«Эффективность работы определяется не формой собственности, а качеством менеджмента» Статьи редакции
Основные тезисы из интервью РБК с главой антимонопольной службы Максимом Шаскольским.
Про исход иностранцев и конкуренцию
- У оттока иностранных компаний есть свои преимущества. С одной стороны, они помогали стимулировать конкуренцию. С другой, сами же порождали монополию. Какой бы хорошей ни была, например, компания IKEA, она «поджала» рынок под себя. Из-за этого местное производство мебели и торговля ею не получили должного развития.
- Иностранный бизнес в энергетике и инфраструктурных проектах нередко был системообразующим. После его ухода укрупниться могут отдельные местные игроки. Но ФАС будет за ними следить.
- Сейчас не время для «антимонопольных замеров», поэтому внеплановые проверки пока что проводят только по поручению президента. Вместо этого нужно сохранять рабочие места и производства, а также отстраивать логистику.
- В связи с этим орган предложил до конца 2022 года не согласовывать через ФАС сделки по слиянию и поглощению с активами от 800 млн до 2 млрд рублей. Региональные власти также могут не оговаривать с ФАС «преференции», которые касаются соцобеспечения граждан и поддержки малого бизнеса.
Про роль государства и обход санкций
- Доля госсектора в российской экономике составляет не менее 70%. Она может увеличиться, если государство захочет взять на себя часть «важных секторов». Но эффективность работы определяется не формой собственности, а качеством менеджмента. Многие госкомпании не уступают частным, а частные не всегда работают правильно — например, в банковской сфере и в электроэнергетике.
- Механизм параллельного импорта — не мера противодействия санкциям, а возврат к действительности, которая была в России до 2002 года и существует в других странах по сей день. Жалоб от правообладателей на такую схему пока не поступало.
- ФАС ожидает, что объёмы поставок увеличатся во всех прописанных Минпромторгом категориях: это автомобильные запчасти, бытовая техника, электроника, одежда, обувь.
Про рост и сдерживание цен
- Как правило, цены растут по рыночным причинам: из-за сезонности, ажиотажного спроса, нарушенной логистики и валютных колебаний. Но ФАС против того, чтобы цены привязывали к внешним ценовым индикаторам или курсам иностранных валют. Особенно если товары производятся внутри страны, чтобы удовлетворять потребности местного рынка.
- «Парадоксальная ситуация» сейчас сложилась с авиакеросином. Стоимость сжиженного углеводородного газа снизилась втрое с начала года, бензин на оптовом рынке падает, спрос снижается, а цена на авиакеросин растёт. На стоимости авиабилетов это пока не сказывается, но ФАС будет за этим следить.
- В некоторых категориях регулятор наблюдает ценовое снижение. Дешевеет строительная арматура, поскольку производителей много, а стоимость сырья сокращается. Наценки в розничных сетях на социально значимые товары тоже снизились с 22% до 7%.
Есть отдельные товары, наценки на которые выше. Однако в фокусе нашего внимания массовый для граждан сегмент рынка — «Магнит», «Пятерочка», «Ашан». Там эти договорённости соблюдаются. Может быть, они ставят больше наценку на алкоголь и другие товары не первой необходимости. Будут жалобы или поручения — будем принимать меры.
- Но эти самые меры ФАС примет, только если докажет, что конечная стоимость товара или услуги выросла, а его себестоимость и логистика нет. В майские праздники, например, гостиницы Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана подозревали в раздувании цен. Но последние, как выявила проверка, подскочили не просто так: выросла нагрузка, из-за чего пришлось нанимать больше персонала, и повысилась стоимость услуг и товаров для самих гостиниц.
Про ключевые отрасли и работу с международными компаниями
- Сейчас в приоритете у ФАС социально значимые для россиян рынки — инфраструктура, энергетика, нефтехимия, удобрения, различное сырьё, торговые сети. Оценить ИТ-сектор пока сложно.
Мы подписали мировое соглашение с «Яндексом», против которого жаловались 12 компаний. Все ушли довольные: «Яндекс» продолжает спокойно работать, компании получили такой же доступ к сервисам «Яндекса», как и его собственные.
- В различных стадиях продолжается работа над кейсами Booking, Google и Apple. Booking штрафы выплатила. Apple, скорее всего, будет из оспаривать до последнего, но в итоге всё равно всё заплатит.
- Часть международных компаний пытается быстро продать бизнес. Раньше такие согласования занимали от одного до трёх месяцев, теперь ФАС решает вопросы за три дня. А при покупке иностранного бизнеса сразу выдаёт антимонопольные предписания. Например, «Лукойл», который выкупил 100% ООО «Шелл Нефть», просили «обеспечить приоритет для потребителей и на бирже продавать объёмы, чтобы не было перекосов на розничном рынке».
- Уходящие международные игроки также переживают о параллельном импорте, потому что раньше продавать товары могли только правообладатели и дистрибьюторы — и они же устанавливали на них монопольные цены. Теперь же они теряют «сверхдоходы».
Условно: в магазине продается телефон за 10 тысяч рублей. Его поставляет правообладатель или дистрибьютор, так что купить дешевле возможности нет. После легализации параллельного импорта этот телефон смогут привозить разные поставщики: конкуренция усилится, и телефон можно будет купить дешевле. Они не смогут договориться с условным маркетплейсом о том, чтобы продавать его не меньше чем за 10 тысяч.
"Доля госсектора в российской экономике составляет не менее 70%. Она может увеличиться, если государство захочет взять на себя часть «важных секторов». Но эффективность работы определяется не формой собственности, а качеством менеджмента. "
По ходу, он дебил. Ведь именно в этом и проблема - неэффективновности государства. Нет конкурентции, не надо жопу рвать. РЖД или Почта России тому прекрасный пример. Все развалилось, все в говне и нулевая ответственость - дно!
Вот на почту зря наезды. Она посылки быстрее курьерских служб типа сдека доставляет. При том что выросла нагрузка. Почта сейчас и 10 лет назад несравнимые вещи
каждый раз получение, минимум час в очереди, скандалы и хамство
В моем отделении ни очередей ни криков ни визгов. Быстро четко профессионально.
Но в части скорости доставки почта сделала квантовый скачок.
Значит это исключение... у меня каждый поход на Почту это стресс и потерянное время
Надо вам переехать на другой район)))
Кстати про ржд, отдельное спасибо за чистые и бесплатные туалеты на вокзалах. А вот ночных поездов очень бы хотелось
А может государство все же обеспечит конкуретный рынок?
На Киевском нет никаких туалетов.. .поссышь у станции в кустах через 3-и часа, когда доедешь
а в поездах туалеты закрыты чтоль по вашему направлению? :)
туда не возможно зайти
э-эм, я с киевского вокзала ездил за последний месяц на экспрессах в калугу и на поезде из Брянска емнип, двухэтажном "Иван чего-то там" вроде - вполне норм туалеты, чистенько.
Я в обычных электричках - так там во многих туалетах даже дверь не закрывается
Сочувствую, давно не катался так. А че не в экспрессе? едет быстрее, комфортнее, разница в цене вроде не оч большая.
специально для вас сегодня фото сделал типичной московской электрички
Сейчас почти везде комфортные стандарт+, недавно рязанское направление в тч на них перешло. То что вы скинули такие поезда действительно есть (на казанском направлении например), но таких мало осталось. Большинство направлений уже на нормальные поезда перешли (т.е. на стандарт+, не экспресс), а там везде био-туалеты. Жаль только Казанское направление наказано, ещё даже с деревяными сиденьями попадаются ( Сейчас очень активно замена простых поездов на стандарт+ идёт учитывая сколько направлений их уже поставили.
на бумаге. Это и был Стнадарт+, киевское направление
Я ездил на стандарт+ на рязанском направлении и ярославском - там были нормальные сиденья и био-туалеты) На киевской не ездил, не могу сказать. Поэтому не на бумаге замены происходят
Ещё можно на экспрессе ездить, но это дороговато если далеко ездить и каждый день) Там тоже чисто хорошо всегда)
PS а иногда бывают с металлическим туалетом электрички старые, но они такие что это ничем не лучше чем просто дырка))) Это на казанском направлении
Комментарий недоступен