{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

«Пассажиры ведут себя в такси так, будто едут в беспилотнике» Статьи редакции

Журналист и таксист Питер Якубович рассуждает, как развитие агрегаторов влияет на общество: водители перестали быть людьми в глазах пользователей и стали частью приложения, при которой можно спокойно раздеться или поговорить с психологом.

AFP

В будущем пользователей такси-агрегаторов вроде Uber и Lyft будут возить беспилотники. В 2021-м же автомобилями по-прежнему управляют люди. Однако некоторые пассажиры, похоже, давно «вступили в эпоху автономного транспорта», рассуждает журналист и водитель Lyft Питер Якубович.

Стоит только разогнаться, как моё настоящее «я» исчезает, и появляется иллюзия: невидимый многофункциональный водитель.

Поначалу я вёл себя с пассажирами так, как подобает незнакомцам. Они же, как я вскоре обнаружил, воспринимали меня иначе.

Питер Якубович, журналист и водитель

Якубович прислушивается к желаниям пассажиров. Он знает, что некоторые не любят ездить в полной тишине, поэтому начинает поездку с пары общих фраз — чтобы понять, настроен человек на разговор или нет. «Иногда, например, пассажирам нужен слушатель, и я не прочь услужить», — рассуждает он.

Люди нередко жалуются Якубовичу на других водителей: одни надоедают разговорами о политике, другие пристают и даже нападают на них. Поэтому безразличие пассажиров Якубович также считает попыткой справиться со страхом. Особенно в ситуации, когда два незнакомца заперты в движущемся автомобиле.

Водитель — это часть алгоритма

Впрочем, многие пассажиры, говорит Якубович, принимают водителя за часть «мегаприложения»: оно предлагает и сам сервис, и машину, и абстрактную невидимую фигуру за рулём. С последним у Якубовича проблем нет: он умеет «быть невидимым».

Однако, принимая человека за функциональную часть приложения, пассажир сильнее отрывается от реальности. Он оказывается в вакууме, в котором может не быть места сочувствию и заботе, пишет Якубович. Пассажир ведёт себя так, будто едет в беспилотнике — без водителя.

При использовании приложения мы думаем не о том, чтобы найти общий язык с другим человеком. Нам важно выполнить все необходимые шаги, и водитель в данном случае становится одним из них. Однако важно помнить, что он прежде всего человек, а не часть алгоритма.

Сьюзан Шнайдер, директор Центра разума будущего при Флоридском атлантическом университете

Якубович считает себя чутким слушателем, но признаётся, что иногда «отключается». Роботу-беспилотнику, в свою очередь, это не свойственно: он никогда не устаёт. И осознал это Якубович во время работы.

Однажды он забирал двух женщин — мать и дочь. Подъехать к месту подачи он не мог, поэтому остановился в 7,6 м от него. Дочь обзывала Якубовича «последними словами» и требовала немедленно позвонить Lyft, чтобы компания вернула им деньги. Мать при этом раз за разом повторяла имя дочери и умоляла её извиниться.

Воспоминания о таких невоспитанных пассажирах память хранит по сей день. Два месяца спустя я увидел страницу той дочери в разделе «Вы можете их знать» на Facebook и испугался. Неужели она искала меня, чтобы снова поругаться? Или это Facebook и Google пристально следят за поездками?

Питер Якубович, журналист и водитель

В 21-м веке люди всё ещё верят, что личные данные, которые они ежедневно выкладывают в интернете, не будут активно использовать против них. Потому неудивительно, что и водитель кажется пассажиру «абстракцией», пишет Якубович. Они забывают о конфиденциальности, о том, что водитель несёт частичную ответственность за их действия и что у него есть чувство достоинства.

Пассажиры проводили при мне сеансы психотерапии, раздевались в порыве страсти, почти отключались от передозировки наркотиками, угрожали мне.

Однажды мужчина всю дорогу требовал помочь ему достать виагру. А одна женщина предупредила, что у неё вот-вот «лопнет» аппендикс, только после отправления.

Питер Якубович, журналист и водитель

Якубович, впрочем, верит: пассажиры ведут себя так не специально. Они просто привыкли, что приложение, которое помогает им добираться до нужного места, заказывать еду и решать другие повседневные задачи, не требует «включать чувства», рассуждает он.

Так что эра автономных транспортных средств, по словам Якубовича, уже наступила. Просто не в том виде, в котором многие привыкли её видеть.

0
212 комментариев
Написать комментарий...
Anton Zhitarev

Так так и есть. Водитель - функция. Его задача вести машину, а не донимать меня, его нанимателя. Если я буду в настроении, то я сам инициирую разговор. Да, он моет пингануть меня дежурным вопросом, но не более.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел

125 УК РФ - «Оставление в опасности»

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел
 а довезу до адреса и воволоку из машины. я же функция.

С чего бы мимо? Функция вы или нет для окружающих, для государства вы гражданин и закон должны соблюдать закон. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Паньков

Закон - это позвонить в скорую (которая тоже функция в этой передигме), и ждать, пока она по пробкам будет ехать 40 минут и более. А пассажир умрёт через 5 минут. Делать искусственное дыхание или не прямой массаж сердца - это акт доброй воли другого человека. И никто (если пассажир не врач) не упрекнет или не проедявит по закону, что не стал делать. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Нет, это не выкидывать человека из машины если он не может себя контролировать. Про реанимационные процедуры разговора не было, хотя как оказывать первую помощь должен знать любой водитель, даже вопросы по этому поводу есть в теоретической части. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел
 выволочь я-хуй-знает-че-с-ним пассажира из машины по законодательству равносильно убрать упавшую ветку с дороги

Да с чего бы это? Вот 4 пункта, в случае выполнения всех наступает ответственность: 

 потерпевший находился в опасном для жизни или здоровья состоянии,
потерпевший был лишён возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности
виновный имел возможность оказать помощь потерпевшему,
виновный был обязан иметь заботу о потерпевшем, либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. 

 Последний пункт в данном случае дискуссионный, поэтому пусть решает суд - выкинуть из машины в мороз это «поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние» или нет. 

 тупо убили электрошокером

И сели на 4 года и то, только потому, что суд решил, что причиной смерти стало алкогольное отравление. В противном случае уехали бы на дольше. 

 может все-таки надо было поднапрячься и вывовочь его на адресе?

Ну в отличии от вас, по всей видимости, таксист понимал к каким последствиям для человека приведёт оставление его на улице в беспомощном состоянии в феврале в Иркутске(средняя температура -10-25) и поступил вполне здраво, в отличии от дпсников. 

Ответить
Развернуть ветку
209 комментариев
Раскрывать всегда