы. Разница только в том, направляет ее рекламодатель/рекламораспространитель/оператор рекламной системы непосредственно или через оператора рекламных данных.

По версии Роскомнадзора, процесс обмена информацией должен выглядеть следующим образом:

Что такое маркировка рекламы и какая печаль ждет рынок осенью 2022

Правила взаимодействия Роскомнадзора с участниками рекламного рынка устанавливает Правительство. Соответствующее Постановление вступит в силу также с 1 сентября 2022 г.

В соответствии с данными правилами взаимодействие между соответствующими субъектами может происходить в рамках:

  • передачи информации о рекламе от рекламодателей/рекламораспространителей/операторов рекламных систем оператору рекламных данных и затем передача информации от оператора в Роскомнадзор
  • направления Роскомнадзором запросов операторам рекламных данных, в ответ на которые оператор должен предоставить информации о рекламе и самих рекламных материалов (для установления фактов предоставления недостоверной информации)
  • самостоятельного предоставления рекламодателями/рекламораспространителями/операторами рекламных систем информации о рекламе в Роскомнадзор
  • направления оператором рекламных данных Роскомнадзору сведений о несоответствии предоставленной ему информации сведениям, полученным в результате мониторинга и анализа рекламы посредством специального ПО
  • направления Роскомнадзором запросов о предоставлении информации рекламодателями/рекламораспространителями/операторами рекламных сиситем/операторами рекламных данных (в том числе, для сверки этой информации и информации, имеющейся у Роскомнадзора)
  • направления Роскомнадзором уведомлений оператору рекламных данных/рекламодателям/рекламораспространителям/операторам рекламных систем о выявленных несоответствиях в данных, предоставленных непосредственно субъектами и полученными от оператора рекламных данных

Таким образом, Роскомнадзор будет отслеживать полноту, достоверность, актуальность и своевременность предоставляемой ему информации. Ответственность за несоответствие информации указанным признакам будет возложена на предоставляющих такую информацию лиц.

Какая ответственность?

Ответственность может наступить в случае, если представленная информация будет:

  • неполной
  • неправдивой
  • “несвежей”
  • или поступит с опозданием

Речь в данном случае идет о возможном привлечении к административной ответственности. Специальные составы введены не были, поэтому привлечение к ответственности должно происходить по п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, которая грозит следующими штрафами:

  • для граждан – от 2 000 до 2 500 руб.
  • для должностных лиц – от 4 000 до 20 000 руб.
  • для юр. лиц – от 100 000 до 500 000 руб.

Общие выводы

Представляется, что новые требования введены крайне не вовремя. Преследуя, вроде как, благие цели и стремясь повысить прозрачность рекламного рынка, регулятор вставляет еще одну палку в колеса и так страдающей отрасли.

Агентствам необходимо будет задуматься о расширении штата и формировании новой функции внутри компании. При этом своевременно подготовить новые кадры вряд ли получится, так как чему конкретно обучать людей, пока не понятно. Инфраструктура, взаимодействие с которой вскоре станет обязательным, недоступна, как именно она будет работать неизвестно.

Остается надеяться, что это понимаем не только мы, но и регулятор. И что привлекать к ответственности в период адаптации никого не станут.

Пока мы писали эту статью – Adindex опубликовал интересный материал, где Роскомнадзор отвечает на вопросы отрасли по поводу нового закона, там есть разные уточнения. Тоже советуем прочитать

Автор: Арина Волкова, юрист Рунетлекса

Наш телеграм-канал, где есть еще больше полезного и интересного

19
26 комментариев
150 ₽

Коллеги, мы написали новую статью о том, какие условия можно внести в договор в связи с новым законом. Там же внизу и ссылки на актуальные материалы сторонних источников, так как за месяц многое прояснилось и некоторые тезисы данной статью не так актуальны.
Ссылочка: https://vc.ru/legal/483714-markirovka-reklamy-chto-predusmotret-agentstvu-v-dogovorah-s-klientami?comments

Ответить

Мало рекламный рынок с 24 февраля пострадал, надо добить его

14
Ответить

Это жесть, конечно

6
Ответить

Короче, теперь взятки еще в одну контору заносить придется.

3
Ответить

Вероятнее всего, рекламы с большим количеством одиноких девушек в 700м от меня резко станет меньше. Сложнее будет купить увеличитель какой-нибудь важной части.

3
Ответить