(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Контекстолог, с которым будут проблемы: 5 маркеров ненадежного спеца

Некоторые специалисты невзлюбят меня за эту статью, но я рискну и расскажу, как не связаться с «так себе спецом» и не нарваться на проблемы. Узнаете, на что смотреть в договоре, как распознать потенциально ненадежного человека. В конце статьи бонус.

Я руковожу агентством Efremov Media, поэтому частенько приходится собеседовать людей на вакансию специалиста по контекстной рекламе. Рассказываю, на что сам обращаю внимание, и на что советую обращать внимание тем, кому нужны наши услуги.

Богдан Ефремов

Всегда прогоняю будущих сотрудников по техническим вопросам. Но в статье не о них: узнаете, на что смотреть в договоре, на что обращать внимание при разговоре и так далее. Далеко не всегда специалист даже с хорошим уровнем знаний и навыков может дать результат. Поехали!

Красные флаги будущей проблемы

Специалиста, с которым дела пойдут не по маслу, можно вычислить на подлете еще при первой встрече. Вот на что обращаю внимание я:

1. Как говорит

Много специфических профессиональных слов, при общении с не погруженным в тематику заказчика, должны насторожить. Попросите человека рассказать о том, что он делает, простыми словами. Часто «умными» фразами разговаривают неуверенные новички, которые хотят добавить себе значимости. Любой процесс можно объяснить простым понятным языком на примерах из опыта или жизни.

Спросите, сколько проектов специалист ведет сейчас, и сколько — его максимум. Нормальный назовет конкретные цифры, ненадежный будет убеждать в том, что тащит любое количество проектов. С последним есть риск стать тем самым клиентом, на котором спец разорвется и пропадет.

Обратите внимание на то, как человек общается. Скорее всего, у вас будут какие-то напряжения в работе — это нормально, вы друг друга не знаете, притираетесь. Посмотрите, ставит ли специалист с ходу условия, пугает ли тем, что его еще два клиента ждут, мол, «щас к ним уйду». Есть риск, что даже невинный вопрос «Что там у нас с рекламой?» заставит его психануть и все бросить.

2. Что спрашивает

Представьте, что вам надо построить дом, и строитель или прораб говорит с ходу «построю к понедельнику». Оп, а как же узнать, где участок, из чего строим, сколько людей будет жить, квадратура, санузлы? Хороший специалист сначала всегда запрашивает исходные данные. Например, уточняет, кто покупает, что продаете, какие показатели сейчас и каких хотите добиться в будущем .

Зафиксировал исходные показатели — хороший знак. Строит планы на их основе — замечательный.

Человек, который без вопросов рвется в бой с девизом «продать любой ценой!», скорее всего, сольет бюджет и сольется сам. Как бы вам самим ни хотелось поскорее получить результат, подробный бриф, аудит и получасовая беседа — это хорошо.

3. Что изучает

Перед тем как начать что-то делать в рекламном кабинете, мы смотрим, что с сайтом, на который будем вести покупателей. Также важно изучить конкурентов: их посадочные, креативы, что они транслируют. И, конечно, потенциальных покупателей. Без предварительного анализа реклама превратится в пальбу по воробьям.

О том, зачем проверять, что творится на сайте, я рассказывал в статье «Тратим миллионы на рекламу, но не получаем лидов. Топ 5 причин надавать по шапке тем, кто делал ваш сайт». Коротко: сайт — это как первое свидание с девушкой — мало заинтересовать, нужно понравиться, чтобы ей было комфортно, чтобы она хотела остаться на подольше.

Коммерческое предложение до беседы — плохой знак. А что если ваш продукт не очень то и востребован, сайт сделал на коленке сын маминой подруги, и вообще у вас сейчас не сезон? Адекватное коммерческое предложение без знакомства с компанией и продуктом не составить.

4. Что обещает

Гарантии с порога — это плохо. Цели без привязки к вашему бизнесу — плохо. Если специалист обещает тысячи кликов и CTR как у сына маминой подруги, говорите «До свидания». Подробнее про специфическую лексику контекстологов рассказал в статье «Кажется, меня надули! — как понять, что цифры, которыми вас кормит специалист по рекламе годные, а не слив бюджета?». Вам не обязательно разбираться во всех аббревиатурах, но знать, где лежат деньги все же нужно.

Помните, целевая метрика — продажи, а не клики

5. Как работает

Мечта любого работодателя или клиента — исполнитель, готовый работать дешево и много. Но это тоже красный флаг. Если человек берет мало денег за много работы, готов вскочить среди ночи, то, скорее всего, он либо новичок, либо быстро выгорит и сольется. Бывает, что дешево работают ребята, которые не уверены в своих навыках, и так они как бы защищают себя от ответственности типа «а что вы хотели за такие деньги?».

Человек с кейсами, клиентами, опытом, который постоянно повышает скилы, задешево работать не будет

Договор

В контекстной рекламе речь часто идет о больших деньгах на рекламный бюджет и гонорар специалиста. Поэтому договор оказания услуг должен быть без разговоров — он не защитит от косяков, но поможет восстановить справедливость в случае разбирательств. А вот что в нем важно проверять:

1. Условия, по которым услуги считаются оказанными, и закрывающие документы

По итогу работы со специалистом вы должны подписать акт об оказании услуг в полном объеме. Если этого условия в договоре нет, будет сложно в случае чего доказать, что работы выполнены не были. Особенно это важно, если вы берёте разовую услугу.

2. Обязанность исполнителя соблюдать коммерческую тайну

Этот пункт защитит от утечки информации, например, к конкурентам. Специалист по контекстной рекламе узнает многое о вашем бизнесе: оборот, механизмы работы, планы роста. Все это не должно стать темой для обсуждения, если вдруг следующим клиентом специалиста станет ваш конкурент.

Обязанность специалиста соблюдать коммерческую тайну вы сможете использовать для своей защиты, если выяснится, что из-за утечки информации пострадал ваш бизнес. Хорошо, если прописано, что именно является коммерческой тайной.

3. Ваше право отказаться от услуг, выплатив лишь часть гонорара

У вас могут быть веские причины расторгнуть договор. Допустим, если специалист две недели вяло отвечает на ваши вопросы размытыми фразами, не может сделать промежуточный отчет, и вообще оказался каким-то мутным. Он, может, что-то и делает, но оказался вот таким вот не клиентоориентированным, и вам крайне не хочется доверять ему бюджет.

С одной стороны, можно добиваться ответов и дальше, а с другой — рассчитаться и разойтись. Первый вариант наверняка попортит вам кровушку.

Цена договора

В договоре должно быть четко прописано, сколько вы должны заплатить за услуги и как происходит расчет. Без этого могут появиться запросы оплатить какие-то дополнительные телодвижения, например, контекстологу пришлось проконсультироваться с SEOшником по вашему сайту, и теперь он хочет, чтобы вы оплатили эту услугу.

Бонус

Есть в сфере контекстной рекламы такие интересные ребята, которые сразу после запуска кампании внезапно приходят к вам с ее анализом и предлагают сделать такой же/лучше результат, но за меньше деньги. Кажется, что получить больше за те же деньги — хорошее предложение. НО:

Анализировать кампанию после запуска — все равно что судить о вкусе блюда по цвету кастрюли. Кампании нужно время на обучение, результаты на старте ≠ результатам в итоге. Количество лидов и их стоимость в первый месяц будет меняться, только потом эти показатели выйдут на стабильные цифры, соответственно, и конверсия в продажи постепенно наладится.

Эти ребята поступают неэтично по отношению к коллегам и к вам — вас они просто обманывают, пользуясь неосведомленностью в нюансах работы контекстной рекламы. Плюс, такие конторы, вместо реальной работы над кампаниями клиентов, в основном именно этим и занимаются - анализируют чужую рекламу, пытаясь продать свои услуги.

Расскажите, а на что вы смотрите при выборе исполнителя, какие красные флаги будущей проблемы знаете?

Если было полезно — поддержите статью лайком, пусть больше людей не столкнутся с проблемными исполнителями. Здесь я пишу раз в неделю, а в своем Телеграм-канале чаще. Присоединяйтесь.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'dark', link: 'https://t.me/+IMXtxDWmLC8wZDNi', text: 'О контекстной рекламе простыми словами', button: 'Подписаться', color: '#0a0a0a', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
70 комментариев
Написать комментарий...
Встанислав Шишкин

Статью даже не читал, взбугуртнул с заголовка. "Контекстолог". Звучит как "Анусолог". Всё, что вы называете "Таргетолог, авитолог, порриджелог, зумеролог", и прочая лабуда с наукой не имеет НИЧЕГО общего. Корень "лог" это "logos", т.е "наука". Человек, который прочитал мануал по настройке контекстной рекламы-к науке не имеет НИКАКОГО отношения, от слова СОВСЕМ. Задолбали зумерки с их неологизмами, дизлайк автору

Ответить
Развернуть ветку
Богдан Ефремов
Автор

Я тоже раньше так думал и крал трёхэтажным матом тех, кто использует окончание -олог. Вообще не любил таких людей.
Но душнил не любят ещё больше, поэтому мне пришлось смириться с тем, что слова «контекстолог», «тарегтолог» и тд - являются общеупотребимой нормой.
Впрочем, можете продолжать борьбу методом дизлайка, вдруг и правда что-то поменяете

Ответить
Развернуть ветку
Николай Московский

Где-то читал, что ставить "молчаливые дизлайки" это моветон, поэтому и пропавшие дизлайки с vc это хорошо. Якобы, нужно обосновывать позицию. Ок, попробуем:

1. "Статью не читал - взбугуртнул" - серьёзная, взвешенная позиция взрослого человека.

2. Корень "лог", насколько мне известно, не означает науку, но означает знание.

3. Контекстолог это неологизм и лог здесь используется совершенно по другой логике.

4. Косметологов, маркетологов тоже как-то по другому нужно называть?

Вроде на дизлайк набралось?

Ответить
Развернуть ветку
Встанислав Шишкин

Коммент ваш скачал, поэтому поясню:
1. Бугурт это совершенно здравая реакция на что-то, что не нравится. Поэтому он был выражен именно в отношении заголовка, но не статьи. Если бы я обхаял статью из-за заголовка, то этот пункт был бы засчитан, а так нет.
2. Корень "лог" выделяется в составе заимствований из др.-греч., имеющих в большистве случаев значения наук (XXXоло́гия «наука о XXX») или учёных (XXXо́лог «тот, кто изучает XXX») и соотв. прилагательных (XXXологи́ческий «относящийся к изучению XXX или к самому XXX») ◆ астроло́гия, астро́лог, астрологи́ческий ◆ теоло́гия, тео́лог, теологи́ческий ◆ этимоло́гия, этимо́лог, этимологи́ческий.(копипаста из вики)Так что снова мимо, в википедию вы тоже не умеете.
3. Возможно, но корень здесь употреблен чисто издевательски, как бы ставя в один строй глупого кнопкодава и учёного, тем самым нивелировав значимость последнего, отсюда и бугурт.
4. Маркетинг тоже своего рода наука, как и косметология, ибо требует широких знаний, преподаётся в учебных заведениях (у косметолога, маркетолога, сексолога, и т.д есть дипломы, а вы покажите диплом авитолога или таролога)
Поэтому ловите совершенно заслуженный дизлайк, читайте умные книжки, растите над собой, и возвращайтесь с новыми умными мыслями.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Khasyanov

Касаемо 4-го пункта есть несколько вопросов:
1. Чтобы настроить контекстную рекламу "широких знаний" не нужно?
2. Каким критерием вы пользуетесь определяя что в одном случае "широкие знания" нужны, а вдругом нет?
3. Является ли настройка контекстной рекламы частью маркетинга?
4. На счет учебных заведений и дипломов вы ошибаетесь. Пройдя курс например в учебном заведении Скиллбокс вы получите диплом.

Я дам вам подсказку и ссылку на википедию, где вы сможете ответить на часть вопросов и разобраться
https://en.wikipedia.org/wiki/Contextual_advertising

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

это какой то институт или университет? или просто шарага? так то диплом можно выдать и за окончание подготовительной группы детского сада.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Khasyanov

Дипломы можно выдавать за что угодно. В этом и вопрос.
Если придерживаться позиции что маркетологи, косметологи и другие ОЛОГИ могут называться так только если закончили ВУЗ по специальности, то самоучки или прошедшие курсы морального права так называться не имеют. Что на самом деле идет вразрез со здравым смыслом.

Ответить
Развернуть ветку
Встанислав Шишкин

Моральное право имеет всякий, имеющий ценные знания, умения, и навыки, вне зависимости от того, как они были получены. Для контекстной же рекламы, авито, таро, и прочей лабуды-достаточно прочитать пару страниц текста(а то и сделать все чисто интуитивно), поэтому ценности тут никакой нет

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Khasyanov

Есть рынок: спрос и предложение. Если все так просто не было бы спроса, а люди сами изучали и закрывали потребности. То есть если есть рынок, то есть и ценность. Вы свое субьективное мнение пытаетесь выдать за действительность.

Ответить
Развернуть ветку
Встанислав Шишкин

А вот тут коммент скачивать не буду, тут вы правы. Конкретно в том, что рынок порождает этих самых анусологов. Но и лайк ставить тут не за что, так как они сами вылезли на рынок, и если бы какому-то не по годам хитрому марамою не пришло в голову впервые выложить обьявление "Услуги авитолога", то мир бы про них даже не узнал, и прекрасно обошёлся. По поводу мнения и действительности-вы уже в демагогию скатываетесь, не надо так

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

вы манипулируете терминами. например. для того, чтобы быть косметологом нужно минимум - медицинское образование, получить лиценщию. чуете разницу?

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Khasyanov

Чтобы быть маркетологом нужно ли маркетинговое образование и получать лицензию? Я поясню. Профессии разные бывают и подход к ним разный. Например в маркетинге информация быстро меняется, а программы ВУЗов достаточно топорные и не обладают гибкостью. Кому нужен будет специалист, который учился 4 года тому, что было актуально 5-6 лет назад. Потому что пока программу составят, пока ее утвердят пройдет 1-2 года. Это в лучшем случае. А в реальности возьмут учебники за конец 90-х начало 00 и на основе их составят программу разбавив современными терминами.Такого человека нужно будет переучивать потому что к реальности его знания не будут иметь никакого отношения.

Такие кадры не нужны на рынке потому что все прекрасно понимают, что это профанация. Ради интереса зайдите на hh и почитайте требования к маркетологам. В скольких вакансиях вы увидите требование к маркетинговому образованию в ВУЗе?

Поэтому нужно сначала понимать саму область о чем говорите и процессы проходящие в этой области.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

вы опять о чем то своём рассуждаете. речь была про мистического "контекстолога (что бы это ни знвчило)

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Khasyanov

речь о том чтобы называть специальность с приставкой ОЛОГ нужно заслужить: пройти обучение в ВУЗе и получить диплом, о чем вы и привели свой комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G

напомню. Изначальный комментарий был о принадлежности невкдомого "контекстолога" к научности, как таковой. вполне конкретное название, которое вы упорно пытаетесь замолчать и генерализовать.

Ответить
Развернуть ветку
Встанислав Шишкин

Коммент скачал, обьясняю.
1. Абсолютно и совершенно никаких широких знаний в современном смысле этого слова не нужно. Нужно ли почитать faq по настройке? Да. Нужно ли покурить форумы и немножко погуглить? Желательно. Долго ли остаются актуальными знания, приобретённые в течении этого процесса? Нет. Доступен ли этот процесс любой обезьяне со смартфоном? Да. Поэтому, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что контекстную рекламу может настроить любая домохозяйка, пару вечеров порывшись в интернете. Эти знания сравнимы с опытом ремонта бачка унитаза(так же на первый взгляд мутно и непонятно, а по факту вызывать специально обученного дяденьку слесаря вовсе необязательно)
2. Исходя из личного опыта конечно же.
3. Конечно, является. Но домохозяйка, настроившая рекламу лендинга с ноготочками, маркетологом от этого не станет, так же как и гусь Валера, починивший сливной бачок, слесарем-сантехником.
4. Покажите диплом чуть более авторитетных учебных заведений, чем скиллбоксы и гикбрейнсы, и я тут же поменяю свое мнение, а так можно и аязов всяких в пример ставить. В подобных шарагах хоть анусологию могут преподавать, не путайте образование с инфоцыганством.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Khasyanov

После таких специалистов которым хоть директ настраивать хоть бачки унитаза чинить люди и жалуются, что весь бюджет слит, а результата нет. Каждый должен заниматься своим делом. В этом и проблема. Ответ на поверхности.

Ответить
Развернуть ветку
Встанислав Шишкин

Верите, нет, я сам себе лично настраивал яндекс директ, и сам лично чинил себе бачок. Бачок так и не потёк, и рекламой я остался относительно доволен (со своей задачей все пять кампаний справились). И смею заверить, что это примерно одно и то же, по сложности и трудозатратам. Касаемо слитого бюджета-не знаю, не сталкивался. Но уверен, что если между ушами не то, что между ножками, то толк будет, достаточно лишь внимательно прочитать инструкцию.

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда