«Если будешь всех слушать, то проиграешь»: главное из интервью Михаила Токовинина, основателя amoCRM Статьи редакции
Он рассказал «Идеономике», почему нанимает неуверенных в себе людей, не работает с госзаказом и переключился с американского рынка на Латинскую Америку.
Первый управленческий провал
Токовинин после школы работал в фотолаборатории и подрабатывал сисадмином, а в 21 год случайно стал гендиректором сети видеопрокатов. Тогда их популярность уже шла на спад, и через два года компания обанкротилась.
Опыт кризисного менеджмента сыграл ключевую роль в последующем успехе его собственного бизнеса, утверждает предприниматель. Из провала он вынес три вывода:
- Бизнес растёт не благодаря усилиям предпринимателя, а вопреки его косякам. Нужно всегда выбирать нишу, которая постоянно развивается: там можно позволить себе «косячить» и не потерять деньги.
- Новому менеджеру не нужно ничего менять в компании первые полгода. Сперва надо разобраться, как она устроена.
- Людей невозможно мотивировать, надо нанимать мотивированных. Бизнес похож на спортивную команду: руководитель должен набрать в неё подходящих кандидатов и развивать их.
«Пригасить гордыню» и избежать управленческих ошибок помогает необходимость отчитываться перед акционерами. Поэтому все свои бизнесы Токовинин начинал вместе с партнёрами.
О найме и удалёнке
В свою команду Токовинин набирает неуверенных в себе кандидатов: они считают, что недостаточно хороши, продолжают учиться и всегда к чему-то стремятся. Благодаря этому такие люди оказываются успешнее в бизнесе и создают новые продукты, отмечает предприниматель.
Токовинин предпочитает офисную работу удалёнке — в том числе из-за своего негативного опыта. Раньше предприниматель часто уезжал к родителям в США и замечал, что в эти периоды его команда становится менее продуктивной.
В очном режиме его сотрудники быстрее и креативнее решают задачи. Если компания не замечает разницы между офисом и удалёнкой, то значит, что она и не была эффективной, считает предприниматель.
Почему amoCRM не работает с госзаказом и корпорациями
В 2007 году Токовинин решил полностью отказаться от госзаказов, а затем и от крупных корпоративных клиентов. Он сделал ставку на малый бизнес, который готов заплатить только за полезный для него софт.
С точки зрения прибыли компании решение было не самым выгодным, но эта ниша оказалась для предпринимателя комфортнее. В 2010 году компания отказалась от коробочных продуктов и запустила облачную CRM.
Тогда 80% клиентов просили вернуть «коробку», но Токовинин с партнёрами не поддались. Компания выбрала верный путь: в 2021 году 90% заказчиков хотят «облако», рассказывает предприниматель.
При этом amoCRM пользуется привилегиями резидента «Сколково» и получает налоговые льготы. В 2022 году компания может их потерять — они распространяются на бизнес, годовая выручка которого не превышает 1 млрд рублей.
Почему ради глобального рынка надо отказаться от российского
В 2011 году Токовинин запустил на американском рынке amoCRM, нанял там несколько сотрудников, заказал сайт и логотип. В 2012 предприниматель понял, что в США бизнес не идёт, и начал развивать проект в России.
Но офис в США остался, и в 2018 году компания попыталась перезапустить там бизнес: увеличила штат, арендовала офис, провела конференцию в Сан-Франциско для 1500 человек.
Компания продолжает развивать бизнес в США, но сместила фокус на Латинскую Америку — Мексику, Бразилию, Аргентину и другие страны. Основная команда, которая работает с зарубежным рынком, трудится из России.
Хм, интересный взгляд на бизнес. Я бы сказал здравый. Тоже стараюсь не обращать внимания на всю эту мишуру. Типа рекламы, хорошей презентации. Однако, опыт показывает что хорошая реклама продаст что угодно. Тут надо найти баланс. В идеале нужна и хорошая презентация и отличный продукт
Хорошая реклама приведёт клиента, хороший продукт его удержит. С уважением, кэп
Очевидное невероятное
Для этого всего еще деньги бы найти))
В наше время занять денег вообще не проблема. Проблема как раз в остальном.
Комментарий недоступен
Классика, Вава:)
А почему цитата не в кавычках?
Комментарий недоступен
Какое графическое выделение? Из того, что многие знают автора, никак не следует, что цитату не надо выделять. Гораздо больше тех, кто не знает.
Комментарий недоступен
Графическое выделение цитаты делается установкой символа закрывающей угловой скобки перед цитируемым текстом. Вот этот символ –">"
Вот так напримерПеред цитируемым текстом появляется кавычка и все видят что это цитата.
С уважением, ваш занудный душнила.
Комментарий недоступен
Я выступаю в роли человека, которому неприятно видеть, как человек приписывает себе чужой хороший текст, не оформляя его как цитату. Так в принципе некрасиво делать, это не просто «мне лично неприятно».
Комментарий недоступен
Вы все понимаете, просто косите под дурака. Сравнить «графическое выделение» с цитатой из Пелевина - это вновь в вас выдает недюжинное самомнение. Так в чем заключается ваше «графическое выделение»? И кавычки здесь не цитата. Я сломала голову, что вы там и как графически выделили.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Даже в Караганде :)
Они ни кого не слушают, поэтому Амо за год почти не изменилась, как была куча багов и полурабочего функционала, так и осталась. Нового вообще ничего :(
О работе маркетплейса и говорить не стоит, это худшая реализация из возможных - половина не работает, личные данные сливают только в путь, а о ценах зачастую можно узнать только написав разработчикам в whatsapp.
Комментарий недоступен
Их англоязычный лендинг говорит, что они — лучшая CRM для мессенджеров.
При этом их чатбот-функционал работает так:
- Когда всё хорошо, чатботы отвечают минимум 1-3 секунды
- Раз в неделю, когда что-то идёт не так, ответы могут зависать на 5-30 минут запросто.
Что может быть допустимо для емэйлов или смсок, но когда человек нажал кнопку в чатботе он ожидает моментальной от него реакции.
Повторяется это на любых чатботах на любых аккаунтах, банально потому что любой запрос в API AmoCRM выполняется 1-3 секунды, их бекенд просто вот так работает. Ну и год уже я общаюсь с техподдержкой по этой проблеме, каждый раз "О, сейчас перестало тормозить? Ну и славно, ну и ладно! До свидания".
Я не соглашусь, наверное, новый функционал у них появляется. Но проблема в том, что существующий функционал никогда не допиливается до production-ready состояния. В формате демки это всё работает, но какой бизнес готов каждый вторник терять деньги из-за того, что чатбот по полчаса не отвечает клиентам?
Переводим на русский: нанять на зарплату одного «синьора» 4-5 людей с низкими зарплатными ожиданиями, задрачивать их в офисе и уволить, когда не справятся.
Но по итогу это и создаёт оргромные зарплатные ожидания: человек чему-то научился, за раз-два попал в потогонку за 80к, через два месяца уволили, но он уже ожидает, что сейчас вот на 400к в следующий раз возьмут так же быстро.
Скорее это значит, что когда такой неуверенный получит какой-то опыт, чему-то научится и выйдет на рынок, с удивлением обнаружил, что он может получать в 2 раза больше. И вот мы получаем огромную текучку.
Когда я смотрел на вакансии амо пару лет назад, зарплатами они не впечатляли, да и стэк устаревший.
«Неуверннный», который вдруг получит без собеседования в Амо и решит, что его оценили, а потом будет уволен, тоже это обнаружит)
И главное, решит, что и на зарплате ×2 нанимают так же быстро)
Амо как следует не поюзал, но сгонял однажды в Екатеринбурге на крутую конфу "AmoConf", там выступал Токовинин, а также другие крутые дяди, среди них основатель 2ГИС, ДодоПицца, агенства надвижимости "Этажи" и зачем-то Собчак.
А еще ролик понравился рекламный AmoCRM, который про Тамару, посмеялся я с него тогда от души)) https://www.youtube.com/watch?v=L57kTp1FM3o
Как минимум Михаил заслуживает уважения из-за того, что построил такой крупный бизнес.
Амо уже именно с конфой и ассоциируется.
Как тут заметили реально нет никакого развития вообще.
Месеннджеры, вообще все новые коммуникации и фичи только через маркет, с непомерными ценами для микробизнесов и через костыли каких-то левых чуваков.
И как были жалобы на то, что лиды теряют, так и есть.
согласен, это боль(
Ну слушать все-таки надо кого-то. Например, потребителей
а что и у кого выиграл Амо? по моему ни у кого и ничего... =)
Митьки никого не хотят победить (с)
Ну все же, стоит слушать не только себя, потому что можно так ошибиться...и все уже, никто не поднимет
И зарплаты просят ниже рыночных. Ведь они недостаточно хороши)
Ой как удобно ©
Бренд amoCRM довольно сложен для корректного написания. Как только его не коверкают: АМО, AmoCRM и тд. Интересно, сейчас бы Михаил такой же выбрал бы?