Какие технологии выбирают лидеры рынка, а какие решения станут неподъемным балластом? — итоги исследования 1600 сайтов
Спустя 3 года разработки фудтех-проектов, мы все-таки решились на масштабную работу. Потратили 2 месяца, чтобы собрать, отсортировать и проанализировать 1600 сайтов доставки. Какие технологии выбирают лидеры рынка, а какие решения станут неподъемным балластом для бизнеса? — показываем в цифрах и диаграммах.
Привет, это Иван Ярославцев, основатель и CEO Alto. Уже более 9 лет мы разрабатываем веб‑сервисы, сайты и мобильные приложения. В том числе, автоматизируем работу ресторанов и создаем фудтех-сервисы.
Мы решили провести исследование и пообщаться с представителями рынка, в первую очередь, для себя. Хотели разобраться в трендах отрасли и помочь заказчикам оптимизировать ресурсы на разработку.
Материал получился настолько насыщенный, что появилась идея структурировать данные и разместить их в паблик.
Если вы находитесь на этапе запуска / перезапуска сайта или приложения, это исследование сэкономит время на анализ рынка и поможет понять, какие технические решения пользуются популярностью у конкурентов — от небольших бистро до гигантов отрасли.
Содержание
Доставка в цифрах: анализ 1600 сайтов
Для анализа мы составили список из 4500 компаний, которые занимаются доставкой приготовленной еды. Использовали справочники по всем городам России.
Затем, исключили сайты сегмента e-grocery (доставка еды из магазинов).
В итоге, получили 1575 сайтов для детального анализа. По ним мы изучали, какие решения существуют и как распределяются приоритеты в технологиях на рынке доставки.
Каким технологиям отдает приоритет рынок доставки?
Мы определяли CMS (систему управления сайтом) по внешним доступным признакам, поэтому часть систем не определилась (37%). В большинстве эти неопределенные системы — самописные решения.
Как мы видим, большинство сайтов сделаны на бесплатных или недорогих решениях Wordpress (18%) и Tilda (16%).
Ощутимые 13% принадлежат 1С-Битрикс. Это единственное решение, которое проверено десятилетиями, знакомо большинству контент-менеджеров и, при этом, имеет поддержку. Но, оно платное. Лицензия стоит от 6200 рублей (фев 2024 г.).
Меньшую долю занимают React и Vue. Нужно понимать, что это технологии фронтенд части. В качестве бэкенда, в таком случае, может быть 1С-Битрикс или более высокоуровневые языки, например, Java.
Распределение технологий по трафику сайтов
Чтобы сделать правильные выводы, мы так же посмотрели количество трафика на сайтах. Это помогло понять, какие решения выбирают лидеры рынка.
Имея статистику сотен сайтов, мы можем предположить, что трафик сильно коррелирует с выручкой и количеством заказов.
Технологии React или Vue обеспечивают быструю работу сайта и позволяют делать удобные интерфейсы, что крайне важно для сферы доставки.
При этом, важно учитывать, что это фронтенд-технологии. В части бэкенда среди лидеров по трафику лидирует CMS 1С-Битрикс.
Наличие мобильных приложений
Мобильное приложение — популярное дополнение к сайту и удобный способ коммуникации с клиентами. Мы решили посмотреть, какой процент компаний доставки в России имеет собственное приложение.
Как мы видим, большинство компаний работают без приложений. Вероятно, такой процент обусловлен стоимостью разработки и недостатком лояльной аудитории.
Чем ближе к лидерству по трафику проект, тем больше вероятность, что приложение есть. Компании вкладываются в разработку, так как это дает быстрый и легкий доступ к заказу, помогает настроить бонусную систему и напоминать о себе push-уведомлениями.
Из всех сервисов доставки еды, только 4% предоставляют приложения для Huawei.
Наличие личных кабинетов на сайте
Личный кабинет необходим, если вы хотите зарабатывать на повторных заказах и вырастить лояльную аудиторию. Его преимущества:
позволяет повторить заказ в пару кликов;
не нужно повторно вводить адрес;
- можно создать бонусную систему и мотивировать на следующие заказы.
Вполне ожидаемо, что в топ-20 сайтов по количеству трафика, личный кабинет есть у всех участников исследования.
Краткие выводы:
- 37% систем не поддаются определению. Мы предполагаем, что большая часть этих платформ — самописные системы. Такая разработка опасна тем, что другой специалист может не справиться с поддержкой;
- Еще 34% работают на сайтах-конструкторах Tilda и WordPress. Это вполне рабочее решение, если у вас одна точка или небольшая сеть и вы пока не делаете большую ставку на заказы из интернета со своей платформы;
- В распределении бэкенд-технологий по количеству трафика лидирует 1С-Битрикс;
- Мобильное приложение есть только у 21% компаний;
- Личный кабинет используют все лидеры рынка.
Что важно пользователям: причины отменить доставку
Мы постарались разобраться, что может стать стоп-фактором для покупателей. Согласно исследованию РАЭК и НИУ ВШЭ, помимо классического долгого ожидания и опасений за качество продуктов, причиной закрыть сайт и не делать заказ могут стать дорогая доставка, недостаточный ассортимент и сложности в оплате.
Дополним результатами UX-исследования Baymard Institute, которые выделили главные причины раздражения пользователей сайтов доставки:
- Низкая производительность сайта, зависание интерфейсов;
- Проблемы с переключением разделов и кнопкой «назад»;
- Баннеры и всплывающие окна, которые мешают навигации;
- Сложность повторного заказа. Вместо того, чтобы быстро заказать любимые блюда по истории заказов, человеку приходится заново искать их на сайте и добавлять в корзину.
Что говорят представители индустрии
Чтобы не полагаться исключительно на статистику и открытые данные, мы пообщались с владельцами и руководителями фуд-бизнеса, которые занимаются доставкой готовой еды.
Один из самых актуальных вопросов на рынке: что выбирать рестораторам — агрегаторы или разработку собственного сервиса? Эту дилемму мы обсудили с Сергеем Спиро, ко-фаундером и СЕО Chibbis.
На рынке действительно представлено множество готовых решений, как для автоматизации работы ресторанов, так и сервисов доставки еды. Закрывают ли они все потребности бизнеса? — узнали мнение Антона Муханова, операционного директора RestMe.pro.
Если речь заходит о разработке собственного продукта, с какими сложностями сталкивается бизнес и к чему нужно быть готовым? — обсудили с Александром Якимцом, директором по маркетингу Chibbis.
Какие решения существуют? — плюсы, минусы и сроки
Мы структурировали несколько классов решений, выбор которых зависит от задач по функционалу и бюджета. Плюсы, минусы и сроки на разработку сайта и мобильного приложения указаны на основе нашей экспертизы и запущенных фудтех-проектов.
Разработка сайта
Мобильные приложения
Выводы и рекомендации
У пользователей доставок еды низкая толерантность к багам на сайте, задержкам доставки, ошибкам оператора и курьера. Поэтому автоматизация, работающая без сбоев и минимизирующая человеческие ошибки — конкурентное преимущество фуд-тех бизнеса.
Если на этапе анализа рынка вы не уверены, что бизнес пойдет, лучше обратить внимание на готовые решения. А если вы уже устойчивы и планируете расширение в ближайшие несколько лет, то стоит выбирать кастомные решения с прицелом на рост.
Это исследование мы провели, чтобы выяснить, какие решения существуют на рынке и какие технологии выбрать для конкретного кейса. Надеемся, данные из статьи помогут сделать вам правильный выбор, сохранить время и деньги.
Иван, отличная статья. Спасибо. Для нас очень интересная так как с FOODTECH работаем очень плотно. и ждем приглашения на осеннюю конф к вам))) ЕКБ понравился
Обязательно:) А совпадает исследование с вашими наблюдениями?
Да, все совпадает по большей части.
Ваня, Даша, спасибо, огромную работу проделали ❤️
Пользуйтесь😉
Отличная работа, молодцы! Подскажи, делали исследование внутренними силами или привлекали исследователей?
Все своими, увы. Больше 100 часов ушло.
"Вашу бы энергию, да в мирное русло".
Упорство дастойно восхищения. Но методика или специально не раскрыта в материале или не достаточно хорошо продумана.
А что именно?