{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«ВКонтакте» умирает 2.0? Анализируем среднее время пользователя в сервисе (ответ на статью CEO «ВКонтакте»)

Сегодня мы рассмотрим статью генерального директора «ВКонтакте» Марины Красновой и постараемся выяснить, какие показатели на самом деле могут говорить о реальной активности в социальной сети.

Всем доброго дня! Меня зовут Александр Бакалов, я занимаюсь продвижением в социальных сетях с 2016 года.

В предыдущих сериях

На прошлой неделе я опубликовал статью, в которой с помощью открытых данных постарался выяснить реальную активную аудиторию ВКонтакте. Из-за особенностей API и работы парсера, данные не удалось показать в динамике (периодичность заходов задним числом собирается некорректно), на что указали комментаторы VC. После этого я отредактировал статью и дал об этом комментарий.

В этот понедельник CEO ВКонтакте Марина Краснова опубликовала ответ на мою статью, где привела статистику по MAU (месячное число активных пользователей), DAU (дневное число активных пользователей) и retention.

По этим графикам наблюдается рост. Именно эти показатели и должны были опровергнуть данные из моей статьи.

Но и здесь аудитория VC не дала автору спуска, сразу же указав на более корректную метрику, говорящую о реальной вовлеченности аудитории:

Автор первого комментария, несмотря на формулировку, задал верный вопрос «Сколько времени пользователь проводит в день во ВКонтакте?»

Давайте попробуем разобраться, есть ли в открытом доступе статистика по среднему времени в день, которое пользователь проводит в приложении и веб-версии.

Среднее время пользователя в день - ликбез

На английском такая метрика называется Average Daily Duration (также еще встречается название Average min. per day). Этот показатель демонстрирует среднее количество минут, проведенных одним пользователем на сайте / в мобильном приложении за сутки (согласно определению mediascope).

Почему важна именно эта метрика? Как мы знаем, в сутках всего 24 часа и время пользователя ограничено именно этой цифрой. По мере появления новых приложений, внимание пользователя может перетягиваться на другие ИТ-продукты, но, при этом, человек может по-прежнему 1-2 раза в день заходить в уже знакомые приложения.

Перетягивание внимания пользователя может приводить к снижению вовлеченности в уже используемых продуктах или к полному отказу от их использования. Именно поэтому только Average Daily Duration может служить реальной достоверной метрикой при анализе интереса пользователей к социальной сети.

Сколько один пользователь ВКонтакте сидит в социальной сети?

На просторах интернета я нашел интересную статью РБК, в которой, с использованием данных сервиса App Annie, говорится, что с апреля 2020 по апрель 2021 года пользователь в среднем проводил 7,2 часа в ТикТоке и 4 часа во ВКонтакте.

В этой же статье представитель App Annie указывает, что суммарное время, проведенное пользователями в ТикТоке было равно 8,2 млрд часов и только 10,3 млрд часов во ВКонтакте. И это при разнице в размере аудитории MAU более чем в 2 раза (по данным Mediascope, 35 млн в ТикТоке и 72.4 млн в ВК).

Из официального комментария App Annie мы видим, что по абсолютному времени ТикТок почти догнал ВКонтакте. Но это данные по версии App Annie, давайте посмотрим на эти показатели под углом mediascope.

Данные Mediascope о ВКонтакте: падение среднего времени в сервисе

Интересно получается. ТикТок выстрелил в России в конце 2019 года, и люди стали реально «залипать» в него. Но как это сказалось на ВКонтакте? Для этого давайте обратимся к сервису mediascope. Ведь, даже директор ВКонтакте сослалась на mediascope в своей ответной статье.

Сразу же дам вам ссылки, чтобы вы могли меня проверить:

Для начала давайте разберемся с фильтрами:

1. Этот фильтр позволяет анализировать 3 сегмента аудитории: «Россия 100к+» – города РФ с населением от 100к человек, «Россия 0+» - аудитория всех городов и Москву:

2. Это месяц, которым заканчивается период измерения (конечная дата графика):

3. Устройства, которые учитываются при измерении статистики:

4. В разделе «Динамика» мы можем посмотреть статистику по отдельным метрикам в периоде (в том числе и по среднему времени на пользователя в день):

5. Для этого выбираем параметр «Avg. min. Per day»:

6. На всякий пожарный, уточняем, что мы правильно поняли метрику – это действительно среднее время, которое пользователь провел на ресурсе:

7. Теперь перед нами во всей красе предстает график со средним временем пользователя на сайте. Данные по всем типам устройств доступны только с декабря 2019 года:

Давайте сравним данные декабря 2019 и декабря 2020 года (месяц к месяцу). Данные получаются в динамике и, таким образом, их можно считать достоверными и исключающими сезонный фактор.

1. Итак, среднее время пользователя на декабрь 2019 года:

- Мобильная аудитория – 41 минута в день на пользователя

- ПК-аудитория – 21 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 39 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:

- Мобильная аудитория – 37 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 18 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 34 минуты в день на пользователя

Если подытожить, то с декабря 2019 по декабрь 2020 среднее время пользователя снизилось на всех устройствах:

Слабо похоже на рост, правда? А ведь CEO ВКонтакте рапортует о росте MAU в этот период. Видимо, рост пользователей не равен росту вовлечения.

Давайте теперь посмотрим цифры на май 2021 года (самые последние данные, доступные в mediascope).

3. Среднее время пользователя в сервисе на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 35 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 16 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 31 минута в день на пользователя

Понятно, что сравнивать декабрь и май не совсем корректно из-за фактора сезонности. Но, как мы можем видеть по графику, вне зависимости от сезонности график постоянно, с небольшими отскоками, идет вниз. Итак, сравнение декабря 2019 и мая 2021 года:

Все это открытые данные. Вы можете самостоятельно их посмотреть и проверить меня.

Еще раз продублирую здесь ссылку на открытую статистику mediascope: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=16571

Mediascope: статистика ТикТок

В TikTok отсчет статистики начинается с февраля 2020 года. Многие скажут, что ТикТок и ВКонтакте нельзя сравнивать, ведь ТТ не является полноценной социальной сетью со множеством функций. Я считаю, что сравнивать ТТ и ВК можно, так как оба сервиса конкурируют за внимание пользователя и являются местом для потребления контента.

1. Среднее время пользователя на февраль 2020 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 2 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на февраль 2021 года:

- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя (рост на 8 минут за год!)

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя

3. Среднее время пользователя на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя

С февраля 2020 по февраль 2021 года среднее время пользователя в ТикТоке выросло с 28 до 36 минут! Как вы можете заметить, ТикТок обошел ВКонтакте по среднему времени пользователя на всех ресурсах, кроме ПК-версии.

Mediascope: статистика Инстаграм

1. Среднее время пользователя на декабрь 2019 года:

- Мобильная аудитория – 27 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 3 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя

3. Среднее время пользователя на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя

Среднее время пользователя в Инстаграм остается стабильным: 27 минут с мобайла в декабре 2019 года и 28 минут на декабрь 2020-го. Время на ПК даже чуть-чуть выросло: с 3 до 4 минут в день.

Промежуточные итоги

1. В расчетах выше я использовал открытые данные сервиса mediascope. На этот же сервис ссылается CEO ВКонтакте Марина Краснова в своей статье

2. При сравнении показателей год к году, наблюдается падение среднего времени по всем типам устройств без исключения

3. В сравнении ВКонтакте с ближайшими конкурентами мы видим, что разрыв либо минимальный, либо ВКонтакте уже позади

4. На протяжении всего периода прослеживается явный тренд по снижению (с небольшими отскоками, которые не перекрывают падения):

5. У конкурентов отсутствует тренд на снижение: время пользователя в Инстаграме стабильно, время пользователя в ТикТоке выросло на 8 минут за год!

6. В сервисах-конкурентах не наблюдается спада метрики, даже при сравнении декабря и мая (месяцев из разных кварталов года)

Можно ли сказать, что ВКонтакте умирает?

Считаю, что это открытый вопрос, так как в mediascope представлены только данные за 1.5 года. Чтобы категорично заявить о будущем сервиса, нам нужен график на дистанции нескольких лет. Я бы хотел официально обратиться к администрации ВКонтакте и попросить их о следующем:

1. Предоставьте открытую статистику по Average Daily Duration (Average min. per day) за последние 7-8 лет. Это поможет увидеть реальную динамику вовлечения аудитории в социальную сеть и снимет все вопросы у аудитории VC

2. Раскройте, в каких именно микросервисах люди проводят больше всего времени. Предлагаю предоставить время по следующим разделам продукта (в процентах и минутах от среднего времени):

  • Ср. время в разделе «Новости»

  • Ср. время в «Сообщениях»

  • Ср. время в «Музыке»

  • Ср. время в разделе «Видео»

  • Ср. время в «Сторис»

  • Ср. время в «Клипах»

  • Ср. время в рекламном кабинете

Это позволит понять, с какими целями люди чаще всего посещают социальную сеть и показать их реальную вовлеченность в потребление контента. Это очень важно для администраторов сообществ и рекламодателей.

Вместо послесловия

Хочу поблагодарить администрацию ВКонтакте за то, что они дали официальный ответ на мою первую статью и «тыкнули носом» в ошибки. Это очень важно, так как именно критика заставляет нас расти и повышать профессионализм. Без вашего ответа я бы не стал глубоко копать поведенческие метрики продукта, просто ограничившись данными о частоте заходов из первой статьи.

Прошу не считать эту статью попыткой «хайпануть» или наехать на крупную компанию. Просто официальный ответ от ВКонтакте пробудил профессиональный азарт и желание разобраться в реальном положении вещей в ВК, а также рассказать об этом аудитории VC. Читателям особая благодарность за критическую обратную связь, сразу видно, что здесь сидит очень много профессионалов.

Ждем официальный ответ от администрации социальной сети. Как мы знаем, сюда они все-таки заходят. Надеюсь, что они предоставят открытую статистику и подробно пояснят цифры для читателей VC.RU

Автор статьи: Александр Бакалов. Если есть вопросы, то пишите!

0
655 комментариев
Написать комментарий...
Денис Пешехонов

К сожалению, спад активности людей в ВК слишком заметен невооружённым глазом, поэтому нет особой веры в цифры, приведенные СЕО.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Просто он стал не интересен. Есть много других сетей, которые намного лучше, чем ВК!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пешехонов

Например?

Ответить
Развернуть ветку
Данил Губайдулин

Мой мир

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

Ладно, Мой Мир действительно клёвый. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ненадо

reddit

Ответить
Развернуть ветку
Степан Позняк

Это форум всё-таки. Форум и соцсеть - разные вещи
До реддита тоже полно форумов было

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Керимов

А что в Реддите интересного? Таких сервисов как в ВК там нет, просто что-то типо форума аля Двач. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ненадо

А какое отношение имеют  сервисы к термину социальная сеть?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Керимов

Прямого - никакое. Но в качестве дополнений к уже существующей сети - это плюс. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ненадо

Тогда я не вижу смысла в вашем предыдущем комментарии. 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Керимов

Так там основной вопрос был. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Скорей всего вы пропустили часть диалога или ваш оппонент, решил что не стоит вам что-то доказывать.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Инстаграмм и телеграмм, ну и тикток конечно. Я бы даже сказал что соцсети как концепция будут все больше вымирать, так же как вымер жж с своей концепцией автора и подписчиков.
Посмотрите что происходило с вк с годами — сначала у людей была страничка с их подробной инфой и фотографии, люди заходили друг к дружке на страницы и все крутилось вокруг них, была своя стена. Потом фокус сместился в сторону ленты. Теперь во многом разделение на тех кому есть что сказать (и они зачастую делают это через паблики) и потребителей контента. Все это отлично ложится на модель телеграмма, с peer-to-peer общением и сообществами.

ВК конечно не закроется завтра, просто все больше будет местом в котором сидят динозавры, как это было с одноклассниками или как это случилось с whatsapp или упаси боже skype

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пешехонов

В Телеграме (почему люди упорно продолжают по ошибке писать две М в конце?) нет органики и средств дискавери. Аудиторию в каналы приводят из других соцсетей. Инстаграм (тоже с одной М) не годится для текстов, хотя некоторые пытаются.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Я прямо так и представляю, как Вася НЕ ставит телеграм(м) и не регистрируется там потому что нет органики и нет средств дискавери. Или Лена не будет постить в инстаграме фоточки и общаться в DM с мальчиками, потому что тексты не текстятся.

- Здарова, как тебя найти / куда скинуть счет фактуру / как перекинуть тебе фоточки

и прочее сарафанное радио, вот почему люди перетекают из вк в них

 почему люди упорно продолжают по ошибке писать две М в конце?

Потому что сначала были телеграммы, а потом появился Телеграм. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пешехонов

Я не говорю, что Телеграм не нужен. Я говорю, что он как соцсеть не работает, потому что нет открытого социального графа. Как мессенджер он очень хорош. Но это не замена соцсети.

Ответить
Развернуть ветку
Kostya Golikov

Угу, но может людям и не нужна именно _соцсетка_ как место прожигания времени? Им соц сеть создали, а они хотят общаться, хвастать отпуском в Турции, смотреть видео котиков и мемасики да и вообще проводить свое время вне соцсетей оказывается!

Ответить
Развернуть ветку
Leman sister's

Рыболовные сети
Двач
Тик-ток
Твиттер

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Данилов

Двач? Эта помойка для ментально нездоровых?
Тогда порносайты ещё упомянуть надо.

Ответить
Развернуть ветку
KSA
 Двач? Эта помойка для ментально нездоровых?

Гордыня это грех!

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorenko

Я вот тут заострю внимание: там нет фоток жоп (и прочего) кроме специально отведённых загонов. Тематические треды там именно тематические. По многим темам это лучший ресурс, чтобы что-либо обсудить, тем более что там нет формата общения имбецильными клипами. Уж если он для нездоровых, то для кого тогда эскортограм с тик-током ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Вот он, человек который истину глаголит. А все думали что вк бессмертен?

Ответить
Развернуть ветку
Leman sister's

Сашок, пiшов гет

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Ну что сказать тебе мой друг, после прочтения твоего комментария я понял, что тебя уже природа наказала. А над такими людьми как говорится не смеются.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ширшов

Перечислил все помойки.

Ответить
Развернуть ветку
Румянцев

Это какие же? Одноклассники? Если Одноклассники, то я абсолютно согласен)))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Мой Мир вы забыли? Прикольный такой, а почему и нет?

Ответить
Развернуть ветку
Maria Trukhina

да все сети уже изжили свое.  вк давно уже скатился на дно. инсты и телеги хватает с головой.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

Это пока, потом выйдет что-то новое и это скатиться на дно!

Ответить
Развернуть ветку
Степан Позняк

Но и правда, какие?

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Экосистемы

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Керимов

Да никакие на самом деле)

Ответить
Развернуть ветку
652 комментария
Раскрывать всегда