Почему я скорее против Битрикс24 в его нынешнем виде

Потому, что сегодня Битрикс24 может создавать у руководителей предприятий иллюзию идеального решения. А в нынешнем виде это не так.

В этой статье я расскажу о своем опыте использования Битрикс24 в качестве руководителя направления внутреннего информационного развития. (Внутреннее информационное развитие в моем случае - это обучение, информирование, внутренний маркетинг, часть бизнес-процессов, качество принятия решений и т.п. без четких границ.)

Переход на платформу Битрикс24 по подписке был реализован за месяц до моего прихода в компанию. Ранее вся коммуникация строилась через корпоративную почту и групповые чаты WhatsApp. Общая численность персонала на момент внедрения была около 250 человек. С запуском Битрикс24 использование корпоративной почты свелось к коммуникации с внешними контрагентами.

Основная ценность платформы виделась в системе постановки задач.

Почти сразу руководителям компании стало понятно, что заставить сотрудников следить за своими задачами смогут только финансовые штрафы. Пусть почти символические, но за каждый день просрочки по каждой задаче. Ежедневно стал публиковаться список штрафников. Само наличие штрафов - это политический вопрос, похожий на сохранение или отсутствие в разных странах смертной казни. Технологический вопрос - это стремление к 0 количества несправедливых приговоров.

Довольно скоро оказалось очевидным, что задачи не должны множиться беспорядочно. Еще до меня был написан регламент работы с задачами в первой редакции. Во второй редакции регламента, которая писалась через год уже под моим руководством, задачи были разделены на виды:

  • шаблонные
  • нестандартные

Разделение необходимо для выстраивания эффективного взаимодействия между отделами. Признак шаблонной задачи - она возникает регулярно. Определившись на уровне руководителей отделов с требованиями к качеству исполнения, шаблонные задачи можно массово ставить и выполнять уже на уровне рядовых сотрудников. Однако, если у рядового сотрудника возникает потребность в привлечении другого отдела по какому-то не шаблонному вопросу, обращение в виде задачи следует оформлять от руководителя к руководителю. Множество мелких вопросов, которые конкретные сотрудники могут решить просто по личной просьбе, были оставлены за пределами формализации. Качество исполнения шаблонных задач достигло какой-то универсальный “нормы” эволюционным путем. Частота случаев постановки “нерешаемых” задач, зашкаливающая в первые месяцы, снизилась через пару лет до незначительного минимума.

Слабым местом Битрикс24, на мой взгляд, является функционал информирования.

Чтобы понять проблему, разделим внутреннюю корпоративную информацию на типы:

  • Информация, которую нужно усвоить в самом начале работы - зона обучения
  • Информация, которую нужно периодически подсмотреть - справочники
  • Новости, которые должны вызвать действия или изменения в привычном образе действий (новинки, новые характеристики известного продукта, новые условия чего-либо, конкурс и т.п.)

К сожалению, по каждому пункту пришлось искать сторонние решения.

Для обучения и справочников я сделал корпоративную википедию на “движке” оригинальной Википедии - бесплатном MediaWiki. Об этом опыте будет рассказано в отдельной статье. Почему я не воспользовался wiki, встроенной в Битрикс24? На родном функционале у меня просто не получались красивые страницы с разнообразным типом контента. Перебирая варианты, я остановился на решении, которым на Wikipedia.org пользуются миллиарды людей ежедневно.

Внутренние новостные потоки в настоящее время идут через 3 различных канала:

  • Групповые чаты WhatsApp
  • Instagram
  • Живая лента Битрикс24

Каждый канал имеет свою специализацию. Групповые чаты WhatsApp нужны для информации, реакция на которую должна быть мгновенной. Когда-то мы пробовали использовать для этих целей чаты Битрикс24, но почему-то работа родного мобильного приложения требует значительно более высокого качества интернет-соединения, чем WhatsApp.

Instagram используется для около рабочих сообщений - поздравлений с днем рождения, фото с корпоративов, награждений победителей конкурсов и т.п.

Живая лента Битрикс24 остается для информации, которую иногда требуется найти по прошествию времени. Для сообщений на определенные темы создаются специализированные группы. Заметка о новом способе отработки каверзного возражения отправляется в группу "Фишки продаж", на которую автоматически подписаны все менеджеры по продажам.

Что не так с Живой лентой?

"Лента" как идея - эта форма выдачи развлекательного контента. Здесь подразумевается, что ценность всех сообщений примерно одинакова. Листаешь, останавливаешься где-то подольше, листаешь дальше. По факту процент усвоения рабочей информации, опубликованной в ленте, очень низкий.

Какие решения я использовал для повышения эффективности сообщений из "ленты"?

Первое - лично выбирал самые важные публикации и прикреплял подборку заголовков со ссылками к ежедневным сообщениям о новых штрафах. Повторение в течение недели одних и тех же заголовков являлось мета-сообщением пользователям: вы ничего не пропустили.

Второе - просил прочитавших конкретное важное сообщение ставить в комментарии плюс. Новые комментарии поднимают пост наверх. Так его увидят больше людей.

Текущая встроенная реализация "важных сообщений" требует серьезной доработки. Наш опыт показывает, что люди легко живут с неприметным квадратиком в правом верхнем углу, информирующем о сотнях и тысячах непрочитанных сообщений.

Почему сегодня я скорее искал бы сочетание альтернатив, нежели рекомендовал единый портал Битрикс24?

Проблема Битрикс24 в том, что он одновременно эффективен и несовершенен. Он требует постоянной работы не только в нем, но и над ним. Он требует правил, требует осторожности. При малейшем недосмотре вы кинете своих сотрудников в океан белого шума. В этом случае вы можете даже не понять, почему через время их личная производительность вместо стремительного роста пошла вниз.

Какие рекомендации я мог бы дать команде Битрикс24?

  • Сделать "Живую ленту" более управляемой. Например, разрешив модераторам закреплять отдельные сообщения, адресованные разным сотрудникам. Из закрепленного сообщения можно сделать отличное меню. Активнее продвигать использование тегов.
  • Осуществлять консалтинг и обучение, как именно с помощью Битрикс24 можно повысить производительность конкретной компании. Другими словами, рассказывать не только о том, что теперь вы добавили на руку пятый палец, но и как с ним играть на пианино.

Обо мне

Интересуюсь научным подходом к управлению.

Специализируюсь на содержательной стороне корпоративных информационных потоков.

Пишу статьи о своем профессиональном опыте.

В настоящее время ищу предложения о работе от крупных компаний.

2323
30 комментариев

Комментарий недоступен

5

Думаю дело в том что WA у всех и его не надо ставить и он практически не глючит и за ним не охотиться Роскомнадзор.

А делиться личное и рабочее , видимо, разными чатами.

Тоже в свое время разочаровался в Битрикс24. В итоге остановился на корпоративном мессенджере Teams для общения внутри организации, а вот для базы знаний так ничего и не нашел надежного и удобного (

3

Базу знаний можно сделать в MS Onenote, там связка с Teams есть

1

В конце статьи: "Обо мне В настоящее время ищу предложения о работе от крупных компаний."
Надеюсь вы потом напишете статью на тему "Влияние и эффективность статьи про Битрикс24 для привлечения внимания при поиске работы" :-)))

3

А ничего, что система развивается в сторону CRM, а не Task management? Вы ничего не сказали про роботов в задачах, про стандартные и альтернативные решения по блоку отчётности по задачам?

Были выполнены доработки функционала, если это специфическая задача и не 10-15 сотрудников?

1