Продавцы попросили ФАС проверить маркетплейсы на навязывание условий из-за «индекса цен» Статьи редакции

Площадки вынуждают выбирать определённый уровень цен, чтобы товары не снижались в поисковой выдаче, утверждают их партнёры.

  • Гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» (ЦНТ), член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников попросил главу антимонопольного ведомства Максима Шаскольского проверить «индекс цен» на маркетплейсах на нарушение антимонопольного законодательства. Он отправил письмо после нескольких обращений продавцов. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
  • Маркетплейсы устанавливают «индекс цен», сравнивая ценники на своей площадке и у конкурентов. Если цена у конкурентов ниже, это может привести к снижению в поисковой выдаче и исключению из программы лояльности, указано в письме.
  • Механизм «индекса цен» навязывает продавцам «невыгодные условия по управлению продажами», потому что «вынуждает выравнивать цены к максимальным исходя из самых дорогих тарифов», считают в ЦНТ.
  • Кожевников просит ФАС проверить практику на признаки коллективного злоупотребления доминирующим положением через навязывание условий договора и давление на продавцов по ценовой политике.
  • В ФАС заявили, что рассмотрят письмо и внесут вопросы из него в повестку очередного заседания экспертного совета по развитию конкуренции в области ИТ.
  • «Индекс цен» видно в личном кабинете маркетплейса, но его расчёт «непрозрачен», рассказал один из продавцов. Инструмент также ограничивает возможность установить более выгодные цены на собственном сайте продавца, добавил он.
  • В Ozon подтвердили, что товары с выгодными ценами поднимаются «немного выше» в поиске, но на ранжирование влияют «множество факторов» — популярности по запросу, отзывов, скорости доставки до покупателя, описания карточки товара. В «Яндекс Маркете» «индекс цен» не влияет на место в поиске, от цены товара место зависит на 18%, от описания — на 27,5%, от предпочтений пользователей — на 25,5%. В Wildberries тоже настаивают, что «индекс цен» — только один из факторов ранжирования. Программы лояльности от показателя не зависят, утверждают в Ozon и Wildberries.
Фото ТАСС
  • В 2022 году правительство запретило регуляторам проводить проверки аккредитованных ИТ-компаний до конца 2024 года. К ним относятся и маркетплейсы.
  • В июне 2022-го продавцы жаловались в ФАС, что маркетплейсы принуждают к акциям, увеличивая свою комиссии до 10% для тех, кто отказывается участвовать в распродажах и предоставлять скидки за свой счёт.
  • По данным антимонопольной службы на январь 2024 года, продавцы продолжают жаловаться на работу с маркетплейсами — завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов. Но из-за моратория на проверки пока ФАС и участники рынка договариваются о «добровольном устранении нарушений».
0
121 комментарий
Написать комментарий...
Константин

Да верно, нужно как-то прижать маркетплейсы, из наглость к селлерам зашкаливает. Работаю на 4 х всем Вам известных и особо тяжело в выполнении таких требований у Яндекс Маркета

Ответить
Развернуть ветку
Борис Интеграторов

Надо как то прижать продавцов. Их наглость к покупателям зашкаливает. Покупаю на всех 4 вам всем известных и вижу завышенные цены, желание обмануть в карточках и продать хрень по цене х20 к Китаю.
ФАС - фас

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Дочка депутата

Правильно, если Вам не нравится что-то, то нужно прижать сразу

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Денис Демидов

Что именно тяжко?
Не можешь ставить низкую цену, не ставь, принудиловки нет.
Вы вообще помните хоть что-то, когда государство влезло и сделало лучше, а не наоборот?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Ale K

ФАС - фас

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сергеев

Это при том, что в итоге на Я.маркете самые высокие цены (из моего личного опыта). Очень интересно.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Вадим Д.

МП уже давно по умолчанию нужно проверять и жёстко контролировать.
А кое-какие, типа WB и стремящийся туда Авито — вообще держать под неусыпным надзором.

Ответить
Развернуть ветку
Caomhan Macha

Авито настолько давно и жестко скурвились, что там даже не под надзором держать, а всерьез брать за яйца.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Иван Хаманн
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Неуловимый Кабачок

Для авито отдельное место в котле, ужасное место.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Имидж Дом

Озон больше всех тут крутит, как по нам. Комиссия самая конская и ещё смотрят на индекс цен, тоесть если цены мы ставим одинаковые, а другая площадка делает СПП за свой счёт, их не волнует, и озон требует опустить до конечной цены с СПП для покупателя.

Ответить
Развернуть ветку
Phung

Да озон это как вообще что то отдельное, мне кажется у них там свои правила и все свое, как хотят так и крутят и никто им не указ

Ответить
Развернуть ветку
Гора Жора

Вообще очень странная схема выстроилась. По идее продавец может продавать по любой цене, какой захочет. А они такую систему сделали, что работать всем в итоге неудобно и невыгодно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Доктор Шкутко

ФАС? Только трындеть умеет. Ничего не будет, отбрехаются как Яндекс Маркет. У Яндекса также в поиске свои сервисы из Яндекс Вертикалей ранжируются согласно алгоритма, фигня что для своих сервисов эти параметры Яндекс на 1000% выкручивает. Все по закону.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Сарычев

При куче вопросов по монополии тех. гигантов ФАСу не понравилось именно ранжирование с учетом цены, которое как раз инструмент рыночной конкуренции

Как всегда

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
ValM

Это также сильно бьет по дистрибьюторам / производителям. Тем компаниям, кто пытается держать РРЦ, чтобы партнерам было выгодно работать.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Каляев

Мне кажется всегда должен быть контроль из вне. Иначе это приводит к подобным нарушениям и давлению на селлеров.

Ответить
Развернуть ветку
Диана К.

Знаю, что на озоне около 2/3 цены товара будет уходить на логистику, хранение, последнюю милю и тд. А реклама вообще ппц дорогая. Возможно, проверОчка то и нужна

Ответить
Развернуть ветку
Владислав

Вы носки по 30 рублей продаёте?

Для товаров за 3к и дороже, стоимость логистики - пыль.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Veronica Baca

В ФАС заявили, что рассмотрят письмо, но дальнейшие действия их останутся конечно же скрыты и нифига они делать даже не собираются, потому что их и так все устраивает

Ответить
Развернуть ветку
Илья Заводов

Да у них там сговор вселенского масштаба, все делают просто выгодно друг другу.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Михайлов

Мы импортируем товар и продаем на всех площадках. Пишу об этом в блоге. Индекс реально мешает для нормального ценообразования.

Пришлось себе в убыток отключать скидки за счёт площадок. Чтобы партнерам было выгодно работать.

Ответить
Развернуть ветку
МАНЕКИ - МНОГОДЕТНЫЙ ИНВЕСТОР

Очень здравая инициатива. Индекс цен непрозрачен, Ozon так вообще создает копии карточек из псевдо-китайских продавцов и включает их в индекс. По факту из-за индекса площадка теряет в продажах, а покупатель теряет в ассортименте, т.к. там где неадекватное влияние индекса - товары не грузятся. Продавая даже 2 десятка SKU - отслеживать индекс и решать вопросы с тех. поддержкой становится физически нереально - а в рядового продавца товаров гораздо больше.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Слегка вводите в заблуждение — мы не создаём копии карточек для чего-то такого, да и индекс цен не сравнивает товары российских и иностранных продавцов. Если заметили последнее, то покажите поддержке — проверим и исправим.

Механизм расчёта индекса простой, совсем его не скрываем и описали в базе знаний. Инструмент не влияет на общие продажи площадки и глубину ассортимента — это просто показатель привлекательности ваших товаров в глазах покупателей. А вот сама цена как раз играет ключевую роль при выборе, её продавец устанавливает сам.

Сложностей с двумя десятками и даже шестью дюжинами SKU не будет, ведь на проверку уйдёт не больше пары минут

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Anastasiya Efremova

Да все мы знаем как в три дорога продают на этих маркетплейсах, мне кажется никакой фас тут ситуацию изменить не сможет, все как было так и останется

Ответить
Развернуть ветку
оскар

Обычно наоборот в обычном магазине ценник будет выше из-за аренды, зп сотрудникам и так далее. Купить тарелку в Стокманне будет стоить минимум тысячу, а заказать на Маркете условном уже 400. Так что уж не знаю, каким местом там в три раза дороже.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Демидов

Чушь собачья, на рыке множество марктеплейсов (Озон, WB, Яндекс Маркет, МегаМаркет, Алиэкспресс, скоро еще и МагнитМаркет), чтобы государство совало свой нос в любой аспект из работы, завтра они будут пытаться поменять дизайн под свои хотелки?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Богданов

Сегодня они регулируют договор между предпринимателем и маркетплейсом, завтра они регулируют порядок работы во всём B2B.
Не понимаю, почему все так радостно поддерживают эту инициативу. Если бы заниматься бизнесом было так легко, что тебя ещё и водят за ручку, как в случае с физ. лицами, то смысл был бы работать на работе.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Марина Крылова

Ну и пусть меняют, мне без разницы какой будет дизайн на МП, где я себе зубную пасту заказываю

Ответить
Развернуть ветку
Just Michael

А что ФАС сделает? Маркетплесы скорее всего сошлются на свои соглашения с продавцами, по которым продавцы соглашаются со семи правилами как есть, а тех кто не согласен они просят на выход с площадки с целью соблюдения интересов своих прав.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Sergeevich

Погрозят пальчиком и выпишут штраф на 30 тыр 😂

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Морозов

Вот бы все резко перестали скупать все на этих маркетплейсах, я бы посмотрел на их лица.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия А

Вот бы все резко подняли попы и пошли на рынок, как в старые времена. А то заказывают тут попу не поднимая!)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey S

На лица этих всех?)

Ответить
Развернуть ветку
aaa bbb

Россияне не китайцы, которые за пару суток в свое время устроили пачке брендов бойкот, от чего тем знатно поплохело.

Ответить
Развернуть ветку
MpCargo.ru

Хорошие новости для продавцов ✊

Ответить
Развернуть ветку
Деловой Крыжополь

Давно пора было приструнить этот беспредел, а то монополия правит в этой сфере!

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Солодченко

Мне нравится как у нас маркетплейсы работают. По началу ставят самые низкие цены, а как только появляется спрос, задирают их настолько, что уже легче оригинал купить!

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Краснов

Озон врет. Как только это внедрили, продажи упали в разы. При том, что они сравнивают наши цены без скидки самого озона с нашими ценами на Вб, с учетом скидки ВБ. Причем сами себе на яйца наступили. Кому интересно, могу подробнее пояснить.

Ответить
Развернуть ветку
Unwelcome Buddy

Было бы интересно почитать про это, если вам не сложно)

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Grablin

И ЦИАН проверьте, в конец уже ох*ели!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Михайлов

А что там ?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Довольный

Не думаю, что ФАС сидит и комменты здесь читает..

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ирина Родионова

Продавец безусловно должен иметь право устанавливать цену, которую считает нужно, но с другой стороны ставить сильно низкую ему невыгодно, даже если этот товар естественно будут покупать, ставить цену сильно выше чем у конкурентов тоже и выходит, что цены итак выходят примерно у всех одинаковые независимо от площадки

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кузнецов

И какой вывод?

Ответить
Развернуть ветку
Водяной

Прошу фас проверить yandex

Ответить
Развернуть ветку
Александр

бог вам в помощь

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
marina

лайк

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ростников

МП офигели уже в край, правильно, пусть их напрягут немного

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Кузин

Фас на эти маркетплейсы, так им и надо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Соломатов

что ж ,жду вердикт от ФАС , интересно поглядеть на развязку событий

Ответить
Развернуть ветку
118 комментариев
Раскрывать всегда