{"id":5097,"title":"\u041f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0438\u0442\u0435 \u0432 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0443 \u0442\u0443\u0440\u0438\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0443 \u043e\u0442 \u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u0430","url":"\/redirect?component=advertising&id=5097&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/274398&hash=37380e26d7e18a53827df77f3494106574fc9389fcbf0d03cb47fab2464f807b","isPaidAndBannersEnabled":false}
Соцсети
Alexey Reshetnyak

Лайки: убрать, оставить, заменить? Чем?

После новости о тестировании скрытия лайков в Instagram (например) я задумался о назначении и альтернативах этих отметок с точки зрения управления информацией и последствиями.

В этой статье я хотел бы порассуждать об опциях, формулировках и о том, как изменения могли бы повлиять на поведение пользователей. Надеюсь с вашей помощью дополнить картину. Под лайком здесь понимается обобщенная возможность в один клик выразить свое отношение к материалу.

Функции лайков:

  • Простейшая возможность выразить отношение к материалу
  • Обратная связь для автора
  • Ориентир для других пользователей

Варианты лайков:

  • Просто Лайк, Сердце, Хлопающие ладоши - либо ставишь либо нет (Instagram, Twitter, Medium, Facebook, Битрикс24)

Нужно уточнить, что в Facebook и в точности также в Битрикс24 можно выбрать одну из 6 эмоций, но независимо от выбранной реакции, она считается как лайк (т.е. не как дизлайк).

Лайки в Facebook
Лайки в Битрикс24
  • Лайки либо дизлайки, которые считаются независимо (Youtube)
  • Лайки и дизлайки кладутся на весы, т.е. вычитаются друг из друга (Habr, VC)

  • Оценка как в школе. Пользователь с одинаковой легкостью может поставить как 1, так и 5. Но плохие оценки предпочитают не ставить. (Одноклассники)

  • Избранное (ранний Twitter, и как доп.опция, например, в VC)

Слабые места:

  • Поощрение популизма (более простые для восприятия и эмоционально окрашенные посты набирают больше лайков, чем основательные и сложные материалы). Например, в нашем корпоративном Битрикс24 самые оцениваемые материалы, которые неделями висят в сайтбаре “Полулярное” - это поздравления с днями рождения и прощальные письма в стиле “сегодня мой последний день”. Никакая рабочая и зачастую важная информация, которая составляет основу ленты, не имеет такой лайковой поддержки. Что я решил с этим делать, описывал здесь.
  • Значительное влияние на оценки оказывает репутация. Популярные авторы проще набирают лайки как за счет большего числа подписчиков, так и за счет ореола.
  • Концентрация многих авторов на количественной оценке публикаций, влекущая как содержательные, так и психологические последствия.

  • Лайки или дизлайки невозможно считать качественной обратной связью для автора, так как они не передают причин высоких или низких оценок.

  • Если общая карма автора не находится в жесткой сцепке с оценками его статей (например, Habr), теоретически возможна ситуация, когда положительно оцененная статья приводит к отрицательной оценке кармы.

  • Лайки или дизлайки не релевантны при холиварных темах. В данных случаях оценка является следствием отношения автора к теме, а не качеством аргументации. Например, на Youtube такие видео могут иметь очень близкое число лайков и дизлайков.

Что можно было бы изменить и на какой эффект рассчитывать?

Одна из ценных особенностей лайка - это стандартность. Лайк - это как “бутерброд” меню в мобильных приложениях. На любой платформе сразу понимаешь, как с ним взаимодействовать. Ищешь его, удивляешься, если не находишь сразу. Однако из-за описанных выше слабых мест, такая стандартность не всегда идет на пользу делу. На мой взгляд, разным платформам следует поискать свои варианты усовершенствования привычного решения.

Размышляя над гипотетическими опциями, я не хочу упустить даже самых абсурдных на первый взгляд вариантов.

Гипотетические опции:

  • “Спасибо” или “Это важно” - как формулировка лайка, которая делает акцент на содержательной важности материала для оценивающего пользователя. Подходит для корпоративных порталов наподобие Битрикс24.
  • Определенные качественные теги ("Вдохновляет", "Увлекает", "Практически полезна" и т.п.) с указанием числа поддержавших каждый из тегов. Подходит для текстовых платформ наподобие Medium, Habr, VC. Список позитивных и негативных тегов, которые читатели могут присваивать статье, создается заранее. Эта информация видна всем. Другие пользователи могут просто голосовать за уже присвоенные теги. Можно использовать для сортировки: Вдохновляющие статьи, Практичные статьи и т.п.

  • Ограничение возможности оценивать холиварные темы за пределами заранее высказанных пристрастий. Грубо говоря, если пользователь подписан на условный “шансон”, зачем ему давать возможность хейтить Нюшу?
  • Автоматическая заморозка голосования при достижении определенного уровня отрицательных оценок (по аналогии с остановкой торгов на бирже в случае резких падений). Такая система может защитить автора от “убийства” репутации.

  • Различные формы ограничений количества раздаваемых пользователем оценок в течение определенного отрезка времени:

  1. Количество негативных оценок не может превышать количества позитивных - как защита от заядлых хейтеров
  2. Прямое ограничение дневного числа лайков и дизлайков в равных (1:1) или неравных пропорциях (например, 10:1). Опция отдавать больше одного голоса за один материал теоретически возможна, но практически, кажется, приведет к облегчению накруток.
  3. “Евровидение” - ограниченное количество определенных оценок. Возможно, такая система хорошо проявит себя как дополнительная. По итогам месяца каждый пользователь выбирает из всех понравившихся ему только 12 лучших и ранжирует их от 1 до 12. Приглашение к голосованию - хороший повод для ресурса напомнить о себе по электронной почте или в пуш-уведомлении.

Продолжим?

{ "author_name": "Alexey Reshetnyak", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u043e\u0446\u0441\u0435\u0442\u0438","\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435_\u0441\u0435\u0442\u0438","\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f_\u0441\u0435\u0442\u044c","\u043b\u0430\u0439\u043a\u0438","\u0431\u0438\u0442\u0440\u0438\u043a\u044124","vc_ru","vc","like","bitrix24"], "comments": 8, "likes": 4, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 79835, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 19 Aug 2019 21:36:26 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Для интернет- прессы есть совершенно безумный вариант. Лайкание абзацев или даже отдельных предложений в статье. Лучше всего не в цифрах, а градацией шрифта. Даже не представляю, реализуемо ли это технически.

Ответить
1

Реализуемо ) идея интересная.

Ответить
1

Аккуратнее со своим субъективным восприятием надо. Лайк - это не иконка на панели с иконками, а эмоция, следовательно эмодзи ненависти - это не лайк, а как раз дизлайк, хоть и лежит вместе с остальными типами лайков, ФБ тут не указ, на них не стоит равняться когда они свалили их в одну кучу.

Ответить
2

Тут интересно, что смайлик с эмоцией ненависти можно интерпретировать по-разному. Если пост такой: "С завтрашнего дня работаем без выходных", то этот смайлик скорее будет восприниматься как дизлайк. Если пост "Карфаген должен быть разрушен", то смайлик ненависти может восприниматься как поддержка.

Ответить
0

Эт ты про пукина сейчас?) Ну там да, пожалуй это и правда будет лайком)

Ответить
0

Интересная мысль. Увы все эти лайки сделаны для простоты восприятия пользователя и тогда встаёт вопрос: как минималистично стилизовать кнопку "вдохновляет"?.

Если это будет громоздко то не набирет статья должного уровня по сравнению с интуитивными пальцами вверх/вниз.

Ответить
1

Оставить и лайк и «вдохновляет» и прочие кастомные характеристики, их убрать в меню. Но при ранжирование больше веса давать для «вдохновляет».

Ответить
0

Заставить пользователя лайкать уже проблема, а тут ещё надо разворачивать подменю... Голосов будет в разы меньше по подменю и следовательно проще накрутить пост.

Ответить
Читать все 8 комментариев
Как сделать классное мобильное приложение #Аэрофлот?
Уверенность Безоса: чем основатель Amazon поражает собеседников Статьи редакции

Перевод издания «Идеономика».

EPA
Как подготовиться к жизни без cookies: рекомендации маркетологам

О технологии Federated Learning of Cohorts (FLoC), которая заменит cookies, Google объявил еще в начале года. Недавно компания анонсировала перенос запуска технологии на 2023 год, и теперь у рынка интернет-маркетинга есть 2 года, чтобы найти альтернативу работе с данными. Как выглядит ситуация сейчас и что делать маркетологам — в обзоре от AiData.

Как успешно пройти испытательный срок?

Свершилось – вы получили работу мечты! Но впереди еще три месяца испытательного срока. Это время дается вам и работодателю, чтобы определиться, насколько вы друг другу подходите. Как использовать это время с максимальной для себя пользой? Рассказывает главный специалист отдела подбора персонала Ольга Шабалина. Как всегда, упаковали полезные…

31 июля завершается приём заявок в 1-й этап отбора программы B2C Future Solutions
Альфа банк самовольно закрыл зарплатный счет

При трудоустройстве в организацию мне предложили открыл счет для перечисления заработной платы в Альфа Банке. Ну Альфа Банк так Альфа Банк, мне в целом было не принципиально на какой счет приходит зарплата.

Как малому бизнесу понять свою «зону смерти»

Риск-менеджмент традиционно считается уделом крупных компаний. Кроме них просчитывают риски разве что стартапы, и те по требованию инвесторов. Малый и средний бизнес (МСБ) работает без подобной аналитики — ему не до этого. Предпринимателей можно понять, когда ты поднимаешься с нуля или масштабируешь проект, мысль идет в векторе достижения…

«Подрядчики запустили рекламу и ‟потеряли” 350 млн рублей»: почему на digital-рынке врут, косячат и крадут

13 историй о том, какие иллюзии есть у заказчика онлайн-рекламы, когда он поручает маркетологам задачи.

Грущу из-за всего, что осознал
Лондон: не всегда мечта для программиста. Как живется в столице Британии во время коронавируса

Мы поговорили с ним о жизни IT-специалиста в Лондоне: о пинг-понге с карантинами и переездами, о местных (некомфортных) оупенспейсах, самом старом в мире метро, проблемах с электросамокатами и лондонском тумане. И о том, кому здесь все-таки стоит жить. Передаю Анатолию слово!

Жиросжигание и жирапотери — это разные вещи. Что важнее?

Что ты чувствуешь, сползая с элипса, велосипеда или дорожки, проделав часовую кардио работу в жиросжигающем пульсе 140? Покалывания внизу живота или на боках, как-будто прямо сейчас там плавится жир. Или мокрая майка, которая убедительно пахнет сгоревшими триглицеридами.

Из-за шума животные уходят из городов и лесов, а у людей он вызывает стресс: как исследователи борются за тишину Статьи редакции

Организация Quiet Parks International открывает «тихие парки» по всему миру, пытается защитить леса от шума, привлечь туристов и инвестиции.

Директор QPI по диким паркам в Азии Лайла Чин-Хуэй Фань Wired
null