Контекстолог, с которым будут проблемы: 5 маркеров ненадежного спеца
Некоторые специалисты невзлюбят меня за эту статью, но я рискну и расскажу, как не связаться с «так себе спецом» и не нарваться на проблемы. Узнаете, на что смотреть в договоре, как распознать потенциально ненадежного человека. В конце статьи бонус.
Всегда прогоняю будущих сотрудников по техническим вопросам. Но в статье не о них: узнаете, на что смотреть в договоре, на что обращать внимание при разговоре и так далее. Далеко не всегда специалист даже с хорошим уровнем знаний и навыков может дать результат. Поехали!
Красные флаги будущей проблемы
Специалиста, с которым дела пойдут не по маслу, можно вычислить на подлете еще при первой встрече. Вот на что обращаю внимание я:
1. Как говорит
Много специфических профессиональных слов, при общении с не погруженным в тематику заказчика, должны насторожить. Попросите человека рассказать о том, что он делает, простыми словами. Часто «умными» фразами разговаривают неуверенные новички, которые хотят добавить себе значимости. Любой процесс можно объяснить простым понятным языком на примерах из опыта или жизни.
Обратите внимание на то, как человек общается. Скорее всего, у вас будут какие-то напряжения в работе — это нормально, вы друг друга не знаете, притираетесь. Посмотрите, ставит ли специалист с ходу условия, пугает ли тем, что его еще два клиента ждут, мол, «щас к ним уйду». Есть риск, что даже невинный вопрос «Что там у нас с рекламой?» заставит его психануть и все бросить.
2. Что спрашивает
Представьте, что вам надо построить дом, и строитель или прораб говорит с ходу «построю к понедельнику». Оп, а как же узнать, где участок, из чего строим, сколько людей будет жить, квадратура, санузлы? Хороший специалист сначала всегда запрашивает исходные данные. Например, уточняет, кто покупает, что продаете, какие показатели сейчас и каких хотите добиться в будущем .
Человек, который без вопросов рвется в бой с девизом «продать любой ценой!», скорее всего, сольет бюджет и сольется сам. Как бы вам самим ни хотелось поскорее получить результат, подробный бриф, аудит и получасовая беседа — это хорошо.
3. Что изучает
Перед тем как начать что-то делать в рекламном кабинете, мы смотрим, что с сайтом, на который будем вести покупателей. Также важно изучить конкурентов: их посадочные, креативы, что они транслируют. И, конечно, потенциальных покупателей. Без предварительного анализа реклама превратится в пальбу по воробьям.
О том, зачем проверять, что творится на сайте, я рассказывал в статье «Тратим миллионы на рекламу, но не получаем лидов. Топ 5 причин надавать по шапке тем, кто делал ваш сайт». Коротко: сайт — это как первое свидание с девушкой — мало заинтересовать, нужно понравиться, чтобы ей было комфортно, чтобы она хотела остаться на подольше.
4. Что обещает
Гарантии с порога — это плохо. Цели без привязки к вашему бизнесу — плохо. Если специалист обещает тысячи кликов и CTR как у сына маминой подруги, говорите «До свидания». Подробнее про специфическую лексику контекстологов рассказал в статье «Кажется, меня надули! — как понять, что цифры, которыми вас кормит специалист по рекламе годные, а не слив бюджета?». Вам не обязательно разбираться во всех аббревиатурах, но знать, где лежат деньги все же нужно.
5. Как работает
Мечта любого работодателя или клиента — исполнитель, готовый работать дешево и много. Но это тоже красный флаг. Если человек берет мало денег за много работы, готов вскочить среди ночи, то, скорее всего, он либо новичок, либо быстро выгорит и сольется. Бывает, что дешево работают ребята, которые не уверены в своих навыках, и так они как бы защищают себя от ответственности типа «а что вы хотели за такие деньги?».
Договор
В контекстной рекламе речь часто идет о больших деньгах на рекламный бюджет и гонорар специалиста. Поэтому договор оказания услуг должен быть без разговоров — он не защитит от косяков, но поможет восстановить справедливость в случае разбирательств. А вот что в нем важно проверять:
1. Условия, по которым услуги считаются оказанными, и закрывающие документы
По итогу работы со специалистом вы должны подписать акт об оказании услуг в полном объеме. Если этого условия в договоре нет, будет сложно в случае чего доказать, что работы выполнены не были. Особенно это важно, если вы берёте разовую услугу.
2. Обязанность исполнителя соблюдать коммерческую тайну
Этот пункт защитит от утечки информации, например, к конкурентам. Специалист по контекстной рекламе узнает многое о вашем бизнесе: оборот, механизмы работы, планы роста. Все это не должно стать темой для обсуждения, если вдруг следующим клиентом специалиста станет ваш конкурент.
3. Ваше право отказаться от услуг, выплатив лишь часть гонорара
У вас могут быть веские причины расторгнуть договор. Допустим, если специалист две недели вяло отвечает на ваши вопросы размытыми фразами, не может сделать промежуточный отчет, и вообще оказался каким-то мутным. Он, может, что-то и делает, но оказался вот таким вот не клиентоориентированным, и вам крайне не хочется доверять ему бюджет.
С одной стороны, можно добиваться ответов и дальше, а с другой — рассчитаться и разойтись. Первый вариант наверняка попортит вам кровушку.
Цена договора
В договоре должно быть четко прописано, сколько вы должны заплатить за услуги и как происходит расчет. Без этого могут появиться запросы оплатить какие-то дополнительные телодвижения, например, контекстологу пришлось проконсультироваться с SEOшником по вашему сайту, и теперь он хочет, чтобы вы оплатили эту услугу.
Бонус
Есть в сфере контекстной рекламы такие интересные ребята, которые сразу после запуска кампании внезапно приходят к вам с ее анализом и предлагают сделать такой же/лучше результат, но за меньше деньги. Кажется, что получить больше за те же деньги — хорошее предложение. НО:
Эти ребята поступают неэтично по отношению к коллегам и к вам — вас они просто обманывают, пользуясь неосведомленностью в нюансах работы контекстной рекламы. Плюс, такие конторы, вместо реальной работы над кампаниями клиентов, в основном именно этим и занимаются - анализируют чужую рекламу, пытаясь продать свои услуги.
Расскажите, а на что вы смотрите при выборе исполнителя, какие красные флаги будущей проблемы знаете?
Статью даже не читал, взбугуртнул с заголовка. "Контекстолог". Звучит как "Анусолог". Всё, что вы называете "Таргетолог, авитолог, порриджелог, зумеролог", и прочая лабуда с наукой не имеет НИЧЕГО общего. Корень "лог" это "logos", т.е "наука". Человек, который прочитал мануал по настройке контекстной рекламы-к науке не имеет НИКАКОГО отношения, от слова СОВСЕМ. Задолбали зумерки с их неологизмами, дизлайк автору
Я тоже раньше так думал и крал трёхэтажным матом тех, кто использует окончание -олог. Вообще не любил таких людей.
Но душнил не любят ещё больше, поэтому мне пришлось смириться с тем, что слова «контекстолог», «тарегтолог» и тд - являются общеупотребимой нормой.
Впрочем, можете продолжать борьбу методом дизлайка, вдруг и правда что-то поменяете
Среди какой аудитории эти убогие термины являются нормой?
Каждый второй клиент любого агентства называет спецов либо рекламщиками, либо контекстологами. Уж точно не «PPC-специалистами» и не «Специалистами по контекстной рекламе». Нас вообще 90% всех людей называет именно контекстологами, никто не будет разбираться в вашей тонкой душевной организации. Так что с подключением.
"Каждый второй клиент любого агентства называет спецов либо рекламщиками, либо контекстологами" - то есть вы опросили каждого второго клиента всех агентств России? Нет, конечно.
"Нас вообще 90% всех людей называет именно контекстологами" - как вас называют мне вообще безразлично.
Помню, работал у меня контент менеджер, который начал писать про команду "авитологи, таргетологи" и тд - был быстро отправлен на хх ру.
У меня нет "тонкой душевной организации". Работая в интернет-маркетинге лет 15, мне просто режит слух вся эта хрень. Авитолог и другой олог это не особо умный чувак, закончивший за 200 тысяч рублей онлайн курс авитологии))) где ему сказали, что он авитолог. Ни один хороший специалист не назовет себе данным термином.
Моё мнение, не призываю в него верить ологам.
Боже, откройте форточку. Я не понимаю, как можно быть таким снобом в 23 году.
Вы пишете, что лично вам не нравится это слово и это ваше мнение? Ну так мнение большинства (да, именно большинства, можете не спорить) представителей рынка и обывателей отличается от вашего. Вы их не переучите.
То, что ваш мозг за 15 лет в маркетинге окостенел и не готов воспринимать ничего нового - сугубо ваша личная трагедия.
Никто под вашу тонкую душевную организацию (она у вас, очевидно есть, раз вы душните по такому надуманному поводу, да ещё и написали 5+ комментов). подстраиваться не будет.
Если языковая норма сформировалась - можете хоть головой об стену биться - она не изменится.
Я тоже в своё время ныл про -олологов. Ничего, смирился. И вроде пока ничего не отвалилось. Даже стало как-то проще жить, убрав бесполезные шоры из головы
Да успокойтесь уже)))
Абсолютно спокоен)
Это же не я возмущаюсь терминологией в комментариях vc. Я лишь пытаюсь донести, что любая общеупотребимая терминология имеет право на существование
Можно поощрять говно, а можно и не поощрять. Только личность формируется не тогда когда бежишь со всех ног за стадом, чтобы сойти за своего.
Смотря что вы считаете говном. Я вот считаю говном душнить по поводу терминологии. И не только я один такой
Вы сами по себе не считаете ничего.
Я тоже раньше так думал и крал трёхэтажным матом тех, кто использует окончание -олог.Я вот считаю говном душнить по поводу терминологии.
Вы просто бежите за стадом, потому что так проще. Но это не страшно. Быть как все оно удобно конечно.
Да, может я и бегу за «стадом». Но это всяко лучше, чем быть «нетакусиком» и вопить на всех вокруг, потому что: «Ррряяя, корень логос!!! Как вы посмели!!».
И да, что бы вы не ответили, вы всё также остаётесь дремучим снобом, которому дай повод поспорить о какой-то херне, которая значит абсолютно ничего. При этом называя всех, кто с вами несогласен «стадом», частью которого вы сами являетесь, абсолютно ничем из него не выделяясь. Будьте проще и люди к вам потянуться
Кто бы сомневался в стереотипности вашего мышления 😂 Но это тоже не страшно, вы же нормально с этим живете, что за вас переживать.
В чём и при чём тут стереотипность? Это ваш последний аргумент?)
Боже, что ты несешь)))
Тортик. Мне его тортолог выпекал.
а я стейк, мне его мясолог делал)
Вы усомнились в опросе клиентов всех агентств РФ, но своё мнение приписали всем хорошим специалистам?) Лично с ними здоровались и узнавали?)
Нет, просто написал, что это моё мнение, а не статистический факт)) но, если притянуть за уши - да, я почти наступил на те-же грабли
Ну реально, ологи это как "нам нужно сео". Мы занимаемся seo. Если вам нужно сео - идите ищите руководителя на хх ру
каких людей? из вашего близкого круга контекстологов? я, напимер, вообще первый раз шляпу эту вижу. очередной тичинг на основе взаимного филинга и анедсендинга
Впервые? Ну тогда с подключением)
я ы этих ваших интернетах дольше, чем, наверное, вы на горшок ходите. уж столько говносленга за это время повидалось. жутко просто. одно радует. все это не долго держится и справкдливо летит в помойку
Ваш мнимый возраст не прибавляет вашим аргументам веса. Я могу найти в горах деда лет за 120, который будет объяснять вам, что в конце слов в русском языке нужно ставить букву «Ъ». И он же будет прав, ведь весь существующий сегодня русский язык в его понимании - это «говносленг». Или нет?
Аналогия может и глупая, но не глупее чем ваши суждения
вы правы. аналогия глупая.
Где-то читал, что ставить "молчаливые дизлайки" это моветон, поэтому и пропавшие дизлайки с vc это хорошо. Якобы, нужно обосновывать позицию. Ок, попробуем:
1. "Статью не читал - взбугуртнул" - серьёзная, взвешенная позиция взрослого человека.
2. Корень "лог", насколько мне известно, не означает науку, но означает знание.
3. Контекстолог это неологизм и лог здесь используется совершенно по другой логике.
4. Косметологов, маркетологов тоже как-то по другому нужно называть?
Вроде на дизлайк набралось?
Коммент ваш скачал, поэтому поясню:
1. Бугурт это совершенно здравая реакция на что-то, что не нравится. Поэтому он был выражен именно в отношении заголовка, но не статьи. Если бы я обхаял статью из-за заголовка, то этот пункт был бы засчитан, а так нет.
2. Корень "лог" выделяется в составе заимствований из др.-греч., имеющих в большистве случаев значения наук (XXXоло́гия «наука о XXX») или учёных (XXXо́лог «тот, кто изучает XXX») и соотв. прилагательных (XXXологи́ческий «относящийся к изучению XXX или к самому XXX») ◆ астроло́гия, астро́лог, астрологи́ческий ◆ теоло́гия, тео́лог, теологи́ческий ◆ этимоло́гия, этимо́лог, этимологи́ческий.(копипаста из вики)Так что снова мимо, в википедию вы тоже не умеете.
3. Возможно, но корень здесь употреблен чисто издевательски, как бы ставя в один строй глупого кнопкодава и учёного, тем самым нивелировав значимость последнего, отсюда и бугурт.
4. Маркетинг тоже своего рода наука, как и косметология, ибо требует широких знаний, преподаётся в учебных заведениях (у косметолога, маркетолога, сексолога, и т.д есть дипломы, а вы покажите диплом авитолога или таролога)
Поэтому ловите совершенно заслуженный дизлайк, читайте умные книжки, растите над собой, и возвращайтесь с новыми умными мыслями.
Астрология = наука
Ясно, понятно. Сразу бы зашли с этого аргумента. Я бы и писать ничего не стал 😁
Сегодня марс в тельце, вы поэтому такой злой?
А что такое тельце Марса?
Я не логаю
Я лишь процитировал вики. Астрология-псевдонаука, по моему мнению, но это не отменяет того факта, что многие не считают её таковой.
Касаемо 4-го пункта есть несколько вопросов:
1. Чтобы настроить контекстную рекламу "широких знаний" не нужно?
2. Каким критерием вы пользуетесь определяя что в одном случае "широкие знания" нужны, а вдругом нет?
3. Является ли настройка контекстной рекламы частью маркетинга?
4. На счет учебных заведений и дипломов вы ошибаетесь. Пройдя курс например в учебном заведении Скиллбокс вы получите диплом.
Я дам вам подсказку и ссылку на википедию, где вы сможете ответить на часть вопросов и разобраться
https://en.wikipedia.org/wiki/Contextual_advertising
это какой то институт или университет? или просто шарага? так то диплом можно выдать и за окончание подготовительной группы детского сада.
Дипломы можно выдавать за что угодно. В этом и вопрос.
Если придерживаться позиции что маркетологи, косметологи и другие ОЛОГИ могут называться так только если закончили ВУЗ по специальности, то самоучки или прошедшие курсы морального права так называться не имеют. Что на самом деле идет вразрез со здравым смыслом.
Моральное право имеет всякий, имеющий ценные знания, умения, и навыки, вне зависимости от того, как они были получены. Для контекстной же рекламы, авито, таро, и прочей лабуды-достаточно прочитать пару страниц текста(а то и сделать все чисто интуитивно), поэтому ценности тут никакой нет
Есть рынок: спрос и предложение. Если все так просто не было бы спроса, а люди сами изучали и закрывали потребности. То есть если есть рынок, то есть и ценность. Вы свое субьективное мнение пытаетесь выдать за действительность.
А вот тут коммент скачивать не буду, тут вы правы. Конкретно в том, что рынок порождает этих самых анусологов. Но и лайк ставить тут не за что, так как они сами вылезли на рынок, и если бы какому-то не по годам хитрому марамою не пришло в голову впервые выложить обьявление "Услуги авитолога", то мир бы про них даже не узнал, и прекрасно обошёлся. По поводу мнения и действительности-вы уже в демагогию скатываетесь, не надо так
вы манипулируете терминами. например. для того, чтобы быть косметологом нужно минимум - медицинское образование, получить лиценщию. чуете разницу?
Чтобы быть маркетологом нужно ли маркетинговое образование и получать лицензию? Я поясню. Профессии разные бывают и подход к ним разный. Например в маркетинге информация быстро меняется, а программы ВУЗов достаточно топорные и не обладают гибкостью. Кому нужен будет специалист, который учился 4 года тому, что было актуально 5-6 лет назад. Потому что пока программу составят, пока ее утвердят пройдет 1-2 года. Это в лучшем случае. А в реальности возьмут учебники за конец 90-х начало 00 и на основе их составят программу разбавив современными терминами.Такого человека нужно будет переучивать потому что к реальности его знания не будут иметь никакого отношения.
Такие кадры не нужны на рынке потому что все прекрасно понимают, что это профанация. Ради интереса зайдите на hh и почитайте требования к маркетологам. В скольких вакансиях вы увидите требование к маркетинговому образованию в ВУЗе?
Поэтому нужно сначала понимать саму область о чем говорите и процессы проходящие в этой области.
вы опять о чем то своём рассуждаете. речь была про мистического "контекстолога (что бы это ни знвчило)
речь о том чтобы называть специальность с приставкой ОЛОГ нужно заслужить: пройти обучение в ВУЗе и получить диплом, о чем вы и привели свой комментарий.
напомню. Изначальный комментарий был о принадлежности невкдомого "контекстолога" к научности, как таковой. вполне конкретное название, которое вы упорно пытаетесь замолчать и генерализовать.
Коммент скачал, обьясняю.
1. Абсолютно и совершенно никаких широких знаний в современном смысле этого слова не нужно. Нужно ли почитать faq по настройке? Да. Нужно ли покурить форумы и немножко погуглить? Желательно. Долго ли остаются актуальными знания, приобретённые в течении этого процесса? Нет. Доступен ли этот процесс любой обезьяне со смартфоном? Да. Поэтому, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что контекстную рекламу может настроить любая домохозяйка, пару вечеров порывшись в интернете. Эти знания сравнимы с опытом ремонта бачка унитаза(так же на первый взгляд мутно и непонятно, а по факту вызывать специально обученного дяденьку слесаря вовсе необязательно)
2. Исходя из личного опыта конечно же.
3. Конечно, является. Но домохозяйка, настроившая рекламу лендинга с ноготочками, маркетологом от этого не станет, так же как и гусь Валера, починивший сливной бачок, слесарем-сантехником.
4. Покажите диплом чуть более авторитетных учебных заведений, чем скиллбоксы и гикбрейнсы, и я тут же поменяю свое мнение, а так можно и аязов всяких в пример ставить. В подобных шарагах хоть анусологию могут преподавать, не путайте образование с инфоцыганством.
После таких специалистов которым хоть директ настраивать хоть бачки унитаза чинить люди и жалуются, что весь бюджет слит, а результата нет. Каждый должен заниматься своим делом. В этом и проблема. Ответ на поверхности.
Верите, нет, я сам себе лично настраивал яндекс директ, и сам лично чинил себе бачок. Бачок так и не потёк, и рекламой я остался относительно доволен (со своей задачей все пять кампаний справились). И смею заверить, что это примерно одно и то же, по сложности и трудозатратам. Касаемо слитого бюджета-не знаю, не сталкивался. Но уверен, что если между ушами не то, что между ножками, то толк будет, достаточно лишь внимательно прочитать инструкцию.