{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ввести в состояние потока: что общего у казино и розничных магазинов Статьи редакции

Они преследуют одну цель: удержать посетителя и заставить его потерять счёт времени и денег.

Источник фото: «Пятёрочка»

Конспект заметки The Hustle.

Поездка в торговый центр за подарком другу нередко заканчивается покупкой неоправданно дорогого свежевыжатого сока в «корнере» у эскалатора, примеркой пары-тройки вещей для себя и незапланированным перекусом в ресторанном дворике.

Прогуливаясь к выходу под рассеянным искусственным светом, человек уже и не помнит, как давно приехал, и осознаёт, что ничего нужного так и не купил. Сам он себя корит за пустую трату времени и денег, а вот для владельцев ТЦ он — идеальный покупатель.

Пример, как загонять посетителя в своё «магнитное поле», одной из первых подала индустрия казино. В 1931 году, когда в Неваде легализовали азартные игры, в каждом заведении висели часы, однако вскоре они исчезли — и вовсе не по прихоти владельцев игорных точек.

На часы жаловались сами игроки и грозились впредь не приходить, если управляющие к ним не прислушаются. Увлечённые игрой, они «сбегали от реальности», а словно спешащие куда-то стрелки волей-неволей возвращали их на землю.

По той же причине в казино практически не бывает естественного света. Вред от него в 1970-х заметил глава Castaways на Лас-Вегас-Стрип Билл Фридман. Едва солнце начинало восходить и освещать игорные зоны, как 90% клиентов тут же бросали игру и разъезжались по домам. Глядя на солнечные лучи, они понимали: впереди целый день, а за стеклом — полный дел мир.

Стоило Фридману затемнить стёкла, и «массовый исход» прекратился.

Источник: CNN

Среди других решений, которые Фридман в своё время внедрял у себя и позже советовал тем, кто покупал у него консультации:

  • Низкие потолки, «лабиринты» и более укромные уголки для автоматов. Расхаживая по казино, клиент ощущает, что вокруг кипит жизнь, но при этом во время самой игры может сконцентрироваться.
  • Вместо песен — негромкие инструментальные композиции или «звуки казино». По песням игроки чутче чувствуют ход времени, заключили исследователи.
  • Ничего вычурного в интерьере. Всё внимание должно быть приковано к автоматам.

В отсутствие отвлекающих факторов посетитель проваливается в потоковое состояние, в котором время застывает, пространство сжимается, а ценность денег — стирается. В том числе поэтому он продолжает играть, даже если уже проигрывает, словно совершенно не тревожась о будущем.

«Работать настолько приятно, что деньги неважны»: кем был создатель «теории потока» Михай Чиксентмихайи Статьи редакции

Американский психолог Михай Чиксентмихайи искал ответ на вопрос, что делает человека счастливым. Его главная теория показала, что в любой деятельности результат и вознаграждение — это не главное, а стремление к благополучию нужно поддерживать и на рабочем месте.

Аналогичную цель преследует и ритейл: удержать покупателя, показать ему как можно больше товаров и подтолкнуть к покупке того, что ему, скорее всего, и не нужно.

По данным учёных Бангорского университета в Уэльсе, мозг удерживает покупателя от сомнительных финансовых решений в течение всего 23 минут.

После этого рациональное уступает эмоциональному: клиент охотнее «клюет» на маркетинговые предложения и тяжелее справляется с подсчётами выгоды. То есть сначала он старается обращать внимание, например, на соотношение цены и качества. Но чем больше проходит времени, тем охотнее он купит что-нибудь просто для поднятия настроения.

А через 40 минут пребывания в магазине мозг и вовсе «отключается», пишет The Hustle.

До 22 минут в магазине — «$49 за эту ерунду?!»; 23-39 минут в магазине — «Порадую себя»; свыше 40 минут — «М-м-м... магазинные крендели»

Торговым центрам удержать потребителя проще, поскольку на их территории продаются товары всевозможных категорий.

Продуктовым магазинам труднее, ведь большинство их клиентов точно знают, зачем пришли, и потому стараются побыстрее расправиться с покупками. Тут-то на помощь компаниям и приходят практики казино:

  • Часы не вешать, а окна с видом на улицу закрыть.
  • Вынудить посетителя бродить по магазину как по лабиринту, чтобы ему на глаза попались те товары, к которым он, возможно, и не подошёл бы. Так делает, например, IKEA.
  • Музыка — медленная. В 1980-х учёные выяснили, что темп звучащих мелодий влияет на скорость, с которой действуют покупатели: чем он размереннее, тем неторопливее человек.
  • Принцип оформления залов — чем скучнее, тем лучше. Внимание должны приковывать красочные упаковки и яркие ценники со скидками.

Эти и другие решения магазины используют годами. (Посетители российских «Пятёрочек», например, первое время недоумевали из-за хаотично уложенной плитки. Некоторые списывали это на халтурность рабочих. Согласно другой неофициальной версии, рябящее в глазах покрытие вынуждает посетителя смотреть на полки повыше, где располагаются товары подороже — vc.ru).

Брендбук «Пятерочки»
Брендбук «Пятерочки»

Большинство отвлекающих факторов магазинам удаётся устранить, однако с одним пока никак не справиться, и это смартфоны. Всего одно уведомление, и человек выпадает из «потока», смотрит на время и вспоминает о бытовых заботах.

Универсального решения этой проблемы пока нет, но помочь в теории могли бы новые технологии — в частности виртуальной реальности, считает один из собеседников The Hustle. Надев на человека гарнитуру, можно отрезать его от внешнего мира и всех тех, кто захочет пожурить его за расточительность.

Навигация по IKEA. Источник: Popsugar
0
38 комментариев
Написать комментарий...
Александр Ничипоренко

Это не состояние потока, а какой-то зомби квест хождения по ТЦ.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бабин

любое хождение по большому ТЦ превращается в зомби квест особенно если ты неосмотрительно пришел туда голодным

Ответить
Развернуть ветку
сплошное разочарование

Эта плитка сводит меня с ума

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

она делает это, чтобы потом вас свели с ума премиальные макароны за 400 рублей вон с той четвертой полки

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Я худший покупатель/посетитель в этом плане, тот самый человек со списком ))

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

где ведешь списки? в приложении каком-то, в заметках или на бумаге?

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

По разному. В заметках создал "список покупок" и отмечаю точкой по ходу движения, а иногда в приложении стора закидываю товары в корзину и также иду по нему.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мардюков

Ага

Ответить
Развернуть ветку
Отрицательный Веган

Полина, а почему Ваша вчерашняя статья была распубликована?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Фигасе, тут фанклуб. Тогда присоединюсь к вопросу! И что за материал распубликовали?

Ответить
Развернуть ветку
Отрицательный Веган

Про бизнес-подписку Телеграма. Это Депрессивный Опуссум, к слову.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

привет! допустили ошибку, когда публиковали

Ответить
Развернуть ветку
Отрицательный Веган

А её возврат будет? Мне важно знать мнение сообщества о разнице стоимости для пользователей разных платформ.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

новость про это будет, когда стоимость подписки объявит сама компания.

Ответить
Развернуть ветку
Отрицательный Веган

Ааа... Видимо на другом ресурсе, где я встречал новость, взяли неизвестно откуда 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Afonin

главное не видитесь на товары на кассе-это ловушка ,вам не нужны эти прикольные конфетки !вы уже взрослый 😁

Ответить
Развернуть ветку
Dima

чаще всего кассиру за них идет какой-то бонус, я иногда беру только чтоб помочь этим работягам

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Охуеть ты благотворитель! Там дай бог 1% бонуса — ничем в себе не отказывайте.

Ответить
Развернуть ветку
Dima

тогда зачем они так сильно тебе его навязывают?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Потому что это один из скриптов, а за невыполнение скриптов премию срежут.

Ответить
Развернуть ветку
Dima

каждому причем предлагают, думаешь тайных покупателей ждут?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Скрипт — предлагать каждому. Не будешь предлагать останешься без премии.

Ответить
Развернуть ветку
Dima

а кто узнает, если будешь через раз предлагать?)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Проверяющий.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

В казино то еще работает теория вероятности, чем больше попыток, тем меньше шансы, у магазинов такой задачи нет, некоторые конечно пытаются, но видно теорией игр у них плохо))).

Ответить
Развернуть ветку
Артём Кречетов
Они преследуют одну цель: удержать посетителя и заставить его потерять счёт времени и денег.

ох, уж эти коварные планы впихнуть клиенту путем разных способов товар , даже освещение и то , оказывает влияние

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Даже запах))), не всегда запах из кофейни или кондитерской натуральный.

Ответить
Развернуть ветку
Hotaru

В этом плане нравятся онлайн магазины с продуктами, типо перекрестка. Сразу видно итоговую сумму чека, если зашёл условно закупиться на 5 тыс. на 5 тыс. и закупишься. Кстати цены от оффлайна вообще ничем не отличаются, в отличие от той же Яндекс лавки, где средний чек из трёх вкусняшек уже на тысячу рублей

Ответить
Развернуть ветку
Dima

и можно не париться заказать себе сразу на неделю и не таскать эти пакеты, когда нет авто это трудновато

Ответить
Развернуть ветку
evgeniyaniya

Никогда не задумывался об этой параллели между казино и розничными магазинами

Ответить
Развернуть ветку
Danila Poyarkov

Что общего у казино, розничных магазинов и vc.ru?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Кобозев

Что, интересно, должно такого появится в перетёрочке "у дома", чтобы человек пришел и вдруг набрал телегу чего-либо незапланированного? Там же ассортимент крайне слабо меняется с годами и думаю у каждого есть какой-то определенный паттерн по продуктам. Просто проходишь по точкам, где лежат овощи, консервы, мясо, молочка, бакалея, к чай и т.д. и берешь все, что берешь обычно. Да, некоторые магазины, вроде магнитов, периодически занимались внезапными "перестановками" всего и вся, но сейчас вроде перестали. Когда в магазине внезапно менялась планировка это вызывало скорее раздражение, нежели желание купить больше. А раскладка товаров запоминается за пару-тройку обходов магазина.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гороненков

Интересно, как техники удержания клиентов в казино могут быть адаптированы для использования в розничных магазинах.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Сушков

о есть во всем есть своя логика? страшно становится...

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мардюков

Просто нужно ходить с определенной целью и понимать сколько можешь махнуть, если занесет

Ответить
Развернуть ветку
Ян Тороп

Фактически, это некий психологический трюк, который применяется для того, чтобы удержать клиента подольше и, возможно, заставить его сделать больше покупок

Ответить
Развернуть ветку
Dima

а еще в магазинах есть такая фича что-то дешевое прятать, чтоб его реже покупали и они кладут сладости именно на уровне глаз детей, поэтому когда идешь с ребенком получается полная корзина каких-то конфет и шоколада ну или громкий визг, когда ты им ничего не покупаешь)

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда