{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«ВКонтакте» умирает 2.0? Анализируем среднее время пользователя в сервисе (ответ на статью CEO «ВКонтакте»)

Сегодня мы рассмотрим статью генерального директора «ВКонтакте» Марины Красновой и постараемся выяснить, какие показатели на самом деле могут говорить о реальной активности в социальной сети.

Всем доброго дня! Меня зовут Александр Бакалов, я занимаюсь продвижением в социальных сетях с 2016 года.

В предыдущих сериях

На прошлой неделе я опубликовал статью, в которой с помощью открытых данных постарался выяснить реальную активную аудиторию ВКонтакте. Из-за особенностей API и работы парсера, данные не удалось показать в динамике (периодичность заходов задним числом собирается некорректно), на что указали комментаторы VC. После этого я отредактировал статью и дал об этом комментарий.

В этот понедельник CEO ВКонтакте Марина Краснова опубликовала ответ на мою статью, где привела статистику по MAU (месячное число активных пользователей), DAU (дневное число активных пользователей) и retention.

По этим графикам наблюдается рост. Именно эти показатели и должны были опровергнуть данные из моей статьи.

Но и здесь аудитория VC не дала автору спуска, сразу же указав на более корректную метрику, говорящую о реальной вовлеченности аудитории:

Автор первого комментария, несмотря на формулировку, задал верный вопрос «Сколько времени пользователь проводит в день во ВКонтакте?»

Давайте попробуем разобраться, есть ли в открытом доступе статистика по среднему времени в день, которое пользователь проводит в приложении и веб-версии.

Среднее время пользователя в день - ликбез

На английском такая метрика называется Average Daily Duration (также еще встречается название Average min. per day). Этот показатель демонстрирует среднее количество минут, проведенных одним пользователем на сайте / в мобильном приложении за сутки (согласно определению mediascope).

Почему важна именно эта метрика? Как мы знаем, в сутках всего 24 часа и время пользователя ограничено именно этой цифрой. По мере появления новых приложений, внимание пользователя может перетягиваться на другие ИТ-продукты, но, при этом, человек может по-прежнему 1-2 раза в день заходить в уже знакомые приложения.

Перетягивание внимания пользователя может приводить к снижению вовлеченности в уже используемых продуктах или к полному отказу от их использования. Именно поэтому только Average Daily Duration может служить реальной достоверной метрикой при анализе интереса пользователей к социальной сети.

Сколько один пользователь ВКонтакте сидит в социальной сети?

На просторах интернета я нашел интересную статью РБК, в которой, с использованием данных сервиса App Annie, говорится, что с апреля 2020 по апрель 2021 года пользователь в среднем проводил 7,2 часа в ТикТоке и 4 часа во ВКонтакте.

В этой же статье представитель App Annie указывает, что суммарное время, проведенное пользователями в ТикТоке было равно 8,2 млрд часов и только 10,3 млрд часов во ВКонтакте. И это при разнице в размере аудитории MAU более чем в 2 раза (по данным Mediascope, 35 млн в ТикТоке и 72.4 млн в ВК).

Из официального комментария App Annie мы видим, что по абсолютному времени ТикТок почти догнал ВКонтакте. Но это данные по версии App Annie, давайте посмотрим на эти показатели под углом mediascope.

Данные Mediascope о ВКонтакте: падение среднего времени в сервисе

Интересно получается. ТикТок выстрелил в России в конце 2019 года, и люди стали реально «залипать» в него. Но как это сказалось на ВКонтакте? Для этого давайте обратимся к сервису mediascope. Ведь, даже директор ВКонтакте сослалась на mediascope в своей ответной статье.

Сразу же дам вам ссылки, чтобы вы могли меня проверить:

Для начала давайте разберемся с фильтрами:

1. Этот фильтр позволяет анализировать 3 сегмента аудитории: «Россия 100к+» – города РФ с населением от 100к человек, «Россия 0+» - аудитория всех городов и Москву:

2. Это месяц, которым заканчивается период измерения (конечная дата графика):

3. Устройства, которые учитываются при измерении статистики:

4. В разделе «Динамика» мы можем посмотреть статистику по отдельным метрикам в периоде (в том числе и по среднему времени на пользователя в день):

5. Для этого выбираем параметр «Avg. min. Per day»:

6. На всякий пожарный, уточняем, что мы правильно поняли метрику – это действительно среднее время, которое пользователь провел на ресурсе:

7. Теперь перед нами во всей красе предстает график со средним временем пользователя на сайте. Данные по всем типам устройств доступны только с декабря 2019 года:

Давайте сравним данные декабря 2019 и декабря 2020 года (месяц к месяцу). Данные получаются в динамике и, таким образом, их можно считать достоверными и исключающими сезонный фактор.

1. Итак, среднее время пользователя на декабрь 2019 года:

- Мобильная аудитория – 41 минута в день на пользователя

- ПК-аудитория – 21 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 39 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:

- Мобильная аудитория – 37 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 18 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 34 минуты в день на пользователя

Если подытожить, то с декабря 2019 по декабрь 2020 среднее время пользователя снизилось на всех устройствах:

Слабо похоже на рост, правда? А ведь CEO ВКонтакте рапортует о росте MAU в этот период. Видимо, рост пользователей не равен росту вовлечения.

Давайте теперь посмотрим цифры на май 2021 года (самые последние данные, доступные в mediascope).

3. Среднее время пользователя в сервисе на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 35 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 16 минута в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 31 минута в день на пользователя

Понятно, что сравнивать декабрь и май не совсем корректно из-за фактора сезонности. Но, как мы можем видеть по графику, вне зависимости от сезонности график постоянно, с небольшими отскоками, идет вниз. Итак, сравнение декабря 2019 и мая 2021 года:

Все это открытые данные. Вы можете самостоятельно их посмотреть и проверить меня.

Еще раз продублирую здесь ссылку на открытую статистику mediascope: https://webindex.mediascope.net/report/dynamic?byDevice=3&byDevice=1&byDevice=2&byGeo=2&byMonth=202105&id=16571

Mediascope: статистика ТикТок

В TikTok отсчет статистики начинается с февраля 2020 года. Многие скажут, что ТикТок и ВКонтакте нельзя сравнивать, ведь ТТ не является полноценной социальной сетью со множеством функций. Я считаю, что сравнивать ТТ и ВК можно, так как оба сервиса конкурируют за внимание пользователя и являются местом для потребления контента.

1. Среднее время пользователя на февраль 2020 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 2 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на февраль 2021 года:

- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя (рост на 8 минут за год!)

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя

3. Среднее время пользователя на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 36 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 33 минуты в день на пользователя

С февраля 2020 по февраль 2021 года среднее время пользователя в ТикТоке выросло с 28 до 36 минут! Как вы можете заметить, ТикТок обошел ВКонтакте по среднему времени пользователя на всех ресурсах, кроме ПК-версии.

Mediascope: статистика Инстаграм

1. Среднее время пользователя на декабрь 2019 года:

- Мобильная аудитория – 27 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 3 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 25 минут в день на пользователя

2. Среднее время пользователя на декабрь 2020 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя

3. Среднее время пользователя на май 2021 года:

- Мобильная аудитория – 28 минут в день на пользователя

- ПК-аудитория – 4 минуты в день на пользователя

- Мобильная и ПК аудитория – 24 минуты в день на пользователя

Среднее время пользователя в Инстаграм остается стабильным: 27 минут с мобайла в декабре 2019 года и 28 минут на декабрь 2020-го. Время на ПК даже чуть-чуть выросло: с 3 до 4 минут в день.

Промежуточные итоги

1. В расчетах выше я использовал открытые данные сервиса mediascope. На этот же сервис ссылается CEO ВКонтакте Марина Краснова в своей статье

2. При сравнении показателей год к году, наблюдается падение среднего времени по всем типам устройств без исключения

3. В сравнении ВКонтакте с ближайшими конкурентами мы видим, что разрыв либо минимальный, либо ВКонтакте уже позади

4. На протяжении всего периода прослеживается явный тренд по снижению (с небольшими отскоками, которые не перекрывают падения):

5. У конкурентов отсутствует тренд на снижение: время пользователя в Инстаграме стабильно, время пользователя в ТикТоке выросло на 8 минут за год!

6. В сервисах-конкурентах не наблюдается спада метрики, даже при сравнении декабря и мая (месяцев из разных кварталов года)

Можно ли сказать, что ВКонтакте умирает?

Считаю, что это открытый вопрос, так как в mediascope представлены только данные за 1.5 года. Чтобы категорично заявить о будущем сервиса, нам нужен график на дистанции нескольких лет. Я бы хотел официально обратиться к администрации ВКонтакте и попросить их о следующем:

1. Предоставьте открытую статистику по Average Daily Duration (Average min. per day) за последние 7-8 лет. Это поможет увидеть реальную динамику вовлечения аудитории в социальную сеть и снимет все вопросы у аудитории VC

2. Раскройте, в каких именно микросервисах люди проводят больше всего времени. Предлагаю предоставить время по следующим разделам продукта (в процентах и минутах от среднего времени):

  • Ср. время в разделе «Новости»

  • Ср. время в «Сообщениях»

  • Ср. время в «Музыке»

  • Ср. время в разделе «Видео»

  • Ср. время в «Сторис»

  • Ср. время в «Клипах»

  • Ср. время в рекламном кабинете

Это позволит понять, с какими целями люди чаще всего посещают социальную сеть и показать их реальную вовлеченность в потребление контента. Это очень важно для администраторов сообществ и рекламодателей.

Вместо послесловия

Хочу поблагодарить администрацию ВКонтакте за то, что они дали официальный ответ на мою первую статью и «тыкнули носом» в ошибки. Это очень важно, так как именно критика заставляет нас расти и повышать профессионализм. Без вашего ответа я бы не стал глубоко копать поведенческие метрики продукта, просто ограничившись данными о частоте заходов из первой статьи.

Прошу не считать эту статью попыткой «хайпануть» или наехать на крупную компанию. Просто официальный ответ от ВКонтакте пробудил профессиональный азарт и желание разобраться в реальном положении вещей в ВК, а также рассказать об этом аудитории VC. Читателям особая благодарность за критическую обратную связь, сразу видно, что здесь сидит очень много профессионалов.

Ждем официальный ответ от администрации социальной сети. Как мы знаем, сюда они все-таки заходят. Надеюсь, что они предоставят открытую статистику и подробно пояснят цифры для читателей VC.RU

Автор статьи: Александр Бакалов. Если есть вопросы, то пишите!

0
655 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

А ты хорош, то что эти ни дня в своей жизни не проработали в бизнесе, не знают как его создавать, и из чего берется ценность. Это прям сильно 

Как-то говорил с одним чиновником, заместителем экономического чего-то там в одном городе. Когда речь зашла о налогах, его аргумент был, что заплаченный мною миллион налогов, зуйня и мелочь, и молчал бы с такой суммой. На что получил ответ, что он бюджетник, и умеет только перераспределять 

Ответить
Развернуть ветку
Foma Huichkin

Какие вежливые помещики в 21 веке. Крепостной упрекнул своего помещика в том, что он за него в поле пашет, а помещик умеет только перераспределять и ему даже зубы не выбили. Краснота из российских барыг так и прёт, вы уж определитесь барыги вы или крестьяне?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Вы этот поток сознания долго сочиняли? 

Ответить
Развернуть ветку
Foma Huichkin

Не дольше чем вы. Зачем чиновник должен своих грубых подданных терпеть? Налогов вы мало платите, ещё и хамите чиновнику. В нашей цивилизации кто перераспределяет тот всегда лучше чем тот, кто создаёт. Создавать не престижно, престижно владеть и получать прибыль и быть . Кто создаёт тот плохо живёт, на одну зарплату, которую может платить, а может и не платить собственник

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Korolev

Вот так примерно и думает вся верхушка.

Ответить
Развернуть ветку
Foma Huichkin

Верхушка ещё и власть имеет, то есть сила у нее есть, если вы будете не только плохо думать, но и претворять свои мысли в жизнь придут специально обученные убивать люди и вас убьют. А у низушки силы нет, поэтому без разницы что она думает о верхушке, от нее к верхушке никто не придет. Так что все как у зверей слабого едят сильные

Ответить
Развернуть ветку
tommyspb
А у низушки силы нет, поэтому без разницы что она думает

Наверное власть в 1917 так же думала

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Именно так. Документов-то осталось немерянно. И вот натурально в январе 17-го люди пишут типа «да какая там революция? Есть армия, жандармы, казаки. Они своё дело знают. Есть состоятельные и влиятельные люди. Никакой революции они не допустят. Потакать голодранцам никто не будет».

А потом сразу ХУЯК! — и кровавый хаос с гекатомбами

Ответить
Развернуть ветку
Foma Huichkin

Да я не против, это даже хорошо, когда стабильность рушится. Главное как пан Тухачевский правильную сторону выбрать и потом под молотки не попасть. Пана этого грохнули, но я его опыт учел. Я амбициозный молодой человек, не связанный узами с действующей властью. Хотя я и против власти ничего не имею, просто там для меня места нет у существующего режима. А это очень тревожит, когда власть есть, но не в твоих руках. Так что да, опыт большивиков воодушевляет, но современный опыт беларусов тоже требует осмысленных выводов

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Желательно годам хотя бы к 40 всё-таки пристроиться куда-то, где более-менее стабильно. Тело и мозг со временем объективно изнашиваются и во второй половине жизни уже тяжело становится приспосабливаться к резким изменениям обстановки.

А уж валить в условную Швейцарию или приспосабливаться к текущему режиму — это как получится

Ответить
Развернуть ветку
Foma Huichkin

Сталин годам к 50 только пристроился, на самом деле энергии у людей достаточно и после 40 лет

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
Сталин годам к 50 только пристроился

Сталин в 38 уже был наркомом. То есть федеральным министром.

на самом деле энергии у людей достаточно и после 40 лет

Черчилль был тупицей, неиллюзорно воевал (натурально ходил в атаку под пули), всю дорогу колдырил и курил как не в себя, прожив в итоге 90 лет. Но я бы не рекомендовал на него ориентироваться. Вы, скорее всего, не феномен, а обычный человек

Ответить
Развернуть ветку
Foma Huichkin

38 ему в 1916 году было. Если энергии не хватит человек просто умрет, как и любой другой человек. Это самый беспроигрышный вариант, жить пока не умер. А кто умер, тот больше не живет

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Сталину 38 исполнилось в декабре 1917, поскольку он родился в декабре 1879. Я как-то привык ориентироваться на официальные данные.

 Это самый беспроигрышный вариант, жить пока не умер

Придётся жить до самой смерти

Ответить
Развернуть ветку
652 комментария
Раскрывать всегда